• КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Переносится срок проведения микропереписи населения
Подписанным законом до 1 января 2029 года приостанавливается действие пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 25 января 2002 года N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения" в части периодичности проведения выборочного федерального статистического наблюдения в отношении части лиц, подлежащих Всероссийской переписи населения, на основе выборки не менее 5 процентов населения РФ.
Ранее с учетом проведения последней Всероссийской переписи населения в 2021 году микроперепись населения необходимо было провести не позднее 2026 года.
За прокуратурой РФ закреплены полномочия по осуществлению надзора за деятельностью органов публичной власти федеральных территорий
Законом прокуратура РФ наделяется полномочиями по осуществлению надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами публичной власти федеральных территорий.
Генеральный прокурор России, его заместители и по их поручению другие прокуроры, а также прокурор субъекта РФ, города, района и приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры наделены правом присутствовать на заседаниях органов публичной власти федеральных территорий.
Установлено, что прокурор в ходе осуществления своих полномочий проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов публичной власти федеральных территорий. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в представительный орган федеральной территории, подлежит обязательному рассмотрению на его ближайшем заседании.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
С 1 сентября 2025 года предлагается установить общие требования к организации и проведению торгов
Проектом Закон "О защите конкуренции" дополняется новой статьей, которая устанавливает такие общие требования. В том числе предусматривается, что торги проводятся в форме аукциона, если федеральным законом не предусмотрено их проведение в форме конкурса или в иной форме. Если иное не установлено федеральным законом, торги проводятся в электронной форме на электронной площадке.
Корреспондирующие изменения и дополнения вносятся в том числе в Градостроительный кодекс, Земельный кодекс, Лесной кодекс, а также в федеральные законы "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О связи", "О приватизации государственного и муниципального имущества", "О рекламе" и др.
Уточнены особенности осуществления отдельных видов федерального государственного контроля (надзора) на территориях новых регионов
В частности, в 2025 году не будут проводиться плановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении надзора в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений и энергетического надзора.
До 1 сентября 2026 года для внесения в Российский регистр гидротехнических сооружений сведений о гидротехнических сооружениях, введенных в эксплуатацию до 1 июня 2023 года, не нужно представлять декларацию безопасности гидротехнического сооружения.
Изменениями, внесенными в Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, уточнены особенности расчета необходимой валовой выручки регионального оператора
Предусматривается, что при установлении тарифов в сфере обращения с ТКО на 2025 год по заявлению об установлении тарифов в сфере обращения с ТКО, направленному в срок до 1 ноября 2024 г. в орган регулирования тарифов дополнительно к предложению об установлении указанных тарифов на 2025 год оператором по обращению с ТКО, для которого утверждена инвестиционная программа в указанной области, по результатам выполнения которой обеспечивается сортировка 100 процентов объема ежегодно образуемых ТКО, учитываются прогнозные расходы (недополученные доходы) за 2024 год, рассчитанные на основании экономически обоснованных расходов и доходов, возникших за период с 1 января по 30 сентября 2024 г., которые подтверждены бухгалтерской отчетностью за указанный период, представленной таким оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Актуализировано Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области гражданской авиации
Реализован пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 30.01.2024 N 2-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
На 2025 год продлены особенности осуществления лицензионного контроля деятельности организаций при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях и государственного контроля за обеспечением безопасности перевозки ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них
Установлено, что к отношениям, связанным с организацией и осуществлением данных видов контроля, применяются до 31 декабря 2025 г. включительно положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом требований законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне, а также с учетом требований законодательства РФ в отношении информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено.
С 1 марта 2025 г. вносятся изменения в правила ведения реестра групп предприятий
В частности, уточнены критерии отнесения юридического лица к головной организации группы предприятий, в том числе установлено, что юридическое лицо относится к головной организации группы предприятий, если осуществляет контроль над другими юридическими лицами группы предприятий и в состав участников такого юридического лица входит Российская Федерация, субъект РФ, федеральная территория или муниципальное образование вне зависимости от доли участия в уставном капитале и при условии, что в составе участников нет иного участника с долей участия в уставном капитале более 50 процентов.
С 1 октября 2024 г. по 31 декабря 2025 г. на территории РФ будет проводиться эксперимент по использованию сведений о многодетных семьях, содержащихся в ГИС "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", при предоставлении государственных и муниципальных услуг и мер социальной поддержки
Проведение эксперимента осуществляется Минтрудом России, Минэкономразвития России, Минцифры России, Минкультуры России, Минтрансом России, Социальным фондом России.
В рамках эксперимента будут апробироваться в том числе механизм использования сведений, подтверждающих статус многодетной семьи, путем предъявления двухмерного штрихового кода (QR-кода), позволяющего осуществить проверку сведений об отнесении гражданина к члену многодетной семьи, а также инструменты для получения и учета данных о предоставленных юридическими лицами услугах при считывании двухмерного штрихового кода (QR-кода), в том числе с использованием открытого программного интерфейса (API), позволяющего осуществить проверку сведений об отнесении гражданина к члену многодетной семьи.
Расширен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей
В частности, включены следующие индикаторы:
наличие в ГИС МТ в течение календарного месяца сведений о реализации в объекте парфюмерно-косметической продукции, предназначенной для гигиены рук, с заявленным в маркировке потребительской упаковки антимикробным действием, а также кожных антисептиков - дезинфицирующих средств с указанием кодов маркировки, не содержащихся в ГИС МТ, в объеме более среднего объема реализации указанной продукции в одном объекте за этот же календарный месяц в РФ;
наличие в ГИС МТ в течение календарного месяца сведений о реализации в объекте биологически активных добавок к пище с указанием кодов маркировки, не содержащихся в ГИС МТ, в объеме более среднего объема реализации указанной продукции в одном объекте за этот же календарный месяц в РФ.
<Письмо> Минстроя России от 20.08.2024 N 21846-ОГ/00 <О применении ГОСТ Р 56038-2023>
Минстрой: ГОСТ Р 56038-2023 носит добровольный характер применения и не содержит обязательных для исполнения требований
Сообщается, что проверка исполнения положений этого документа в рамках осуществления государственного жилищного контроля (надзора) и лицензионного контроля органами государственного жилищного надзора не осуществляется.
Рособрнадзор информирует об актуализации перечня обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
Так, сообщается, что с 1 сентября 2024 года применяются актуализированные акты Минобрнауки и Рособрнадзора по вопросам порядка замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, перехода обучающихся по образовательным программам СПО и высшего образования с платного обучения на бесплатное, структуры официального сайта образовательной организации в сети "Интернет".
Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, размещен на официальном сайте Рособрнадзора в сети "Интернет" (https://obrnadzor.gov.ru/gosudarstvennye-uslugi-i-funkczii/7701537808-gosfunction/acts_list/).
Рособрнадзор информирует о проведении профилактического визита и консультирования в отношении контролируемых лиц
Подать заявление на проведение профилактического визита или консультирования можно через Единый портал госуслуг, а также путем направления соответствующего заявления на адрес электронной почты Рособрнадзора dep07@obrnadzor.gov.ru.
