Новое в российском законодательстве на 22 марта 2025

• КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"

Подписан новый закон о системе местного самоуправления в РФ

В частности, закон уточняет понятие местного самоуправления, определяя его как признаваемую и гарантированную Конституцией РФ форму самоорганизации граждан в целях осуществления народом своей власти для самостоятельного решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения в пределах предусмотренных полномочий.

Закреплена одноуровневая система организации местного самоуправления и установлены следующие виды муниципальных образований, в которых оно осуществляется: городской округ; муниципальный округ; внутригородское муниципальное образование города федерального значения. Субъекты РФ, имеющие социально-экономические, исторические и иные особенности, могут сохранить двухуровневую систему организации местного самоуправления (поселения (сельские и городские) и муниципальные районы).

Установлены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, не подлежащие перераспределению между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ (принятие устава муниципального образования, утверждение и исполнение местного бюджета, установление, введение в действие и прекращение действия ранее введенных местных налогов и сборов и пр.), полномочия, которые могут быть перераспределены законом субъекта РФ для осуществления органами государственной власти субъекта РФ (организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, обеспечение проживающих в муниципальном образовании и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях и пр.), а также полномочия, которые могут быть перераспределены законом субъекта РФ для осуществления органами местного самоуправления (дорожная деятельность, организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования, осуществление мероприятий по лесоустройству, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне и пр.).

Также закреплен единый пятилетний срок полномочий лиц, замещающих муниципальные должности.

Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением его отдельных положений.

Указ Президента РФ от 17.03.2025 N 150 "Об использовании Государственного герба Российской Федерации в эмблеме Общероссийской общественной организации "Федерация дзюдо России"

Государственный герб Российской Федерации может быть использован Общероссийской общественной организацией "Федерация дзюдо России" в качестве геральдической основы ее эмблемы

Указанное решение должно быть согласовано с Геральдическим советом при Президенте РФ.

Указ Президента РФ от 20.03.2025 N 158 "О внесении изменения в Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082"

Дополнен перечень полномочий, осуществляемых Минобороны России

Установлено, что Министерство, в числе прочего, определяет порядок боевого применения и обеспечения безопасности применения в Российской Федерации системы и средств государственного радиолокационного опознавания.

Указ Президента РФ от 20.03.2025 N 159 "Об особенностях правового положения отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, изменении и признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации"

Находящиеся в РФ граждане Украины, не имеющие законных оснований для пребывания (проживания) в РФ, обязаны самостоятельно выехать из нее либо до 10 сентября 2025 г. включительно урегулировать свое правовое положение в РФ

Кроме того, иностранные граждане и лица без гражданства, которые прибыли до дня вступления в силу настоящего Указа на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в целях, не связанных с осуществлением трудовой деятельности, на срок, превышающий 90 календарных дней, либо в целях осуществления трудовой деятельности и не прошли медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие факта употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), обязаны до 10 июня 2025 г. включительно пройти медицинское освидетельствование и представить в территориальный орган МВД России медицинские документы, подтверждающие отсутствие факта употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, отсутствие названных инфекционных заболеваний, и сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2025 N 12-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 23 Федерального закона "О некоммерческих организациях", пункта 5 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях", подпункта "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", подпункта "б" пункта 25 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпункта "б" пункта 9 статьи 36 Избирательного кодекса Псковской области в связи с жалобой Псковского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО"

КС РФ: руководитель регионального отделения политической партии, избранный в установленном порядке, вправе подписать документы о выдвижении списка кандидатов на выборах до внесения в ЕГРЮЛ сведений о нем как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юрлица

Выявлен конституционно-правовой смысл положений пункта 4 статьи 23 Федерального закона "О некоммерческих организациях", пункта 5 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях", подпункта "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", подпункта "б" пункта 25 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпункта "б" пункта 9 статьи 36 Избирательного кодекса Псковской области.

Конституционным Судом отмечено, в частности, следующее: несмотря на то что государственная регистрация в качестве юридического лица является обязательным условием законного существования регионального отделения политической партии, это не может свидетельствовать о распространении на него юридических последствий такой регистрации (актуализации сведений о нем) в публично-правовой сфере, в том числе в правоотношениях, в которых оно выступает в качестве избирательного объединения. Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц рассчитано в основном на применение в отношении лиц, действующих в области имущественных отношений гражданско-правового характера. Этот признак не имеет такого же определяющего значения для юридических лиц - региональных отделений политических партий, которые осуществляют экономическую деятельность лишь постольку, поскольку это отвечает достижению целей, ради которых они создаются.

Особенности как самих политических партий, так и их региональных отделений, признанных законом избирательными объединениями, позволяющие отграничить их от юридических лиц иных видов, обусловливают необходимость истолкования оспариваемых норм преимущественно в контексте федеральных законов "О политических партиях" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Таким образом, на структурные подразделения политических партий, не зарегистрированные в ЕГРЮЛ, но имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, при уведомлении соответствующей избирательной комиссии о выдвижении ими кандидатов, списков кандидатов действие оспариваемых законоположений автоматически не распространяется.

Конституционный Суд пришел к выводу, что оспариваемые законоположения не могут быть истолкованы как отождествляющие электоральные возможности регионального отделения политической партии с правами и обязанностями, вытекающими из статуса юридического лица. Они не противоречат Конституции РФ в той мере, в какой не препятствуют избранному в установленном порядке руководителю регионального отделения политической партии, обладающего статусом избирательного объединения, подписывать (заверять) представляемые в соответствующие избирательные комиссии документы, связанные с выдвижением списков кандидатов на выборах, до внесения в ЕГРЮЛ сведений о нем как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

В противном случае зарегистрированные в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О политических партиях" региональные отделения политических партий, равно как и избранные в установленном порядке их руководители, оказались бы по сугубо формальным, не имеющим разумного оправдания, причинам отстранены от участия в выборах.

Постановление Правительства РФ от 11.03.2025 N 301 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления средствами Фонда национального благосостояния"

Скорректирован порядок управления средствами Фонда национального благосостояния

Согласно внесенному уточнению средства Фонда национального благосостояния размещаются на субординированные депозиты в российских кредитных организациях на основании отдельных решений Правительства РФ.

Также отдельными решениями Правительства РФ устанавливаются доходность и иные существенные условия размещения средств на субординированных депозитах, условия начисления и уплаты процентов по указанным депозитам, а также условия возврата средств ФНБ.

Кроме того, внесены изменения в условия размещения средств ФНБ на субординированных депозитах, в том числе исключены положения о возможности размещения средств в иностранных валютах, ранее предусмотренных постановлением.

Также утратили силу отдельные положения, предусматривающие избыточные процедуры.

Постановление Правительства РФ от 13.03.2025 N 303 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2024 г. N 1314"

В территорию свободной экономической зоны могут включаться территории субъектов РФ, на которых введен правовой режим контртеррористической операции и в отношении жителей этих территорий принято решение о временном отселении

Таким образом, работающие в таких районах предприятия смогут получить статус резидентов свободной экономической зоны и соответствующие преференции.

