Перед депутатами выступили Министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин, заместитель Министра энергетики Евгений Грабчак. Также в обсуждении вопросов развития сферы ЖКХ принял участие заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин. Выступили руководители профильных комитетов, представители фракций. К дискуссии по видеоконференцсвязи были подключены представители органов власти 81 субъекта, в зале пленарных заседаний присутствовали руководители регионов – губернатор Пермского края Дмитрий Махонин, а также глава Республики Северная Осетия – Алания Сергей Меняйло.
Парламентский контроль за тарифообразованием
Председатель ГД Вячеслав Володин в начале «правительственного часа» подчеркнул, что вопрос тарифообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства должен находиться на парламентском контроле.
«В последнее время начинают вбрасывать тему, что Дума утверждает тарифы. Дума никогда никакие тарифы не утверждала и не утверждает. Тарифообразованием занимаются федеральные органы — это ФАС, регионы и их энергетические комиссии. Но эта тема должна быть под контролем парламента. Мы должны тоже с вами брать, и изучать, и смотреть с точки зрения: а какой рост тарифов, а почему, обоснован он или нет. Но это компетенция исполнительной власти», – сказал Вячеслав Володин.
Также Председатель ГД призвал регионы РФ не уходить от ответственности за решение проблем в сфере ЖКХ.
«ЖКХ — сфера, которая относится к компетенции и ответственности органов местной власти и регионов, но учитывая огромное количество жалоб и нареканий на работу теплоснабжающих организаций, водообеспечения в регионах, мы с вами договорились обсудить этот вопрос в рамках «правительственного часа», предложив Правительству РФ выработать свои предложения», – отметил он.
По словам Вячеслава Володина, в Москве, так же как и в Санкт-Петербурге, и в Казани тепло-и водоснабжающие организации были и остаются государственными, при этом в Самаре «это все принадлежит концессионерам, арендаторам». Председатель ГД напомнил, что ранее эта тема обсуждалась с новым губернатором и с депутатами от Самарской области: «Отдали за смешные деньги в аренду городские электрические сети, газовые, миллиардные обороты и доходы, а что получает бюджет от этого?».
«Поэтому, коллеги, тот, кто попытался взять и уйти от ответственности, показав пальцем, что Москва богата: у нас есть регионы еще богаче, но там нет той ответственности, которая сегодня есть в Москве. Нет той ответственности, которая есть в Тюмени», – отметил Вячеслав Володин.
«Правильно будет еще раз подчеркнуть, чтобы и наши коллеги — законодатели в регионах, и руководители исполнительных органов власти, органов местного самоуправления понимали, что это их ответственность», – подчеркнул Председатель ГД.
Привести сферу в порядок
«Мы много говорим сегодня про строительство жилья. Если мы не наведем порядок в коммуналке, никакого жилья у нас не будет», — отметил заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин.
Он обратил внимание на необходимость уточнения в законодательстве понятие «мастер-план». По его словам, от этого напрямую зависит и развитие ЖКХ. «Если мы сегодня на наши старые генеральные планы, которые не соответствуют действительности, начнем делать модернизацию коммунальной инфраструктуры, мы часть денег просто потеряем», — считает Марат Хуснуллин.
«Нам надо до конца года принять упрощенный вариант мастер-плана, принять упрощенный вариант сетей, в которых мы должны ключевой вопрос ответить: в каждом населенном пункте сколько живет сегодня человек, сколько работает, сколько будет к 2030, сколько к 2036 году жить», — добавил заместитель Председателя Правительства.
Также Марат Хуснуллин выступил за ужесточение наказания за преступления, связанные со сферой ЖКХ. «Почему когда кошелек у человека украли, неважно сколько в нем, три тысячи или пять, — это уголовное дело, а когда у бабушки или пенсионера украли тонны воды, почему они должны платить за это? Почему за это административное наказание? Давайте меры контроля усилим», — сказал он.
Вячеслав Володин обратил внимание на проблему работы управляющих компаний.
«Люди обращаются, зачастую став заложниками управляющих компаний. Поменять не могут, необоснованные тарифы, плата за услугу. Но если даже удается отказаться от управляющих компаний, нет достойной замены. В случае, если управляющая компания не работает, идет замещение на государственное бюджетное учреждение, нам может быть посмотреть такие подходы в регионах. И там, где складываются такие ситуации, чтобы можно было заместить управляющие компании, муниципальные, государственные. Давайте этот вопрос вынесем для рассмотрения в приоритетном порядке с тем, чтобы закон был принят буквально до конца текущего года», — предложил Председатель ГД.