Ознакомиться с информацией о проведении профилактического визита или консультирования можно на сайте Рособрнадзора в разделе "Профилактика нарушений обязательных требований" (https://obrnadzor.gov.ru/gosudarstvennye-uslugi-i-funkczii/7701537808-gosfunction/profilaktika-narushenij-obyazatelnyh-trebovanij/).
Президент РФ поручил разработать механизм противодействия хищению денежных средств в ситуации, когда граждане под влиянием угроз, обмана или злоупотребления доверием заключают договоры потребительского кредита (займа) и передают заемные денежные средства мошенникам
В законодательство РФ поручено внести изменения, предусматривающие в числе прочего:
направление кредитором заемщику информации о факте заключения с ним договора потребительского кредита (займа) и об условиях такого договора, а также о возможности отказаться от получения потребительского кредита (займа) в течение "периода охлаждения" с использованием единого портала госуслуг;
предоставление клиенту - физическому лицу возможности назначать уполномоченное лицо для подтверждения совершаемых в пользу третьих лиц операций по переводу денежных средств с банковских счетов (вкладов);
информирование заемщика о возможности взыскания его задолженности по договору потребительского кредита (займа) на основании исполнительной надписи нотариуса и обеспечение права заемщика отказаться от указанного способа взыскания задолженности до момента совершения нотариусом исполнительной надписи;
установление обязанности лиц, осуществляющих профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, использовать актуальную официальную информацию, подтверждающую доходы физического лица, при принятии решения о предоставлении ему потребительского займа;
правовое регулирование деятельности операторов сервисов рассрочки, не предполагающее взимание платы за оказание ими услуг и устанавливающее гарантии защиты прав граждан, аналогичные гарантиям, предусмотренным законодательством РФ о потребительском кредите (займе), в том числе в части, касающейся информирования граждан о полной стоимости принимаемых обязательств и возможности ее изменения;
возможность взимания платы с физических лиц за оказанные им услуги, аналогичные услугам оператора сервиса рассрочки, исключительно лицами, осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)".
Представлен перечень нормативных правовых актов в сфере пожарной безопасности, содержащих обязательные требования, подлежащие оценке применения в 2025 году
Перечень содержит постановление Правительства от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации".
В 2025 - 2027 годах весь инструментарий бюджетной и налоговой политики будет ориентирован на содействие достижению национальных целей развития
К 2025 году предусматривается завершение нормализации бюджетной политики и выход на структурный первичный баланс бюджета. Это укрепит стабильность финансовой системы и будет содействовать обеспечению устойчивой и предсказуемой экономической среды.
В налоговой политике системные изменения налоговой системы, основные параметры которой будут зафиксированы до 2030 года, направлены на формирование стабильных и предсказуемых финансовых условий. Предусмотрено изменение налогообложения налогом на доходы физических лиц, которое основывается на повышении справедливости распределения налоговой нагрузки, сокращая ее за счет налоговых вычетов для семей с детьми, имеющих низкий доход, и увеличивая для налогоплательщиков со сверхвысокими доходами. Донастройка параметров налоговой системы в части налогообложения личных доходов будет включать введение дифференцированных ставок по НДФЛ и пятиступенчатой налоговой шкалы в зависимости от размера и вида полученного налогоплательщиком дохода.
Повышение налоговой нагрузки затронет около 3% налогоплательщиков НДФЛ. При этом одновременно будут усилены налоговые меры социальной поддержки, в частности: введение налогового вычета для семей с двумя и более детьми, доход которых не превышает величину 1,5 прожиточных минимума; распространение стандартного налогового вычета на лиц, выполнивших нормативы ГТО; увеличение предельного размера доходов, до достижения которого применяются стандартные налоговые вычеты; увеличение стандартных налоговых вычетов на детей и пр.
Также представлены основные меры бюджетной и налоговой политики, направленные на достижение национальных целей развития.
Кроме этого, отмечено, что в 2025 - 2027 годах условия мирового и внутреннего рынков товаров на фоне геополитических угроз, рисков, усиления радикальной санкционной политики, а также курса импортозамещения требуют от внешнеэкономической политики создание "гибкой" таможенно-тарифной политики, которая повысит оперативность реагирования на внешние вызовы и принятия действенных решений, в том числе по развитию торговли с дружественными странами.
Разработан прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
В рамках прогноза социально-экономического развития на 2025 - 2027 годы скорректирован ряд ключевых макропараметров по сравнению со сценарными условиями функционирования экономики РФ и основными параметрами прогноза социально-экономического развития РФ на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, подготовленными в апреле 2024 года.
Учтены, в частности, следующие тенденции: более высокий уровень мировых цен на нефть по сравнению с уровнем, прогнозируемым весной 2024 года; ослабление рубля по отношению к иностранным валютам; конкуренция за кадры на рынке труда и связанный с этим рост заработных плат и денежных доходов населения; сохранение высокой инвестиционной активности; опережающий рост выпуска обрабатывающей промышленности. Как следствие - улучшены оценки роста ВВП и ряда его компонентов на прогнозный период.
Так, в 2025 году с учетом жестких денежно-кредитных условий 2024 года темпы инфляции ожидаются на уровне 4,5% г/г (на конец 2025 года). С 2026 года инфляция выйдет на целевой уровень 4,0 процента.
В прогнозе, в числе прочего, приведены предварительные итоги социально-экономического развития РФ за январь - июль 2024 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития за 2024 год.
Обновлен перечень актов для оценки соблюдения обязательных требований, установленных статьями 5 и 6 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства"
Перечень включает в том числе: гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации; реквизиты структурных единиц акта, содержащих обязательные требования; категории лиц, обязанных соблюдать такие требования; виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные требования, в соответствии с ОКВЭД; реквизиты структурных единиц КоАП РФ, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.
Обновлен перечень актов для оценки соблюдения лицензионных требований, определенных частями 32 и 33 статьи 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства"
Перечень содержит в числе прочего: гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации; реквизиты структурных единиц акта, содержащих обязательные требования; категории лиц, обязанных соблюдать установленные требования; виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать такие требования, в соответствии с ОКВЭД; реквизиты структурных единиц КоАП РФ, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.
Обновлен перечень актов для оценки соблюдения обязательных требований к производству, поставке, закупке, транспортировке, хранению табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и никотинового сырья, государственной регистрации основного технологического оборудования
Перечень включает в том числе: гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации; реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования; категории лиц, обязанных соблюдать такие требования; виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД; реквизиты структурных единиц нормативных правовых актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.
Установлен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Минпросвещения России в рамках выдачи разрешений на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций
В перечне приведены в числе прочего гиперссылка на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования, виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД, гиперссылки на руководства по соблюдению обязательных требований, иные документы ненормативного характера, содержащие информацию об обязательных требованиях и порядке их соблюдения.
Установлен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Минпросвещения России в рамках выдачи разрешений на открытие представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ
В перечне приведены в числе прочего гиперссылка на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования, виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД, гиперссылки на руководства по соблюдению обязательных требований, иные документы ненормативного характера, содержащие информацию об обязательных требованиях и порядке их соблюдения.
• ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Дополнен перечень видов деятельности, позволяющих относить некоммерческие организации к категории социально ориентированных некоммерческих организаций
В указанный перечень включена деятельность, направленная на благоустройство территории, а также на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Предложены поправки в Закон о синдицированном кредите в целях совершенствования механизма использования соглашений о финансировании участия в кредите
Законом о синдицированном кредите предусмотрена возможность заключения соглашения о финансировании участия в кредите (займе) (т.н. субучастие) в двух формах: фондируемое субучастие и участие в риске (нефондируемое субучастие).
Внесенным в Госдуму законопроектом предлагается, в частности:
- расширить перечень случаев, при которых: в случае фондируемого субучастия - права и обязанности по договору синдицированного кредита переходят к внешнему участнику, в случае нефондируемого субучастия - у внешнего участника появляется право на расторжение договора субучастия. К таким обстоятельствам предлагается относить также отзыв лицензии у участника синдиката кредиторов - кредитной организации, применение любой меры по предупреждению банкротства, принятие решения о ликвидации такого кредитора;
- расширить перечень лиц, которые могут выступать в роли кредиторов по синдицированным кредитам/займам, путем включения в такой перечень специальных финансовых организаций, правовой режим которых является востребованным на рынке синдицированного кредитования.
Актуализированы отдельные формы заявлений в сфере кадастрового учета и регистрации прав, а также требования к их заполнению
Реализованы положения Федерального закона от 22.07.2024 N 207-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
С 21 октября 2024 года устанавливаются особенности проведения экспертизы заявленного обозначения с религиозной символикой (семантикой)
Реализован пункт 8 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2024 N 190-ФЗ "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации".
Росреестр информирует о продлении до 1 февраля 2025 года переходного периода действия XML-схемы, используемой для формирования межевого плана в форме электронного документа
Сообщается, что в этой связи при формировании XML-схемы межевого плана необходимо использовать версию MP_v09_R03.
• СЕМЬЯ
<Письмо> Минпросвещения России от 20.09.2024 N 07-4611 "О направлении информации"
Разъяснены некоторые вопросы выявления и учета оставшихся без родительского попечения детей, гражданство которых не установлено или имеющих гражданство иностранных государств
Сообщается, в частности, что защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, выявление и учет сведений о них в государственном банке данных о детях осуществляются в отношении каждого ребенка, оставшегося без родительского попечения, на территории Российской Федерации вне зависимости от наличия (отсутствия) у него российского гражданства.
Таким образом, в случае выявления на территории РФ ребенка, оставшегося без попечения родителей:
гражданство которого не установлено (доказательства, подтверждающие наличие у ребенка гражданства (подданства) какого-либо государства, отсутствуют), при отсутствии доказательств, подтверждающих наличие у родителя (родителей) ребенка российского гражданства, орган опеки и попечительства не позднее 2 рабочих дней со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, должен обратиться в МВД России по субъекту РФ для получения сведений о гражданстве ребенка и (или) его родителя (родителей);
имеющего гражданство иностранного государства либо родители которого являются гражданами иностранного государства (присутствуют доказательства, подтверждающие наличие у ребенка либо родителя (родителей) гражданства (подданства) иностранного государства), то в целях обеспечения защиты прав и интересов детей, а также соблюдения норм, установленных международными актами, орган опеки и попечительства не позднее 2 рабочих дней должен проинформировать компетентный орган иностранного государства, гражданином которого является ребенок и (или) его родитель (родители), о выявлении ребенка, оставшегося без попечения родителей, в том числе о принятии временных мер по его устройству в целях защиты его прав и интересов.
Также в письме разъяснен порядок информирования компетентных органов иностранного государства о вышеназванных обстоятельствах.
• ЖИЛИЩЕ. ЖКХ
Определена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на IV квартал 2024 года
Показатели утверждены в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 постановления Правительства от 21 марта 2006 года N 153.
До 1 марта 2028 года устанавливается срок действия приказа Минэнерго России от 5 марта 2019 г. N 212, которым утверждены Методические указания по разработке схем теплоснабжения
Методические указания определяют единые правила разработки схем (актуализированных схем) теплоснабжения, включая правила разработки обосновывающих материалов к ним уполномоченными органами местного самоуправления поселений, муниципальных округов, городских округов, уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения, юридическими лицами.
Внесенными изменениями в числе прочего используемые по тексту слова "городской округ" заменяются на слова "муниципальный округ, городской округ" в соответствующих падежах.
• ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
Расширен перечень документов, которые необходимо представлять гражданину при поступлении на муниципальную службу
Внесенными изменениями уточняется, что при поступлении на муниципальную службу представляется документ об образовании и о квалификации.
Дополнительный день отдыха за работу в выходной или нерабочий праздничный день по желанию работника может быть использован в течение одного года со дня такой работы либо присоединен к отпуску, предоставляемому в указанный период
Также установлен порядок оплаты работнику неиспользованных дополнительных дней отдыха в день увольнения.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года.
С 1 января 2025 года минимальный размер оплаты труда предлагается установить в сумме 22440 рублей в месяц
МРОТ определяется исходя из величины медианной заработной платы за предыдущий год. Медианная заработная плата за 2023 год, по данным Росстата, составляет 46751 рубль. С 2025 года соотношение между МРОТ и медианной заработной платой устанавливается в размере не менее 48%.
Определены особенности организации дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих за пределами РФ в 2024 году
Российская академия народного хозяйства и государственной службы определена в качестве единственного исполнителя осуществляемой Минтрудом в 2024 году закупки услуг по организации дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих в образовательных организациях Китайской Народной Республики.
Предельный срок, на который с Российской академией народного хозяйства и государственной службы заключается государственный контракт на оказание соответствующих услуг, - 25 декабря 2024 года.
Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Постановление Правительства РФ от 04.10.2024 N 1335 "О переносе выходных дней в 2025 году"
Подписано постановление о переносе выходных дней в 2025 году
Выходные дни, совпадающие с нерабочими праздничными днями 4 и 5 января, переносятся на 2 мая и 31 декабря соответственно. Также переносятся выходные дни с воскресенья 23 февраля на четверг 8 мая, с субботы 8 марта на пятницу 13 июня, с субботы 1 ноября на понедельник 3 ноября.
С 1 марта 2025 г. применяется актуализированный профессиональный стандарт "Специалист по производству глинозема"
Целью профессиональной деятельности данных специалистов является организация технологического процесса производства глинозема.
Признается утратившим силу приказ Минтруда России от 23 января 2017 г. N 68н, которым утвержден аналогичный стандарт.
Настоящий приказ действует до 1 марта 2031 г.
С 1 марта 2025 г. применяется актуализированный профессиональный стандарт "Специалист электролизного производства алюминия"
Целью профессиональной деятельности данных специалистов является организация электролизного производства алюминия.
Признается утратившим силу приказ Минтруда России от 1 февраля 2017 г. N 113н, которым утвержден аналогичный стандарт.
Настоящий приказ действует до 1 марта 2031 г.