Также установлено, что одним из критериев для уменьшения площади свободной экономической зоны на прилегающих к территориям Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской области и (или) Херсонской области территориях может являться исключение правообладателя земельного участка или правообладателя объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, из реестра участников свободной экономической зоны, осуществляющих деятельность на прилегающей территории, в случаях, предусмотренных частью 17 статьи 19.5 Федерального закона "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и на прилегающих территориях".

Постановление Правительства РФ от 13.03.2025 N 306 "Об утверждении Положения о едином морском операторе северного завоза"

Утверждено Положение о едином морском операторе северного завоза

Положение определяет правовые основы деятельности и функции единого морского оператора северного завоза, порядок взаимодействия единого морского оператора северного завоза с участниками северного завоза, порядок разработки, согласования и изменения маршрута и графика движения судов в рамках осуществления регулярных каботажных перевозок грузов северного завоза между морскими портами.

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2026 года.

Постановление Правительства РФ от 14.03.2025 N 311 "Об утверждении Правил принятия решений о предоставлении права пользования участками недр, расположенными на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, организациям без проведения аукционов"

Установлены порядок и условия принятия решений о предоставлении организациям права пользования участками недр, расположенными на территориях новых субъектов РФ, без проведения аукционов, а также особенности предоставления такого права

Заявитель для получения права пользования участком недр подает в уполномоченный орган заявку с приложением к ней документов и сведений согласно установленному перечню.

Основанием предоставления заявителям права пользования участками недр является решение, принятое: комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом, в отношении участков недр, не являющихся участками недр местного значения; комиссией, создаваемой органами государственной власти субъектов РФ, в отношении участков недр местного значения.

Заседания комиссий проводятся очно и (или) посредством использования видео-конференц-связи.

В предоставлении права пользования участком недр может быть отказано по следующим основаниям:

заявитель не представил доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного осуществления пользования недрами;

при предоставлении заявителю права пользования участком недр не будут соблюдены антимонопольные требования;

сведения о заявителе содержатся в реестре недобросовестных участников аукционов на право пользования участками недр;

при предоставлении заявителю права пользования участком недр будут нарушены положения пункта 2 настоящих Правил.

Постановление Правительства РФ от 18.03.2025 N 322 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 1376"

Дополнен перечень услуг, предоставление которых может быть организовано в МФЦ

Предусмотрено, что в МФЦ на безвозмездной основе может предоставляться услуга по приему заявлений на выдачу квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей, создание и использование которых осуществляется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также по вручению указанных сертификатов с осуществлением идентификации заявителя при его личном присутствии.

Постановление Правительства РФ от 18.03.2025 N 325 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1052"

Актуализированы Правила ведения специального учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями

Правила приведены в соответствие с положениями Федерального закона от 28 декабря 2024 года N 522-ФЗ, которым в сферу законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма включено направление, связанное с противодействием финансированию экстремистской деятельности.

Настоящее постановление вступает в силу с 1 июня 2025 года.

Постановление Правительства РФ от 18.03.2025 N 327 "Об утверждении критериев оценки эффективности и результативности проведения эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию"

Определены критерии оценки эффективности и результативности проведения эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию

Такими критериями являются:

количество участников эксперимента, фактически осуществляющих деятельность по партнерскому финансированию;

объем привлеченных участниками эксперимента денежных средств в рамках деятельности по партнерскому финансированию;

количество совершенных участниками эксперимента сделок (операций) по привлечению денежных средств;

объем средств, размещенных участниками эксперимента, а также количество таких сделок;

объем денежных средств, привлеченных участниками эксперимента от лиц, являющихся нерезидентами, а также количество таких сделок.

Постановление Правительства РФ от 19.03.2025 N 333 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703"

Дополнен перечень полномочий, осуществляемых Федеральным казначейством в установленной сфере деятельности

Установлено, что Казначейство России осуществляет, в числе прочего, автоматизированный мониторинг цен в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" в отношении государственных контрактов на поставку вооружения, военной и специальной техники, заключенных Минобороны России, а также контрактов, заключенных в целях исполнения указанных государственных контрактов, с соблюдением требований законодательства РФ о государственной тайне.

Настоящее Постановление вступает в силу с 1 апреля 2025 г.

Постановление Правительства РФ от 20.03.2025 N 338 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329"

Дополнены полномочия Минфина в части сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей

Закреплено, что Минфин осуществляет мероприятия по обеспечению соответствия своей деятельности целям и задачам государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Приказ СФР от 17.02.2025 N 169 "Об утверждении Административного регламента Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги "Информирование застрахованных лиц о предполагаемом размере страховой пенсии по старости и о суммах средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии, и правах на выплаты за счет средств пенсионных накоплений" Зарегистрировано в Минюсте России 18.03.2025 N 81571.

Установлен порядок предоставления государственной услуги по информированию застрахованных лиц о предполагаемом размере страховой пенсии по старости и о суммах средств пенсионных накоплений

Услуга предоставляется Фондом пенсионного и социального страхования РФ застрахованным лицам, достигшим возраста 45 и 40 лет (соответственно мужчины и женщины), не являющимся получателями страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, страховой пенсии по инвалидности, пенсии по старости, установленной в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации", а также не являющимся получателями выплат за счет средств пенсионных накоплений, не зарегистрированным в ЕСИА.

Максимальный срок предоставления услуги составляет 3 рабочих дня со дня регистрации в территориальном органе СФР запроса о размере пенсии, запроса о суммах средств и необходимых документов, направленных заявителем посредством почтовой связи. При подаче заявителем запроса в территориальный орган СФР, услуга предоставляется в режиме реального времени в день регистрации запроса.

Результаты предоставления услуги могут быть получены в территориальном органе СФР или посредством почтовой связи.

Взимание государственной пошлины или иной платы за предоставление услуги не предусмотрено.

Приказ Ространснадзора от 04.03.2025 N ВБ-63фс "О внесении изменений в приказ Ространснадзора от 15.12.2020 N ВБ-870фс "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности"

Актуализирован перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Ространснадзором в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности

Признается утратившим силу аналогичный Приказ Ространснадзора от 07.02.2025 N ВБ-25фс.

<Письмо> Рособрнадзора от 14.03.2025 N 03-35 <О направлении разъяснений по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата>

Рособрнадзором направлены разъяснения по вопросам соблюдения обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ и выдаче иностранным гражданам сертификата

В частности, разъяснено, будут ли проводиться проверки государственных учреждений, проводящих экзамен, в 2025 году, какие документы будет требовать контрольный (надзорный) орган в обязательном порядке при проведении проверки, предусмотрено ли уведомление государственного учреждения о проведении проверки и пр.

"Паспорт национального проекта "Семья" (утв. Минтрудом России)

Утвержден паспорт федерального проекта "Семья"

Целью федерального проекта является увеличение числа семей с детьми, в том числе многодетных, укрепление семейных ценностей.

В паспорте приведены в числе прочего показатели федерального проекта, мероприятия и результаты, финансовое обеспечение его реализации.

"Паспорт федерального проекта "Охрана материнства и детства" (утв. Минтрудом России)

Утвержден паспорт федерального проекта "Охрана материнства и детства"

Целью федерального проекта является повышение качества и доступности медицинской помощи гражданам, планирующим ребенка, беременным женщинам, детям, укрепление репродуктивного здоровья граждан.

