• КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Внесены изменения в некоторые акты Правительства РФ, устанавливающие экспериментальные правовые режимы в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств
В частности, уточнены не подлежащие применению в рамках соответствующего экспериментального правового режима некоторые положения отдельных актов общего регулирования, уточнены полномочия по региональному государственному контролю (надзору) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси исполнительными органами субъектов РФ, на территории которых действует экспериментальный правовой режим.
Предлагается расширить перечень федеральных органов исполнительной власти, в отношении которых федеральным казенным учреждением будут осуществляться централизованные закупки отдельных товаров, работ, услуг
В настоящее время в указанный перечень включены Росимущество, Федеральная пробирная палата, Росрыболовство и Рослесхоз. Проектом предлагаются к включению в перечень Минвостокразвития России, Минсельхоз России, Россельхознадзор, Росалкогольтабакконтроль, Росгидромет, Росводресурсы.
Проектом также определен перечень централизованно закупаемых типовых товаров, работ, услуг.
С 1 марта 2026 года предлагается ввести в действие технический регламент о безопасности химической продукции
Техническим регламентом будут регулироваться, в числе прочего: требования к химической продукции, выпускаемой в обращение на территории РФ, включая требования к паспорту безопасности химической продукции; правила и формы оценки соответствия химической продукции; правила идентификации химической продукции; требования к упаковке или этикеткам, маркировке и правилам ее нанесения.
На Минпромторг возлагаются полномочия по формированию и ведению реестра химических веществ и смесей, определению лабораторий (центров) с целью проведения идентификации химической продукции, проведению процедуры государственной регистрации химических веществ и смесей перед выпуском в обращение на территории РФ. Проведение нотификации новых химических веществ и ведение реестра в части дополнения его новыми химическими веществами будет осуществлять Роспотребнадзор.
Определены сроки вступления в силу требований к государственной регистрации химической продукции, выпускаемой в обращение на территории РФ.
Приводится перечень химической продукции, являющейся объектом регулирования технического регламента, а также перечень изделий, которые могут являться объектами регулирования химических веществ в составе изделий.
В перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, включен новый раздел 13 "Измерения при производстве, использовании и обращении драгоценных металлов и добыче, использовании и обращении драгоценных камней"
Кроме того, наименования некоторых разделов изложены в новой редакции.
Настоящее Постановление вступает в силу с 1 марта 2025 г.
Положение о Минздраве приведено в соответствие с действующим законодательством
Реализованы положения Федерального закона от 8 августа 2024 года N 323-ФЗ, которыми закреплена возможность осуществления лицензионной фармацевтической деятельности в любых медицинских организациях и их обособленных подразделениях, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
В Положение о Минздраве, утвержденное постановлением Правительства от 19 июня 2012 г. N 608, внесены корреспондирующие изменения: из подпункта 5.2.169 пункта 5 Положения исключены слова "(амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики)".
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Установлены требования к состоянию здоровья волонтеров в рамках взаимодействия органов исполнительной власти, муниципалитетов, подведомственных им учреждений и иных организаций с добровольческими организациями
К состоянию здоровья волонтера при оказании отдельных социальных услуг устанавливаются требования об отсутствии повышенной температуры тела и отсутствии заболевания туберкулезом органов дыхания.
Закреплено, что требования к состоянию здоровья добровольцев (волонтеров), оказывающих содействие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечении пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и не участвующих непосредственно в ликвидации чрезвычайных ситуаций и тушении пожаров, иных направлениях деятельности, не применяются.
Внесены уточнения в порядок определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов
В позициях "Территориальный орган" приложений NN 1, 1(1) и 1(2) к методике определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом РФ наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, а также ГК "Росатом", ГК "Роскосмос" и подведомственных им организаций, слово "главная" заменено словами "высшая (главная)" в соответствующих падежах.
Кроме того, в графе "Количество единиц по следующим категориям должностей" приложения N 3 к указанной методике слова "служащие, замещающие должность, относящуюся к главной и ведущей группе" заменены словами "служащие, замещающие должность, относящуюся к высшей, главной и ведущей группам".
Уточнена организация, осуществляющая в том числе вывоз и хранение изъятых этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, их уничтожение
Предусмотрено, что указанные действия осуществляются организацией, привлекаемой Росалкогольтабакконтролем в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Ранее было предусмотрено, что указанные действия осуществляются акционерным обществом "Росспиртпром".
Установлена процедура принятия решения об изъятии земельных участков для госнужд по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией объектов федеральных энергетических систем
Соответствующая госуслуга предоставляется Минэнерго России.
В круг заявителей входят организации, определенные в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 56.4 Земельного кодекса, или их уполномоченные представители.
Максимальный срок предоставления услуги составляет 117 календарных дней со дня регистрации запроса и документов, необходимых для предоставления услуги, но не ранее чем 60 календарных дней со дня осуществления действий, указанных в пункте 1 статьи 56.5 Земельного кодекса, в случае если в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию для госнужд, а также о зарегистрированных правах на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества.
Взимание госпошлины или иной платы за предоставление услуги не предусмотрено.
Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного геологического контроля (надзора)
Такими индикаторами являются в том числе:
установление отсутствия работ по ликвидации буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, подлежащих ликвидации, за 90 календарных дней до даты окончания срока действия лицензии на пользование недрами;
установление отсутствия работ по ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами на месторождениях твердых полезных ископаемых, подлежащих ликвидации, за 90 календарных дней до даты окончания срока действия лицензии на пользование недрами.
Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований для федерального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными
Таким индикатором в числе прочего будет являться поступление в уполномоченный орган, принявший решение об обращении с конфискованными дикими животными в неволе, возврат которых в среду их обитания невозможен, информации от юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым были переданы для содержания и (или) использования такие животные, о гибели 3 и более конфискованных животных с приложением ветеринарных заключений о причинах их гибели и протоколов патолого-анатомического исследования (вскрытия) трупов таких животных, содержащих одинаковые причины их гибели, в течение 3 календарных месяцев подряд со дня поступления информации о гибели одного или более конфискованного животного.
Обновлены формы документов, используемых при проведении профилактических мероприятий в рамках госконтроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Признан утратившим силу приказ Росалкогольрегулирования от 28.10.2022 N 293, которым были утверждены аналогичные формы.
Скорректирован порядок проведения квалификационного экзамена лиц, претендующих на получение статуса эксперта по аккредитации в области использования атомной энергии, а также проходящих процедуру подтверждения компетентности эксперта по аккредитации в данной области
Так, установлено, что орган по аккредитации направляет эксперту уведомление о допуске к квалификационному экзамену в срок не позднее 70 календарных дней до дня истечения срока прохождения экспертом процедуры подтверждения компетентности. Указанный срок прохождения экспертом процедуры подтверждения компетентности исчисляется с даты издания приказа органа по аккредитации об аттестации эксперта.
Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному строительному надзору
Таким индикатором в числе прочего является размещение два и более раза в течение календарного года в реестре членов СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства сведений о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении члена СРО или размещение в течение календарного года в указанном реестре сведений о применении мер дисциплинарного воздействия, в том числе приостановление права выполнять строительство, реконструкцию, снос объектов капитального строительства, за исключением решений о применении мер дисциплинарного воздействия, которые отменены в судебном порядке.
Актуализирован перечень актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Ространснадзором в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности
Признан утратившим силу приказ Ространснадзора от 16.08.2024 N ВБ-291фс "О внесении изменений в приказ Ространснадзора от 15.12.2020 N ВБ-870фс "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности".
В новой редакции изложен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Ространснадзором в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности
Признается утратившим силу Приказ Ространснадзора от 30.08.2024 N ВБ-314фс "О внесении изменений в приказ Ространснадзора от 15.12.2020 N ВБ-870фс "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности".
Обновлены формы проверочных листов (списков контрольных вопросов), применяемых Россельхознадзором и его территориальными органами при осуществлении федерального государственного ветеринарного контроля (надзора)
Установлено, что плановые рейдовые осмотры и плановые выездные проверки не ограничиваются оценкой соблюдения обязательных требований, в отношении которых определены в утвержденных формах проверочных листов списки контрольных вопросов.
Признан утратившим силу приказ Россельхознадзора от 03.02.2022 N 163, которым были утверждены аналогичные формы.
Утверждена обновленная Стратегия сохранения амурского тигра в Российской Федерации до 2034 года
Признано утратившим силу распоряжение Минприроды от 2 июля 2010 года N 25-р, которым ранее была утверждена аналогичная Стратегия.
Разработаны методические рекомендации по формированию программы выездной оценки соответствия испытательной лаборатории (центра) критериям аккредитации. Версия 06.1 Август 2024 г.
Документ подготовлен в целях обеспечения единых подходов при формировании программ выездных оценок соответствия испытательных лабораторий (центров) критериям аккредитации с учетом требований стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 и вводится взамен документа СМ N 04.1-4.0004 (вер. 05), утвержденного руководителем Федеральной службы по аккредитации 29.01.2021.
Настоящие методические рекомендации вводятся в действие по истечении 10 рабочих дней со дня их утверждения.
Даны разъяснения по вопросу применения стандартов организаций, зарегистрированных в Федеральном информационном фонде стандартов до 01.09.2024
Сообщается, в частности, что согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ), в редакции Федерального закона от 25.12.2023 N 653-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", действующей с 01.09.2024, безопасность зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, обеспечивается посредством соблюдения требований указанного Федерального закона и требований, устанавливаемых одним или несколькими документами, предусмотренными частью 1 статьи 6 указанного Федерального закона, в числе которых национальные стандарты РФ, международные стандарты, региональные стандарты, стандарты организаций.
При этом внесенные изменения не распространяются на правоотношения, возникшие до 01.09.2024.
Таким образом, стандарты организаций, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде стандартов (далее - Фонд) до 01.09.2024, не могут применяться в целях обеспечения безопасности Закона N 384-ФЗ, поскольку они не проходили соответствующие процедуры (данные стандарты не были доказательной базой Закона N 384-ФЗ).
