ДФО. Какими станут Владивосток, Хабаровск и Биробиджан: обзор мастер-планов дальневосточных городов

20.09.2023
20.09.2023
Основные

Хабаровск же через несколько лет должен стать островком современной Европы в Азии. Еврейская автономная область также активно работает над сближением с Азией. И это находит отражение в мастер-плане: подробные «маршруты» развития городов разрабатывают сегодня все дальневосточные регионы. На ВЭФ губернаторы рассказали Владимиру Путину, каким они видят будущее своих столиц. «Амурская правда» собрала для читателей самое интересное.

Владивосток

Остров Русский — туристам и ученым

В мастер-плане столицы Приморья есть определение Большой Владивосток: это не только город как центр агломерации. Промышленные площадки и предприятия разместят в Большом Камне и ТОР «Приморье», Артём станет транспортно-логистическим хабом, а на острове Русском будут развивать науку и туризм.

Что касается науки — на острове Русский уже начали работать над созданием установки ускорителя частиц и инновационно-технологического центра. Появится здесь и вторая очередь кампуса Дальневосточного федерального университета.

«Эти проекты создадут основу для роста доли науки, образования в экономике городской агломерации», — говорит губернатор края Олег Кожемяко. Появится на острове круглогодичный конгрессно-выставочный центр и новый детский лагерь.

Впрочем, комфортно на острове должно быть не только для работы, но и для отдыха. Осознавая востребованность приморских пляжей, правительство региона планирует делать новые дороги, пляжи и очистные сооружения. Еще на Русском и в северной части полуострова Муравьёва-Амурского хотят организовать крупные природные парки и сделать там пешеходные тропы.

Избавиться от пробок

Хотят больше моря и сами жители Владивостока: у города практически нет целостной прибрежной полосы. Власти планируют сделать морской фасад вдоль Амурского залива — получится 10-километровая набережная. С помощью федеральных средств построят сквозную магистраль вдоль побережья.

Суперколледж планируют создать во Владивостоке: региону, по словам губернатора Олега Кожемяко, необходим современный центр подготовки кадров. Проект сейчас обсуждают на уровне Минпросвещения, здание и территорию уже определили.

Еще одна визитная карточка Владивостока — пробки. Решение проблемы, по мнению властей, — лёгкое метро на базе железной дороги. По рельсам будут ходить электропоезда, появятся дополнительные платформы. Метро соединит город с аэропортом и вокзалом.

И, конечно, какой же мастер-план без реставрации исторических зданий и коллекторной сети, модернизации коммунальной инфраструктуры (средний износ сетей во Владивостоке — 80 процентов), реконструкции взлетно-посадочной полосы местного аэропорта. Для отдыха горожан и гостей власти планируют также благоустраивать сопки города, как это сделали недавно с Нагорной и Бурачкой. На очереди — Орлиная, Буссе, Тигровая, Алексеевская.

А еще сейчас во Владивостоке строят культурно-выставочный комплекс на Аксаковской: здесь будут представлять экспозиции всех ведущих музеев России. Появится тут и концертный зал для спектаклей, оперы и симфонической музыки.

Серьезная логистика

Столица Приморья — крупнейший на Дальнем Востоке транспортный хаб. Сейчас регион строит новые порты — Суходол, Вера, закладывает транспортно-логистические центры в Артёме, Угловом, в перспективе появится порт Аврора. На базе судостроительного завода «Звезда» сделают промышленный кластер, а в будущем организуют промышленный технопарк на 170 гектаров. Здесь будут работать заводы по производству и обеспечению судостроительной отрасли.

Проблемы приморцев хорошо знакомы и амурчанам: эксперты отмечают изменение климата в Приморском крае — осадков становится всё больше и больше. Власти региона планируют строить новые дамбы и углублять устья рек.

Хабаровск

Центр Европы в Азии

Хабаровск превратят в город самобытных и самодостаточных районов. Новые производства хотят сосредоточить во внешнем контуре, в северной и южной индустриальных зонах.

Центр города должен стать Европой в Азии. В Хабаровске сохранилась архитектура XX века, много зелени, с берега открываются виды на Амур и острова.