В паспорте приведены в числе прочего показатели федерального проекта, мероприятия и результаты, финансовое обеспечение его реализации.

"Паспорт федерального проекта "Поддержка семьи" (утв. Минтрудом России)

Утвержден паспорт федерального проекта "Поддержка семьи"

Целью федерального проекта является увеличение числа семей с детьми.

В паспорте приведены в числе прочего показатели федерального проекта, мероприятия и результаты, финансовое обеспечение его реализации.

"Паспорт федерального проекта "Федеральный проект "Семейные ценности и инфраструктура культуры" (утв. Минтрудом России)

Утвержден паспорт федерального проекта "Семейные ценности и инфраструктура культуры"

Целью федерального проекта является формирование семейно-ориентированной инфраструктуры, укрепление института семьи, продвижение в обществе семейных ценностей.

В паспорте приведены в числе прочего показатели федерального проекта, мероприятия и результаты, финансовое обеспечение его реализации.

"Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках предоставления государственных услуг по аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, по аккредитации юридических лиц для проведения проверки в целях принятия органами аттестации решения об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, а также для обработки персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или осуществляющих такую работу, а также по аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности, и при утверждении результатов оценки уязвимости и планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, подлежащих размещению на официальном сайте Росавтодора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2020 N 1722" (утв. Росавтодором 28.02.2025)

Установлен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках предоставления государственных услуг по аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств

Перечень включает в себя в том числе: гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования, реквизиты структурных единиц нормативных правовых актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.

"Перечень поручений по итогам совещания по развитию беспилотных авиационных систем" (утв. Президентом РФ 19.03.2025 N Пр-589)

Президент РФ поручил обеспечить ускоренное развитие отрасли беспилотной авиации для достижения к 2030 году технологического лидерства в ней

Также в перечне поручений:

принять меры, обеспечивающие повышение уровня локализации производства ключевых узлов (агрегатов и их компонентов) беспилотных авиационных систем, утвердить программы, предусматривающие создание производственных линий полного цикла для организаций - производителей беспилотных авиационных систем и их оснащение такими производственными линиями;

обеспечить установление нового класса воздушного пространства РФ, предусмотрев применение упрощенного порядка использования воздушного пространства для выполнения полетов беспилотных воздушных судов, определив параметры такого класса и условия применения упрощенного порядка;

проанализировать потребности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций, функционирующих в различных секторах экономики, в беспилотных авиационных системах, в том числе в части, касающейся их количества и характеристик, и по результатам анализа утвердить план обеспечения таких потребностей, предусмотрев участие в его реализации средних и малых технологических компаний, производящих беспилотные авиационные системы и их компоненты.

• ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Федеральный закон от 20.03.2025 N 35-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Крупные АО в 2025 году могут проводить годовое заседание общего собрания акционеров с дистанционным участием без закрепления в уставе

Согласно поправкам акционерное общество с числом акционеров более 1 миллиона, уставом которого не предусмотрено положение о возможности проведения заседания общего собрания акционеров с дистанционным участием без определения места его проведения и возможности присутствия в этом месте, вправе в 2025 году провести годовое заседание общего собрания акционеров с дистанционным участием без определения места его проведения и возможности присутствия в этом месте.

Кроме того, предусмотрена возможность предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов на срок до 10 лет гражданину РФ или юридическому лицу в период проведения специальной военной операции при соблюдении определенных условий.

Также усовершенствован порядок приватизации государственного и муниципального имущества.

<Письмо> Роспатента от 05.03.2025 N 02/4-21-3731/08 <О необходимости государственной регистрации товарного знака в целях его использования в гражданском обороте>

Даны разъяснения по вопросу необходимости государственной регистрации товарного знака в целях его использования в гражданском обороте

Со ссылками на положения ГК РФ сообщается, что лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом. Использование товарного знака без разрешения правообладателя влечет нарушение его исключительных прав.

Отмечено, что в системе действующего правового регулирования отсутствует императивный запрет на использование обозначений без регистрации товарного знака. Вопрос определения необходимости государственной регистрации товарного знака всегда лежит в сфере интересов конкретного гражданина (физического лица) или юридического лица.

<Информация> ФНС России "ФНС уточнила правила проведения проверок достоверности заявленных сведений об адресах компаний"

Регистрация компании по адресу, который также является адресом пяти и более организаций, больше не является основанием для автоматического назначения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ

Соответствующее изменение утверждено приказом ФНС России от 10.12.2024 N ЕД-7-14/1119@.

При наличии оснований регистрирующий орган может проверить достоверность включенных в ЕГРЮЛ сведений об адресе. Если компания не ведет деятельность по адресу, указанному при регистрации, то в ЕГРЮЛ могут внести запись о недостоверности представленных сведений, а затем исключить компанию из реестра.

• ЖИЛИЩЕ. ЖКХ

Постановление Правительства РФ от 18.03.2025 N 326 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154"

Внесены изменения в требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения

В частности, установлен порядок разработки предложений об актуализации системы мер по повышению надежности малонадежных и ненадежных систем теплоснабжения, определенных по итогам анализа и оценки надежности теплоснабжения в отношении территории соответствующего поселения, муниципального округа, городского округа, определен перечень сведений, включаемых в указанные предложения, установлен порядок представления исполнительным органом субъекта РФ итогов анализа и оценки надежности теплоснабжения на территории соответствующего поселения, муниципального округа, городского округа, уточнен порядок направления органом местного самоуправления, органом исполнительной власти городов федерального значения в уполномоченный федеральный орган проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения).

Постановление Правительства РФ от 18.03.2025 N 329 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2025 - 2026 годах"

До конца 2026 года расчет пеней и штрафов за несвоевременную оплату ЖКУ будет осуществляться исходя из пониженной ключевой ставки Банка России

Правительство утвердило особенности регулирования жилищных отношений в 2025 - 2026 годах.

Согласно постановлению до 1 января 2027 года расчет пеней, штрафов, начисление процентов в случаях, в частности, несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт и т.д., будет осуществляться исходя из минимального значения ключевой ставки Банка России из следующих значений: ключевой ставки, действующей по состоянию на 27 февраля 2022 г., и ключевой ставки, действующей на день фактической оплаты (на день исполнения обязательства, на день начисления процентов).