Исходя из вышеизложенного, для применения стандартов организаций в целях обеспечения соблюдения требований Закона N 384-ФЗ они должны быть зарегистрированы в Фонде в порядке, предусмотренном приказом Росстандарта от 30 апреля 2021 г. N 651. Регистрация в Фонде возможна только при наличии положительного экспертного заключения соответствующего технического комитета.
Утвержден перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется ФМБА России в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)
В перечне приведены в числе прочего гиперссылка на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), реквизиты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД, реквизиты структурных единиц нормативных правовых актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.
Утверждено руководство по проведению оценки соответствия калибровочных лабораторий критериям аккредитации. Версия 01.1 Июль 2024 г.
Руководство позволяет оценить компетентность калибровочной лаборатории в пределах заявленной (расширяемой) или утвержденной области аккредитации, в том числе подтвердить наличие в калибровочной лаборатории компетентного персонала для проведения работ по калибровке средств измерений, и вводится впервые.
Руководство вводится в действие и подлежит обязательному применению по истечении 10 рабочих дней с даты его утверждения.
Разработано руководство по проведению оценки соответствия испытательных лабораторий (центров) критериям аккредитации. Версия 01.1 Июль 2024 г.
Документ устанавливает процесс подготовки и проведения оценки соответствия испытательных лабораторий (центров), а также техники оценки, применяемые экспертной группой в ходе проведения оценки соответствия, и вводится впервые.
Руководство вводится в действие и подлежит обязательному применению по истечении 10 рабочих дней с даты его утверждения.
Разработана методика заполнения форм анкет самообследования соответствия органов по валидации и верификации парниковых газов требованиям критериев аккредитации (СМ 03.1-4.0033 Версия 01.1 Сентябрь 2024 г.)
Методика применяется при заполнении форм анкет самообследования, представляемых заявителями, претендующими на получение аккредитации в национальной системе аккредитации в качестве органов по валидации и верификации парниковых газов, аккредитованными лицами в целях прохождения процедур расширения области аккредитации и подтверждения компетентности аккредитованного лица.
Настоящая методика предназначена для заявителей, а также для экспертов по аккредитации, технических экспертов, принимающих участие в оценке их соответствия установленным требованиям.
С 1 января 2025 года вводится в действие политика Росаккредитации в отношении участия лабораторий и органов инспекции в проверках квалификации и в межлабораторных сличительных (сравнительных) испытаниях, отличных от проверок квалификации. Версия 03.2 Сентябрь 2024 г.
Документ определяет подходы Росаккредитации в отношении проверки квалификации лабораторий путем участия в межлабораторных сличительных испытаниях лабораторий, органов инспекций (в случае, где это применимо), в том числе путем участия в межлабораторных сличительных испытаниях, отличных от проверки квалификации.
"Перечень поручений по итогам визита в Республику Саха (Якутия)" (утв. Президентом РФ 20.09.2024)
Президент РФ поручил выделить из федерального бюджета бюджетные ассигнования на поддержку отечественных разработчиков видеоигр
Также в перечне поручений: обеспечить внесение в законодательство РФ о налогах и сборах изменений, предусматривающих освобождение от обложения НДФЛ доходов, полученных работниками культуры в виде единовременных компенсационных выплат, финансовое обеспечение которых осуществляется в соответствии с программой "Земский работник культуры"; обеспечить сохранение действующих параметров обложения НДФЛ в отношении доходов работников в виде сумм районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями; рассмотреть вопрос о целесообразности создания в Республике Саха (Якутия) инновационного центра комплексного применения беспилотных летательных аппаратов.
Утверждено Руководство по аккредитации испытательных лабораторий по вопросу соблюдения требований пункта 21 Критериев аккредитации в части соблюдения пункта 7.7.2 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 (СМ N 04.1-1.0019, Версия 01.1, Сентябрь 2024 г.)
Настоящее руководство содержит разъяснения обязательных требований, содержащихся в критериях аккредитации и перечне документов и сведений, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 26.10.2020 N 707 "Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации".
• ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Предлагается закрепить основания для выбытия члена совета директоров (наблюдательного совета) из акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью
Согласно внесенному в Госдуму законопроекту, член совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственных обществ будет считаться выбывшим при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
его смерть;
вступление в законную силу судебного акта о признании его недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;
назначение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо дисквалификация;
банкротство гражданина;
поступление в общество от члена совета директоров (наблюдательного совета) общества письменного уведомления об отказе от своих полномочий;
в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
• СЕМЬЯ
Минтруд: с 1 октября по 31 декабря 2024 года планируется апробировать использование для подтверждения статуса многодетной семьи по месту требования QR-кода, содержащегося в электронном удостоверении многодетной семьи
Сообщается о разработке проекта приказа Минтруда "Об утверждении порядка подтверждения статуса многодетной семьи в Российской Федерации по месту требования с использованием сведений, предусмотренных пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 июня 2024 г. N 1725-р", в соответствии с которым предполагается, что для граждан будет обеспечена возможность подтверждения статуса многодетной семьи по месту требования при предъявлении двухмерного штрихового кода (QR-кода), содержащегося в электронном удостоверении многодетной семьи, который будет отображаться при наличии подтвержденной учетной записи в разделе "Семья и дети" личного кабинета гражданина на Едином портале госуслуг и в мобильном приложении "Госуслуги".
