Новый порядок должен упростить процедуру и повысить ее прозрачность, ожидают в ведомстве. Учитывая, что в РФ прогнозируется серьезный дефицит бюджета, развитие взаимодействия государства с бизнесом особенно востребовано, уверены эксперты. Как будет работать новый механизм — в материале «Известий».
Снижение нагрузки
Проведение конкурса на заключение государственно-частного партнерства (ГЧП), а также муниципально-частного партнерства и концессионных соглашений теперь будет доступно и в электронном формате. Об этом говорится в проекте постановления правительства, разработанном Минэком. Оно должно вступить в силу с 1 марта 2024 года.
В документе отмечается, что проведение конкурса будет организовано на электронной площадке. Орган власти, который инициировал его проведение, должен получить аккредитацию. Далее оператор площадки создает раздел, доступ к которому имеет неограниченный круг лиц. Там организатор размещает конкурсные документы.
Участник должен предоставить нужную информацию (копия выписки из реестра юрлиц, копии учредительных документов и другие). После подтверждения данных он вправе принимать участие во всех конкурсах в электронной форме.
Кроме того, в документе устанавливаются требования к банкам, в которых оператор электронной площадки вправе открывать счета для учета денежных средств. Речь о деньгах, которые предоставляются в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. Среди требований — наличие лицензии от ЦБ, высокий кредитный рейтинг, положительное аудиторское заключение за прошедший год.
— Электронная форма проведения конкурса вводится наряду со стандартной. Она позволит повысить прозрачность процедур, снимет территориальные ограничения, снизит административную нагрузкуна органы власти и повысит скорость проведения конкурсных процедур, — пояснил «Известиям» замминистра экономики Илья Торосов.
Он добавил, что электронная площадка будет направлять уведомления о допуске или недопуске заявителя к конкурсным процедурам, а также проконтролирует предоставление обеспечения.
«Известия» направили запрос в Национальный совет ГЧП, а также в правительство, там посоветовали обратиться в Минэк.
Сейчас сделки ГЧП заключаются в основном с использованием бумажных документов, что требует большого количества времени и ресурсов на их подготовку, отправку и обработку, отметил руководитель практики «Антимонопольное право и государственный заказ» ЮК «Лемчик, Крупский и Партнеры» Артем Константинов. Например, в письменной форме нужно подавать заявление на участие в конкурсе с приложением банковской гарантии, предоставить справки из налоговой и выписки из ЕГРЮЛ.
В 2022 году в России завершились 316 проектов в форме концессионных соглашений, ГЧП и муниципально-частного партнерства с общим объемом инвестиций 702 млрд рублей, следует из данных платформы «Росинфра». Из них 433 млрд рублей — частные средства. Это рекордные показатели за последние три года. Всего на 2022-й в стране на этапе реализации было более 4 тыс. проектов.
Всеобщая цифровизация
С учетом нынешних рисков для инвестиций в России проекты ГЧП станут одним из главных трендов, считает исполнительный директор Института экономики роста имени Столыпина Антон Свириденко. Повышение привлекательности таких сделок возможно как раз за счет совершенствования и упрощения процедур, уверен он.
— Сейчас проведение конкурса по ГЧП требует большой кипы документов. Агрегация в одном месте будет удобнее и для администратора-государства, и для партнера из бизнеса, — заявил он.
На что пошли эти деньги и почему большую часть расходов отложили на вторую часть года
Кроме того, электронная форма позволяет существенно повысить эффективность процесса заключения сделок о ГЧП и сократить затраты на его проведение, добавил Артем Константинов. Практика показывает, что использование электронных площадок положительно влияет на сферу и способствует ее «оздоровлению», заявил генеральный директор консалтинговой компании «Гебель Груп», член «Деловой России» Сергей Гебель.
Он также признал, что в условиях непростой экономической ситуации сфера государственно-частного партнерства испытывает трудности. В связи с этим возрастает необходимость принятия мер, нацеленных на оказание поддержки ГЧП-проектов, к которым относятся не только всевозможные льготы и преференции, но и общее упрощение административных процедур и снижение бюрократической нагрузки, пояснил эксперт.
Главное преимущество механизма — возможность реализации общественно значимого проекта до того, как у государства появятся на это деньги в бюджете, отметил Сергей Гебель. По его словам, это особенно востребовано с учетом дефицита казны. По итогам января–июля недостача составила 2,8 трлн рублей, тогда как план на год — 2,9 трлн.