<Письмо> ФАС России от 28.02.2025 N ГМ/18229/25 "О применении сезонного коэффициента"

Разъяснены особенности применения на 2025 год дифференцированных по объемам потребления электрической энергии тарифов для населения и приравненных к нему категорий потребителей

Сообщается, в числе прочего, следующее:

перерасчет и последующее определение стоимости электрической энергии по диапазонам объемов потребления с учетом примененного сезонного коэффициента осуществляется в отношении оборудованных электроотопительными установками негазифицированных жилых и садовых домов, в том числе находящихся на земельных участках садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, при наличии зарегистрированного права собственности или иного предусмотренного законом права на указанные объекты;

при определении стоимости электрической энергии в отношении садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации применяют диапазоны объемов потребления, установленные для данной группы потребителей, за исключением тех жилых и (или) садовых домов, в отношении которых заключены договоры энергоснабжения между потребителем и гарантирующим поставщиком, энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией;

в целях проверки фактов газификации жилых (садовых) домов гарантирующие поставщики (энергосбытовые (энергоснабжающие) организации) могут обратиться в газораспределительные организации или органы местного самоуправления с запросом перечня жилых и садовых домов, подключенных к централизованной системе газоснабжения. Уполномоченным исполнительным органам субъектов РФ рекомендуется содействовать в предоставлении такой информации;

при выставлении счетов гарантирующими поставщиками, энергосбытовым (энергоснабжающим) организациям населению и приравненным потребителям, к объемам первого диапазона потребления электрической энергии применяется соответствующий тариф на электрическую энергию для первого диапазона. К объемам второго и третьего диапазонов потребления электрической энергии применяются соответствующие тарифы на электрическую энергию для второго и третьего диапазонов. Выставление поставщиками тарифа не соответствующего диапазона, а также применение тарифа второго и третьего диапазона ко всему объему потребления электрической энергии является нарушением действующего порядка ценообразования на розничном рынке электрической энергии и мощности.

Также отмечается, что к документам, подтверждающим отопление жилого (садового дома) с применением электроотопительной установки, могут быть отнесены, в частности:

технический паспорт жилого помещения;

проектная документация или иные документы технического учета, если в них отражен данный способ отопления;

технический паспорт на электроотопительную установку;

акт осмотра гарантирующего поставщика (энергосбытовой (энергоснабжающей) организации), с которым потребитель ведет расчеты, и (или) осмотром сетевой организации или осмотром представителя садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (в отношении садовых участков (домов), расчеты за электрическую энергию (мощность) по которым ведутся с указанным товариществом);

иные документы, подтверждающие наличие соответствующего оборудования.

<Письмо> Минстроя России от 03.03.2025 N 11824-ДН/04 <Об управлении многоквартирным домом, все помещения в котором принадлежат одному собственнику>

Разъяснены особенности управления многоквартирным домом, все помещения в котором принадлежат одному собственнику

Сообщается, в частности, следующее.

В случае если все помещения в МКД принадлежат одному собственнику, такой собственник на основании части 7 статьи 46 ЖК РФ единолично принимает решение о выборе способа управления МКД. Если в МКД более тридцати квартир, тогда выбор непосредственного управления МКД законом не допускается.

ЖК РФ не содержит запрета на создание ТСЖ лицом, которое является собственником всех помещений в МКД.

В случае если ТСЖ создано лицом, которое является собственником всех помещений в МКД, такое лицо единолично образует правление ТСЖ и является председателем правления ТСЖ, при этом указанное лицо обязано избрать ревизионную комиссию (ревизора), членом которой само это лицо являться не может. Отмечается, что ЖК РФ не содержит требования о выборе ревизионной комиссии (ревизора) ТСЖ исключительно из членов ТСЖ. Кроме того, в случае наличия у собственника всех помещений в МКД лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД созданное таким собственником ТСЖ не имеет права заключить договор управления МКД с этим собственником.

В случае выбора собственником всех помещений в МКД способа управления МКД управляющей организацией такой собственник в силу пункта 4.7 части 2 статьи 44 ЖК РФ имеет право выбрать управляющую организацию. Лицо, которое является собственником всех помещений в МКД, в случае выбора способа управления МКД управляющей организацией не имеет права выбрать в качестве управляющей организации самого себя, независимо от того, имеется ли у указанного лица лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД.

Таким образом, собственник всех помещений в МКД вправе принять единолично решение о выборе способа управления МКД, а определенное решением лицо, осуществляющее деятельность по управлению МКД, обязано размещать информацию в ГИС ЖКХ в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".

<Письмо> Минстроя России от 04.03.2025 N 5620-ОГ/04 <Об установке шлагбаума во дворе дома>

Даны разъяснения по вопросу установки шлагбаума на проезде или проходе на земельном участке, находящемся непосредственно у многоквартирного дома

Сообщается, в частности, что для разрешения данного вопроса необходимо определить, входит ли земельный участок в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) или указанный земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности публично-правового образования, на территории которого расположен МКД.

Установка шлагбаума на земельном участке, входящем в состав общего имущества в МКД, осуществляется по решению общего собрания собственников помещений в указанном МКД, при этом такое решение принято, если за него проголосовали собственники, обладающие не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД. Распоряжение земельным участком, не входящим в состав общего имущества МКД, в том числе принятие решений об установке на таком земельном участке шлагбаумов, не относится к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД.

Отмечается, что жилищным законодательством не предусмотрена возможность определения общего имущества нескольких МКД, в том числе не допускается определение одного земельного участка, входящего в состав общего имущества двух или более МКД. Следовательно, если на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок, на котором расположены два или более МКД, такой земельный участок не входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД и является собственностью публично-правового образования, на территории которого расположен указанный земельный участок.

Если земельный участок под одним МКД не образован, тогда земля под МКД находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В указанном случае распоряжение земельным участком, в том числе установка шлагбаумов, предназначенных для ограничения проезда и (или) прохода на земельный участок, является правом уполномоченных органов соответствующего публично-правового образования.

<Письмо> Минстроя России от 17.03.2025 N 6938-ОГ/00 <Об обязанностях граждан вносить плату за жилищные и коммунальные услуги>

Минстроем дан ряд разъяснений по вопросам взимания с граждан платы за коммунальные услуги

В частности, в письме отмечено следующее:

- частью 1 статьи 153 ЖК РФ установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Данная норма не предусматривает возможности возложения на собственника жилого помещения обязанности по оплате услуг, не оказанных либо оказанных без законных оснований;

- платежный документ не является офертой, поскольку содержит состав платежа за жилищно-коммунальные услуги для конкретного потребителя;

- действующим законодательством на исполнителей услуг не возлагается обязанность проставления в платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг ни подписей должностных лиц, ни печати организации;

- юридическое лицо, которому в соответствии с ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также его представитель вправе взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги как самостоятельно, так и с привлечением платежных агентов и банковских платежных агентов, при этом привлечение последних не является обязательным. В случае привлечения платежного агента платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

• ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Федеральный закон от 20.03.2025 N 36-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации"

Уточнены нормы законодательства о материальном и социальном обеспечении сотрудников Следственного комитета

Для целей применения общих положений Закона о Следственном комитете РФ определен круг лиц, относящихся к членам семьи сотрудника Следственного комитета, а также гражданина, уволенного со службы.

Установлены особенности реализации права на лечение и на оздоровительный отдых в санаторно-курортных организациях, подведомственных Следственному комитету.

Также, в частности, принятым законом предусмотрены гарантии по возмещению расходов на переезд и перевозку имущества сотрудникам, принятым на службу после обучения в образовательной организации высшего образования Следственного комитета.

Введена норма, согласно которой порядок назначения сотрудника Следственного комитета исполняющим обязанности по вакантной должности, и освобождения от исполнения этих обязанностей устанавливается Президентом.

Лицам, исполняющим обязанности по должностям, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, предоставляются социальные гарантии и гарантии правовой помощи, установленные для соответствующих должностей, а также выплачивается денежное содержание, соответствующее данным должностям.