Для считывания QR-кода сотрудниками учреждений и иных организаций, которые предоставляют услуги, льготы и иные преференции многодетным семьям, необходимо:
- наличие подтвержденной учетной записи в ЕСИА;
- наличие считывающего устройства (мобильного устройства) с камерой, установленным мобильным приложением "Госуслуги" и доступом к сети "Интернет".
Отмечено, что при подтверждении статуса многодетной семьи по месту требования в соответствии с проектом приказа не требуется предоставлять бумажное удостоверение многодетной семьи.
Таким образом, с октября по декабрь 2024 года включительно будет отработан порядок формирования и использования QR-кода, содержащегося в электронном удостоверении многодетной семьи, для подтверждения статуса многодетной семьи по месту требования при получении мер социальной поддержки. С 1 октября 2024 года QR-код может использоваться наравне с бумажным удостоверением многодетной семьи.
• ЖИЛИЩЕ. ЖКХ
Минстрой: ненадлежащая эксплуатация общедомовых приборов учета может квалифицироваться как осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований
Сообщается, что поскольку обеспечение надлежащей эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов учета (далее - ОДПУ), включая осмотры, техническое обслуживание, поверку входит в перечень работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, то невыполнение требования по надлежащей эксплуатации ОДПУ может повлечь административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 КоАП.
Минстрой сообщает о новых требованиях к деятельности платежных агентов сферы ЖКХ, введенных Федеральным законом от 10 июля 2023 г. N 298-ФЗ
В письме сообщается, что положениями Федерального закона N 298-ФЗ предусматривается, в частности, следующее:
- до 1 октября 2024 года сведения о платежных агентах должны быть внесены Банком России в Реестр операторов по приему платежей;
- платежный агент должен вступить в СРО операторов по приему платежей;
- устанавливаются новые требования к отчетности платежных агентов и пр.
Без выполнения данных требований не допускается прием платежными агентами наличных платежей в пользу третьих лиц.
В сфере ЖКХ указанные требования будут распространяться на платежных агентов, которые осуществляют самостоятельно или организовывают с привлечением платежных субагентов прием наличных платежей за жилищно-коммунальные услуги в пользу третьих лиц, в том числе на информационно-расчетные центры, управляющие организации, ресурсоснабжающие организации, товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы и др.
С разъяснениями новых требований к деятельности платежных агентов, а также ответами на практические вопросы платежных агентов сферы ЖКХ о порядке включения информации в Реестр операторов по приему платежей можно ознакомиться на сайте Ассоциации Региональных расчетных центров в разделе "Текущая деятельность - Мероприятия" https://ar-rc.ru/work/events/, а также на сайте Банка России http://www.cbr.ru/admissionfinmarket/webinars/.
• ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
Повышенная оплата работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не может включаться в сумму заработной платы работника, размер которой не превышает минимального размера оплаты труда
Не противоречащими Конституции РФ признаны статья 129, части первая и третья статьи 133 Трудового кодекса РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) педагогического работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, дополнительной оплаты за выполнение с письменного согласия педагогического работника дополнительной работы, не входящей в его основные должностные обязанности в соответствии с квалификационными характеристиками по замещаемой им должности, и (или) учебной (преподавательской) работы сверх установленной нормы часов.
Дополнен перечень особых условий службы сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к Государственной фельдъегерской службе РФ, и предельных размеров ежемесячной надбавки к месячному окладу в соответствии с замещаемой должностью за особые условия службы
В указанный перечень включена также служба в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях.
С 1 марта 2025 г. вводится профессиональный стандарт "Специалист по производству технических спиртов"
Целью профессиональной деятельности данных специалистов является обеспечение технологии производства технических спиртов.
Приводится описание трудовых функций, устанавливаются требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, особые условия допуска к работе, другие характеристики.
Настоящий приказ действует до 1 марта 2031 г.
На 2024 - 2026 годы заключено Отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу РФ
Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений в АПК.
Сторонами Соглашения являются Общероссийская общественная организация Профессиональный союз работников агропромышленного комплекса РФ, Союз работодателей "Общероссийское агропромышленное объединение работодателей "Агропромышленный союз России", Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, Ассоциация "Народный фермер", Минсельхоз России, Россельхоз, Росрыболовство.
Соглашение действует в организациях, учреждениях и на предприятиях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере АПК, в том числе в следующих областях профессиональной деятельности: сельское хозяйство, ветеринария, пищевая и перерабатывающая промышленность, рыболовство и рыбоводство, аграрное образование и наука.
• СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ
Ряд актов Правительства по вопросу формирования и исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере приведен в соответствие с действующим законодательством
В соответствие с положениями Федерального закона от 13 июля 2020 г. N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22 июня 2024 г. N 155-ФЗ) приведены в том числе:
примерная форма государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, утвержденная постановлением Правительства от 15 октября 2020 г. N 1694;
Правила проведения конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, утвержденные постановлением Правительства от 16 ноября 2020 г. N 1842;
Правила формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти, утвержденные постановлением Правительства от 19 ноября 2020 г. N 1891.
