Модератором обсуждения выступила первый заместитель председателя Комитета СФ, заместитель председателя Комиссии Совета законодателей по информационной политике, информационным технологиям и инвестициям Ирина Рукавишникова .
«Вопросы цифровизации публичного управления постоянно находятся в фокусе внимания Совета Федерации. Практически в постоянном режиме мы осуществляем мониторинг лучших региональных практик в этой области, способствуем их масштабированию на всю территорию страны. Особую актуальность этот региональный опыт имеет для новых субъектов Российской Федерацией», — сообщила сенатор.
Ирина Рукавишникова напомнила, что, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года, цифровая трансформация является одной из национальных целей развития России, которая должна быть достигнута к 2030 году. «Поставлена задача перехода от электронного правительства к цифровому».
По ее словам, в стране активно проводятся мероприятия по цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти, ими приняты ведомственные программы цифровой трансформации. «В ближайших перспективах – цифровизация парламентской деятельности. В Совете Федерации реализуется проект «Цифровой парламент». На ближайшее время намечены перспективы цифровизации законодательных органов субъектов Российской Федерации. Совет Федерации как палата регионов может стать центральным звеном в структуре цифрового взаимодействия законодательных органов власти регионов», — считает Ирина Рукавишникова.
Указанные векторы реформирования государственного управления определили целый ряд направлений цифровой трансформации институтов государственной и муниципальной службы.
Первый зампред Комитета СФ назвала основные направления цифровой трансформации институтов государственной и муниципальной службы. «Первое – это внедрение в деятельность органов публичной власти межведомственного электронного документооборота с применением электронной подписи. Второе – внедрение типового автоматизированного рабочего места госслужащего в органах государственной власти на базе отечественного программного обеспечения, в 2024 году он должен стать обязательным инструментом и основной площадкой доступа к сервисам государственного служащего. Третье – создание единого информационно-коммуникационного пространства в системе гражданской службы».
Ирина Рукавишникова сообщила, что в работе органов местного самоуправления к настоящему времени также стали шире использоваться новые информационные технологии, однако наблюдается недостаточный уровень цифровизации муниципальной службы. «В силу финансовой необеспеченности большинство российских муниципалитетов вынуждены работать в сфере информатизации по остаточному принципу. В связи с этим им требуется организационная и финансовая поддержка регионов».
Участники круглого стола обсудили приоритетные направления работы для региональных и муниципальных органов власти в контексте цифровизации. Это внедрение в их деятельность современных информационных технологий, цифровых ресурсов и сервисов, разработанных и уже успешно эксплуатируемых на федеральном уровне. Реализация новых комплексных подходов к совершенствованию системы подготовки квалифицированных кадров и специализированных программ, нацеленных на приобретение служащими цифровых компетенций. А также обмен региональным опытом, масштабирование лучших региональных практик в этой сфере.
Директор Департамента обеспечения качества предоставления государственных услуг населению и выполнения государственных функций Министерства экономического развития Российской Федерации Кирилл Албычев рассказал о предоставлении государственных услуг населению, в том числе через МФЦ, председатель Московской городской Думы, председатель Комиссии Совета законодателей по информационной политике, информационным технологиям и инвестициям Алексей Шапошников сообщил о применении цифровых решений в избирательной системе Москвы, председатель Законодательного Собрания Пермского края Валерий Сухих проинформировал о современных цифровых решениях Законодательного Собрания Пермского края.
В работе круглого стола приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, экспертного сообщества.