С 1 марта 2025 г. применяется актуализированный профессиональный стандарт "Размольщик"
Целью профессиональной деятельности данных специалистов является управление оборудованием для роспуска и размола волокнистых материалов при производстве целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона.
Признается утратившим силу приказ Минтруда России от 21 декабря 2015 г. N 1088н "Об утверждении профессионального стандарта "Оператор размольного оборудования целлюлозно-бумажного производства".
Настоящий приказ действует до 1 марта 2031 г.
С 1 марта 2025 г. применяется актуализированный профессиональный стандарт "Диффузорщик целлюлозы"
Целью профессиональной деятельности данных специалистов является промывка целлюлозы в диффузорах.
Признается утратившим силу приказ Минтруда России от 21 декабря 2015 г. N 1096н "Об утверждении профессионального стандарта "Оператор установок промывки и отбелки целлюлозы".
Настоящий приказ действует до 1 марта 2031 г.
С 1 марта 2025 года устанавливается профстандарт "Бизнес-тренер"
Основная цель вида профессиональной деятельности: формирование умений и отработка профессиональных навыков у предпринимателей и работников коммерческих организаций для повышения эффективности предпринимательской деятельности.
Предусмотрены требования к образованию и обучению, другие характеристики.
С 1 марта 2025 г. вводится профессиональный стандарт "Оператор станков с числовым программным управлением по деревянным деталям и конструкциям"
Целью профессиональной деятельности данных специалистов является управление работой станков с ЧПУ при производстве деревянных деталей и конструкций.
Приводится описание трудовых функций, устанавливаются требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, особые условия допуска к работе, другие характеристики.
Настоящий приказ действует до 1 марта 2031 г.
С 1 марта 2025 г. применяется актуализированный профессиональный стандарт "Оператор сушильных установок для древесины"
Целью профессиональной деятельности данных специалистов является производство сухих пиломатериалов и заготовок, шпона и измельченной древесины.
Признается утратившим силу приказ Минтруда России от 22 декабря 2014 г. N 1083н, которым утвержден аналогичный стандарт.
Настоящий приказ действует до 1 марта 2031 г.
С 1 марта 2025 г. применяется актуализированный профессиональный стандарт "Оператор линий и машин по производству шпона и фанеры"
Целью профессиональной деятельности данных специалистов является производство шпона и фанеры.
Признается утратившим силу приказ Минтруда России от 25 декабря 2014 г. N 1145н, которым утвержден аналогичный стандарт.
Настоящий приказ действует до 1 марта 2031 г.
С 1 марта 2025 г. применяется актуализированный профессиональный стандарт "Оператор установок по нанесению покрытия на бумажное полотно"
Целью профессиональной деятельности данных специалистов является изготовление бумаги и картона с разными видами покрытия.
Признается утратившим силу приказ Минтруда России от 25 декабря 2014 г. N 1139н "Об утверждении профессионального стандарта "Оператор по обслуживанию меловальной установки, станции".
Настоящий приказ действует до 1 марта 2031 г.
Актуализирована Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска
Наименования видов экономической деятельности и кодов по ОКВЭД 2, содержащиеся в Классификации, приведены в соответствие с изменениями в ОКВЭД 2.
С 1 марта 2025 года устанавливается новый профстандарт "Оператор производства древесной массы из щепы"
Основная цель вида профессиональной деятельности: ведение процесса изготовления древесной массы из щепы термомеханическим и химико-термомеханическим способами.
Предусмотрены требования к образованию и обучению, особые условия допуска к работе.
Утратит силу утвержденный ранее аналогичный приказ Минтруда.
• ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ
Установлены дополнительные особенности исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в 2024 году
Определено, в частности, что в 2024 году иные межбюджетные трансферты могут быть предоставлены бюджетам субъектов РФ, в том числе на софинансирование их расходных обязательств на оказание медицинской или протезно-ортопедической помощи военнослужащим Вооруженных Сил РФ, являющимся участниками специальной военной операции, в период ее проведения.
Государственное (муниципальное) задание на 2024 год в отношении государственных (муниципальных) учреждений не будет признаваться невыполненным в случае недостижения установленных показателей в связи с приостановлением (ограничением) деятельности указанных учреждений, из-за введения на отдельных территориях (объектах) уровней террористической опасности, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ.
Кроме того, до 1 января 2025 года приостанавливается действие отдельных положений законодательных актов РФ, устанавливающих порядок и сроки индексации окладов денежного содержания военнослужащих и приравненных к ним лиц.
До 1 января 2031 года допускается возможность установления в отношении отдельных субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, предельных уровней софинансирования расходных обязательств субъектов РФ в целях реализации их проектов, обеспечивающих достижение показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, а также в целях реализации государственных программ "Комплексное развитие сельских территорий" и "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа".
В Госдуму направлен проект федерального бюджета на 2025 - 2027 годы
Основные характеристики федерального бюджета на 2025 год определены исходя из предполагаемого уровня инфляции, не превышающего 4,5 процента. В 2025 году прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета составит 40,3 трлн рублей, общий объем расходов - 41,5 трлн рублей. В плановом периоде ожидается снижение уровня инфляции до 4,0 процента и сохранение дефицита бюджета.
Согласно прогнозным показателям в течение ближайших трех лет ожидается значительное увеличение поступлений в доходную часть бюджета, что позволит обеспечить поставленные приоритетные задачи по восстановлению экономики и выполнение всех социальных обязательств.
Так, на 2025 - 2027 годы в сфере социального обеспечения населения предусматривается, в частности, следующее:
в 2025 году размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, включенного в реестр участников, в сумме 383 979,3 рубля;
с 1 января 2025 года размер индексации отдельных социальных выплат и пособий (в т.ч. на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, пособий детям погибших военнослужащих и т.д.) в размере 1,045;
на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предусмотрено свыше 4 трлн рублей; на предоставление материнского (семейного) капитала - свыше 1,7 трлн рублей; на поддержку демографических программ, направленных на повышение рождаемости, - около 37,5 млрд рублей.
Предложен бюджет СФР на 2025 - 2027 годы
Бюджет Фонда на 2025 год прогнозируется дефицитным, в 2026 - 2027 годах бюджет планируется профицитным.
Согласно пояснительной записке, бюджет Фонда сформирован с учетом следующих особенностей: в 2025 году индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней осуществляется с 1 января на индекс потребительских цен (ИПЦ) за прошедший год. При этом в 2026 - 2027 годах индексация страховых пенсий может осуществляться два раза в год: с 1 февраля - страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней на ИПЦ за прошедший год и с 1 апреля - страховой пенсии по темпу роста доходов фонда.