Так, в частности, закреплено требование об отсутствии участника конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в реестре иностранных агентов. Кроме этого, утвержден перечень государственных услуг в социальной сфере, в отношении которых формируется государственный социальный заказ на оказание государственных услуг в социальной сфере.
Установлен порядок формирования информации о социальном сертификате на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере в составе регистров и иных форм структурированной информации
Информация о социальном сертификате формируется в составе регистров и иных форм структурированной информации на основе сведений и документов, представляемых органам и организациям, осуществляющим формирование и ведение регистров и иных форм структурированной информации в электронной форме, уполномоченными органами и органами власти, уполномоченными на формирование государственных (муниципальных) социальных заказов.
Установлено, что такая информация формируется в составе, указанном в пунктах 5 - 7 общих требований к форме и содержанию социального сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, утвержденных постановлением Правительства от 24 ноября 2020 г. N 1915.
Актуализирована типовая форма договора об обязательном пенсионном страховании, утвержденная Указанием Банка России от 1 октября 2019 года N 5277-У
Отдельные положения типовой формы договора изложены в новой редакции, некоторые - признаны утратившими силу. По тексту слова "Пенсионный фонд" заменены на "Фонд пенсионного и социального страхования" в соответствующих падежах.
Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
• НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
С 1 января 2025 года единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов может составить 2 759 000 рублей
Согласно параметрам прогноза социально-экономического развития РФ на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций в 2025 году составит 99 952 рубля.
Единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов в отношении каждого физического лица в 2025 году с учетом применения коэффициента в размере 2,3 составит: 99 952 х 12 х 2,3 = 2 758 675,2 рубля, с учетом округления, предусмотренного пунктом 6 статьи 421 НК РФ, - 2 759 000 рублей.
Предлагается обновить форму налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядок ее заполнения и представления в электронной форме
Проектом также утверждаются форматы представления сведений, передаваемых в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме.
Признаются утратившими силу некоторые приказы ФНС России, в том числе приказ от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@, которым утверждена аналогичная форма налоговой декларации.
Обновленная декларация будет применяться начиная с отчетности за 1 квартал 2025 года.
Даны разъяснения по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 212 НК РФ (здесь и далее в редакции положений Федерального закона от 08.08.2024 N 259-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", вступивших в силу с 01.01.2024) предусмотрено, что доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, если иное не предусмотрено указанным подпунктом, признается материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, при соблюдении в отношении такой экономии хотя бы одного из следующих условий:
соответствующие заемные (кредитные) средства получены налогоплательщиком от организации или индивидуального предпринимателя, которые признаны взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику либо с которыми налогоплательщик состоит в трудовых отношениях;
такая экономия фактически является материальной помощью либо формой встречного исполнения организацией или индивидуальным предпринимателем обязательства перед налогоплательщиком, в том числе оплатой (вознаграждением) за поставленные налогоплательщиком товары (выполненные работы, оказанные услуги).
При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды налоговая база, если не установлено иное, определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третей минимального значения ключевой ставки Банка России из действовавших на дату заключения налогоплательщиком договора о предоставлении заемных (кредитных) средств (в случае изменения ставки процентов по такому договору - на дату последнего соответствующего изменения договора) и на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий такого договора.
При этом положения статьи 212 НК РФ, которые предусматривали освобождение от налогообложения дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, при условии наличия у налогоплательщика права на получение имущественного налогового вычета, исключены.
Вместе с тем с учетом пункта 2 статьи 5 НК РФ, по мнению Минфина России, доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, не возникает в 2024 году у налогоплательщиков, имеющих соответствующее подтверждение права на получение имущественного налогового вычета за указанный год.
Обновлена рекомендованная форма заявления о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (КНД 115018)
Сообщается, что форма доработана в части прекращения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование глав крестьянских (фермерских) хозяйств, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Форма заявления, доведенная письмами ФНС России от 02.02.2021 N БС-4-11/1183@ (в ред. 19.10.2021) и от 18.09.2023 N БС-4-11/11864@, утрачивает свое действие с 26.09.2024.
• ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ
Продлено до конца 2030 года действие правил исполнения обязательств в рамках договоров, предусматривающих приобретение, аренду, лизинг воздушных судов, вспомогательных силовых установок, авиационных двигателей, перед иностранными лицами, связанными с "недружественными" государствами
Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2022 года N 635, предусматривали порядок исполнения обязательств по указанным договорам в 2022 - 2024 годах. Теперь их действие продлено на период 2022 - 2030 гг.
Внесены изменения в правила принятия решения о предоставлении получателю средств федерального бюджета права принимать расходные обязательства на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств
В частности, действие правил распространено на соглашения (договоры) о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение исполнения государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере, уточнен перечень информации, включаемой в проект решения о долгосрочных обязательствах.
