Для органов местного самоуправления (МСУ), как ранее и для губернаторов, разрабатываются ключевые показатели эффективности (КПЭ). Об этом подробно рассказывали делегатам шестого съезда Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления (ВАРМСУ), особенно упирая на то, что внедряемая система пойдет на пользу самим муниципалам — например, именно через нее будет в дальнейшем осуществляться «справедливое вознаграждение» их работы. Да и в любом случае от КПЭ уже не уйти, ведь политическое решение о синхронизации управления на разных уровнях было принято еще тогда, когда в Конституции записали, что МСУ входит в единую систему публичной власти, объясняли спикеры.
По пути на съезд, проходивший в военно-патриотическом парке «Патриот», делегаты могли полюбоваться Главным храмом Вооруженных сил и образцами военной техники, а почти перед входом их встречали фигуры с автоматами, издалека выглядевшие как живые. «Вежливые люди», — гласила табличка рядом с ними. На самом мероприятии не обошлось без разговоров о патриотизме (по версии одного выступившего на съезде высокого чиновника, патриот — это тот, у кого дети-патриоты), а также без апелляции к общей цели, состоящей в «величии России».
Но главная тема обсуждения оказалась более конкретной: разрабатываемые для МСУ ключевые показатели эффективности. О них рассказала управляющий партнер группы компаний Detech Светлана Симоненко. Напомним, что аналогичные КПЭ есть для губернаторов, они закреплены президентским указом.
Все представленные критерии пока находятся в стадии обсуждения и разделены на пять блоков: общество, среда для жизни, экономика, человеческий капитал, качество управления.
У каждого критерия одинаковый вес в 20%. Представители МСУ в ходе обсуждения отмечали, что, прежде чем вводить такую оценку, надо сразу пояснить, что «им за это будет». Светлана Симоненко и сопредседатель ВАРМСУ, депутат Госдумы Ирина Гусева неизменно отвечали, что принципиальное решение о «справедливом вознаграждении» муниципалитетов уже принято, но для него как раз и нужны «прозрачные критерии».
В каждом блоке есть как обязательные, так и дополнительные показатели, которые могут вводиться руководством региона в зависимости от приоритетности задач в рамках общей стратегии развития. Так, обязательные критерии блока «Общество»— это уровень доверия к власти (президент, губернатор, глава муниципального образования), добровольческая активность жителей, меры ее поддержки со стороны муниципалитета, а дополнительные — индекс лояльности (насколько люди хотят жить в этом регионе и порекомендовали бы переехать сюда своим друзьям и родственникам) и стимулирование инициативы. Как пояснила госпожа Симоненко, последний показатель дает информацию о том, «насколько привлечено больше средств на вложенные деньги самих жителей»: «То есть это связано с инициативным бюджетированием и вовлечением жителей в благоустройство».
Обязательные показатели в блоке «Среда для жизни» — комфортная и безопасная среда и качество дорог, опциональные — улучшение жилищных условий, транспортная доступность, удовлетворенность людей транспортной доступностью. В блок «Человеческий капитал» входят динамика численности населения, уровень образования и здоровый образ жизни (обязательные), развитие талантов, культурное развитие и удовлетворенность населения качеством образования (дополнительные).
Отдельно Светлана Симоненко остановилась на «Качестве управления»: «Это новый блок, который представляется очень важным, дает возможность проявить гибкость и необходим в синхронизации работы».
В обязательном порядке он будет оцениваться по профессионализму команды и решению проблем населения. Дополнительно же будут смотреть на системность планирования, качество коммуникации с населением, цифровую зрелость, удовлетворенность людей качеством муниципального управления. Первый критерий будет зависеть от наличия стратегии социально-экономического развития или актуального плана комплексного развития: хотя вроде это несложно, многие стратегии на практике оставляют желать лучшего, пояснила докладчик. Эти планы должны соотноситься с аналогичными документами региона и прилегающих территорий, отметила госпожа Симоненко: «Чтобы исключить ситуации, когда два крупных спортивных центра построены через дорогу, и оба пустые».
Представители МСУ на это возражали, что все регионы разные, в том числе и по наличию средств, и нельзя их оценивать по одним критериям. «Это вопрос единого вертикального управления. Это вопрос политический. Мы уже объявили и в Конституции записали, что органы МСУ входят в систему единой публичной власти»,— была неумолима Светлана Симоненко. «Если мы будем говорить, что у нас все плохо и караул, то ситуация не сдвинется. Нам нужно начинать: слово, дело и результат»,— наставляла Ирина Гусева. Под занавес госпожа Симоненко даже задала делегатам «классную работу» и «домашнее задание»: подумать, что нужно сделать для получения правдивых данных для КПЭ, и попытаться ретроспективно оценить свою прошлую работу по этим показателям.
Перед делегатами съезда также выступил заместитель гендиректора АНО «Диалог Регионы» Андрей Цепелев. Он рассказал о значении интернета (хочет этого кто-то или нет, но люди все больше черпают информацию именно оттуда), о том, как с помощью госпабликов «окружать людей заботой», и о значении правильного позиционирования. В 2018 году три действующих губернатора проиграли выборы в том числе из-за неправильного образа, вспоминал господин Цепелев: они вели себя как хозяйственники, но сейчас это уже не то, чего хотят люди. «Крепкий хозяйственник — это тот, кто говорит: "Меня начальство поставило, я сейчас буду работать, вам знать лишнего не надо, вам сообщат о результатах". Так удобно было делать в 2000-е годы, когда быстро росла экономика… Сейчас у людей чуть другие запросы — на пресловутую искренность, на эмоции, на умение честно поговорить»,— продемонстрировал пример искренности Андрей Цепелев.