Предложены особенности исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в 2025 году
Законопроектом, в частности:
продлевается приостановка отдельных положений Бюджетного кодекса РФ, устанавливающих ограничения в бюджетном процессе;
устанавливается, что иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета могут быть предоставлены бюджетам субъектов РФ в случае софинансирования их расходных обязательств, возникающих при оказании медицинской помощи, протезно-ортопедической помощи военнослужащим Вооруженных Сил РФ, являющимся участниками специальной военной операции, медицинскими организациями в период проведения специальной военной операции;
предусматривается, что государственное (муниципальное) задание не признается невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания в связи с приостановлением (ограничением) деятельности учреждений, связанным с установлением на отдельных территориях (объектах) уровней террористической опасности, предусматривающих принятие мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ;
в целях недопущения нарушения сроков реализации и снижения качества реализации инфраструктурных проектов, осуществляемых за счет средств инфраструктурных бюджетных кредитов и специальных казначейских кредитов, предлагается установление мер ответственности в виде повышения процентной ставки вдвое;
предусматривается с 1 января 2025 года изменение норматива распределения доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ;
предусматривается продление на 2025 год переходного периода в части индексации страховых пенсий с 1 января текущего года на индекс роста потребительских цен. Также устанавливается стоимость одного пенсионного коэффициента и размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 1 января 2025 года;
предусматривается приостановление норм, регламентирующих установление прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ на очередной год исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год, установление прожиточного минимума в целом по РФ, начиная с 2026 года федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период с учетом инфляции прошлого года;
предусматривается при определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка учитывать наличие у заявителя и членов его семьи доходов от трудовой, предпринимательской и иных видов деятельности, а также иных доходов.
Скорректирован порядок предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса РФ в ВЭБ.РФ на реализацию проектов развития монопрофильных муниципальных образований
Изменениями, в частности:
- из направлений расходования средств субсидии исключены строительство и (или) реконструкция объектов социальной инфраструктуры в моногородах, а также мероприятия по ликвидации Фонда развития моногородов;
- действие Правил распространено на моногорода, включенные в перечень, утверждаемый Правительством, и утратившие такой статус в связи с их преобразованием в соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- исключена необходимость одобрения комитетом по городской экономике и строительству при наблюдательном совете ВЭБ.РФ инвестиционных проектов и (или) проектов строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры в моногородах в случае, если сумма затрат (расходов) ВЭБ.РФ по таким проектам не превышает 250 млн рублей.
Внесены изменения в порядок предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов
В частности, уточнены критерии отбора субъектов РФ для предоставления субсидий, скорректирован порядок расчета размера предоставляемой субсидии.
Установлены порядок и условия предоставления в 2024 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС бюджетам Белгородской и Курской областей в целях финансового обеспечения медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за пределами территории субъекта РФ, в котором таким лицам выдан полис ОМС
Перечисление иных межбюджетных трансфертов осуществляется на единые счета бюджетов, открытые территориальным фондам в территориальных органах Федерального казначейства.
Результатом предоставления иного межбюджетного трансферта является отсутствие в 2024 году у территориального фонда просроченной кредиторской задолженности перед территориальными фондами субъектов РФ и г. Байконура по расчетам за медицинскую помощь, оказанную в 2024 году застрахованным лицам за пределами территории субъекта РФ, в котором таким лицам выдан полис обязательного медицинского страхования.
Банк России больше не будет направлять в адрес финансовой организации уведомление об исключении сведений о ней из реестра финансового уполномоченного
Соответствующее положение Указания Банка России от 21 января 2019 года N 5064-У "О порядке исключения финансовой организации из реестра финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг" признано утратившим силу.
Также уточнены иные положения Указания N 5064-У.
Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Внесены изменения в Инструкцию о порядке составления и представления дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета
Установлено, что в случае размещения получателями средств федерального бюджета информации о финансовых и нефинансовых активах, об обязательствах, а также об операциях, их изменяющих, и о полученных финансовых результатах по состоянию на отчетную дату в системе "Электронный бюджет" раскрытие информации об активах и обязательствах, предусмотренной соответствующими дополнительными формами бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, обеспечивается средствами системы "Электронный бюджет" на основе размещенных в них данных.
Также уточнен порядок заполнения отдельных показателей.
Настоящий Приказ применяется при составлении бюджетной отчетности, начиная с бюджетной отчетности 2024 года, за исключением отдельных изменений, применяемых с бюджетной отчетности за 2025 год.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
<Письмо> Казначейства России от 26.06.2024 N 07-04-04/05-17451 "О размещении информации"
Казначейством России предложены меры по оптимизации процесса возврата госпошлины
В целях ускорения получения заявителем государственной пошлины судам рекомендуется:
дополнительно в справке суда, являющейся основанием для полного или частичного возврата государственной пошлины, указывать информацию следующего содержания: "Для представления в налоговый орган";
разместить на официальных сайтах и информационных стендах судов информацию следующего содержания: "Заявление на возврат государственной пошлины, администрируемой налоговыми органами по делам, рассматриваемым в судах, подается в соответствующий налоговый орган по месту нахождения суда, либо в налоговый орган по месту учета плательщика".
Определен порядок действий администраторов доходов бюджетов по признанию безнадежной к взысканию и списании задолженности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий
Администраторам доходов бюджетов необходимо, в частности:
провести мероприятия по выявлению (актуализации) данных об объеме имеющейся дебиторской задолженности посредством проведения инвентаризации расчетов с должниками. В рамках инвентаризации необходимо оформить с должниками акты сверки расчетов на дату проведения инвентаризации;
обеспечить подписание не позднее 31 декабря 2024 г. комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной администратором доходов бюджета на постоянной основе, решений о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности в форме Акта о признании безнадежной к взысканию задолженности по доходам (форма по ОКУД 0510436) (далее - Акт);
на основании Акта обеспечить отражение в бюджетном учете операций по выбытию дебиторской задолженности с отражением информации об изменении объема дебиторской задолженности в составе годовой бюджетной отчетности за 2024 год;
обеспечить оперативное предоставление информации о принятом решении о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности в ГИС о государственных и муниципальных платежах;
обеспечить оперативное направление информации о принятых решениях о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности в территориальный орган ФССП России в целях обеспечения отмены соответствующих исполнительных документов о взыскании задолженности, а также прекращения возбужденных на их основании исполнительных производств.
На основании полученной от администратора доходов бюджета информации о принятом решении о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности должникам - органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям необходимо обеспечить списание соответствующей кредиторской задолженности перед бюджетом с оформлением решения о списании задолженности, невостребованной кредиторами со счета (форма по ОКУД 0510437). При этом, в случае получения должником информации о принятом решении о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности в январе 2025 года, операции по списанию кредиторской задолженности перед бюджетом отражаются как события после отчетной даты последним днем отчетного финансового года (31 декабря 2024 года).
Кроме того, до 10 декабря 2024 г. предлагается представить в Минфин России информацию об объеме признанной безнадежной к взысканию и списанной задолженности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий по административным штрафам и по исполнительскому сбору, образовавшейся по состоянию на 1 июля 2022 года и числящейся в бюджетном учете по состоянию на 1 декабря 2024 года.
• БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА
Утрачивают силу отдельные приказы Минфина России в связи с утверждением ФСБУ ГФ "Единый план счетов бухгалтерского учета государственных финансов"
В перечень утративших силу приказов включены приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" и приказы, вносящие в него изменения.