Субъекты РФ освобождены от погашения части реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам
Установлено, что в 2024 году не подлежит погашению две трети задолженности субъектов РФ перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам исходя из действующих на 1 марта 2024 г. графиков погашения задолженности по указанным бюджетным кредитам, за исключением задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, и по бюджетным кредитам за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до 15 лет с взиманием платы за пользование ими по ставке 3 процента годовых с правом досрочного погашения. Указанная задолженность списывается в 2025 году в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов".
<Письмо> Минэкономразвития России от 10.09.2024 N 32118-МК/Д28и "О направлении информации"
Минэкономразвития: инвесторам, которые планируют подать или подали заявление на заключение соглашения о защите и поощрении капиталовложений, необходимо включиться в соответствующий реестр
Сообщается, что в рамках механизма соглашений о защите и поощрении капиталовложений (далее - СЗПК) положения стабилизируемых актов, в том числе налогового законодательства, связанные с реализацией инвестиционного проекта, в отношении которого заключено СЗПК, не применяются в отношении организации, реализующей проект после даты включения в реестр, предусмотренный Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации".
Таким образом, в целях возможности стабилизации условий реализации инвестиционного проекта, в том числе в части налогового законодательства, инвесторам, которые планируют подать или подали заявление на заключение СЗПК, необходимо включиться в реестр СЗПК до вступления в силу нового регулирования.
Минфин России направляет методические рекомендации по осуществлению консультирования субъектов бюджетных процедур
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания практической помощи должностным лицам (работникам) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, наделенных полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, при осуществлении консультирования субъектов бюджетных процедур.
Методические рекомендации размещены на официальном сайте Минфина России в сети "Интернет" в разделе Деятельность/Бюджет/Бюджетный процесс/Контроль и аудит/Внутренний финансовый аудит/Стандарты и правила внутреннего финансового аудита/Разъяснения и рекомендации.
• БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА
С 1 апреля 2025 года вводятся указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения за численностью и заработной платой работников по категориям персонала в организациях социальной сферы и науки государственной и муниципальной форм собственности
Утверждены указания по заполнению следующих форм: N ЗП-образование "Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала"; N ЗП-наука "Сведения о численности и оплате труда работников организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, по категориям персонала"; N ЗП-здрав "Сведения о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала"; N ЗП-культура "Сведения о численности и оплате труда работников сферы культуры по категориям персонала"; N ЗП-соц "Сведения о численности и оплате труда работников сферы социального обслуживания по категориям персонала".
С 1 октября 2024 года устанавливаются Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 12-Ф "Сведения об использовании денежных средств"
Первичные статистические данные по указанной форме предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений, некредитных финансовых организаций).
Данные по форме предоставляют также филиалы, представительства и подразделения действующих на территории РФ иностранных организаций в порядке, установленном для юридических лиц.
• ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Уточнен порядок вывоза, хранения, уничтожения, демонтажа, утилизации изъятых из незаконного оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства, основного технологического оборудования
Установлено, что указанные мероприятия осуществляются организацией, привлекаемой Росалкогольтабакконтролем в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
<Письмо> Росприроднадзора от 05.08.2024 N ВЧ-10-02-34/29587 "О рассмотрении обращения"
Установление права собственности на отходы, образующиеся в процессе деятельности арендатора, а также обязанности по исполнению требований природоохранного законодательства могут быть определены сторонами в договоре аренды недвижимого имущества
Сообщается, в частности, что согласно статье 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Также согласно подпункту "в" пункта 8(1) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила) региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, образующимися в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьями 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством РФ) и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Кроме того, пунктом 8(2) Правил установлено, что при переходе прав на здания, строения, сооружения, нежилые помещения и земельные участки, на которых происходит образование ТКО, к новому собственнику (иному законному владельцу и (или) пользователю) такой собственник (иной законный владелец и (или) пользователь) в 3-дневный срок обязан уведомить регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке и сроки, которые установлены Правилами для заключения указанного договора.
<Письмо> Росприроднадзора от 09.08.2024 N ВЧ-09-03-34/30810 "О направлении информации"
Даны разъяснения по вопросу осуществления производственного экологического контроля на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду II и III категории
Сообщается, в частности, что в случае если на стационарных источниках выбросов объекта НВОС II и (или) III категории установлены технологические нормативы и (или) нормативы допустимых выбросов (предельно допустимые выбросы) (в том числе в отношении маркерных загрязняющих веществ), выброс от которых по результатам расчетов рассеивания равен или превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе земельного участка объекта НВОС, такие источники выбросов и загрязняющие вещества подлежат включению в план-график контроля стационарных источников выбросов согласно природоохранному законодательству РФ.
<Письмо> Росприроднадзора от 22.08.2024 N ВЧ-09-06-34/32360 "О подаче заявки на получение КЭР"
Росприроднадзор информирует о порядке получения комплексного экологического разрешения на территории новых субъектов РФ
Сообщается, в частности, что хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на территориях Херсонской области, Запорожской области, ДНР, ЛНР, эксплуатирующим объекты НВОС I категории, необходимо в срок не позднее 01.09.2025 посредством ГИСП направить в территориальное управление Росприроднадзора заявку для получения комплексного экологического разрешения.
