Примут решение о внедрении дифференцированных тарифов и определят их размер регионы.
По словам замминистра энергетики Павла Сниккарса, изменение стоимости при возможном внедрении дифференцированных тарифов коснется лишь граждан, потребляющих электроэнергию существенно выше среднего значения по региону. То есть использующих ее для майнинга и в коммерческих целях.
Дифференцированные тарифы уже применяются в 7 регионах нашей страны. Стимулировать их распространение на все регионы предлагает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Цель инициативы - снизить перекрестное субсидирование на рынке электроэнергии, которое растет с каждым годом, а также бороться с "серым майнингом", который часто маскируется под "гражданское потребление".
Как сообщили "РГ" в минэкономразвития, при принятии решения о дифференцированных тарифах регионы должны будут оценить объемы перекрестного субсидирования. То есть динамика тарификации будет зависеть от ситуации в конкретном регионе.
Регионы уже имеют право устанавливать тарифы (три вида, с разными объемами потребления) для населения, но пока механизм не используется. Региональные власти предпочитают сохранять низкие цены для населения и увеличивать нагрузку на бизнес. Это и есть перекрестное субсидирование. В 2023 году, по оценке ВШЭ, объем выплат бизнеса достиг рекордных 293,9 млрд руб.
ФАС предлагает с 2024 года запретить регионам поднимать цены на электроэнергию для бизнеса без введения дифференцированных тарифов для населения. На бизнес это нововведение окажет, без сомнения, позитивный эффект. Но вот насколько оно окажется ощутимым для кошельков людей, вопрос открытый. В ФАС отмечают, что такие тарифы защитят добросовестных потребителей, использующих энергию только для бытовых нужд. Перед тем как установить диапазоны объемов потребления электроэнергии, власти регионов должны рассчитать ее потребление населением. За этим пристально проследит ФАС и отменит решения региональных органов, если найдет нарушения. В службе подчеркивают, что люди должны иметь возможность удовлетворять все свои потребности в электроэнергии без превышения базового тарифа.
Но очень многое зависит от того, насколько высоким будет уровень электропотребления для населения, подпадающий под базовый тариф, считает заведующий сектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
В большинстве регионов, где уже проведено разделение на потребление в пределах социальной нормы и сверх нее, базовый тариф и тариф сверх социальной нормы отличаются в 1,4-1,5 раза. Устанавливать социальную норму будут региональные регуляторы - исходя как из текущих объемов перекрестного субсидирования, так и из географических условий (в северных регионах потребление электроэнергии в среднем выше) и особенностей спроса (например, высокая доля домохозяйств, использующих электроэнергию для приготовления пищи и обогрева жилья), пояняет Кондратьев.
Если на потребление сверх социальной нормы будет приходиться 15-20% всего отпуска электроэнергии населению, то при повышении базовых тарифов с 1 июля на 6,3% (в 2024 году), платежи населения в среднем могут вырасти на 12-13%. Но необходимо отметить, что увеличение цен свыше 6,3% затронет небольшую категорию граждан, подавляющее большинство потребителей используют электроэнергию меньше, чем установлено социальной нормой.
Думаю, как минимум, в 2024 году регионы будут достаточно консервативно подходить к введению социальной нормы и её общий эффект на сборы не превысит 1-2%. (а не 5-7 % как приведено в расчете выше), считает Кондратьев.
Есть здесь и еще один нюанс, связанный с правилами установления тарифов на электроэнергию для населения, которые действуют аж с 1948 года, отмечает директор группы аналитики в электроэнергетике Kept Сергей Роженко.
Дело в том, что более трех четвертей всей "перекрестки" формируется так называемыми суперльготными категориями населения, которые получают дополнительную 30-процентную скидку к тарифу. Это жители многоквартирных домой без газа и жители сельских населенных пунктов. По иронии судьбы - все современные жилые комплексы более 10 этажей и наиболее благополучные жители пригородных агломераций автоматом получают данные избыточные для них льготы. С учетом объема ввода жилья "перекрестка" набухает на 5-10 млрд руб. ежегодно таким органическим способом.
То есть фактически получается, что за электричество уже сейчас платят больше жители старых многоквартирных домов (пяти-, девяти- и двенадцатиэтажные дома) с газовыми плитами. И тарификация по объемам потребления электроэнергии может наиболее сильно ударить именно по их карману, хотя перекрестка растет совсем не по их вине.
По мнению Роженко, введение механизмов дифференциации тарифов населения по объемам потребления - это движение регулятора в правильном направлении, но для серьезного изменения ситуации требуется предоставить регионам еще более расширенные опции формирования тарифного меню с возможностью субрегиональной, сезонной градации и градации по типу жилья. Сейчас тарифы для населения в среднем по стране ниже тарифов для бизнеса на 35-50%.
Как отмечает Кондратьев, в теории меры правительства должны снизить перекрестное субсидирование, но многое зависит от того, на каком уровне будет установлена социальная норма потребления. Например, в Орловской области для домохозяйства, состоящего из 1 человека, социальная норма составляет 190 кВтч/месяц, в Красноярском крае - 110 кВтч/месяц, в Ростовской области - 96 кВтч/месяц.
В результате, например, в Ростовской области 29% всей потребляемой населением электроэнергии отпускается по тарифу, превышающему базовый уровень, поясняет эксперт. В том случае, если под лимит будет подпадать 90-95% домохозяйств, эффект скорее будет близок к нулю, поскольку платежи почти не увеличатся, а энергосбытовым компаниям придется увеличить расходы на администрирование таких сборов.
По оценке эксперта, в 2024 году сокращение перекрестного субсидирования из-за применения этой меры составит не более 7-10 млрд руб.