Участника госзакупки с доптребованиями отстранили по формальным основаниям - УФАС нашло нарушение
Заявку в закупке проектных работ отклонили за несоответствие доптребованиям. Заказчик принял такое решение, поскольку участник представил в подтверждение опыта среди прочего акт оказанных услуг вместо акта выполненных работ.
Участник возразил. Заказчику передали все нужные документы, в частности: договор, акт оказанных услуг и положительное заключение госэкспертизы. При этом название спорного акта не меняло его сути.
Контролеры поддержали участника:
- постановление о доптребованиях не определяет конкретные формы документов, которыми участники подтверждают опыт. Это не повод отклонять заявки;
- из документов участника следовало, что он имел нужную квалификацию. Он подтвердил, что выполнял сопоставимые с объектом закупки работы. То, что в акте приемки их назвали услугами, неважно;
- формальный подход заказчика ограничил число участников. Его действия не отвечали принципам и целям госзакупок.
К сходным выводам приходило Красноярское УФАС. Контролеры среди прочего отметили: заказчики должны учитывать содержание документов независимо от их названия.
Документ: Решение Омского УФАС России от 10.07.2023 N 055/06/106-779/2023
Госзаказчика не предупредили о допработах - суды не взыскали их оплату
Стороны договорились о строительстве моста. При исполнении контракта подрядчик выявил, что реальный объем работ не соответствовал сметному: мост оказался длиннее более чем в 2 раза. Позже заказчика попросили оплатить допработы, но он отказал.
Три инстанции деньги не взыскали:
- допработы не согласовывали. Локальные сметы заказчик не подписывал, соглашение стороны не оформляли;
- о том, что контракт нельзя исполнить, подрядчик не заявлял, строительство не останавливал;
- о необходимости в допработах заказчику не сообщали. С просьбой об их оплате подрядчик обратился уже после приемки;
- неотложность спорных работ не доказали. До заключения контракта подрядчик знал об условиях его исполнения.
Доводы о согласовании допработ в переписке суды отклонили, поскольку не увидели последовательного, явного и утвердительного согласия заказчика на увеличение цены контракта.
Отметим, в практике есть пример, когда с заказчика взыскали плату за допработы. Суды решили, что их согласовали конклюдентными действиями и перепиской, а отсутствие письменного предупреждения не освобождало заказчика от оплаты.
Документ: Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 17.07.2023 по делу N А58-3710/2022
С 15 августа случаев заключения госконтрактов в упрощенной форме станет больше - закон опубликован
При закупках у единственного поставщика для специальной военной операции, выполнения задач по обеспечению обороны и безопасности государства заказчики смогут заключать сделки в любой форме для их совершения согласно ГК РФ. Ряд обязательных требований Закона N 44-ФЗ к контракту, например об ответственности сторон, можно будет не применять.
Новшеством смогут воспользоваться, в частности, заказчики из спецперечня, в т.ч. их подведомственные госучреждения и ГУП.
Документ: Федеральный закон от 04.08.2023 N 443-ФЗ
Единственный поставщик: подписан закон о новом основании для региональных медицинских госзакупок
С 1 июля 2024 года региональные органы исполнительной власти, госучреждения (в т.ч. муниципальные учреждения муниципальных образований субъекта РФ) смогут приобретать неконкурентным способом среди прочего:
- лекарства;
- лечебное питание;
- медизделия;
- средства для дезинфекции.
Провести закупку разрешат у таких единственных поставщиков:
- ГУП субъекта РФ;
- АО, если 100% его акций принадлежат субъекту РФ.
Для подобных закупок предусмотрели нюансы. Например, нужно будет уведомлять о заключении контракта контрольный орган.
С 4 августа 2023 года до 30 июня 2024 года включительно указанные заказчики могут закупать в том числе перечисленные товары у ГУП субъекта РФ, если региональными законодательными актами на него возложили полномочия по их поставке для этих заказчиков.
Документ: Федеральный закон от 04.08.2023 N 444-ФЗ
Предельный размер обязательств на первом уровне строительной СРО увеличат с 15 августа 2023 года
Члены строительной СРО с первым уровнем ответственности смогут выполнять строительство, реконструкцию, капремонт и снос объектов капстроительства на сумму не более 90 млн руб. в рамках одного договора. Сейчас цена работ для этого уровня - не выше 60 млн руб.
Скорректируют и максимальный размер обязательств члена СРО по строительным договорам, которые заключают на торгах. Совокупный предел для первого уровня ответственности увеличат с 60 млн до 90 млн руб.
Минимальные размеры взносов в компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств не повысят.
Документ: Федеральный закон от 04.08.2023 N 435-ФЗ