С 1 января 2026 года признается утратившим силу Приказ Минфина России от 16.12.2020 N 314н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Учет операций системы казначейских платежей"
Одновременно признается утратившим силу Приказ Минфина России от 24.11.2022 N 179н, которым внесены изменения в указанный Приказ N 314н.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
С 1 января 2026 года признается утратившим силу Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению"
Также утратившими силу признаются некоторые Приказы Минфина России, вносившие в него изменения.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
С 1 января 2026 года признается утратившим силу Приказ Минфина России от 30.11.2015 N 184н "Об утверждении Плана счетов казначейского учета и Инструкции по его применению и о внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н"
Также утратившими силу признаются некоторые Приказы Минфина России, вносившие в него изменения.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
С 1 января 2026 года признается утратившим силу Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
Одновременно утратившими силу признаются некоторые Приказы Минфина России, вносившие в него изменения.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
С 1 января 2026 года признается утратившим силу Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению"
Одновременно признаются утратившими силу некоторые Приказы Минфина России, вносившие в него изменения.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
С 1 апреля 2025 года вводятся Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-6 "Сведения о финансовых вложениях и обязательствах"
Первичные статистические данные по форме предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений, некредитных финансовых организаций).
Форму предоставляют также филиалы, представительства и подразделения действующих на территории РФ иностранных организаций в порядке, установленном для юридических лиц.
Внесены изменения в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений
Установлено, что в случае размещения федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями информации о финансовых и нефинансовых активах, об обязательствах, а также об операциях, их изменяющих, и о полученных финансовых результатах по состоянию на отчетную дату в системе "Электронный бюджет" раскрытие информации об активах и обязательствах, предусмотренных соответствующими сведениями Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760), обеспечивается средствами системы "Электронный бюджет".
Также определено, что бухгалтерская отчетность составляется в том числе на основе размещенной в системе "Электронный бюджет" информации об активах и обязательствах.
Настоящий Приказ применяется при составлении бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, начиная с бухгалтерской отчетности 2024 года, за исключением отдельных изменений, применяемых начиная с бухгалтерской отчетности за 2025 год.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
Банк России разъяснил, как отражать на счетах бухучета НФО проценты, начисленные в течение срока действия льготного периода, и возмещение кредиторам 50 процентов недополученного дохода в связи с прекращением обязательств военнослужащих
По мнению регулятора изменения денежных потоков, обусловленные правом заемщика на установление льготного периода и правом кредитора на возмещение части недополученного дохода, следует учесть при определении эффективной процентной ставки даже в тех случаях, когда заемщик еще не уведомил кредитора о намерении осуществить право на установление льготного периода.
Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, должны предоставить сведения по форме ФСН N СПО-1 не позднее 5 октября 2024 года
Сведения предоставляются исключительно в электронном виде согласно разделам формы, размещенным в личном кабинете организации по адресу: stat.ficto.ru.
Доступ к заполнению формы ФСН N СПО-1 в личном кабинете организации открыт после 24 сентября 2024 года.
Организациям, не имеющим доступа в личный кабинет, необходимо пройти процедуру регистрации, заполнив на сайте stat.ficto.ru в разделе "Регистрация" регистрационную анкету. Процедура первичной регистрации в личном кабинете выполняется только головными организациями.
С 1 января 2025 года применяются методические рекомендации Банка России по отражению на счетах бухгалтерского учета страховщиками договоров страхования иного, чем страхование жизни, договоров перестрахования иного, чем страхование жизни, договоров обязательного медицинского страхования, договоров страхования жизни и договоров перестрахования жизни
Приводятся условные примеры отражения на счетах бухгалтерского учета указанных договоров.
С 1 января 2025 года применяются методические рекомендации Банка России по отражению на счетах бухгалтерского учета негосударственными пенсионными фондами договоров об обязательном пенсионном страховании, договоров негосударственного пенсионного обеспечения и договоров долгосрочных сбережений
Приводятся условные примеры отражения на счетах бухгалтерского учета указанных договоров.
Уточнены особенности осуществляемого Казначейством России внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям
Предусмотрены следующие новации:
увеличена до 10 рабочих дней продолжительность профилактического визита, не предусматривающего возможность отказа от его проведения (ранее - 1 рабочий день);
установлено право контрольного (надзорного) органа не позднее 3 месяцев со дня составления акта о невозможности проведения в отношении контролируемого лица профилактического визита, не предусматривающего возможность отказа от его проведения, принять решение о проведении в отношении этого же контролируемого лица такого же профилактического визита (ранее - срок не устанавливался).
Также отмечается, что особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, установленные Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 336 в редакции Постановления от 11 сентября 2024 г. N 1234, не распространяются на внешний контроль деятельности аудиторских организаций, аудиторов, осуществляемый саморегулируемой организацией аудиторов, а также надзор за деятельностью аудиторских организаций на финансовом рынке, осуществляемый Банком России.
• СТРОИТЕЛЬСТВО
Минстроем утверждена форма паспорта инвестиционного проекта
Паспорт инвестиционного проекта необходим для принятия решения об осуществлении за счет средств федерального бюджета капитальных вложений в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства или приобретения объектов недвижимого имущества на территории РФ.
Минстрой дополнительно сообщает о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства на III квартал 2024 года
Приводятся в том числе индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ.
Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.
Минстрой дополнительно сообщает о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства на III квартал 2024 года
Приводятся в том числе индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ.
Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.
• ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Утверждена форма заявления об актуализации сведений в цифровом паспорте промышленной продукции
Заявление подается посредством государственной информационной системы промышленности. Актуализация сведений в цифровом паспорте осуществляется оператором в течение 5 рабочих дней со дня получения такого заявления.
• СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Определен перечень лекарственных средств для ветеринарного применения, кормовых и пищевых добавок, ферментных препаратов, производство которых осуществляется из продукции (сырья), не относящейся к сельскохозяйственной
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие их производство, могут рассчитывать на государственную поддержку.
Внесены изменения в порядок ведения уполномоченными банками реестров потенциальных заемщиков, в которые включаются сельскохозяйственные товаропроизводители
Уточнены в числе прочего условия включения в реестр, порядок его оформления, процедура направления уполномоченным банком реестра потенциальных заемщиков в Минсельхоз России, порядок рассмотрения Министерством зарегистрированных реестров потенциальных заемщиков и принятия решения о включении заемщика, содержащегося в реестре потенциальных заемщиков, в реестр заемщиков.
В новой редакции излагается рекомендуемый образец реестра потенциальных заемщиков, приводится рекомендуемый образец справки об инвестиционном проекте.
Минсельхоз напоминает о порядке корректировки уведомления об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства
Сообщается, что в случае изменения сведений, указанных в направленном уведомлении, сельхозпроизводители вправе до 31 декабря календарного года, на который направлено уведомление, направить корректирующее уведомление. Исходя из этого, если уведомление об отнесении вещества к побочным продуктам животноводства (далее - ППЖ) на 2025 год было направлено до 31.12.2024, направить корректирующее уведомление на 2025 год до 31.12.2025 допустимо.