Дополнительное финансирование модернизации ЖКХ
Председатель Государственной Думы также напомнил, что Президентом задача поддержки и модернизации отрасли жилищно-коммунального хозяйства определена как одна из приоритетных. «Поручения Президента должны исполняться. Тогда будет результат», – подчеркнул он.
Вячеслав Володин предложил направить половину средств, сэкономленных от списанных бюджетных кредитов, в регионы на модернизацию ЖКХ. «Мы с вами должны посмотреть и вопросы, связанные с инвестированием в эту сферу. Если более триллиона освобождается и есть возможность выделить средства, – приоритет модернизации ЖКХ», – добавил он.
Соответствующее поручение проработать данный вопрос ко второму чтению проекта федерального бюджета на 2025–2027 года дано Председателю Комитета по бюджету и налогам Андрею Макарову.
Развитие и надлежащее функционирование
О ситуации в отрасли жилищно-коммунального хозяйства рассказал Министр Ирек Файзуллин. В частности, он сообщил депутатам, что подготовка к отопительному сезону полностью завершена. В Курской, Брянской и Белгородской областях она находится под особым контролем, уточнил глава Минстроя.
Кроме того, Ирек Файзуллин предложил внедрять в регионах цифровые решения в сфере ЖКХ для обеспечения комплексной модернизации отрасли. «Требуется создать единую платформу учета ресурсов, а также внедрить повсеместное использование умных счетчиков», — сказал Министр.
Ирек Файзуллин добавил, что основными документами в коммунальном хозяйстве являются схемы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения. По его словам, от их уровня проработанности напрямую зависит эффективность работы системы. «Минстроем подготовлен законопроект по ежегодной актуализации схем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, а также передача полномочий по их утверждению на уровне региона. Важно синхронизировать мероприятие схем с генеральными планами, которые, в свою очередь, должны учитывать корректный прогноз демографических показателей», — сообщил он.
Глава Минстроя также заявил о необходимости исключить создание избыточных мощностей, а также пересмотреть подходы к резервированию потребителей мощностей, потому что очень часто они остаются невостребованными.
Кроме того, Министр строительства и ЖКХ рассказал в ходе «правительственного часа», что более 40 % коммунальных сетей в нашей стране нуждаются в замене. «Порядка 43 % сетей в настоящее время нуждаются в замене, — отметил он. — Следствием высокого износа является аварийность».
По словам Министра, на решение этих задач направлен федеральный проект «Модернизация коммунальной инфраструктуры», который будет включать в себя все действующие и планируемые меры поддержки. «Регионам предстоит большая работа для того, чтобы обеспечить сбалансированность всех источников финансирования, чтобы сформировать источники для замены сетей», — сказал Ирек Файзуллин.
Запасы топлива в регионах РФ перед отопительным сезоном выше нормативов, паспорта готовности будут выданы к середине ноября, заявил заместитель Министра энергетики Евгений Грабчак.
По его словам, каждый регион провел противоаварийные тренировки для оценки адекватности и реалистичности планов реагирования на возможные аварийные ситуации. «К устранению нарушений готовы более 23 тыс. аварийно-восстановительных бригад, оснащенных необходимой техникой и материалами. Запасы топлива уже сформированы выше установленных нормативов, в том числе в рамках северного завоза. Завершается реализация годовых планов инвестиционных ремонтных программ», — отметил он.
«Мониторинг хода подготовки проводим ежемесячно, а по объектам в зоне риска проходят выездные проверки. До середины ноября будут подведены итоги оценки готовности, выданы паспорта», — добавил замглавы Минэнерго.
«В сфере теплоснабжения предлагаем по аналогии с электросетями ввести институт системообразующей единой теплоснабжающей организации, отвечающей за эксплуатацию бесхозяйных сетей и оказывающей содействие в устранении аварий даже не на своих сетях», – сказал Евгений Грабчак. Сейчас подобный институт действует в электросетевом комплексе.