С порядком предоставления государственной услуги, а также способом регистрации в ГИСП можно ознакомиться на стартовой странице официального сайта Росприроднадзора в разделе "Росприроднадзор информирует", а также по ссылке https://rpn.gov.ru/activity/services/28168/.
<Письмо> Росприроднадзора от 23.08.2024 N ТК-10-01-34/32665 "О рассмотрении обращения"
Даны разъяснения по вопросу заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности
Сообщается, в частности, что согласно п. 3 ст. 14.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности, за исключением случаев самостоятельного обращения с отходами I и II классов опасности. Форма типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.10.2019 N 1363.
ФГУП "Федеральный экологический оператор" назначено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 14.11.2019 N 2684-р.
Таким образом, в случае отсутствия в собственности или на ином законном основании объектов утилизации, обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с ФГУП "Федеральный экологический оператор".
• ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Правительством определены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащие применению в 2024 и 2025 годах
Предусмотрены ставки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Установлено, что для ряда загрязняющих веществ ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются с 1 января 2025 года.
Предусмотрено, что в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, утвержденные ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются с использованием дополнительного коэффициента 2.
По 31 декабря 2024 г. закрывается промышленное рыболовство карася в реках Ямало-Ненецкого автономного округа
Ограничения вводятся в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования.
<Письмо> Минприроды России от 21.08.2024 N 12-47/33654 "О мероприятиях при НМУ"
Даны разъяснения по вопросу получения прогнозов неблагоприятных метеорологических условий
Сообщается, в частности, что общий прогноз НМУ относится к информации общего назначения в соответствии с законодательством в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и предоставляется для поселений или городских округов бесплатно.
При этом конкретному предприятию может быть представлен специализированный прогноз (с учетом места размещения предприятия, особенностей направления ветров в конкретном месте, специфики рассеивания загрязняющих веществ и др.) о наступлении НМУ территориальным управлением Росгидромета на договорной основе.
<Письмо> Росприроднадзора от 05.09.2024 N ВЧ-09-06-34/34277 "О рассмотрении обращения"
Даны разъяснения по вопросу внесения изменений в комплексное экологическое разрешение
Сообщается, в частности, что нормами Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) исчерпывающе определены основания для пересмотра и внесения изменений в КЭР, при наступлении которых хозяйствующему субъекту необходимо сформировать и направить соответствующее заявление.
Согласно пунктам 18, 20 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ, КЭР подлежит отзыву в случае нарушения в течение шести месяцев и более установленных КЭР обязательных требований при осуществлении деятельности без его пересмотра в случаях, предусмотренных пунктом 14 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ, а также в случае снятия объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с государственного учета.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выполнять условия, предусмотренные КЭР, и несут ответственность за их несоблюдение или осуществление деятельности без КЭР в соответствии с законодательством РФ.
• СВЯЗЬ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
До 1 марта 2031 года продлено действие некоторых актов Правительства по вопросам оказания услуг связи
Так, до 1 марта 2031 года продлевается действие:
постановления Правительства от 21 апреля 2005 г. N 241 "О мерах по организации оказания универсальных услуг связи";
постановления Правительства от 6 июня 2005 г. N 353 "Об утверждении Правил оказания услуг связи проводного радиовещания".
Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2025 года.
• ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
В некоторые федеральные государственные образовательные стандарты СПО внесены изменения в части прекращения приема на обучение по ряду профессий
В частности, установлено, что с 31 декабря 2024 года прекращается прием на обучение в соответствии с утвержденными ФГОС СПО по профессиям и специальностям: 034700.02 Архивариус; 034700.01 Секретарь; 080203.01 Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы; 140446.05 Электромонтажник-схемщик; 150400.02 Контролер металлургического производства; 180403.03 Водолаз; 201014.04 Электромеханик по ремонту и обслуживанию электронной медицинской аппаратуры; 240107.02 Оператор производства стекловолокна, стекловолокнистых материалов и изделий стеклопластиков; 12.02.04 Электромеханические приборные устройства; 50.02.01 Мировая художественная культура.
<Письмо> Минпросвещения России от 14.12.2023 N 05-3871 "О направлении рекомендаций проживания"
Подготовлены рекомендации по организации проживания в жилых помещениях общежитий студентов образовательных организаций, реализующих программы СПО
Отмечено, что порядок предоставления жилых помещений в общежитиях устанавливается локальными нормативными актами образовательных организаций СПО.
Также в рекомендациях закрепляются особенности предоставления мест в студенческом общежитии семейным студентам.
Рособрнадзором разработана новая версия оптимизированного стандарта государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, документов об ученых степенях и ученых званиях
Оптимизированный стандарт размещен на сайте Рособрнадзора по ссылке: https://obrnadzor.gov.ru/gosudarstvennye-uslugi-i-funkczii/7701537808-gosfunction/podtverzhdenie-dokumentov-ob-obrazovanii-apostil/.
