Новое в системе закупок с 09 декабря по 14 декабря 2024

Госзакупки легковых автомобилей: Минпромторг дополнил список рекомендованных моделей

В перечень автомобилей, которые государственные и муниципальные служащие должны использовать в приоритетном порядке, включили:

- Lada Aura;

- XCITE X-Cross 8.

Сейчас в актуальной редакции списка 14 брендов и более 40 моделей.

Документ: Письмо Минпромторга России от 13.11.2024 N КА-121503/20

УФАС решило, что госзаказчик не вправе отклонять заявку из-за завышенной цены на товар

Заказчик проводил аукцион на поставку трактора. Один из участников предложил модель, рыночная стоимость которой была в 2 раза меньше ценового предложения. Заявку отклонили за недостоверные сведения - завышенную цену.

Контролеры решили, что заказчик поступил незаконно:

- ценовое предложение не содержится в заявке, а подается непосредственно при проведении аукциона. Оно не является функциональной, технической или качественной характеристикой, которую указывают в заявке;

- в итоговом протоколе не отразили, какие сведения из заявки были недостоверными.

Документ: Решение Алтайского краевого УФАС России от 18.11.2024 по делу N 022/06/105-1384/2024

ВС РФ напомнил: для закупки у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ нужны объективные причины

Управляющая компания закрепила в положении о закупке, что у единственного поставщика можно приобретать, например:

- товары, работы, услуги при цене одного договора не более 100 тыс. руб.;

- услуги по содержанию и ремонту общего имущества, придомовой территории.

В течение нескольких лет заказчик заключил более 400 прямых договоров с одинаковыми контрагентами на ремонт и клининг. Цена каждого из них не превышала 100 тыс. руб.

Контролеры и ВС РФ решили, что единую сделку искусственно раздробили, чтобы уйти от конкурентных процедур. Это нарушает права потенциальных исполнителей и публичные интересы. Невозможность провести спорные закупки конкурентным способом не доказали. Заказчик и контрагенты нарушили запрет на антиконкурентные соглашения.

ВС РФ также напомнил, что для закупки у единственного поставщика нужны объективные причины, например:

- низкоконкурентный товарный рынок;

- ликвидация последствий ЧС;

- колебание цен в узком диапазоне;

- закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция.

Аналогичный подход Верховный суд сформулировал в обзоре практики по Закону N 223-ФЗ.

Документ: Определение ВС РФ от 22.11.2024 N 301-ЭС24-10122

Кассация: по Закону N 44-ФЗ нельзя включать сведения в РНП с опозданием в 2 года

Заказчик отказался от контракта на проектирование из-за отрицательного заключения госэкспертизы. УФАС не включило информацию о подрядчике в РНП, но спустя 2 года суд обязал контролеров пересмотреть решение и данные разместили в реестре.

Три инстанции признали действия УФАС незаконными. Антимонопольный орган не вправе включать сведения в РНП спустя 2 года с момента, когда возникла такая обязанность. Это не соответствует Закону N 44-ФЗ и нарушает права подрядчика.

Вывод основан на позиции ВС РФ.

Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 27.11.2024 по делу N А38-4715/2023

Недостатки товара по госконтракту ревизоры нашли спустя год - суд не взыскал с поставщика неустойку

Стороны заключили контракт на поставку кресел. Заказчик принял и оплатил их. Сделку расторгли по соглашению.

Через год при проверке ревизоры выяснили, что габариты кресел не такие, как в спецификации к контракту. Заказчик потребовал от поставщика уплатить неустойку, но тот отказался.

Три инстанции деньги не взыскали, поскольку заказчик:

- не проводил экспертизу товаров, а принял их без замечаний и возражений, хотя недостаток не был скрытым;

- вовремя не заявлял о необходимости совместного установления несоответствия товара, а предъявил претензию после проверки и вынесения предписания ревизоров. Жалоб по качеству продукции она не содержала;

- не доказал, что кресла нельзя использовать и они не имеют потребительской ценности, а также что их характеристики не являются улучшенными. Напротив, продукцию долго эксплуатировали по назначению. Формальное несоответствие товара не означает, что контракт нарушили.

Документ: Постановление АС Уральского округа от 25.11.2024 по делу N А07-11520/2023

По материалам системы КонсультантПлюс