Совет Федерации РФ. Моногорода вновь готовят к пересчету

10.11.2024
10.11.2024
Основные

Как отметил законодатель, тема совещания обусловлена важностью обеспечения устойчивого развития монопрофильных муниципальных образований.

«Совокупность всех существующих в России моногородов представляет собой специфическую социально-правовую систему, направленную, в первую очередь, на защиту суверенитета и независимости Российской Федерации. На территории моногородов концентрируются интеллектуальные, инновационные, информационные, промышленные ресурсы. Это придает данным территориям особую ценность в общем стратегическом развитии общества, в обеспечении экономического роста, обороноспособности и безопасности государства», — сказал Олег Голов.

По его словам, в настоящее время реализуется ряд мер поддержки моногородов и субъектов малого и среднего предпринимательства, которые осуществляют деятельность на их территориях.

Вместе с тем, указал сенатор, вопрос реструктуризации и развития моногородов, экономика которых полностью зависит от одного градообразующего предприятия, стоит в настоящее время достаточно остро. По мнению Олега Голова, причинами являются недостаточно развитая инфраструктура, несовершенные технологии и износ основных фондов градообразующих предприятий, низкий уровень кооперации между предприятиями отрасли, отток квалифицированных кадров, инфраструктурные ограничения для создания нового бизнеса, низкая инвестиционная привлекательность моногородов, низкое качество городской среды, а также в ряде случаев высокий уровень загрязнения окружающей среды.

«В сложившейся ситуации именно диверсификация экономики моногородов, которая включает в себя создание непрофильных производств с новыми рабочими местами, а также улучшение качества городской среды в моногородах способны дать положительный эффект», — заявил законодатель.

Он напомнил, что для достижения этой цели будут использованы различные способы и меры поддержки, включая инфраструктурные бюджетные и специальные казначейские кредиты, льготные займы из средств Фонда национального благосостояния, инфраструктурные облигации. Также регионы с низким уровнем бюджетной обеспеченности могут получить субсидии из федерального бюджета на финансирование инфраструктуры в рамках комплексного развития территорий.

Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Дмитрий Вахруков отметил, что в моногородах в настоящее время проживают более тринадцати миллионов человек. Замминистра коротко остановился на том, что уже сделано для поддержки моногородов. По его словам, экономика моногородов активно трансформируется, снижается монозависимость, бизнес, который не связан с градообразующими предприятиями возрос в три раза. Положительным трендом является рост численности занятого населения. «В целом, кризисные тенденции и риски удается преодолевать».

Минэкономики в 2025 году намерено обновить список моногородов: в нем 321 населенный пункт, и большинство уже не соответствует критерию монопрофильности. Хотя в целом экономика моногородов трансформируется в сторону большего разнообразия, господдержка им продолжает оказываться, вскоре значительная их часть получит помощь и по программе развития опорных населенных пунктов. Также для 5% моногородов с наиболее тяжелым положением планируется расширить механизм поддержки малого и среднего бизнеса – за счет одновременного доступа к льготным кредитам и гарантиям Корпорации МСП.

Власти отмечают позитивную трансформацию экономики моногородов. Как сообщил в пятницу на совещании в Совете федерации замглавы Минэкономики Дмитрий Вахруков, с 2015 года доля градообразующих предприятий в их экономике снизилась с 65% до 41%. Выручка всех предприятий, работающих на их территории, за этот период выросла вдвое (как и в среднем по стране) — с 8,5 трлн до 16 трлн руб. Снижалась и численность занятых на градообразующих предприятиях, хотя в последние годы с ростом объема оборонных заказов показатель стал расти.

На этом фоне Минэкономики вернулось к вопросу пересмотра перечня моногородов, который не менялся с 2020 года и включает 321 населенный пункт.

Как сообщил Дмитрий Вахруков, большинство из них уже не соответствуют критерию монопрофильности (20% и более занятых работают на градообразующем предприятии). О желании пересмотреть перечень ведомство заявляло в 2021 году, предлагая исключить из него моногорода в пределах 50 км от региональных столиц — но на фоне последствий пандемии и санкций от этой идеи отказались.

По словам Дмитрия Вахрукова, сами критерии отнесения к моногородам власти намерены сохранить. Финансовую поддержку им планируется оказывать еще и в рамках развития опорных населенных пунктов — в их списке 241 моногород. Более разностороннюю поддержку власти сосредоточили на моногородах из «зоны риска» (с наиболее тяжелым социально-экономическим положением). По оценке ВЭБ.РФ, это примерно 5% от их общего числа. Для них планируется расширить механизм поддержки МСП, предусмотрев возможность одновременного получения льготных кредитов и гарантийной поддержки от Корпорации МСП: многие предприниматели, по словам управляющего партнера по городскому развитию ВЭБ.РФ Ирины Макиевой, не смогли получить поддержку по линии ВЭБа, поскольку не заручились банковскими гарантиями.

Звучат предложения и о более значительном расширении мер помощи.В сентябре финансовая поддержка ВЭБа была ограничена моногородами, где безработица вдвое выше средней по стране (сейчас около 30 моногородов) – либо в их отношении приняты решения правительства. Регионы просят не увязывать помощь с безработицей — по словам министра экономики Челябинской области Натальи Лугачевой, при использовании этого критерия из 16 моногородов региона поддержку получат лишь три.

У моногородов с высокой безработицей есть возможность продления на два года срока предоставления резидентам территорий опережающего развития (ТОР) льготы по уплате страховых взносов (7,6% вместо 30%) – хотя по общему правилу она доступна для резидентов, получивших этот статус в течение трех лет с момента создания ТОР. Сенатор Владимир Кравченко предложил продлить срок получения льготы резидентам всех моногородов, работающим с критически важными технологиями.

Ранее подобная пролонгация для всех ТОР в моногородах предлагалась, но не была одобрена в правительстве. Сейчас у противников расширения льготы может появиться новый аргумент. Как отметила на заседании аудитор Счетной палаты Наталья Трунова, на начало 2024 года у ТОР было 1,5 тыс. резидентов, из которых 20% не имели прибыли. При этом 35% выручки всех резидентов приходятся на так называемых «красных» налогоплательщиков, у которых применение льгот формирует сверхдоходность. По ее мнению, необходимо точнее настроить инструменты поддержки для этого преференциального режима.

Газета "Коммерсант"