Госзаказчику законно возместили убытки по замещающей сделке из средств гарантии, решили суды
Стороны заключили контракт на услуги уборки. Исполнение обеспечили гарантией. До начала оказания услуг контрагент предложил расторгнуть сделку по соглашению из-за удорожания расходников. Поскольку договориться не удалось, он уведомил заказчика об одностороннем отказе.
Заказчик против отказа не возражал, но сообщил, что удержит разницу в цене расторгнутого и нового контрактов из средств гарантии. Позже он так и поступил. Исполнитель обратился в суд, чтобы взыскать неосновательное обогащение.
Три инстанции в иске отказали:
- замещающую сделку заключили из-за немотивированного отказа исполнителя от контракта. ГК РФ обязывает его в таком случае компенсировать заказчику убытки. Гарантия обеспечивала их возмещение, значит, выплату произвели законно;
- то, что обязательства не исполнили из-за форс-мажора, не доказали. Контрагент не смог оказать услуги не из-за удорожания материалов, а по причине своего же демпинга - снижение цены по итогам закупки составило более 64%.
Отметим, убытки по замещающей сделке можно возместить, даже если контракт расторгли по соглашению. В практике есть такой пример.
Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 27.06.2023 по делу N А03-7527/2022
Минфин напомнил: Закон N 223-ФЗ не допускает коллективного участия в закупках среди СМСП
Ведомство сообщило: несколько юрлиц или ИП не могут выступать на стороне одного участника в закупке среди СМСП, поскольку в Законе N 223-ФЗ нет положений, которые позволяют это сделать.
Ранее Минфин уже озвучивал эту позицию. Ее также разделяют Санкт-Петербургское и Краснодарское УФАС.
К сходным выводам недавно приходил и АС г. Москвы. Суд, в частности, отметил:
- закупки среди СМСП регулирует спецнорма. Она не учитывает подачу коллективных заявок, поскольку их рассмотрение требует анализа дополнительных документов и сведений, запрашивать которые заказчик не может;
- коллективное участие не отвечает целям закупок у СМСП, так как снижает вероятность победы малых компаний и ИП.
Отметим, в практике есть и другое мнение.
Документ: Письмо Минфина России от 20.06.2023 N 24-07-09/56775
Медицинские закупки с указанием товарного знака: разработан порядок формирования перечня продукции
При приобретении медизделий и лечебного питания по решению врачебной комиссии, в описание объекта закупки можно включать товарный знак без эквивалента. Важное условие - продукция есть в специальном перечне. Минздрав предложил порядок его формирования.
Среди прочего планируют, что организация, которая оказывает помощь пациенту, направит в Минздрав электронное заявление о включении в перечень медизделия и (или) лечебного питания. Его подпишут квалифицированной ЭП.
Товары для перечня должны будут отвечать критериям, например:
- по медизделию нет решения о приостановлении его применения или об изъятии из обращения;
- питание применяют для лечения орфанных заболеваний.
В заявлении среди прочего приведут сведения о регистрации соответствующего товара и о заболевании пациента. К нему приложат копии протокола заключения врачебной комиссии либо консилиума врачей указанной организации с подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица. В таком заключении приведут, в частности, сведения о неэффективности применения для конкретного пациента иных медизделий и (или) лечебного питания.
Информацию о принятом решении разместят на сайте Минздрава. Последнее же проинформирует о нем заявителя. При положительном решении ведомство также сформирует проект нормативного правового акта об утверждении или изменении перечня.
Общественное обсуждение проекта завершат 19 июля.
Документ: Проект постановления Правительства РФ