Приказ АНО НАРК от 18.03.2025 N 35/25-ПР "Об утверждении изменений редакционного характера в наименованиях квалификаций и требованиях к квалификации в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования"

АНО "НАРК" утверждены изменения редакционного характера в наименованиях квалификаций и требованиях к квалификации в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования

Приводятся в числе прочего уточненное наименование и реквизиты профессионального стандарта, на соответствие которому проводится независимая оценка квалификации, уточненный срок действия свидетельства и прочее.

Соответствующие сведения размещены на сайте https://nark.ru/.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 мая 2025 г.

<Письмо> Минтруда России от 05.03.2025 N 16-3/10/В-3827 <О применении положений Федерального закона от 12.12.2023 N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" в части снятия безработного гражданина с регистрационного учета в связи с получением (попыткой получения) пособия по безработице обманным путем>

Минтрудом направлены разъяснения по вопросу снятия безработного гражданина с регистрационного учета в связи с получением (попыткой получения) пособия по безработице обманным путем

Со ссылками на Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" сообщается, в частности, что основаниями для возможного принятия решения о снятии безработного гражданина с регистрационного учета в связи с получением (попыткой получения) пособия по безработице обманным путем являются:

представление гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка;

несоответствие сведений, указанных гражданином в заявлении о предоставлении меры государственной поддержки по содействию гражданам в поиске подходящей работы, сведениям, полученным центром занятости населения в госорганах.

Безработный гражданин, в отношении которого центром занятости населения принято решение о снятии с регистрационного учета в связи с представлением в центр занятости населения недостоверных документов и (или) сведений, влияющих на приобретение им статуса безработного, снимается с регистрационного учета со дня его признания безработным.

Также основанием для снятия безработного гражданина с регистрационного учета в связи с получением (попыткой получения) пособия по безработице обманным путем является нарушение условий выполнения работ (оказания услуг) по договору гражданско-правового характера в период безработицы. В этом случае безработный гражданин снимается с регистрационного учета со дня начала выполнения работ (оказания услуг) по договору гражданско-правового характера.

Сумма излишне выплаченного пособия по безработице гражданам, снятым с регистрационного учета в связи с получением (попыткой получения) пособия по безработице обманным путем, подлежит возврату в соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ.

• СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ

Федеральный закон от 20.03.2025 N 39-ФЗ "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи"

Полномочия субъектов РФ по осуществлению региональной социальной доплаты к пенсии могут передаваться органам СФР

В случае, если соответствующие полномочия на основании заключенных соглашений переданы Фонду, указанная доплата к пенсии осуществляется его территориальными органами в порядке, определяемом Правительством РФ.

Финансовое обеспечение расходов на выплату региональных социальных доплат в указанном случае будет осуществляться за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, а также бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2026 года.

Указ Президента РФ от 20.03.2025 N 157 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 3 апреля 2023 г. N 232 "О создании Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества"

Дополнены направления деятельности Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества"

Закреплено, что деятельность Фонда также направлена на организацию и оказание поддержки и помощи членам семей лиц, пропавших без вести в период участия в СВО либо признанных безвестно отсутствующими в связи с участием в СВО.

Таким гражданам Фонд оказывает психолого-психотерапевтическую помощь, содействие в получении мер социальной поддержки, услуг, бесплатной юридической помощи и во взаимодействии с органами власти, государственными и муниципальными организациями, некоммерческими организациями и добровольческими (волонтерскими) организациями содействие по вопросам, связанным с безвестным отсутствием участников СВО, в том числе касающимся проведения идентификационных генетических исследований.

Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Постановление Правительства РФ от 20.03.2025 N 336 "О федеральном органе исполнительной власти, обеспечивающем организацию научного и методического сопровождения формирования и исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"

Минфин определен федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим организацию научного и методического сопровождения формирования и исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере

Реализованы положения статьи 7 Федерального закона от 13.07.2020 N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере".

Постановление Правительства РФ от 20.03.2025 N 337 "Об утверждении Правил осуществления единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 80-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов"

Определен порядок осуществления единовременной выплаты в связи с 80-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов

Выплата полагается ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей и некоторым иным категориям граждан.

Размер такой выплаты составит 80 000 или 55 000 рублей, в зависимости от категории получателя.

Единовременная выплата будет осуществлена в апреле - мае 2025 года, за исключением установленных случаев, когда единовременная выплата может быть осуществлена позднее.

<Письмо> Минтруда России от 03.03.2025 N 13-5/10/В-3472 <О методических рекомендациях по сопровождаемому проживанию инвалидов, утв. Приказом Минтруда России от 25.02.2025 N 85>

Минтруд информирует об утверждении новых методических рекомендаций по сопровождаемому проживанию инвалидов, вступивших в силу с 1 марта 2025 года

Методические рекомендации утверждены приказом Минтруда от 25 февраля 2025 г. N 85.

Отмечено, что с 1 марта 2025 года признаны утратившими силу методические рекомендации по организации различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе такой технологии, как сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях, утвержденные приказом Минтруда от 14 декабря 2017 г. N 847, а также иные акты, затрагивающие различные аспекты формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, ранней помощи детям и их семьям.

<Письмо> ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 07.03.2025 N 7810.ФБ.77/2025 <О применении положений Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, утв. Приказом Минтруда России от 26.07.2024 N 374н>

Сообщается об особенностях применения положений Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Минтруда от 26 июля 2024 г. N 374н

Разъяснения даны по некоторым вопросам применения Классификаций в контексте новых клинических рекомендаций Минздрава по хронической сердечной недостаточности при проведении медико-социальной экспертизы граждан.

В частности, отмечено, что при формировании экспертного клинико-функционального диагноза в соответствии с МКБ-10 и клиническими рекомендациями Минздрава при заболеваниях и патологических состояниях, приводящих к хронической сердечной недостаточности, целесообразно указывать степень выраженности нарушения функций организма, а также базирующуюся на объективных клинико-инструментальных и лабораторных критериях структурно-функционального поражения сердца стадию хронической сердечной недостаточности в соответствии с действующими Классификациями.

• ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ

Постановление Правительства РФ от 15.03.2025 N 315 "Об утверждении Правил формирования и утверждения перечня главных администраторов доходов федерального бюджета в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет"

Утверждены Правила формирования и утверждения перечня главных администраторов доходов федерального бюджета в ГИИС "Электронный бюджет"

Главным администраторам доходов федерального бюджета и Минфину России поручено обеспечить формирование и подписание реестровых записей перечня главных администраторов доходов федерального бюджета в ГИИС "Электронный бюджет" до 30 июля 2026 года.

Постановление вступает в силу с 1 июля 2026 г. и применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении федерального бюджета на 2027 год и плановый период.

Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2025 N 641-р <Об утверждении перечня органов государственной власти и организаций, которым предоставляется доступ к информации, содержащейся в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет">

Утвержден перечень органов государственной власти и организаций, которым предоставляется доступ к информации, содержащейся в ГИИС "Электронный бюджет"

В перечень включены Минобороны России, Минпромторг России, ФАС России, ФНС России, Росфинмониторинг, ФСВТС России и ГК "Ростех".

Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 апреля 2025 года.

• БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Приказ Росстата от 10.03.2025 N 116 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о заболеваниях наркологическими расстройствами" и указаний по ее заполнению"

Обновлена форма федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о заболеваниях наркологическими расстройствами"

Первичные статистические и административные данные по данной форме федерального статистического наблюдения предоставляются в соответствии с указаниями по ее заполнению, в сроки и с периодичностью, которые указаны на ее бланке.

Признается утратившим силу приказ Росстата от 16 октября 2013 г. N 410 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения за заболеваемостью населения наркологическими расстройствами".

Приказ Росстата от 18.03.2025 N 131 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 1-КВМ "Сведения о развитии выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности" и указаний по ее заполнению"

Утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения N 1-КВМ "Сведения о развитии выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности"

Сбор первичных статистических данных по указанной форме осуществляется начиная с отчетного периода за 2024 год.

Первичные статистические данные по данной форме предоставляются в соответствии с указаниями по ее заполнению, в сроки и с периодичностью, которые указаны на ее бланке.

• ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

<Письмо> Минприроды России от 24.02.2025 N 25-53/7387 "В дополнение к письму от 23 декабря 2024 г. N 25-53/52726"

Даны разъяснения по вопросу передачи отходов масел специализированным организациям

Сообщается, в частности, что в соответствии с пунктом 41 приказа Минприроды России от 11 июня 2021 г. N 399 "Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы масел, не имеющие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны передать эти отходы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов "Отходы масел", в течение 11 месяцев со дня образования отходов масел.

В случае образования отходов масел индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе передать любому индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу, имеющему лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, соответствующий вид отхода.

<Письмо> Минприроды России от 07.03.2025 N 08-25-53/9531 "О требованиях законодательства в области вовлечения отходов"

Даны разъяснения о требованиях законодательства в области вовлечения вторичных ресурсов и вторичного сырья в хозяйственный оборот

В частности, сообщается о принятых нормативных правовых актах Правительства РФ в данной сфере, об изменениях, внесенных в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в части совершенствования института расширенной ответственности производителя, а также о повышении нормативов утилизации в рамках Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2023 г. N 2414.

Отмечается, что общая информация по вопросам расширенной ответственности производителя доступна на сайте ППК "Российский экологический оператор" по ссылке: https://reo.ru/rop.

<Информация> Ростехнадзора "Аренда подъемных сооружений"

Ростехнадзором рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся аренды подъемных сооружений

Разъяснено, в частности, какие документы необходимо представить в случае изменения прав владения техническими устройствами, необходимо ли регистрировать организацию как ОПО, если на территории обособленного подразделения этой организации используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (башенные краны, строительные подъемники), нужно ли регистрировать подъемные сооружения, взятые в аренду, если они уже зарегистрированы организацией-арендодателем.

<Информация> Ростехнадзора "Допуск в эксплуатацию электроустановок (энергоустановок) для юридических лиц"

Ростехнадзором рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся допуска в эксплуатацию электроустановок (энергоустановок) для юридических лиц

В частности, разъяснено:

необходимо ли уведомлять Ростехнадзор о вводе в эксплуатацию вновь построенной электрозаправочной станции для зарядки электроавтомобилей;

требуется ли получение разрешения на допуск в эксплуатацию от органов Ростехнадзора на электроустановку временного электроснабжения на уровне напряжения 6 кВ мощностью 740 кВт;

необходимо ли получение разрешения на допуск в эксплуатацию для энергопринимающего устройства, максимальная мощность которого 95 киловатт с напряжением до 1000 вольт и которое имеет III категорию электроснабжения;

требуется ли получение разрешения Ростехнадзора при вводе в работу электроустановки после строительства или реконструкции по инвестпрограмме;

допускается ли продление срока действия временного разрешения на допуск в эксплуатацию энергопринимающих, теплопотребляющих установок, объектов теплоснабжения в случае неготовности допускаемого объекта по истечении срока действия временного разрешения.

• СТРОИТЕЛЬСТВО

Постановление Правительства РФ от 15.03.2025 N 313 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2024 г. N 702"

Установлен порядок осуществления за счет средств федерального бюджета капитальных вложений в объекты, расположенные за пределами РФ

Для принятия решения в отношении объектов, не находящихся в государственной собственности Российской Федерации, строительство которых осуществляется за пределами территории РФ, требуется копия международного договора (при наличии).

Одновременно уточнены требования к документации, необходимой для принятия решения в отношении такого объекта недвижимости.

Приказ Минстроя России от 06.02.2025 N 65/пр "Об установлении в 2025 году возможности подтверждения пригодности для применения в строительстве новых материалов, изделий, конструкций и технологий, применение которых в строительстве не регламентировано действующими строительными нормами и правилами, национальными стандартами и другими нормативными документами, техническим свидетельством подведомственного Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации федерального автономного учреждения" Зарегистрировано в Минюсте России 17.03.2025 N 81562.

Минстроем определено федеральное государственное учреждение, уполномоченное на организацию и проведение работ по подтверждению пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве

Установлено, что в 2025 году пригодность для применения в строительстве новых материалов, изделий, конструкций и технологий, применение которых в строительстве не регламентировано действующими строительными нормами и правилами, национальными стандартами и другими нормативными документами, может подтверждаться техническим свидетельством федерального автономного учреждения "Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве".

Приказ Минстроя России от 17.02.2025 N 82/пр "О внесении изменений в классификатор строительных ресурсов, сформированный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 ноября 2022 г. N 969/пр"

Внесены изменения в классификатор строительных ресурсов

Ряд Книг классификатора дополнены новыми позициями, также отдельные позиции изложены в новой редакции либо исключены.

• СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

<Письмо> Минсельхоза России от 17.03.2025 N 3/344 <По вопросу исполнения требований Правил локализации производства семян сельскохозяйственных растений на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.05.2023 N 754>

Разъяснены особенности локализации производства семян сельскохозяйственных растений

На основании положений Правил локализации производства семян сельскохозяйственных растений на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2023 г. N 754, рассмотрены вопросы обязательного наличия не менее 2 земельных участков при получении сорта или гибрида сельскохозяйственного растения, утверждения перечня сортов, для которых допускается использование одного земельного участка, соблюдения критериев локализации производства семян сельскохозяйственных растений, научного обеспечения семеноводства.

• ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Приказ Росреестра от 01.10.2024 N П/0303/24 "О внесении изменения в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. N П/0412" Зарегистрировано в Минюсте России 18.03.2025 N 81579.

Внесены изменения в Примечание 2 к классификатору видов разрешенного использования земельных участков

Установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, утвержденном приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412, допускает без отдельного указания в классификаторе в том числе проведение работ по рекультивации земель и (или) земельных участков.

<Письмо> Рослесхоза от 06.03.2025 N ИС-04-54/5741 "Об оформлении ЭСД и оснащении лесотранспортной техники АСН при транспортировке дров"

Даны разъяснения по вопросам оформления электронного сопроводительного документа и оснащения лесотранспортной техники техническими средствами контроля при транспортировке дров

Сообщается, в частности, что в соответствии с частью 1 статьи 50.1 Лесного кодекса РФ учету подлежат древесина и продукция ее переработки, перечни которых утверждены распоряжением Правительства РФ от 13.06.2014 N 1047-р в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД 2).

