• АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ 2022 - 2023
На 90 календарных дней со дня окончания прохождения военной службы или оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, продлен срок предоставления отсрочки от уплаты арендной платы арендаторам имущества, находящегося в собственности края, являющимся физическими лицами, в том числе индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в которых одно и то же физическое лицо является единственным учредителем (участником) и его руководителем. В связи с этим задолженность по арендной плате будет погашаться по истечении указанного срока. Также на этот период распространен запрет на применение мер ответственности за несоблюдение арендатором порядка и сроков внесения арендной платы, а оплата коммунальных платежей, связанных с арендуемым имуществом, возложена на арендодателя.
Аналогичные дополнения внесены в условия предоставления отсрочки и возможности расторжения договоров аренды имущества, закрепленного на праве оперативного управления за краевыми учреждениями или на праве хозяйственного ведения за краевыми предприятиями. Кроме того, все условия предоставления отсрочки и возможности расторжения указанных договоров распространены на исполнительные органы края.
• КОРОНАВИРУС
Утратило силу распоряжение Правительства края от 26.05.2021 N 433-рп об освобождении от работы (службы) на два рабочих дня с сохранением места работы (должности) и денежного содержания (заработка) со дня вакцинации (ревакцинации) от новой коронавирусной инфекции либо со следующего за ним дня лиц, замещающих государственные должности края в Правительстве края, государственных гражданских служащих и лиц, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы края, в иных исполнительных органах края, администрации Губернатора и Правительства края.
• КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
В Законе края от 22.09.2015 N 110 "Об отдельных вопросах осуществления общественного контроля в Хабаровском крае" уточнено, что создание рабочей группы Общественной палаты края по общественному контролю является правом, а не обязанностью Общественной палаты. Согласно дополнению, также может создаваться комиссия по общественному контролю. Уточнено, что организатором общественных проверок органов государственной власти края и государственных организаций края выступает Общественная палата края (ранее - рабочая группа по общественному контролю), а организатором общественной экспертизы актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов государственной власти края и государственных организаций края, за исключением определенного случая, - Общественная палата края или общественный совет при соответствующем органе государственной власти края (ранее - рабочая группа по общественному контролю).
Скорректирован порядок формирования Общественной палаты края, установленный Законом края от 21.12.2016 N 228 "Об отдельных вопросах организации деятельности Общественной палаты Хабаровского края". Урегулированы вопросы возмещения Общественной палатой края расходов, связанных с осуществлением полномочий членов общественной наблюдательной комиссии, образованной в крае, и оказания содействия в материально-техническом и информационном обеспечении деятельности указанной комиссии.
Из Закона края от 25.07.2007 N 131 "О муниципальной службе в Хабаровском крае" исключено положение о перерасчете размера пенсии за выслугу лет в случае изменения размера страховой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с законодательством о страховых пенсиях.
Полномочия Законодательной Думы края, установленные Законом края от 25.06.2003 N 124 "Об основах управления и распоряжения государственной собственностью Хабаровского края", дополнены определением порядка охраны и использования выявленных объектов культурного наследия. На Правительство края возложено принятие решения об использовании выявленных объектов культурного наследия юридическими лицами и гражданами.
Скорректирован Закон края от 23.11.2011 N 130 "О государственной инвестиционной политике в Хабаровском крае". Согласно дополнению, уполномоченный Правительством края исполнительный орган края в сфере транспорта и дорожного хозяйства или юридическое лицо, определенное уполномоченным органом, вправе контролировать исполнение соглашения о муниципально-частном партнерстве, объектом которого являются объекты транспортной инфраструктуры и технологически связанные с ними транспортные средства, обеспечивающие деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования, в котором край является самостоятельной стороной такого соглашения и публичным партнером по которому выступает муниципальное образование края. Также определено, что указанные уполномоченный орган и юридическое лицо вправе контролировать исполнение концессионного соглашения, объектом которого являются указанные выше объекты, а край является самостоятельной стороной такого соглашения и концедентом по которому выступает муниципальное образование края.
• ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
С 01.09.2023 из полномочий Правительства края, установленных Законом Хабаровского края от 26.07.2005 N 290 "Об отдельных вопросах в области создания, функционирования и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий краевого и местного значения", исключается утверждение схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения и территориальных схем охраны природы.