Направляемое уведомление об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к ППЖ содержит плановые показатели, которые могут отличаться от фактических в любую сторону, а направление корректирующего уведомления не является обязательным требованием.
Даны разъяснения по вопросу использования пестицида после окончания срока государственной регистрации при условии действующего срока его годности
Сообщается, что в соответствии с приказом Минсельхоза России от 21 января 2023 г. N 23 "Об установлении требований к форме и порядку утверждения рекомендаций о транспортировке, применении и хранении пестицидов и агрохимикатов, об их обезвреживании, утилизации, уничтожении, захоронении, а также к тарной этикетке" (приложение N 2) в случаях, предусмотренных настоящим приказом, разрешается обращение со старыми регистрационными номерами тарных этикеток в течение 12 месяцев с даты присвоения нового номера тарной этикетки до окончания срока годности пестицида и (или) агрохимиката, произведенного или ввезенного на территорию РФ.
• СТРАХОВАНИЕ
Разработан новый базовый стандарт защиты прав и интересов получателей финансовых услуг, оказываемых членами СРО в сфере страхования
Новый Стандарт предусматривает правила и процедуру тестирования неквалифицированных инвесторов, имеющих намерение заключить договор добровольного страхования жизни, формулировки вопросов, порядок определения положительного или отрицательного результата тестирования.
Проведение страховщиком тестирования предусмотрено пунктом 5 статьи 3 Закона РФ от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", согласно которому договор страхования, содержащий высокие инвестиционные риски для физлиц, не обладающих специальными знаниями в области финансов, может быть заключен только при наличии положительного результата тестирования.
Тестирование проводится страховщиком путем получения ответов тестируемого лица на вопросы, содержащиеся в приложениях к настоящему Стандарту. Страховщик должен направить тестируемому лицу уведомление об оценке результатов тестирования не позднее одного рабочего дня после дня его проведения. При отрицательном результате тестирование можно будет пройти заново не ранее чем через три рабочих дня после предыдущего тестирования.
Стандарт применяется с 1 октября 2024 года.
• ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
<Письмо> Росприроднадзора от 19.06.2024 N ВЧ-02-02-28/22487 "О представлении позиции"
Росприроднадзор рассмотрел вопрос об использовании технологического регламента в качестве подтверждающего документа для актуализации учетных сведений об объектах НВОС
Ведомство считает возможным использовать в качестве документа, подтверждающего проектную мощность объектов НВОС, технологический регламент содержания (разведения) сельскохозяйственных животных и (или) птицы (с обязательным отражением общей характеристики предприятия, мероприятий производственного цикла на предприятии, перечня производственных помещений и установленного оборудования, с указанием максимального количества птицемест или свиномест) на объекте НВОС, подтвержденный комиссионным актом обследования такого объекта НВОС.
Минприроды рекомендует не допускать случаи разработки проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объекты, не включенные в реестр
Ведомство отмечает: в связи с тем, что объектами накопленного вреда окружающей среде являются объекты, включенные в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, рекомендуется не разрабатывать проекты ликвидации на объекты, не включенные в указанный реестр, поскольку в рамках экспертиз, предусмотренных пунктом 9 Правил организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде, устанавливается соответствие проектов ликвидации требованиям указанных Правил.
• СВЯЗЬ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Актуализированы некоторые акты Правительства в связи с установлением нового порядка создания, развития и эксплуатации портала государственных программ РФ
В частности, в новой редакции изложено Положение о создании, развитии и эксплуатации аналитической информационной системы обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.programs.gov.ru), утвержденное постановлением Правительства от 23 июля 2015 г. N 748.
Утвержден перечень провайдеров хостинга, предоставляющих вычислительные мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети "Интернет", операторам государственных и муниципальных информационных систем, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений
В перечень включаются сведения о провайдере хостинга, соответствующем следующим требованиям: является российским юридическим лицом; в ЕГРЮЛ отсутствует запись о недостоверности сведений о юридическом лице; обеспечивает реализацию требований о защите информации при предоставлении вычислительной мощности; размещает технические средства, используемые при предоставлении вычислительной мощности, на территории РФ; сведения о провайдере хостинга включены в реестр провайдеров хостинга.
Установлена процедура выдачи Минцифры документа, подтверждающего отнесение предусмотренных договором услуг (работ) к разработке программно-аппаратных комплексов
Для получения подтверждения организация вправе подать заявление посредством ЕПГУ (при наличии технической возможности ЕПГУ) или путем направления по адресу электронной почты Минцифры (до реализации технической возможности подачи заявлений через ЕПГУ). К заявлению следует приложить необходимые документы, которые должны соответствовать установленным требованиям.
Приказ издан в целях предоставления возможности разработчикам программно-аппаратных комплексов получать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом.
Утверждены методические рекомендации по организации взаимодействия информационных систем организаций финансового рынка с инфраструктурой электронного правительства
Рекомендации разработаны в целях обеспечения единства подходов кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, субъектов национальной платежной системы, лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке, к организации взаимодействия их информационных систем с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
• ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
В Санкт-Петербурге откроется инновационный научно-технологический центр "Невская дельта"
В качестве направлений научно-технологической деятельности Центра определены следующие:
экология, безопасность жизнедеятельности человека, зеленые технологии и агробиотехнологии;
приборы, датчики, изделия и системы на новых конструкционных и технологических принципах;
биосовместимые материалы, фармацевтические препараты, генетические технологии в диагностике и лечении;
новые материалы, изделия и технологии, в том числе для применения в условиях Арктики;
энергетическая безопасность, автономные источники питания и возобновляемая энергетика;
цифровые платформы для анализа, моделирования, проектирования, производства, эксплуатации и мониторинга сложных систем и процессов;
цифровизация, автоматизация и инжиниринг высокотехнологичных интеллектуальных производств новых материалов и изделий;
передовые нефтегазовые технологии.
Санкт-Петербургский государственный университет наделен полномочиями инициатора проекта по созданию и обеспечению функционирования Центра.
Постановлением также утверждены правила проекта по созданию и обеспечению функционирования Центра, определяющие порядок осуществления деятельности на его территории.
На 2024/25 учебный год утвержден перечень олимпиад школьников и их уровни
Признается утратившим силу аналогичный приказ Минобрнауки России от 28 августа 2023 г. N 823, которым утвержден перечень олимпиад школьников на 2023/24 учебный год.
Установлен перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, на 2024/25 учебный год
Признан утратившим силу приказ Минпросвещения от 31.05.2024 N 374, которым был утвержден аналогичный перечень на 2023/24 учебный год.
Принято решение о создании Всероссийского родительского комитета (совета) при Министерстве просвещения
Комитет создается в целях формирования единого воспитательного пространства, объединения усилий родительской общественности, госорганов и общественных институтов по вопросам воспитания и обучения, а также для рассмотрения вопросов развития деятельности родительских сообществ в регионах.
Минобрнауки сообщает о размерах нормативов государственных стипендий, установленных Правительством с учетом уровня инфляции с 1 сентября 2024 года
В письме сообщается, что размеры государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, не могут быть меньше указанных нормативов.
