Закон «О защите конкуренции» не содержит требований для органов местного самоуправления к составу лотов, выставляемых на аукционах для установки рекламных конструкций. Это привело к тому, в частности, что в 2013 году в Москве на аукционах включенные в схему размещения рекламных конструкций несколько тысяч мест установки конструкций разных типов разбили всего на 10 лотов. Из-за укрупнения лотов по итогам торгов на рынке осталось не более 10 участников вместо работавших на нем нескольких десятков.
Необоснованное укрупнение лотов (включение в один лот сотен рекламных конструкций разного типа) создает условия для монополизации рынка. Победители таких торгов получают возможность сконцентрировать в своих руках значительный объем прав на установку рекламных конструкций на недвижимом имуществе, находящемся в государственной и муниципальной собственности на территории муниципального образования или региона.
Законопроектом предлагается урегулировать максимальную долю, которую может занимать владелец рекламных конструкций на территории муниципального образования, ограничив ее 35 процентами. Для этого в Закон «О рекламе» предлагается ввести понятие «преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы». Лицо, занимающее преимущественное положение, не может участвовать в торгах.
Также законопроект исправляет правовую неопределенность, связанную с определением круга аффилированных лиц юридического лица.
По Закону «О конкуренции» аффилированными лицами юридического лица являются член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа. По Закону «Об акционерных обществах» под единоличным исполнительным органом (директором, гендиректором, президентом) подразумевается одно физическое лицо. В то же время, согласно Гражданскому кодексу, учредительный документ юрлица предусматривает, что выступать от имени юрлица могут несколько лиц, действующих совместно или независимо друг от друга. При этом Верховный суд в постановлении от 23 июня 2015 года установил, что, если в ЕГРЮЛ содержатся данные о нескольких лицах, уполномоченных выступать от имени юрлица, третьи лица могут исходить из неограниченности полномочий каждого из них.
Таким образом, указанные уполномоченные лица, не являясь единоличным исполнительным органом, могут осуществлять все функции органа юрлица. Однако, в отличие от единоличного исполнительного органа, они не относятся к аффилированным лицам юрлица. На практике это может повлечь за собой, например, избежание ответственности контролирующих должника лиц в делах о банкротстве, неполное взыскание задолженности по уплате налогов зависимых обществ, фактическое нарушение требований законодательства о госзакупках.
Законопроектом предлагается использовать понятие «аффилированное лицо» в значении, прописанном в Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». То есть аффилированными лицами юрлица будут являться член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа.
В случае принятия закон вступит в силу с 1 сентября 2024 года.