Об этом говорится в отчете контрольного органа об итогах работы за прошлый год, направленном в Госдуму. «Ведомости» ознакомились с его содержанием, подлинность документа подтвердил источник в нижней палате.
В частности, СП проанализировала систему полномочий в сфере теплоснабжения и обозначила «ряд системных недостатков»: недостаточное нормативное регулирование, сложная структура управления, а также отсутствие единых подходов и уполномоченного органа власти, отвечающего за координацию этой работы.
Средний процент износа теплосетей по стране в 2021 г. составил 30,2%, в 45 регионах наблюдается превышение этого показателя, говорится в отчете. По словам министра строительства и ЖКХ Ирека Файзуллина, на 2024 г. общий износ коммунальных сетей составляет порядка 40%, в некоторых регионах он достигает 80%. Основная причина аварийности в ЖКХ заключается именно в этом, поэтому необходима комплексная модернизация, заявил он 21 февраля в ходе правительственного часа в Совете Федерации.
СП раскритиковала практику ежегодного утверждения максимальных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги. Она приводит к «низкой предсказуемости доходов будущих периодов для теплоснабжающих предприятий» и способствует росту бюджетных расходов на субсидирование сектора. Для решения этой проблемы СП направила в правительство рекомендацию по установлению предельного индекса изменений на срок не менее трех лет с возможностью их корректировки с учетом инфляции и потребностей регионов в повышении эффективности коммунальной инфраструктуры. «Ведомости» направили запрос в Минстрой.
В части повышения энергоэффективности многоквартирных домов (МКД) СП посчитала, что нынешних мер «пока недостаточно для достижения целей госполитики в сфере энергосбережения». Стимулирующие механизмы для застройщиков и собственников жилья не созданы, а действующие инструменты господдержки не нацелены на возведение высокоэнергоэффективных домов.
В коммунальной сфере много проблем, связанных с недостаточно эффективным управлением, согласна зампредседателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. На муниципалитетах лежит обязанность по обеспечению населения теплом, хотя в законе не конкретизировано, что именно они должны делать в рамках этих полномочий, привела она пример. Часто органы местного самоуправления не способны ничего предпринять в этой области – нет собственного бюджета и отсутствуют компетенции для работы с инвесторами, говорит Светлана Разворотнева.
Чего не хватает ЖКХ
Тарифную политику и утверждение максимальных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги стоило бы постепенно передать на уровень регионов, продолжает депутат. «Индексы цен, которые устанавливаются на федеральном уровне, скорее провоцируют инфляцию, поскольку все знают, что в июле по всей стране должны повыситься тарифы, – все это закладывают, население начинают по этому поводу паниковать», – пояснила она. В федеральные же полномочия должен входить, по ее мнению, контроль за качеством коммунальной инфраструктуры и коммунальных услуг, а для губернаторов необходим KPI по качеству коммунальных услуг и инфраструктуры.
Стоит подумать о передаче регионам полномочий по управлению объектами теплоснабжения, считает эксперт «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук. Эта отрасль имеет самую низкую прозрачность из всей сферы ЖКХ, а стоимость услуги отопления самая высокая для населения, пояснил он. Действующая схема тарифов в теплоснабжении непредсказуема как для организаций (не известно, теплой будет зима или холодной), так и для потребителей (в большинстве домов нет приборов учета тепла, поэтому каждый год происходит перерасчет), сказал Склянчук. Чтобы сгладить кассовые разрывы и размеры платежей, необходимо переходить на пятилетние тарифы – такой эксперимент сейчас установлен законом для Москвы, заключил эксперт.
Доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета Станислав Шубин добавил, что реформирование системы ЖКХ стоит начать с формирования федерального органа власти, отвечающего за развитие ЖКХ, и выделения из Федеральной антимонопольной службы отдельного органа, отвечающего за тарифную политику.