Дефицит электроэнергии из за майнинга
Также Председатель ГД поднял в ходе «правительственного часа» проблему дефицита электроэнергии, который возникает в регионах из за строительства дата-центров, занимающихся майнингом.
«Есть регионы, где именно из за строительства дата-центров, тех, кто занимается майнингом, образуется дефицит электроэнергии, который влияет на такие важные вопросы, как уже гарантированное энергообеспечение населения, теплообеспечение. У нас же есть субъекты Российской Федерации, где производство электроэнергии в разы превышает потребление. Это все надо регулировать. Если надо поправить законодательство, давайте», – подчеркнул Председатель ГД.
Замминистра энергетики Евгений Грабчак отметил, Министерство выступает за запрет майнинга в регионах с дефицитом электроэнергии.
«Мы выступаем с инициативой о том, что в дефицитных регионах майнинг должен быть запрещен на период дефицитов. В регионах, где у нас субсидируется электроэнергия, где у нас зоны регулируемых договоров, также майнинг не должен по этим регулируемым договорам и субсидированным ценам подключаться к электросети. Да, для майнинга целесообразно отменить недискриминационный подход и стимулировать их в зонах дефицита переходить на собственную генерацию», — подчеркнул Евгений Грабчак.
Он отметил, что непрогнозируемые нагрузки на энергосистему, вызванные ростом потребления ее майнерами, стали проблемой. «Мы вынуждены реагировать на рост таких нагрузок, принимать решение о строительстве дополнительной генерации. Все затраты на эту генерацию транслируются в тарифные решения, чем, по сути, мы помогаем этим майнерам, дополнительно финансируя их деятельность. Конечно, это неправильно, и закон, который приняла Госдума, позволяющий Правительству ограничивать майнинг в отдельных регионах, поможет нам в этом», — сказал Евгений Грабчак.
Позиция профильных комитетов
Председатель Комитета по контролю Олег Морозов в своем выступлении подчеркнул, что ситуация в сфере ЖКХ остается одной из острейших и волнует граждан страны. «Сегодня первостепенным является максимально безаварийное прохождение отопительного периода. Надо извлечь уроки из минувшей зимы, когда в ряде субъектов тысячи людей оставались без тепла и света», – заявил парламентарий.
«Стратегическая задача — это полномасштабный пересмотр основ функционирования отрасли. Для ее успешного преобразования необходима тесная увязка избранной стратегии с пространственным развитием страны, градостроительными планами и демографическим прогнозом, а также нормативное обеспечение данной стратегии», – уверен Олег Морозов.
По словам Председателя Комитета по контролю, серьезной доработки требуют тарифные механизмы, которые порой не согласуются ни с потребностями граждан, ни с их возможностями, а иногда и со здравым смыслом. «Принципиально изменить ситуацию можно, создав комплексную мотивацию для ресурсообеспечивающих компаний к поиску качественных и одновременно низкозатратных решений», – отметил он.
Председатель Комитета по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов обозначил две ключевые задачи, которые сейчас стоят перед отраслью ЖКХ: «Первая — это стабильное прохождение этого и следующего отопительного сезона, вторая — программа глобальной модернизации системы ЖКХ, которая жизненно сегодня необходима».
Председатель профильного комитета также подчеркнул важность повышения энергоэффективности и учета ресурсов. «Любой разговор о модернизации системы ЖКХ без решения проблемы энергоэффективности и учета не даст существенного результата. Но это не просто поставить счетчики, а создание системы учета коммунальных ресурсов на всех стадиях от производства до потребления», — заявил Сергей Пахомов.
«Второй блок — это инвентаризация, диагностика, а затем и государственная регистрация прав на объекты и земельные участки под ними. Без этих шагов в сфере ЖКХ не возникнет достоверной оценки потребности во вложениях. В муниципалитетах огромное количество бесхозного имущества, которое сегодня обслуживается без тарифа», — обратил внимание Председатель Комитета по строительству и ЖКХ.
Кроме того, Сергей Пахомов напомнил, что раз тарифы регулирует государство, то и их формирование должно быть единым и понятным для всех — и для жителей, и для инвесторов.
С тем, что главная задача сегодня — это безаварийное прохождение отопительного сезона, согласился Председатель Комитета по энергетике Николай Шульгинов.