Закон Хабаровского края от 29.07.2015 N 104 "О регулировании земельных отношений в Хабаровском крае" дополнен положением, предоставившим заинтересованным исполнительным органам края, органам местного самоуправления, юридическим лицам и гражданам право обратиться в исполнительный орган, реализующий государственную политику в сфере агропромышленного комплекса, с ходатайством об изменении в отдельных случаях одного вида сельскохозяйственного угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности края, на другой вид.
В Законе Хабаровского края от 27.03.2019 N 409 "О развитии садоводства и огородничества в Хабаровском крае" на последнюю субботу октября перенесена дата проведения краевого Дня садовода и огородника.
Установлено исключение, когда цена продажи земельного участка определяется не на дату подачи заявления о заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов. Теперь она определяется на дату заключения договора, если в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка, полученной по итогам проведения государственной кадастровой оценки, и она оказалась ниже кадастровой стоимости, которая была внесена в реестр на дату подачи заявления.
• СЕМЬЯ
Уточнено, что в полномочия должностных лиц специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, входит уведомление администраций организаций, из которых ушли их воспитанники, не только о месте их пребывания, но и о возможности возвращения воспитанников в соответствующую организацию.
Утратило силу постановление Правительства края от 31.08.2015 N 279-пр, утвердившее Положение об организации наставничества в отношении семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, проживающих на территории края.
• ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
С 01.09.2023 специальные мероприятия, способствующие повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, дополняются сопровождением при содействии занятости инвалидов в соответствии с законодательством о занятости населения, а также организацией сопровождаемой трудовой деятельности инвалидов (трудовой деятельности инвалидов трудоспособного возраста, в том числе на специальных рабочих местах, осуществляемой с помощью других лиц).
• СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Дополнительно определено требование к кредитной организации, через которую производится доставка доплаты к пенсии, о ее участии в национальной системе платежных карт. Из перечня оснований для перерасчета доплаты к пенсии исключены: изменение размера страховой пенсии по старости (инвалидности), с учетом которого определен размер доплаты к пенсии; изменение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), с учетом которых исчислена доплата к пенсии.
Право на единовременную денежную выплату предоставлено лицам, заключившим контракт о прохождении военной службы в отдельных именных подразделениях, формируемых (сформированных) Министерством обороны РФ в Хабаровском крае, до 01.03.2023.
Согласно дополнению, заявителем может быть гражданин Российской Федерации либо иностранный гражданин или лицо без гражданства. Перечень документов, представляемых заявителем самостоятельно, дополнен: документом, подтверждающим, что заявитель является законным представителем ребенка (при личном обращении); справкой с места учебы совершеннолетнего ребенка (детей) заявителя, подтверждающей обучение по очной форме в образовательной организации любого типа независимо от ее организационно-правовой формы (за исключением образовательной организации дополнительного образования) (при наличии таких детей в семье); документом, необходимым для получения компенсации части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за ребенком, осваивающим образовательную программу дошкольного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с критериями нуждаемости; согласием лиц, указанных в заявлении, на обработку их персональных данных (при личном обращении); документами, подтверждающими сведения о регистрации (расторжении) брака, выданными компетентными органами иностранных государств, и перевод на русский язык (при регистрации (расторжении) брака на территории иностранного государства). Отдельные документы исключены из указанного перечня. Скорректированы основания для отказа в приеме документов для получения услуги и основания отказа в ее предоставлении. Уточнено, что основанием для приостановления предоставления услуги является возникновение необходимости дополнительной проверки документов или обстоятельств, препятствующих проведению проверки в рамках межведомственного взаимодействия указанной заявителем информации. Ранее таких оснований предусмотрено не было.
Услуга оказывается центром бухгалтерского учета и ресурсно-правового обеспечения образования родителям (законным представителям) ребенка (детей), оплатившим путевку, либо их представителям. Для получения услуги необходимо представить путем загрузки на портале государственных и муниципальных услуг (функций) края: заявление; копию документа, удостоверяющего личность заявителя; копию свидетельства о рождении ребенка (детей); копии документов, подтверждающих права законного представителя опекаемого, подопечного ребенка (детей); платежный документ, подтверждающий оплату путевки заявителем; обратный талон к путевке, подтверждающий пребывание ребенка (детей) на смене; реквизиты банковского счета заявителя для перечисления денежных средств. Заявление формируется посредством заполнения электронной формы заявления на портале услуг без необходимости дополнительной подачи его в какой-либо иной форме. Основаниями для отказа в предоставлении услуги определены отсутствие у заявителя права на компенсацию, а также пребывание ребенка в организации отдыха и оздоровления детей вне каникулярного периода.
• ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Внесены уточнения в Методику расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий Хабаровского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, определенную Законом Хабаровского края от 23.11.2011 N 146. Теперь при установлении норматива финансовых затрат на содержание в приютах отловленных животных без владельцев учитываются затраты на кормление животных в течение 10, а не 15 дней, как было ранее.
Порядок и методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), утвержденные Законом Хабаровского края от 29.09.2005 N 297, дополнены механизмом расчета дотации для вновь образованных муниципальных округов. Установлено, что при отсутствии значений налоговых баз за предыдущие отчетные периоды для вновь образованных муниципальных округов используются соответствующие налоговые базы муниципального района с учетом поселений, входивших в его состав, преобразованных в муниципальный округ. Ранее зависимость налоговых баз от времени устанавливалась по формуле на основе полученных значений налоговых баз за последние пять лет, предшествующих году проведения расчета подушевых налоговых доходов муниципальных образований, на расчетный год. Исключены срок и обязанность министерства финансов края направлять в администрации муниципальных образований исходные данные для проведения расчетов распределения дотаций на очередной финансовый год и плановый период. Изменен срок направления в администрации муниципальных образований проектов распределения дотаций, а также их расчета.
Аналогичные изменения в части сверки исходных данных и срока направления в администрации муниципальных образований проектов распределения дотаций внесены в Порядок распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, утвержденный Законом Хабаровского края от 29.09.2005 N 298.
Закон Хабаровского края от 26.12.2007 N 169 "Об установлении единых нормативов отчислений в бюджеты городских и сельских поселений, муниципальных районов и городских округов Хабаровского края от отдельных федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и региональных налогов, подлежащих зачислению в краевой бюджет" дополнен нормативами зачисления в бюджеты муниципальных округов края доходов от транспортного налога и УСН.
Документ вступает в силу с 01.01.2024.
Скорректирован Порядок определения размера и выплаты компенсации поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Хабаровского края, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), утвержденный постановлением Правительства края от 29.12.2015 N 480-пр. До 25 процентов снижена доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия оффшорных компаний, при непревышении которой российские юридические лица имеют право на участие в отборе для получения субсидии.
Аналогичное изменение внесено в Порядок определения размера и выплаты компенсации поставщикам услуг по социальной реабилитации, включенным в реестр негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих комплексную реабилитацию и ресоциализацию лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, в крае, утвержденный постановлением Правительства края от 09.10.2017 N 405-пр.
Внесенным в Порядок дополнением на администраторов доходов бюджета возложена обязанность по установлению регламента реализации полномочий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним. Также определены требования к содержанию регламента. На главных администраторов доходов бюджета возложено определение порядка действий администраторов доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним в досудебном порядке (с момента истечения срока уплаты соответствующего платежа в бюджет (пеней, штрафов) до начала работы по их принудительному взысканию). В новой редакции изложены источники доходов местных бюджетов Хабаровского края, закрепляемых за органами государственной власти (государственными органами) Хабаровского края, осуществляющими бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Трансферты предоставляются муниципальным образованиям края по итогам конкурсного отбора, проводимого комитетом по делам молодежи Правительства края. Для участия в конкурсе необходимо представить в комитет: заявку; концепцию программы комплексного развития молодежной политики; дорожную карту реализации программы; дизайн-проекты молодежных центров, создаваемых или развиваемых в рамках мероприятий программы; смету реализации мероприятий; гарантийные письма юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования края, физических лиц о готовности принять участие в реализации мероприятий программы в денежной и неденежной форме (при наличии); дополнительные материалы (при наличии). Конкурс проводится специально созданной комиссией в два этапа. Во время заочного этапа конкурса оцениваются заявки и документы муниципальных образований, допущенных к участию. По результатам расчета итогового балла на основании установленных критериев оценки формируется список участников, прошедших заочный этап конкурса и участвующих в очном этапе конкурса. Определены критерии оценки участников очного этапа конкурса, проводимого в форме защиты презентации программы. Победителям этапа предоставляются трансферты на основании соглашения, содержащего целевое назначение трансфертов, их размер, срок реализации мероприятий программы, план мероприятий ее реализации, обязательство о представлении отчетов. Установлен механизм расчета их объема.
• ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Сельское поселение Улика-Национальное включено в маршрут воздушных линий Хабаровск - Новокуровка - Победа.
С 01.09.2023 корректируются задачи министерства сельского хозяйства и продовольствия края, определенные Положением о нем, утвержденным постановлением Правительства края от 17.06.2015 N 140-пр. Уточнено, что в его задачи входит развитие на территории края мелиорации земель сельскохозяйственного назначения на основе воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения и земель, предназначенных для осуществления сельскохозяйственной деятельности (ранее - на основе сохранения и повышения плодородия земель).
Изменен Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям края на возмещение части затрат на реализацию проектов мелиорации, утвержденный постановлением Правительства края от 29.09.2017 N 395-пр. До 25 процентов снижена доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия оффшорных компаний в совокупности в уставном (складочном) капитале российских юридических лиц для возможности их участия в отборе для получения субсидий.
• ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
Прекращено действие (существование) предусмотренных Проектом зоны и их границ: охраняемый городской ландшафт; охраняемая планировочная структура; исторически ценное озеленение и благоустройство (парки, сады); элементы ценного озеленения и благоустройства; видовые точки панорамного восприятия ландшафта и городской среды; территории, предлагаемые для устройства зеленых насаждений общего пользования.
Пояснительная записка к Проекту зон охраны памятников истории и культуры центральной части г. Хабаровска изложена в новой редакции. Уточнено, что основными целями и задачами Проекта являются обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объектов культурного наследия центральной части г. Хабаровска (ранее - сохранение и регенерация индивидуального облика исторического городского центра, выявление и охрана всех имеющихся в историческом центре города историко-культурных ценностей, установление режимов нового строительства и реконструкции, которые сохраняют историческую застройку, ландшафт, индивидуальный облик и способствуют гармоничному функциональному развитию общегородского центра). Типами территорий с их границами и специальными режимами использования земель, которые содержатся в Проекте, теперь определены: территории памятников истории и культуры; зоны охраны объектов культурного наследия; археологически ценные территории. Ранее зоны охраны памятников подразделялись на территории недвижимых памятников истории и культуры, охранные зоны памятников, зоны регулирования застройки, зоны охраняемого ландшафта и зоны археологического культурного слоя.
Определено, что указанные выше изменения не затрагивают ранее установленные зоны охраны (объединенные зоны охраны) объектов культурного наследия центральной части г. Хабаровска, их границы, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон в составе охранной зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта.
Скорректирован Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации краевой государственной образовательной организации, муниципальной образовательной организации в крае, утвержденный постановлением Правительства края от 10.07.2014 N 221-пр. Критерии оценки последствий реорганизации или ликвидации образовательных организаций дополнены обеспечением продолжения предоставления и получения образования с учетом: демографической ситуации на конкретной территории; территориальной доступности других образовательных организаций, ведущих образовательную деятельность по реализации соответствующих образовательных программ, в том числе с учетом возможности организации транспортного сопровождения обучающихся к образовательным организациям или их круглосуточного пребывания в них; наличия возможности приема граждан в другие образовательные организации, ведущие образовательную деятельность по реализации соответствующих образовательных программ. В соответствии с этим уточнен перечень документов, прилагаемых к предложению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя образовательной организации, представляемому в комиссию по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации. В данный перечень включены: справка-подтверждение об учете мнения жителей сельского поселения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации, относящейся к типу общеобразовательной, расположенной в данном сельском поселении; справка-подтверждение об обеспечении продолжения предоставления и получения образования с учетом демографической ситуации на конкретной территории, территориальной доступности других образовательных организаций, ведущих образовательную деятельность по реализации соответствующих образовательных программ.
• ПРАВОСУДИЕ
Уточнено описание отдельных судебных участков.