Силуанов предложил ведомствам урезать траты на 10%. Речь шла о так называемых незащищенных расходах бюджета (за исключением подлежащих непременному исполнению обязательств, прежде всего социальных). Высвободившиеся траты могут быть перераспределены.
Участники заседания, представляющие распорядителей бюджетных средств, отреагировали в основном негативно, хотя и были согласны с тем, что оптимизировать расходы нужно. В ответ практически все выступающие предлагали разрешить ведомствам самостоятельно определить, какие расходы для них в приоритете, а от каких можно отказаться, вместо того чтобы сокращать траты по всему периметру программ.
Минфин обосновывал необходимость «фронтального сокращения» трат растущим разрывом между расходами и доходами. В качестве одной из альтернатив предлагалось нарастить заимствования, но представитель ЦБ, также участвовавший во встрече, выступил резко против. Он объяснил свою позицию возникающим перекосом в кредитовании госсектора, что ограничивает коммерческим компаниям доступ к займам. Знакомый с ходом дискуссии собеседник отметил, что в прогнозах Минфина не были учтены ряд факторов: ускорение ВВП, сильная динамика доходов, изменившиеся реалии по курсу рубля. Впрочем, другой источник, близкий к правительству, уточнил, что Силуанов в своей презентации ориентировался на более свежие оценки по сравнению с последним официально утвержденным прогнозом социально-экономического развития. Но он добавил, что вопросы были даже не столько к сумме расходов и их источникам, сколько к тому, что не были учтены ряд новых трат, в том числе обозначенных президентом. Так или иначе решений пока не принято, Минфин будет дорабатывать свои предложения, отметил знакомый с ходом дискуссии собеседник.
ВВП России по итогам года может увеличиться на 1,5–2%, говорил президент Владимир Путин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Согласно опубликованному в апреле прогнозу Минэка, ожидалось, что экономика вырастет на 1,2%.
Как ранее писали «Ведомости», власти ожидают в этом году сверхплановых ненефтегазовых доходов бюджета на сумму от нескольких сотен миллиардов до более 1 трлн руб.
Именно этот вид поступлений является одним из главных ограничителей общей величины расходов, по крайней мере формально. Кроме этого еще около 1 трлн руб. уже поступило в бюджетную систему от налогоплательщиков, но пока не учтено в составе доходов – средства в соответствии с новой практикой отражаются на едином налоговом счете, где они и будут находиться до наступления момента налоговых обязательств.
Приоритизация стала модной
Расходы на следующий год, согласно закону о федеральном бюджете на 2023 г. и плановый период 2024–2025 гг., принятому прошлой осенью, ожидались в сумме 29,4 трлн руб. Но, вероятно, они могут быть и больше в случае сохранения всех предполагаемых трат. Согласно актуальной росписи расходов на 2023 г., их сумма уже выросла на 900 млрд руб. по сравнению с законом о бюджете, и, как ожидают эксперты, по итогам года этот разрыв с запланированными параметрами еще более увеличится.
На законодательном уровне нет разделения расходов бюджета на защищенные и незащищенные. Как правило, под первыми понимаются прежде всего соцобязательства: пенсии, пособия, зарплаты бюджетникам и т. д. Расходы по разделам, которые теоретическим могут быть отнесены к защищенным, – соцполитика, здравоохранение, образование, расходы на выплату процентов по госдолгу и трансферты регионам – составляют 12,9 трлн руб. Кроме них, вероятно, не подпадают под сокращение траты на оборону и госбезопасность – в сумме на них было предусмотрено 9 трлн руб. Незащищенные расходы могут находиться в таких разделах, как общегосударственные вопросы (2 трлн руб. на 2024 г.), национальная экономика (3,5 трлн руб.), охрана окружающей среды (318 млрд руб.) и т. д.
Минфин не впервые предлагает ведомствам отказаться от 10% расходов – это уже в целом стало регулярной практикой. Аналогичным образом министерство поступило и в прошлом году, писали «Ведомости». Тогда секвестр потребовался для включения в бюджет новых расходов, но защищенных статей он также не коснулся. Минфин проводил сокращения по незащищенным статьям расходов на 10% и в пандемийном 2020 году для обеспечения сбалансированности бюджета на 2021–2023 гг. Тогда же было принято решение уменьшить финансирование госпрограммы вооружений на 5% и отказаться от индексации зарплат чиновников. В результате в 2021 г. было сэкономлено 927 млрд руб., отчитывалось ведомство.