Рекомендовано произвести с 1 сентября 2024 года индексацию размеров государственных стипендий, установленных в образовательных организациях. С указанной даты не допускается устанавливать (или сохранять) размеры государственных стипендий менее приведенных нормативов.
<Письмо> Минпросвещения России от 29.08.2024 N 05-ПГ-МП-39882 "О рассмотрении обращения"
Разъяснены особенности осуществления образовательной деятельности по отдельным программам СПО в части применения ФГОС СПО
В письме сообщается об условиях осуществления образовательной деятельности по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств в соответствии с разработанным в 2016 году ФГОС СПО (далее - ФГОС СПО 2016 г.). Прием на обучение в соответствии с ФГОС СПО 2016 г. прекращается с 31 декабря 2024 года.
Отмечено, что в лицензии об осуществлении образовательной деятельности должны быть коды, наименования и присваиваемые квалификации профессий и специальностей СПО, реализуемые в образовательной организации. В случае отсутствия кодов, наименований профессий и специальностей СПО и присваиваемых квалификаций в лицензии, планируемых к реализации образовательных программ СПО, разработанных в соответствии с утвержденными или измененными ФГОС СПО, необходимо внести в лицензию соответствующие изменения.
<Письмо> Минпросвещения России от 02.09.2024 N 03-ПГ-МП-40126 "О рассмотрении обращения"
Минпросвещения: в образовательной организации должен быть создан совет родителей, мнение которого должно учитываться при принятии мер дисциплинарного взыскания
Сообщается, что в соответствии с пунктом 6 приказа Минобрнауки от 15 марта 2013 г. N 185 при выборе меры дисциплинарного взыскания образовательная организация должна учитывать мнение советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Данное положение предполагает учет мнения всех вышеназванных коллегиальных органов образовательной организации.
Кроме того, статья 43 Закона об образовании содержит указание на необходимость учета мнения советов родителей при выборе меры дисциплинарного взыскания, причем учитывать такое мнение необходимо в отношении обучающихся любого возраста.
<Письмо> Минпросвещения России от 02.09.2024 N 05-ПГ-МП-40142 "О рассмотрении обращения"
Разъяснены особенности обучения по индивидуальному учебному плану при получении среднего профессионального образования
Со ссылками на действующее законодательство в письме сообщается, что перевод конкретного обучающегося на индивидуальный учебный план подразумевает необходимость учета его особенностей и образовательных потребностей при освоении образовательной программы, отличных от положений образовательной программы, среди которых могут быть количество часов, срок обучения, условия и формы освоения образовательной программы, в том числе возможность сочетания различных форм получения образования и форм обучения, установленных законодательством, и т.д.
Таким образом, срок обучения по индивидуальному учебному плану может быть изменен образовательной организацией исходя из особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
• ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
На 2027 год планируется продлить формирование нормированного страхового запаса в целях направления средств для выплат медикам
Межбюджетные трансферты будут предоставляться территориальным фондам ОМС на следующие цели:
для софинансирования расходов на оплату труда врачей и среднего медперсонала;
для осуществления выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний.
Также до 1 января 2028 года планируется продлить действие положений об обязанности медицинских организаций использовать средства нормированного страхового запаса для софинансирования расходов на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.
На официальном сайте ЕАЭС размещен актуализированный Информационный справочник понятий, применяемых в рамках ЕАЭС в сфере обращения лекарственных средств
Государствам - членам ЕАЭС рекомендуется руководствоваться указанным Информационным справочником, размещенным по адресу: https://eec.eaeunion.org/upload/files/deptexreg/Информационный-справочник-2024.pdf.
Редакция Информационного справочника, предусмотренного Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 января 2021 г. N 2, будет считаться недействующей.
Разработаны методические рекомендации по классификации медицинских изделий для диагностики in vitro в зависимости от потенциального риска применения в целях их регистрации в рамках ЕАЭС
Рекомендации устанавливают подходы к классификации медицинского изделия в целях его регистрации в рамках ЕАЭС. При классификации медицинского изделия учитываются следующие критерии: назначение медицинского изделия и показания к его применению, указанные производителем; технические, научные или медицинские знания предполагаемого пользователя (непрофессионального или профессионального); важность информации для постановки диагноза (единственный определяющий фактор или один из нескольких) с учетом наличия признаков и симптомов заболевания, состояния или другой клинической информации, которой может руководствоваться врач; влияние результата (истинного или ложного) на здоровье отдельного человека и (или) на общественное здоровье.
Утвержден формат представления прейскуранта на услуги медицинской организации в электронной форме
Формат описывает требования к XML-файлам передачи по телекоммуникационным каналам связи прейскуранта на услуги медицинской организации между заказчиком (страховой организацией) и исполнителем (медицинской организацией) в электронной форме.
Настоящий приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Установлены единые форматы электронных документов, которые используются в базе данных донорства крови и ее компонентов
Приказ издан в соответствии с Правилами ведения единой базы данных по осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, развитием, организацией и пропагандой донорства крови и ее компонентов, утвержденными постановлением Правительства от 31.05.2023 N 901.
Приказ действует до 1 сентября 2029 года.
Установлены требования к размещению, хранению и использованию аптечек и укладок для оказания первой помощи с применением медицинских изделий сотрудниками полиции
Требования распространяются на сотрудников полиции, а также на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции, и стажеров, привлекаемых к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, которые в соответствии с федеральными законами обязаны оказывать первую помощь.
Актуализированы Правила обязательного медицинского страхования
Внесены поправки в целях приведения Правил в соответствие с Федеральным законом от 25.12.2023 N 625-ФЗ "О внесении изменений в статью 98 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Кроме того, из Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения исключена оценка применения стандартов медицинской помощи при проведении контрольно-экспертных мероприятий.
С 1 марта 2025 года устанавливаются требования к размещению, хранению и использованию укладок для оказания первой помощи с применением медицинских изделий пострадавшим на железнодорожном транспорте при оказании услуг по перевозкам пассажиров
Реализованы положения Федерального закона от 14 апреля 2023 года N 135-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2025 года и действует до 1 марта 2031 года.
Минздравом определены случаи и условия, при которых физлица могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности без прохождения аккредитации специалиста
Документом закреплены условия, при соблюдении которых в случае чрезвычайной ситуации физлица считаются допущенными к осуществлению медицинской деятельности на должностях операционной медицинской сестры (операционного медицинского брата), медицинской сестры - анестезиста (медицинского брата - анестезиста) без прохождения аккредитации специалиста.
Настоящий приказ вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования, и действует до 1 января 2027 года.
<Письмо> ФФОМС от 01.10.2024 N 00-10-30-01-32685 "О рассмотрении обращения"
ФФОМС разъясняет, как распределяются средства, полученные по родовым сертификатам, между медицинскими работниками
Кроме того, сообщается, учреждения какой формы собственности могут проводить диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, какой норматив затрат предусмотрен на проведение диспансеризации одного ребенка, а также существуют ли ограничения, в том числе связанные с возрастом, при оказании процедуры экстракорпорального оплодотворения.