«Одной из первоочередных задач Правительства должно стать скорейшее внесение в Государственную Думу проекта федерального закона об административной ответственности субъектов теплоснабжения за неготовность к отопительному периоду и несоблюдение требований к разработке схем теплоснабжения. Не менее важно оперативно принять необходимые подзаконные акты к уже принятому закону без проведения процедуры оценки регулирующего воздействия. Соблюдение процедуры не должно быть выше целесообразности обеспечения норм энергетической безопасности», — уверен Николай Шульгинов.
Также важно, по словам Председателя Комитета по энергетике, решить проблему увеличения объемов модернизации тепловой инфраструктуры. В своем выступлении на «правительственном часе» Николай Шульгинов обратился к Правительству РФ с предложением при разработке программы модернизации коммунальной инфраструктуры предусмотреть выделение финансирования для реконструкции, капитального ремонта, модернизации объектов когенерации и магистральных сетей. Поскольку более трети общего отпуска тепловой энергии и более четверти протяженности тепловых сетей приходится на эти объекты, повышение надежности их работы должно быть в приоритете, отметил депутат.
Со своми предлоениями выступили представители фракций
Так, Первый заместитель Председателя Комитета по строительству и ЖКХ Роман Лябихов (КПРФ) подчеркнул важность оказания помощи регионам, чтобы они без проблем прошли отопительный сезон. По его словам, депутаты готовы помогать в случае необходимости решать вопросы на законодательном уровне. «Но мы также должны понимать, что ЖКХ – это, в первую очередь, муниципальное хозяйство, ответственность за которое лежит на мэрах и, во вторую очередь, на субъектах», – отметил парламентарий.
Также во фракции КПРФ предлагают передавать бесхозные сети поставщику в качестве имущества. «Важно контролировать взаимосвязь затрат на их ремонт в объеме не менее амортизационных отчислений по данному имуществу. Этим мы решаем вопросы надлежащей эксплуатации тепловых сетей и возможности использовать ресурсы по их эксплуатации для эксплуатанта», – уточнил он.
«Высокий износ коммунальной инфраструктуры сегодня является основным фактором потери ресурсов в сетях и их аварийности. По официальным данным более 40 % объектов инженерной инфраструктуры нуждается в замене», — отметил Первый заместитель Председателя Комитета по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев (ЛДПР).
Депутат также обратил внимание на проблему концессионных соглашений в этой сфере. «Этот механизм был введен для привлечения частных инвестиций в эту область. Большинство соглашений не содержит инвестиционных обязательств концессионеров. Либо сроки по ним бесконечно передвигаются. Решением проблемы мы видим ужесточение правового регулирования концессий в ЖКХ», — сказал Владимир Кошелев.
По мнению заместителя Председателя Комитета по строительству и ЖКХ Александр Аксёненко («Справедливая Россия — За правду») считает, что точечное обновление коммунальных сетей не изменит сложившейся ситуации в сфере, необходима «дорожная карта» модернизации ЖКХ с четкими сроками и финансированием.
«Нужно учитывать финансовую доступность услуг ЖКХ для населения. Если доля домохозяйств, которая получает субсидии, не превышает определенный уровень, это значит, что услуга становится недоступной и нужно сдерживать тариф», — сказал он.
Фракция «Новые люди» разрабатывает законопроект по восстановлению для регионов ограничения роста тарифов для населения за каждый вид коммунальной услуги, сообщила в своем выступлении от фракции заместитель Председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Сардана Авксентьева.
«Это обеспечило бы прозрачность тарифного регулирования и исключило бы возможность для недобросовестных ресурсоснабжающих организаций устанавливать тарифы, значительно превышающие предельный индекс изменений, вносимые гражданами платы за коммунальные услуги», — сказала парламентарий. По ее словам, в профильном министерстве также поддерживают необходимость введения единого платежного документа.
«Есть две основные задачи в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Это стабильное прохождение ежегодного отопительного зимнего периода и обеспечение бесперебойного снабжения коммунальными услугами. И вторая задача – это системные решения в сфере ЖКХ на основе установления приоритетов развития и выделения системных проблем», — сказал Первый заместитель Председатель Комитета по строительству и ЖКХ Павел Качкаев («Единая Россия»).
Также депутат отметил. что в последние годы достаточно много средств вкладывается в модернизацию коммунальной инфраструктуры и национальные проекты.