На практике это предполагает развитие гибкой системы управления рисками с сохранением планового контроля только для наиболее высоких категорий риска и расширением базы его индикаторов для внеплановых проверок при массовых видах нарушений. В планах правительства — сервисы для самообследования бизнеса на соответствие обязательным требованиям и перевод в цифровой вид административного производства. Так Белый дом намерен замкнуть цифровой контур надзора, обеспечив в электронном виде процесс от проведения проверок до привлечения к ответственности за нарушения.
“Ъ” ознакомился с «Концепцией совершенствования контрольно-надзорной деятельности до 2026 года» — проект утверждающего ее распоряжения правительства предполагает развитие единых подходов к КНД. Документ констатирует, что в 2020–2021 годах была сформирована новая система регулирования контроля на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, внедрены инструменты профилактики нарушений обязательных требований и цифровые инструменты, позволяющие повысить эффективность контроля при снижении избыточной административной нагрузки на бизнес. Однако говорить о том, что идеи нового регулирования «интегрированы в работу органов госконтроля на системном уровне, преждевременно», признают авторы документа.
Ключевая его идея — признание ответственности контролеров не только за качество надзора и безопасность, но и за экономический рост и их роли «проводников экономической политики государства».
Контролеры должны перейти к разъяснительной кампании на доступном для бизнеса языке. Для последнего же сохранена прежняя логика КНД: «требования соблюдаются — контрольные мероприятия не проводятся».
В аппарате курирующего реформу КНД вице-премьера Дмитрия Григоренко поясняют, что де-факто второй ее этап уже идет — в виде реализации ключевых принципов нового регулирования, законодательно закрепленного на первом этапе. «Это простые и понятные правила ведения бизнеса, справедливые проверки только там, где есть риск нарушения, и обратная связь от предпринимателей. Концепция задает направления развития этих принципов, в том числе в виде создания новых и улучшения действующих цифровых сервисов»,— добавляют там.
«Концепция определяет план ключевых мероприятий на ближайшие несколько лет. Будет расширяться система досудебного обжалования, личный кабинет портала госуслуг будет аккумулировать всю информацию о проверках и профилактике, а индикаторы риска к 2026 году заменят проверки по жалобам — мы перейдем к "умному контролю"»,— говорит статс-секретарь—замглавы Минэкономики Алексей Херсонцев.
Предполагается, что правительство в ближайшие два года займется развитием систем управления рисками и его индикаторов для внепланового контроля, сервисов профилактики нарушений, повышением компетенций инспекторов, доработкой КоАП в части КНД (см. “Ъ” от 27 октября), а также дальнейшей цифровизацией сферы.
На практике это предполагает дальнейшее отстранение контролеров от непосредственного взаимодействия с компаниями.
Так, разработка профилей риска подразумевает плановый контроль только для чрезвычайно высокой и высокой категорий риска и, как максимум, профилактические мероприятия для остальных. Система категорирования рисков будет уточнена с учетом индивидуальных характеристик объектов контроля. Прозрачность процессу обеспечит «калькулятор рисков», он поможет бизнесу в онлайне определить категорию риска и факторы, влияющие на ее изменение. Данные для присвоения категории обеспечат цифровые системы управления инцидентами. Система пополнится и данными самообследований бизнеса — нового сервиса, который будет запускаться в пилотном режиме для массовых видов федерального контроля (это позволит предприятиям подавать декларацию о соответствии обязательным требованиям, что будет учитываться при определении категории риска). Также в планах правительства — повысить эффективность индикаторов риска, сигнализирующих о возможных нарушениях на предприятиях. Пока, хотя в 2022 году использовалось 187 индикаторов, лишь единицы сработали, отмечают авторы концепции. Новые индикаторы будут разработаны по наиболее массовым и критическим нарушениям обязательных требований, далее они будут корректироваться с учетом эффективности.
Белый дом же продолжит увязывать друг с другом информсистемы, необходимые для повышения эффективности контроля и снижения давления на бизнес: речь идет о полной интеграции реестра обязательных требований с реестром видов контроля и реестром уведомлений, о расширении функционала личного кабинета предпринимателей на портале госуслуг для оперативного взаимодействия с контролерами. В финале Белый дом планирует замкнуть цифровой контур КНД, предусмотрев в нем сквозной процесс от проведения контрольного мероприятия до привлечения к ответственности за выявленные нарушения обязательных требований. Так, на базе ГИС ТОР КНД (информсистема по автоматизации контроля) готовится к внедрению система по ведению дел об административных правонарушениях.
«Цифровизация имеет важное значение, поскольку не только делает контроль прозрачным для бизнеса, но и позволяет государству управлять ею на основе достоверных данных, настраивать и поддерживать баланс между комфортной деловой средой и соблюдением норм и правил»,— подчеркивают в аппарате Дмитрия Григоренко. В деловых объединениях новые подходы к КНД одобряют, отмечая формирование в РФ технологичной государственной системы управления рисками.