У Хабаровска, как и у Благовещенска, есть речной фасад. С одной стороны Амура построили три километра, дальше находится пятикилометровая дамба южного округа. Теперь власти хотят их соединить. Жемчужиной объединённой набережной станет новый дальневосточный художественный музей. В его залах будет представлено больше 15 тысяч произведений искусства, включая работы Тициана, Рубенса, Айвазовского, Шишкина. Сегодня посетители могут увидеть только две тысячи полотен: 13 тысяч хранятся в запасниках из-за нехватки площадей.

Одним из новых драйверов развития экономики Хабаровского края стали креативные индустрии. Самые известные здесь проекты — центр анимации на базе первой дальневосточной анимационной студии «Мечталёт», которая недавно победила в конкурсе Фонда кино с проектом мультфильма «Невельской», и коворкинг-центр «Совкино».

Центральную часть набережной с дамбой свяжет пешеходный мост. Он же будет выполнять функцию видовой площадки. Рядом появится район «Городская гавань»: центр бизнеса, отдыха и спорта. Здесь построят 930 тысяч квадратных метров жилья и 150 тысяч «квадратов» общественно-деловой застройки.

Власти хотят каждый район Хабаровска обеспечить полным спектром повседневных сервисов и услуг рядом с домом. «Мы пошли путём создания центров городской жизни (ЦГЖ) — открытых городских пространств с интенсивными пешеходными потоками, концентрацией объектов торговли, услуг, досуга и социальной сферы. Таких районов мы выделили 11. Каждый ЦГЖ будет складываться вокруг знаковых для района объектов, их у нас хватает, в их числе и кинотеатры Хабаровска», — рассказал губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев. Причем в каждом интегрированном районе появятся благоустроенные парки и скверы, всего их будет 19.

Прокачка для тела и ума

Мастер-план предусматривает появление новых учебно-спортивных центров. Например — дальневосточный учебный спортивный центр на базе Дальневосточной академии физкультуры и спорта. В его составе уже построены стадион, два учебных корпуса. В планах — крытый каток, легкоатлетический манеж и дополнительные залы.

Конкурсный отбор Минобрнауки прошел Межвузовский кампус. Его начнут строить весной на территории в 40 гектаров. К 2030 году в нём будут учиться 30 тысяч студентов. Параллельно сейчас регион разрабатывает современную школу по модели «Летово» (частная общеобразовательная школа для учеников 7–11 классов в Новой Москве). «Участок под строительство определили, просим нас включить в перечень пилотных регионов. Мы готовы реализовать этот проект», — отмечает Михаил Дегтярев.

Губернатор Приморья Олег Кожемяко предложил Владимиру Путину провести во Владивостоке в 2030 году международные Зимние игры в партнерстве с Китаем.

Мастер-план Хабаровска, как и Благовещенска, и Владивостока, предусматривает обновление парка общественного транспорта. Причем часть автобусов будет местного производства: в регионе создается промышленный автобусный кластер. Инвестор уже заключил соглашение с ТОР, стал резидентом, зарегистрировал компанию. Мощность производства составит 525 автобусов в год, причем строительство объекта начнут в ближайшее время. Это обеспечит потребности всего округа. Там же планируют строить туристические автобусы.

Предусмотрено в мастер-плане и строительство многоэтажных домов. В основном жилая застройка разместится возле северной и южной индустриальных зон, где к 2030 году планируют создать больше 25 тысяч рабочих мест.

Поставить лошадь впереди телеги

Уже не первый год регион планирует развивать Большой Уссурийский остров. За прошедшие 10 лет звучало несколько концепций его освоения. Однако реальных действий практически не было.

Теперь же власти решили сначала открыть пункт пропуска, начать торговлю и пропуск туристов. Это, по прогнозу, привлечет инвесторов к освоению острова: «Нужно поставить лошадь впереди телеги», — говорит глава Хабаровского края.

Кстати, на ВЭФ-2023 край заключил два соглашения с инвесторами по освоению острова. Открытие пункта позволит загрузить действующие логистические комплексы (уже построены Ozon и Почта России) и запустить новые.

