Владельцев автомобильных дорог, а также тех, кто отвечает за организацию дорожного движения, смогут штрафовать за незаконно установленные знаки, а также неправильную разметку. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму. Впрочем, главный вопрос, кто это будет делать?
Этот законопроект уже успел стать резонансным. Но только в той его части, которая касается штрафов для тех, кто управляет электросамокатами и прочими средствами индивидуальной мобильности. А также в той части, которая касается передачи полномочий по вынесению некоторых штрафов с камер от ГИБДД региональным властям. Однако еще одну важную новацию вниманием обошли. Она - о штрафах за нарушение законодательства в области организации дорожного движения. До сих пор таких штрафов в Кодексе об административных правонарушениях не было.
При выявлении подобных нарушений Госавтоинспекция направляла предписание соответствующим органам с требованием их устранить. Но если предписание не исполнялось, тогда владельцев дорог можно было привлечь к материальной ответственности. Но - именно за его неисполнение.
Теперь авторы законопроекта предлагают ввести новую статью 12.40 в КоАП. За несоблюдение требований законодательства в области организации дорожного движения она предусматривает штраф для должностных лиц от 10 до 15 тысяч рублей, а для юридических - от 30 до 50 тысяч.
Что имеется в виду под этим пунктом - понять довольно трудно. В пояснительной записке, к примеру, говорится об острой нехватке велодорожек. Однако их наличие или отсутствие никакими законами не регулируется.
А вот уже второй пункт этой будущей статьи КоАП будет интересен всем водителям. В нем речь идет о "размещении на дороге технических средств организации дорожного движения, не предусмотренных документацией по организации дорожного движения". К ним относятся знаки, разметка, светофоры. То есть, если схемой организации не предусмотрен знак, ограничивающий скорость 40 км/ч, или запрещающий остановку, то этих знаков там и быть не должно. А если они там появились, без внесения изменения в схему или без временной схемы организации дорожного движения, то это нарушение. И за него будет положен штраф, если соответствующие поправки в закон будут приняты.
Дело в том, что на дорогах довольно часто появляются такие ограничительные знаки. Но - не только. Сразу за таким знаком, как правило, появляется камера. Причем знаки могут быть установлены не по ГОСТу. Например, у нас предусмотрено, что скорость должна снижаться постепенно. Например, сразу после участка с ограничением скорости 90 км/ч не может появиться знак "40 км/ч". Сначала необходимо снизить скорость до 70 км/ч, потом до 50 и только потом до 40. В результате, автомобилисты вынуждены оплачивать не совсем законные штрафы. Такие тонкости дорожников пока мало беспокоят. Пока им штрафы не начали выписывать.
Суды в этом вопросе тоже занимают разные стороны. Одни считают, что раз есть знак, значит, его требования водитель должен выполнять безоговорочно. Другие встают на сторону водителей, учитывая, что согласно схеме организации дорожного движения, знака вовсе не должно было быть. А значит, привлекли водителя к ответственности незаконно.
Был такой случай: водителя остановили якобы за то, что он превысил скорость. Мол, движение на этом участке ограниченно 40 км/ч. Водитель потребовал показать знак, который устанавливает такое ограничение. Инспекторы проехали вместе с ним к перекрестку, но знака не обнаружили. Это был временный знак, который рабочие, пока инспекторы подъезжали, убрали.
- И где знак? - спросил водитель.
- Знака - нет. Хотите дырку от знака покажу? - спросил инспектор.
Еще одна часть новой проектируемой статьи содержит наказание для тех, кто не выполнил требований, предусмотренных в документации по организации дорожного движения. Для должностных лиц за это предусмотрен штраф от 30 до 50 тысяч рублей. Для юридических - от 200 тысяч до 500 тысяч рублей. В данном случае все понятно. Нарисована на схеме велодорожка, но по факту ее нет. Или схема предусматривает запрет на парковку автомобилей, а на дороге это требование не соблюдено. Вот за это владельцев дорог и будут привлекать к ответственности.
А вот теперь о том, кто будет к этой ответственности привлекать, согласно этому законопроекту? А этим предлагается заниматься органам исполнительной власти регионов, местного самоуправления в области организации дорожного движения. По сути, сами владельцы дорог, которые и принимают решения по организации дорожного движения и его утверждают. Отчасти, эта история смахивает на историю унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла.
Надо сказать, что правительство в целом законопроект поддержало. Но - с некоторыми уточнениями. В частности, в правительстве считают, что штраф за нарушения в области организации дорожного движения не может относиться к 12-й, "водительской" главе Кодекса. Но это - не проблема. Всю статью целиком можно перенести в 11-ю главу этого Кодекса. И сделать это можно ко второму чтению.