Перечень, определяемый в соответствии с ОКПД 2, содержит позиции дров (круглых лесоматериалов - бревен, используемых в качестве топлива) с разделением по породам (коды: 02.20.14.111, 02.20.14.112, 02.20.14.113, 02.20.14.114, 02.20.14.115, 02.20.14.116, 02.20.14.117, 02.20.14.118, 02.20.14.121, 02.20.14.122 и 02.20.14.129).

Таким образом, при транспортировке дров указанных кодов ОКПД 2 необходимо оформлять электронный сопроводительный документ (далее - ЭСД) (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 50.4 Лесного кодекса). В случае их транспортировки автомобильным транспортом необходимо оснащать автомобильный транспорт аппаратурой спутниковой навигации (далее - АСН). При этом случаи, предусмотренные частью 3 статьи 50.4 Лесного кодекса, относятся только к оформлению ЭСД и не распространяются на требования по оснащению автомобильного транспорта АСН.

Отмечается, что колотые дрова (ОКПД 2 "02.20.14.130") не подлежат учету во ФГИС ЛК и при их транспортировке оформление ЭСД и оснащение автомобильного транспорта АСН не требуется.

<Информация> Росприроднадзора "О предоставлении отчетности по расширенной ответственности производителей и импортеров в 2025 году"

Разъяснены особенности предоставления отчетности по расширенной ответственности производителей и импортеров в 2025 году

С 01.01.2024 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в соответствии с Федеральным законом от 04.08.2023 N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Рассмотрены в числе прочего порядок представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности в отношении товаров и упаковки товаров, первичная реализация которых осуществлялась с 01.01.2023 по 31.12.2023, "по-старому", порядок представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности в отношении произведенных и ввезенных с 01.01.2024 товаров и упаковки товаров "по-новому", а также сроки представления отчетности и уплаты суммы экологического сбора.

• СВЯЗЬ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Приказ Минпромторга России от 27.11.2024 N 5571 "Об утверждении типовой формы соглашения об информационном взаимодействии между оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и исполнительным органом субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции" Зарегистрировано в Минюсте России 19.03.2025 N 81592.

Утверждена типовая форма соглашения об информационном взаимодействии между оператором информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке, и исполнительным органом субъекта РФ, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции

Предметом соглашения является взаимодействие сторон по вопросам обеспечения доступа к информации, содержащейся в информационной системе мониторинга. Определены в числе прочего порядок информационного взаимодействия, обязанности сторон по информационному обмену.

Приказ ФСО России от 21.01.2025 N 8 "Об утверждении Порядка наложения ограничений на использование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств любого назначения, если они создают радиопомехи средствам связи для нужд органов государственной власти" Зарегистрировано в Минюсте России 14.03.2025 N 81543.

Установлен порядок наложения ограничений на использование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств любого назначения, если они создают радиопомехи средствам связи для нужд органов государственной власти

Наложение ограничений осуществляется путем прекращения функционирования РЭС и ВЧУ, создающих радиопомехи средствам связи, или изменения их технических характеристик. Решение о наложении ограничений принимается руководителями (начальниками) подразделений ФСО России, имеющими право издания приказов по личному составу. Выбор способов наложения ограничения осуществляется на основании характера и степени опасности возможных последствий функционирования РЭС и ВЧУ.

Уполномоченным сотрудником оформляется уведомление о наложении ограничений на использование РЭС и ВЧУ, один экземпляр которого вручается владельцу (пользователю) РЭС и ВЧУ или его представителю.

В приложении приводится рекомендуемый образец уведомления о наложении ограничений на использование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.

<Письмо> Минцифры России от 12.03.2025 N ДУ-П12-23759 "О рассмотрении письма"

Даны разъяснения по вопросу размещения оператором связи сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме

Сообщается, в частности, что если размещенная в многоквартирном доме сеть связи функционально и (или) технически используется для оказания услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети "Интернет" абоненту-гражданину, являющемуся собственником помещения в многоквартирном доме или нанимателем жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма и заключившему договор об оказании услуг связи, то в отношении ее размещения, эксплуатации и демонтажа действуют положения Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" и Правил взаимодействия оператора связи и лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при монтаже, эксплуатации и демонтаже сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 августа 2024 г. N 1055, и решение общего собрания собственников не требуется и взимание платы за ее размещение не осуществляется.

При монтаже сети связи количество вводов в многоквартирный дом определяет оператор связи в соответствии с требованиями по проектированию сетей связи. Отсутствие возможности прокладки сети связи в существующих сооружениях не является препятствием для подготовки проекта монтажа сети связи иным способом и его согласования лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом.

В случаях, не предусмотренных вышеназванными нормами, монтаж сетей связи осуществляется в порядке, установленном общими положениями гражданского и жилищного законодательства.

• ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Постановление Правительства РФ от 14.03.2025 N 312 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2023 г. N 89"

Расширен функционал суперсервиса "Поступление в вуз онлайн"

Внесенные изменения предусматривают возможность использования суперсервиса в целях организации приема граждан для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования.

Расширены полномочия некоторых государственных органов, обеспечивающих функционирование суперсервиса в рамках приемной кампании.

Также постановлением дополнен перечень лиц, на которые не распространяется действие постановления о суперсервисе.

Приказ Минпросвещения России от 17.02.2025 N 108 "О внесении изменений в Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, утвержденные приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 6 апреля 2023 г. N 240" Зарегистрировано в Минюсте России 18.03.2025 N 81584.

Уточняется порядок перевода обучающихся из одной школы в другую

В частности, закреплена возможность направления заявления о зачислении обучающегося в принимающую организацию в порядке перевода из исходной организации в электронной форме посредством Единого портала госуслуг, а также сервисов региональных информационных систем, в случае перевода по собственной инициативе совершеннолетнего обучающегося или по инициативе родителей несовершеннолетнего обучающегося.

Также предусмотрена возможность уведомления в электронной форме (с использованием Единого портала госуслуг или сервисов региональных информационных систем) исходной организации о зачислении обучающегося в принимающую организацию или о предстоящем переводе в связи с прекращением деятельности исходной организации.

Настоящий приказ действует до 1 сентября 2029 года.

Приказ Минобрнауки России от 25.02.2025 N 169 "О реализации проекта "Цифровые кафедры" образовательными организациями высшего образования - участниками программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030"

Утверждена концепция реализации проекта "Цифровые кафедры" вузами - участниками программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030"

Цель проекта "Цифровые кафедры" - обеспечение приоритетных отраслей экономики высококвалифицированными кадрами, обладающими цифровыми компетенциями.

Обучение на "цифровых кафедрах" проводится по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки ИТ-профиля одновременно с обучением по образовательным программам высшего образования или по ИТ-модулям, реализуемым в рамках образовательных программ высшего образования, предусматривающих получение нескольких квалификаций, в том числе в сфере информационных технологий.