Работа над грузопассажирским пунктом пропуска уже идет: власти предоставили все необходимые документы Минтрансу, получили одобрение по грузовой части пропуска и согласовали работу пункта пропуска с китайской стороной, а именно — с провинцией Хейлунцзян. По прогнозам, через пункт пропуска может проходить миллион тонн грузов и полтора миллиона пассажиров в год. Дополнительный турпоток из Китая даст и горнолыжный комплекс Хехцир. Его планируют запустить в конце этого года.

Биробиджан

Ставка на медицину и туристов

Биробиджан появился в результате советского проекта по выделению земли евреям. Тогда в область съехались переселенцы из различных стран. Это достаточно молодой город, которому всего 86 лет. Проект застройки разрабатывал известный швейцарский архитектор Ханнес Майер. Город расположен непосредственно на Транссибе, в 2022 году на его ветке ввели в эксплуатацию единственный международный железнодорожный мост через реку Амур: Нижнеленинское — Тунцзян.

Один из основных акцентов в мастер-планах дальневосточных городов делается на развитии транспортной инфраструктуры: автомобильных и железных дорог, мостов, вокзалов и аэропортов. 

Ставку область решила делать на уникальное наследие национальной культуры. В будущем власти видят город центром туризма, для чего благоустраивают городскую среду и хотят создать туристический кластер «Еврейский квартал». Потенциальное количество туристов — 500 тысяч человек в год, говорят эксперты. Для этого нужно открыть международные пассажирские перевозки по железнодорожному мосту до Тунцзяна и создать соответствующую инфраструктуру.

— Мы планируем с нуля запустить отрасль, которая никогда ранее не существовала в экономике области — медицинское производство, — говорит глава ЕАО Ростислав Гольдштейн. — Сегодня создаётся медицинский кластер, который перестроит экономику областного центра, вернув его из сервисной модели в индустриальную.

Газификация, которую не меньше амурчан ждут жители Еврейской автономной области, должна дать толчок промышленности: в регионе появится перерабатывающий комплекс. Есть у властей и проекты в сфере добычи и переработки полезных ископаемых. Планируется развивать производство окатышей (полуфабрикат производства железа) и горячебрикетированного железа на базе графитового комбината, расположенного на крупнейшем месторождении мира. Комбинат планируют запустить в 2024 году.

О чем говорят мастер-планы небольших городов

Комсомольск-на-Амуре станет столицей авиастроения. Здесь начали реконструировать аэропорт и хотят запустить скоростной электропоезд до Хабаровска, реконструировать культовый для комсомольчан Дом культуры судостроителей и построить круглогодичную набережную Амура.

Уссурийск — транспортный и логистический центр рядом с российско-китайской границей, девятый крупнейший город на Дальнем Востоке с населением 180 тысяч человек. Один из приоритетов мастер-плана — защитить город от наводнений. Также мастер-план Уссурийска предусматривает строительство мостов, путепроводов, реконструкцию улично-дорожной сети, строительство школ, детских садов, поликлиники, спортивных и культурных центров. Для развития приграничной торговли будет создан экспоцентр и гостиница.

Одна из серьезных проблем Еврейской автономной области — отток населения. Дело в том, что соседнем Хабаровске зарплаты выше в среднем на треть, из-за чего регион постоянно теряет квалифицированные кадры.

Находка — один из крупнейших морских портов в России. Здесь хотят достроить автомобильную дорогу до Владивостока, создать туристско-развлекательные комплексы, благоустроить пляжи.

Нерюнгри на юге Якутии — легендарный город угольщиков, который в последние несколько лет быстро развивается благодаря реализации новых проектов Инаглинского, Денисовского, Эльгинского горно-обогатительных комбинатов.

Город Арсеньев в Приморском крае — дальневосточный центр вертолётостроения, где находится завод «Прогресс», выпускающий лучшие в мире боевые вертолёты Ка-52. В соответствии с мастер-планом город получит более быстрое транспортное сообщение с Владивостоком, для этого электрифицируют железную дорогу, запустят скоростной электропоезд. По механизму дальневосточной концессии уже ведётся строительство горнолыжного курорта «Арсеньев».

Интернет-портал «Ampravda.ru»