Приоритизация расходов бюджета стала одним из главных лейтмотивов прошедшего ПМЭФа. О ее необходимости говорили все спикеры главной сессии по экономике: министр финансов Антон Силуанов, глава Минэкономразвития Максим Решетников, председатель Банка России Эльвира Набиуллина, помощник президента Максим Орешкин. «У нас очень много таких трат, которые сто лет не пересматривались. Понимаете, они уже сидят у нас в голове, как будто это незыблемо. Ничего сейчас незыблемого нет, все это надо заново сейчас пересмотреть, это большой ресурс», – отметил, в частности, Силуанов. Решетников сказал, что есть два пути у этого процесса. Первый – традиционный, предполагающий сокращение всех расходов и их перераспределение на приоритетные направления. Второй – более сложный и болезненный, которым предусматривается выборочное снижение трат вплоть до полного отказа от неэффективных программ.
Эту же точку зрения поддержал первый вице-премьер Андрей Белоусов (не принимал участия в панели). Он отметил, что, по экспертным оценкам, 10–15% от нынешнего объема трат может быть оптимизировано без возникновения системных рисков.
Понятная экономия
В текущей ситуации суммарный объем расходов по фактически незащищенным статьям составляет порядка четверти от всех запланированных расходов федерального бюджета на 2024 г., а именно 7,5–8 трлн руб., оценил эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Эмиль Аблаев. Таким образом, сокращение незащищенной части расходов на 10% может высвободить для перераспределения около 750–800 млрд руб.
За последние несколько лет расходы федерального бюджета выросли более чем в 1,5 раза, что лишь отчасти было обеспечено увеличением доходной базы, напомнил Аблаев. Именно с целью сдержать дальнейший рост расходов и снизить риски структурной разбалансировки системы было довольно быстро восстановлено действие бюджетного правила, которое даже в действующем смягченном формате ограничивает дефицит, отметил он. Целью обсуждаемого сокращения, видимо, выступает более эффективное использование ресурсов и обеспечение устойчивости системы, считает Аблаев. Но фронтальный секвестр может быть не лучшим вариантом. В случае если министерствам и ведомствам будет предложен выбор самостоятельно определить, от каких расходов и в каком объеме они могут отказаться, то они могут сделать его в пользу текущих расходов в ущерб инвестиционным, опасается эксперт.
Современная экономическая наука говорит следующее: если расходы бюджета растут временно (из-за изменения циклического состояния экономики или в рамках контрциклической политики), эти расходы можно профинансировать с помощью выпуска нового долга или ранее сохраненных средств (ФНБ), подчеркнул руководитель направления аналитики корпоративного бизнеса банка «Дом.РФ» Григорий Жирнов. Если же расходы растут структурно, т. е. надолго, то для их фондирования нужно повышать налоги, чтобы дефицит бюджета не приводил к дестабилизирующему росту госдолга, отметил он.
В случае нежелания или невозможности увеличивать налоговую нагрузку придется сокращать расходы, констатирует экономист. На практике финансовых ограничений для финансирования дефицита бюджета нет, считает Жирнов. При желании Минфин может покрыть дефицит выпуском флоатеров, которые с удовольствием купят банки, продолжил он. Общий объем госдолга сохранился на минимальных значениях и составил 14,9% ВВП, отметил 3 июля Силуанов, представляя в Госдуме итоги исполнения бюджета за 2022 г. «Это тоже наше преимущество, поскольку прошлый год и текущий год мы прошли хоть и увеличив заимствования, но обеспечив стабильность на финансовых рынках», – заявил министр.
Динамика ненефтегазовых доходов бюджета складывается лучше плана, согласился Жирнов. Они могут превысить ожидаемые значения на 800 млрд руб. При этом нефтегазовые, несмотря на ослабление курса, вряд ли смогут достичь плановых значений, хоть и приблизятся к ним, отметил он. Основное влияние на снижение нефтегазовых доходов оказывает сокращение экспорта газа в дальнее зарубежье, писали ранее «Ведомости». Но главный вопрос для бюджетной политики связан не столько с доходами, сколько с динамикой расходов в ближайшие три года и возвратом к бюджетному правилу, резюмировал Жирнов.