С 1 сентября 2024 года получение указанной государственной услуги осуществляется по заявлениям граждан, поданным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, посредством Единого портала госуслуг либо федеральной информационной системы "Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации" (ФИС ФБДА).
Сообщается, что максимальный срок рассмотрения государственной услуги вне зависимости от способа подачи заявления - не более 25 рабочих дней. Результатом подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации, документов об ученых степенях, званиях является проставление апостиля на оригинале документа и (или) в электронном виде путем создания электронной версии апостиля с двухмерным штриховым кодом и внесения компетентным органом соответствующих сведений в ФИС ФБДА.
В случае наличия представленных к апостилированию документов в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" предоставление государственной услуги по подтверждению документов не может превышать 5 рабочих дней со дня регистрации заявления.
• ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
КС РФ обязал федерального законодателя предусмотреть резервный механизм обеспечения лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими редкими (орфанными) заболеваниями, лекарственными средствами
Выявлен конституционно-правовой смысл пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 статьи 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Указанные нормы признаны не соответствующими Конституции РФ и ее статьям в той мере, в какой они не предусматривают резервного механизма обеспечения лиц, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, лекарственными средствами в случае, когда соответствующая обязанность, возложенная на субъект РФ, не может быть надлежаще исполнена.
Конституционным Судом отмечено, что для лиц, страдающих орфанными заболеваниями, обращение к лекарственному обеспечению за счет государственного бюджета - фактически единственный доступный способ получить жизненно необходимое лечение. При недостаточности у субъектов РФ, реализующих полномочия в области лекарственного обеспечения таких лиц, собственных средств обращение за судебной или административной защитой хотя и способно привести к положительному для гражданина решению, но не обеспечивает в полной мере защиту права на здоровье и медицинскую помощь, поскольку не гарантирует незамедлительного приобретения и предоставления лекарственных препаратов.
Однако никакие обстоятельства финансового или организационного характера, негативно влияющие на закупку лекарственных препаратов, не могут служить оправданием для отказа в предоставлении или для задержки предоставления лекарственной терапии, независимо от того, по какой причине эти обстоятельства возникли.
Лица, страдающие орфанными заболеваниями, нуждаются в особом организационно-правовом механизме для наиболее оперативного предоставления им лекарственных средств. Такой механизм должен предусматривать совершение уполномоченными федеральными государственными органами необходимых действий, конечным результатом которых будет обеспечение лекарственными средствами нуждающихся в них лиц, в ситуации, когда становится очевидным, что соответствующая обязанность не может быть надлежаще исполнена субъектом РФ.
Федеральному законодателю надлежит в возможно более короткий срок внести в законодательное регулирование необходимые изменения.
Установлены специальные критерии для отдельных действующих веществ, входящих в состав лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта при соблюдении определенных условий
С даты вступления настоящего Решения в силу не подлежит применению Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.12.2015 N 30 "О Правилах отнесения лекарственных препаратов с учетом действующих веществ, входящих в их состав, к категориям лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта и по рецепту".
Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Внесены изменения в форму типового договора на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС
Приказом актуализированы отдельные требования к структуре и содержанию типового договора на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС. Также в новой редакции изложен рекомендуемый образец акта совместной сверки расчетов в рамках базовой программы ОМС.
Педагогам образовательных организаций направлена памятка по профилактике острой респираторной вирусной инфекции, в том числе COVID-19
Необходимо обеспечить проведение следующих профилактических мероприятий:
- обращать внимание на состояние здоровья детей в течение всего времени нахождения ребенка в образовательной организации;
- при проведении различных мероприятий в образовательной организации следить за соблюдением детьми социальной дистанции;
- во время приема пищи детьми также необходимо обеспечить соблюдение социальной дистанции и следить за гигиеной (недопустимо пользование одними и теми же столовыми приборами разными детьми);
- обеспечить регулярное проветривание помещений, в которых планируется нахождение обучающихся, и пр.
Разработаны методические рекомендации по безопасному для здоровья детей и подростков использованию мобильного телефона и интерактивных панелей в образовательном процессе
В документе описаны факторы неблагоприятного воздействия мобильного телефона на здоровье и самочувствие детей и подростков, а также изложены рекомендации по безопасным способам и режимам использования мобильного телефона.
Рекомендации предназначены для врачей и среднего медицинского персонала отделений медицинской помощи обучающимся образовательных организаций, руководителей образовательных организаций, педагогов и родителей.
Представлены рекомендации по профилактике развития и прогрессирования близорукости среди обучающихся в общеобразовательных организациях
Документ содержит научно-методические материалы по профилактике развития и прогрессирования близорукости у обучающихся и предназначен для специалистов, оказывающих медицинскую помощь обучающимся, а также для педагогических работников.
Разработаны методические рекомендации по организации санитарной обработки помещений, оборудования и инвентаря на предприятиях пищевой промышленности
Документ содержит общие рекомендации по обработке (мойка, очистка и дезинфекция) помещений, оборудования и инвентаря на предприятиях пищевой промышленности.
Рекомендации разработаны для специалистов органов и организаций, осуществляющих и обеспечивающих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также могут быть использованы юрлицами или ИП, осуществляющими производство пищевых продуктов.