На "цифровых кафедрах" проводится обучение студентов, обучающихся по специальностям и направлениям подготовки, которые в соответствии с концепцией не относятся к ИТ-сфере (перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, отнесенных к ИТ-сфере, приведен в приложении к настоящему приказу). Предусмотрено, что один обучающийся может получить дополнительную ИТ-квалификацию на "цифровой кафедре" не более одного раза.

К освоению дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки допускаются обучающиеся по программам бакалавриата и программам специалитета, начиная со 2 курса, а также обучающиеся по программам магистратуры, начиная с 1 курса.

Приказ Минпросвещения России от 04.03.2025 N 170 "Об утверждении Порядка проведения в государственной или муниципальной общеобразовательной организации тестирования на знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, иностранных граждан и лиц без гражданства" Зарегистрировано в Минюсте России 14.03.2025 N 81552.

Утвержден порядок проведения тестирования детей иностранцев на знание русского языка при их приеме в школы

Тестирование на знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, иностранных граждан и лиц без гражданства проводится в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, определяемых исполнительными органами субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования.

Тестирование проводится на основании направления, полученного в соответствии с пунктом 23(1) Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 2 сентября 2020 г. N 458.

Тестирование проводится в устной и письменной форме, за исключением иностранных граждан, проходящих тестирование на знание русского языка при поступлении в 1 класс, для которых указанное тестирование проводится в устной форме.

Тестирование проводится по годам обучения. Продолжительность его проведения - не более 80 минут.

На тестировании иностранному гражданину запрещается:

пользоваться подсказками работников тестирующей организации, а также иностранных граждан, проходящих тестирование;

пользоваться средствами связи, фото-, аудио- и видеоаппаратурой, электронно-вычислительной техникой, справочными материалами, письменными заметками и иными средствами хранения и передачи информации, за исключением их использования в целях тестирования.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 апреля 2025 года.

<Письмо> Рособрнадзора от 13.03.2025 N 04-78 <О некоторых особенностях проведения государственной итоговой аттестации при завершении освоения образовательных программ основного и среднего общего образования в 2025 году в соответствии с Приказом Минпросвещения России N 78, Рособрнадзора N 238 от 06.02.2025>

Рособрнадзор информирует об особенностях проведения государственной итоговой аттестации в 2025 году для граждан, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств

Особенности установлены приказом Минпросвещения и Рособрнадзора от 6 февраля 2025 г. N 78/238, который вступил в силу 10 марта 2025 года.

Они распространяются на две категории граждан:

обучающиеся зарубежных образовательных организаций, вынужденные прервать обучение за рубежом и зачисленные в российские школы на обучение начиная с 2021/22 учебного года;

обучающиеся в российских школах и при этом находящиеся в иностранных государствах, прервавшие обучение в связи с невозможностью прибыть в РФ для прохождения ГИА-9 или ГИА-11 (в том числе проходившие обучение в форме семейного образования или самообразования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий).

Так, обучающиеся обеих категорий вправе по своему выбору пройти ГИА-9/ГИА-11 в формах, установленных Порядком ГИА-9 (утв. приказом Минпросвещения N 232, Рособрнадзора N 551 от 04.04.2023), Порядком ГИА-11 (утв. приказом Минпросвещения N 233, Рособрнадзора N 552 от 04.04.2023), или в форме промежуточной аттестации, результаты которой также являются основанием для выдачи аттестата об основном общем образовании/аттестата о среднем общем образовании.

Данная норма распространяется также на обучающихся в российских школах, прервавших обучение в связи с невозможностью прибыть в РФ для прохождения ГИА-9/ГИА-11, в том числе по причине нахождения в зоне специальной военной операции.

Отмечено, что для обучающихся, находящихся в иностранных государствах, в связи с невозможностью прибытия на территорию РФ могут быть предусмотрены две схемы участия в итоговом сочинении (изложении):

очно путем взаимодействия исполнительных органов субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, с образовательными или иными организациями, расположенными на территории иностранных государств фактического местонахождения обучающихся;

дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий по месту проживания (пребывания) обучающихся, находящихся в иностранных государствах.

Кроме этого, сообщается, что на официальном сайте Рособрнадзора (http://obrnadzor.gov.ru/ru/) размещен список стран, в которых будет проходить ОГЭ и ЕГЭ в 2025 году.

• ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Постановление Правительства РФ от 18.03.2025 N 330 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 2023 г. N 738"

Уточняется порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу в военно-медицинские подразделения и воинские части ВС РФ

В частности, скорректированы условия предоставления единовременной компенсационной выплаты. Так, дополнительным условием ее предоставления является отсутствие неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении, заключенному с Минобороны. Кроме этого, единовременную компенсационную выплату может получить медицинский работник, исполнивший обязательства по договору о целевом обучении, заключенному с Минобороны, и продолжающий трудовые отношения с той же медицинской организацией.

Также закреплена возможность перевода медицинского работника на другую должность внутри одной медицинской организации и перевода в другую медицинскую организацию, расположенную на предусмотренных постановлением Правительства РФ от 11 мая 2023 г. N 738 территориях, с сохранением единовременной компенсационной выплаты.

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 21.02.2025 N 18 "О внесении изменений в требования к инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата и общей характеристике лекарственного препарата для медицинского применения"

В новой редакции изложены требования к инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата и общей характеристике лекарственного препарата для медицинского применения

Определено, что инструкция по медицинскому применению лекарственного препарата и общая характеристика лекарственного препарата для медицинского применения, зарегистрированного в соответствии с Правилами регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения, утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 78, до вступления в силу настоящего Решения, должны быть приведены в соответствие с настоящим Решением при внесении первых после вступления в силу настоящего Решения изменений, требующих экспертизы, в инструкцию по медицинскому применению лекарственного препарата и (или) общую характеристику лекарственного препарата для медицинского применения.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу по истечении 180 календарных дней с даты официального опубликования настоящего Решения.

"Кодекс этики применения искусственного интеллекта в сфере охраны здоровья. Версия 2.1" (утв. Межведомственной рабочей группой при Минздраве России по вопросам создания, развития и внедрения в клиническую практику медицинских изделий и сервисов с использованием технологий искусственного интеллекта, протокол от 14.02.2025 N 90/18-0/117)

Утвержден Кодекс этики применения искусственного интеллекта в сфере охраны здоровья

Положения настоящего Кодекса рассчитаны на системы искусственного интеллекта (далее - СИИ), применяемые исключительно в сфере охраны здоровья граждан при оказании медицинской помощи в части профилактики, диагностики, лечения и иных действий в сфере здравоохранения РФ.

Положения Кодекса распространяются на все лица, принимающие участие в жизненном цикле СИИ при его реализации на территории РФ, и лица, находящиеся на территории РФ, в отношении которых применяется СИИ, включая предоставление товаров и оказание услуг. К таким лицам относятся в том числе: разработчики, производители, уполномоченные представители производителей, заказчики, владельцы, операторы и поставщики данных, пользователи, лица, принимающие участие в регуляторном воздействии на сферу ИИ, в том числе разработчики нормативно-технических документов, руководств, различных регуляторных положений, требований и стандартов в области ИИ (регулятор), иные лица, действия которых потенциально могут повлиять на результаты действий СИИ или лиц, принимающих решения с использованием СИИ.

По материалам системы КонсультантПлюс