Говорить о том, что что-то из них первично, — моветон. Но совершенно очевидно, что развитие больших инфраструктурных проектов естественным образом тянет за собой и инвестиции, и новые трудовые ресурсы.
В силу территориальной протяженности Дальний Восток требует особого подхода к развитию инфраструктуры. Необходимо стянуть этот макрорегион инфраструктурным каркасом, чтобы не только обеспечить связанность территорий между собой, но и исключить чувство «оторванности» для людей, проживающих в 9 часах лёта от собственной столицы. А качество жизни — в России это равно прежде всего качеству жилья — должно быть таким, чтобы люди не думали об отъезде. Соответственно, масштаб и скорость строительства должны приближаться к столичным.
С учетом исторически сложившихся условий задача перед регионом стоит не из простых. По мнению генерального директора Фонда «Институт экономики города» Александра Пузанова, дальневосточным агломерациям необходимо преодолеть отставание от других регионов страны, начавшееся в первой половине XX века, когда Дальний Восток финансировался по остаточному принципу.
Этой же точки зрения придерживается научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. По его мнению, уровень освоения этого региона исторически был очень низким, а для части территорий единственным поводом для капиталовложений была необходимость создания военно-промышленных баз, направленных против японцев в 1930‑е и китайцев в 1960-е годы. Плюс суровые климатические условия. «Поэтому нормально жить и эффективно работать на Дальнем Востоке можно только в том случае, если бытовая и логистическая инфраструктуры создаются до или, по крайне мере, одновременно с развертыванием экономических объектов», — уверен Журавлев.
Инфраструктурный форсаж
На этом фоне и строительство жилья, и инфраструктурные проекты приходится реализовывать форсированными темпами. Объем ввода жилья в эксплуатацию в регионе за три года увеличился вдвое, до 4,5 млн квадратных метров в год. Эксперты подчеркивают, что в таких городах, как Петропавловск-Камчатский и Благовещенск, столь масштабное строительство в последний раз велось при Советском Союзе.
4,5 млн м2 жилья сдано в эксплуатацию в прошлом году
Запредельными темпами строятся дороги и мосты. Так, начатое в мае 2020 года строительство нового моста через реку Зею — это один из крупнейших инфраструктурных проектов в Амурской области — уже практически завершено, причем со значительным опережением. 30 месяцев вместо предусмотренных госконтрактом 42 — с некоторых пор такие темпы перестали уже удивлять.
Та же картина с аэропортами. Реконструкция международного аэропорта Петропавловска-Камчатского «Елизово» началась в 2020 году, а сейчас готовность объекта превышает 90 %. Ускоренные темпы работы объясняются стратегической важностью объекта: это единственный аэропортовый комплекс в Камчатском крае, способный принимать крупные самолеты. Модернизация «Елизово» является важным условием для всего социально-экономического развития региона, в том числе и туризма. Первый самолет обновленная воздушная гавань готовится принять в 2024 году.
Еще более быстрым темпом шла реконструкция аэропорта Усть-Камчатска, в которую по госпрограмме «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры РФ» было инвестировано более 1,5 млрд рублей. За 40 лет работы аэропорт ни разу не ремонтировался, и это при том, что он имеет стратегическое значение, так как обеспечивает регулярное авиасообщение близлежащих населенных пунктов с Петропавловском-Камчатским и островом Беринга. Его модернизация началась в 2021 году и заняла меньше двух лет. После реконструкции его пропускная способность увеличилась с 2000 до 3500 тысяч пассажиров в год.
«В целом за последние годы в развитии инфраструктуры на Дальнем Востоке набраны хорошие темпы. Разумеется, решить проблемы, копившиеся десятилетиями, за несколько лет довольно сложно, но поступательное движение налицо», — отмечает доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета Михаил Хачатурян.
3,2 трлн рублей уже вложено в экономику Дальневосточного региона
Добиться таких впечатляющих результатов удалось благодаря постоянному вниманию со стороны федеральных, региональных и местных властей. Важными факторами также являются высококлассный менеджмент и хорошее финансирование программ, указывает Дмитрий Журавлев.
Гендиректор ООО «Инвестиционные технологии» Дмитрий Котровский отмечает особую специфику работы с инвесторами. «Если мы говорим о логистике, грузоперевозках, строительстве портов, инженерных сооружений, распределительных хабов, то государство должно создать для инвестора такие условия, при которых он бы понимал, что ему выгодно вкладываться в проект». Он убежден, что банки будут охотнее выделять и проектное финансирование, если задачи и сроки их реализации будут озвучены на федеральном уровне. Примером удачно сформулированной задачи и ее успешной реализации Дмитрий Котровский называет льготную ипотеку под 2%, предоставляемую на Дальнем Востоке в рамках реализации нацпроекта «Жилье и городская среда». Он напомнил, что власти заключили договоренности с крупными застройщиками, повысив привлекательность их участия в программе.
Длинные деньги
По словам зампреда правительства, полномочного представителя президента в ДФО Юрия Трутнева, в экономику макрорегиона уже вложено 3,2 трлн рублей. Инвестпрограмма предполагает обновление жилищного фонда, строительство социальных объектов и туристической инфраструктуры.
Юрий Трутнев считает, что предоставление субсидии из федерального бюджета на развитие инфраструктуры инвестиционных проектов — одна из основных мер поддержки инвесторов на Дальнем Востоке. Всего в преференциальных режимах Дальнего Востока реализуются 2819 инвестиционных проектов, 646 из них введены в эксплуатацию.
Реализовывать мастер-планы в Дальневосточном федеральном округе позволяет программа специальных казначейских кредитов (СКК). Этот инструмент был запущен в 2023 году. В общей сложности за счет СКК на Дальнем Востоке осуществят более 100 инфраструктурных проектов
Одно из хронически больных мест региона — инженерные коммуникации. Сейчас очень бойко идет электрификация и газификация отдаленных населенных пунктов. Лидирует здесь Якутия — она занимает пятое место в стране по социальной газификации. В 2022 году здесь было построено 336 километров сетей, что в 25 раз больше, чем годом ранее.
71% от общего числа реализуемых на Дальнем Востоке проектов приходится на Приморский край. Туда же идет больше всего инвестиций — на сегодня их объем уже приближается к 3 трлн рублей. Один из драйверов общего экономического подъема Приморья — туризм. Только с января по июнь этого года край посетили более 1,1 млн человек — это на 13 % больше, чем в 2022‑м. Эксперты считают, что туризм — одна из важнейших отраслей, которая заставляет регионы быстро эволюционировать. «Это бизнес-направление напрямую влияет на качество среды в городе и регионе и повышение привлекательности территории для инвесторов и жителей. Давно доказано, что грамотное благоустройство значительно повышает капитализацию городских пространств», — подчеркивает руководитель проектного офиса ООО «ПроГород» (Группа ВЭБ.РФ) Ксения Титова.
Говорить сегодня об особой роли Дальнего Востока в экономике страны на новом этапе ее развития излишне. Все и так очевидно — наши главные ворота на Восток нуждаются в особом внимании со стороны федеральных властей и особых экономических условиях для инвесторов. Большие инфраструктурные проекты потянут за собой большие ресурсы и, как когда-то строительство БАМа, дадут новый импульс к развитию этого сложного, но очень перспективного региона.