Председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко, заместитель председателя Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Александр Савин, член Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Олег Цепкин приняли участие в заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления. Мероприятие состоялось в Санкт-Петербурге в Таврическом дворце – штаб-квартире МПА СНГ.
Андрей Шевченко высказал ряд предложений в проект Рекомендаций по использованию различных форм диалога между гражданами и органами местного самоуправления (управления) для решения вопросов развития территории. «Ключевые задачи документа – охватить различные формы взаимодействия между гражданами и органами местного самоуправления, дать рекомендации сторонам диалога по наиболее эффективному применению этих форм», – подчеркнул парламентарий.
Сенатор отметил, что проект был существенно доработан уже к предыдущему заседанию комиссии и подробно рассмотрен. По итогам обсуждения весной текущего года Рекомендации были направлены в национальные парламенты для получения экспертной оценки. «Поступившие замечания по проекту носят, в основном, редакционный и уточняющий характер».
По его словам, документ находится в высокой степени готовности. Он ориентирован непосредственно на основную цель Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года – создание благоприятных условий для устойчивого экономического развития, повышения уровня жизни, благосостояния граждан государств – участников СНГ. «В первую очередь, документ адресован национальному законодателю и направлен на создание благоприятной атмосферы для диалога, позволяющей эффективно решать задачи развития территории и улучшать качество жизни в муниципалитете. Рекомендации также могут быть использованы при формировании и реализации региональных и межмуниципальных программ комплексного социально-экономического развития территорий и муниципалитетов», — заявил Андрей Шевченко.
«Реализация рекомендаций будет способствовать активному участию граждан в решении вопросов местного значения, повысит уровень информированности о работе местной власти, а также уровень взаимной ответственности за принимаемые решения», — уверен глава Комитета Совета Федерации.
Александр Савин принял участие в обсуждении проекта модельного закона «О креативных (творческих) индустриях». По его словам, сегодня многие страны активно занимаются подготовкой программ поддержки креативных индустрий и содействия их развитию. Принимаются комплексные программы, концепции, стратегии развития. «Модельный закон может сыграть важную роль для достижения общего понимания роли, места, определения механизмов и форм поддержки креативных индустрий, и, что очень важно, – осознанного участия органов местной власти в поддержке и развитии их на своих территориях», — считает сенатор. «Документ будет способствовать пониманию того, что создание и развитие творческих (креативных) индустрий предоставляет возможности для самореализации граждан и экономического роста муниципальной территории и соответственно повысит уровень ответственности органов МСУ в регулировании и поддержке этой деятельности на своих территориях», — уверен парламентарий.
Выступая по проекту Рекомендаций по организации деятельности органов местного самоуправления (управления), направленной на поддержку населения в условиях пандемии, Александр Савин отметил, что документ был доработан по результатам обсуждений на семинарах и заседаниях Комиссии, при этом основным было пожелание — более удачное структурное представление документа.
«Проект был дополнен электронной матрицей проблем и механизмов поддержки населения в условиях пандемии. База создается программистами, и доступ к ней предоставляется органам местного самоуправления. При этом должны быть предусмотрены регламентированные действия по ее пополнению в соответствии с накопленным опытом органа местного самоуправления. Это позволит иметь достаточно оперативный и информативный ресурс и правильно организовать нормативно-правовое обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления с населением в случае пандемии», — пояснил парламентарий.
Также Александр Савин высказал ряд позиций по проекту Рекомендаций «О деятельности органов местного самоуправления (управления) по обеспечению и защите прав граждан в цифровой среде», которые легли в основу доработки документа.
Законодатель обратил внимание на то, что при цифровизации необходимо не потерять достигнутый уровень прав и свобод человека, их приоритетность при взаимодействии с органами местного самоуправления, при этом доступность к цифровой инфраструктуре и наличие соответствующих навыков – по‑прежнему актуальны.
Кроме того, следует обеспечить альтернативность, заключающуюся в равноправном сосуществовании электронной (цифровой) формы и ее традиционного бумажного аналога. «Особое внимание важно уделить правовым принципам регулирования обеспечения и защиты прав граждан и организаций при цифровом взаимодействии с органами местного самоуправления», — сказал он.
В ходе заседания Олег Цепкин выступил по проекту модельного закона «О статусе столиц, городов государственного значения и центров регионов государства». «Разработке концепции этого модельного закона предшествовал научный анализ, в котором был достаточно подробно представлен обзор нормативных актов каждого из государств – участников СНГ по ключевым вопросам тематической направленности и материалов правоприменительной практики, а также норм международного права».
По словам сенатора, в законодательстве практически каждого государства – участника СНГ нашлось что‑то особенное, отсутствующее в законодательстве других стран, что было учтено при разработке первой версии проекта. «В модели сформулированы положения, определяющие ориентиры законодательного регулирования статуса столиц, городов государственного значения и центров регионов государства. Изначально предполагалось, что проект в обязательном порядке будет содержать элементы вариативности, а его итоговая версия предоставит национальному законодателю возможность выбрать наиболее приемлемый вариант. Представленный документ в полной мере соответствует принятой концепции и предложенной структуре, отражающей общие положения (понятийный аппарат; территория, символы, звания и поощрения), особенности правового регулирования статуса столицы, городов государственного значения и центров регионов государства, особенности организации местного самоуправления и так далее», – подчеркнул сенатор РФ.
Выступая по проекту Рекомендаций по наблюдению за электронным голосованием, Олег Цепкин отметил, что документ продолжает развитие модельной законодательной базы в сфере избирательного права и призван содействовать сотрудничеству в сфере укрепления и дальнейшего развития демократических процессов. «Рекомендации адресованы национальному законодателю и всем участникам процесса наблюдения за электронным голосованием на выборах и референдумах, а в части создания условий для наблюдения – избирательным комиссиям. Документ восполняет пробелы уже созданной правовой и методологической базы международного наблюдения за выборами и референдумами, детализирует вопросы наблюдения за электронным голосованием».
Олег Цепкин также высказал предложения к проекту Рекомендаций по обеспечению и защите электорального суверенитета, который направлен на сближение национального законодательства в данной сфере, а также на содействие сотрудничеству и обмену лучшими практиками государств – участников СНГ. «Рекомендации призваны способствовать систематизации правовых и организационно-методических основ деятельности по обеспечению и защите электорального суверенитета государств – участников СНГ, а также формированию правовых основ их взаимодействия в сфере обеспечения и защиты электорального суверенитета», — пояснил он. Основные пожелания и предложения касаются понятийного аппарата документа.