Новости в системе закупок с 01 октября по 07 октября 2023

Описание объекта госзакупки в структурированном виде с 1 октября 2023 года: разъяснения Минфина

Если в КТРУ нет соответствующей позиции, то с 1 октября при описании объекта закупки его параметры указывают через ЕИС.

Ведомство отметило: в этом случае при размещении извещения с указанной даты характеристики объекта закупки, например технические, приводят в структурированном виде через ЕИС. К извещению также прилагают документ с полным описанием объекта закупки, который сформировали без системы.

Документ: Письмо Минфина России от 25.09.2023 N 24-03-09/90944

Расчет НМЦК, подготовка смет и изменение цены контрактов "Под ключ": новшества с 7 октября 2023 года

Минстрой утвердил новые порядок определения НМЦК, методику составления сметы и правила изменения цены строительных контрактов "под ключ". Документы применят при закупках по спецнорме, которые можно проводить до 1 января 2025 года.

Порядок действий при определении НМЦК в уровне цен периода исполнения контракта не изменят. При этом региональные заказчики смогут использовать свои индексы фактической и прогнозной инфляции, если закупку финансируют из бюджета субъекта РФ.

Уточнят формулу индекса прогнозной инфляции на срок работ более года. Вместо индекса прогнозной инфляции за первый год строительства в расчет включат тот же индекс, но для периода исполнения контракта. Показатель рассчитают по формулам из порядка определения НМЦК в сфере градостроительства.

При расчете изменения цены контракта заказчики учтут в том числе стоимость:

разработки рабочей документации;

подрядных работ в уровне цен утвержденной сметы;

подготовительных работ, которые выполнили до даты получения положительного заключения госэкспертизы в части проверки достоверности сметной стоимости.

Есть и другие изменения.

Документ: Приказ Минстроя России от 21.08.2023 N 604/пр

УФАС не поддержало отклонение заявки, к которой не приложили обоснование демпинга по Закону N 223-ФЗ

В закупке продуктов установили антидемпинговые требования: при снижении НМЦД более чем на 25% участников обязали предоставлять обоснование цены. Один из участников демпинговал, но не приложил нужные документы к заявке. Заказчик ее отклонил.

УФАС решило, что участника отстранили незаконно:

- заказчик не уточнил, на каком этапе торгов нужно предоставить обоснование демпинга - при подаче заявки или при заключении договора;

- из закупочной документации не следовало, что участники должны прилагать документы к заявке.

ФАС также отмечала: не следует требовать, чтобы в обоснование демпинговой цены включали документы о наличии продукции. Закон N 223-ФЗ не обязывает приобретать ее заранее.

Документы: Решение Новосибирского УФАС России от 24.08.2023 N 054/01/18.1-1654/2023

Применяются ли антидемпинговые меры при закупках по Закону N 223-ФЗ

Госзаказчик установил 2 позиции доптребований - апелляция не нашла нарушений

Заказчик - учреждение культуры закупал услуги по техобслуживанию систем кондиционирования в музее и установил 2 позиции доптребований:

- для работ, которые связаны с допуском контрагентов в том числе к хранилищам музеев;

- для услуг по техобслуживанию зданий.

Контролеры и суд первой инстанции посчитали это незаконным. Апелляция же не нашла нарушений:

- два доптребования установили из-за специфики деятельности заказчика - музейного учреждения и объекта закупки. Услуги следовало предоставлять в хранилищах этого музея. Участнику мало иметь только опыт исполнения договора на техобслуживание зданий;

- спорные требования к участникам закупки в данном случае не ограничивают права одних субъектов и не дают преимущества другим.

Документ: Постановление 9-го ААС от 14.09.2023 по делу N А40-22121/2023

Подрядчик не подтвердил затраты на НДС - суд не взыскал доплату до твердой цены госконтракта

Стороны заключили контракт на выполнение работ. Цена включала НДС на материалы и эксплуатацию машин.

Работы завершили. Заказчик оплатил результат частично. Из итоговой суммы удержали НДС, поскольку подрядчик не подтвердил, что понес подобные расходы при расчетах с контрагентами.

Кассация не нашла оснований для доплаты:

- заказчику не представили товарные накладные и счета-фактуры с выделением в них суммы налога, которая подлежала бы возмещению. В справке КС-3 эти расходы также не отразили;

оплачивают только выполненные работы. Разница в стоимости с твердой ценой не повод для доплаты, если подрядчик не подтвердил, что произвел работы на большую сумму. Компенсация НДС приведет к неосновательному обогащению контрагента;

- стороны расторгли сделку по соглашению без финансовых претензий. В документе отразили стоимость выполненных работ, которую заказчик уже оплатил.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

В практике есть пример, когда заказчик уменьшил оплату на сумму НДС, но кассация деньги не взыскала. Стороны согласовали, что цена не содержала налог, если подрядчик его не платил. Кроме того, в приемочных документах указали стоимость работ без НДС. С выводами согласился и ВС РФ.

Документы: Определение ВС РФ от 21.09.2023 N 307-ЭС23-12695

Как указать НДС в государственном или муниципальном контракте