• АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
Теперь условие об однократности предоставления земельного участка в собственность бесплатно гражданину не применяется, если ранее полученный земельный участок не может использоваться в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием из-за боевых действий или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Скорректирован порядок постановки граждан, имеющих трех и более детей, участников СВО, членов семьи участника СВО на учет. Непредставление необходимых документов и подача заявления лицом, не уполномоченным на осуществление таких действий, теперь являются основаниями для возврата заявления на постановку на учет (ранее - основаниями для отказа в постановке на учет). К основаниям для возврата заявления также отнесено его несоответствие установленной форме.
На оперативный штаб возложена подготовка решений Губернатора края о проведении мероприятий по защите населения и территории края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по реализации мер для удовлетворения потребностей войск, воинских формирований, органов и нужд населения, по усилению охраны общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, по введению особого режима работы определенных категорий объектов.
Признано утратившим силу распоряжение Губернатора края от 20.10.2022 N 578-р, которым был создан аналогичный оперативный штаб.
Информационная система создана для обеспечения автоматизации и учета процессов предоставления мер поддержки участникам специальной военной операции и членам их семей путем обеспечения межведомственного электронного взаимодействия исполнительных органов края, структурных подразделений администрации Губернатора и Правительства края, органов местного самоуправления муниципальных образований края. К функциям системы отнесены формирование и актуализация социального паспорта участника СВО; формирование индивидуального плана социальных мероприятий; реализация информационного взаимодействия с иными информационными системами в части получения данных. Доступ к системе предоставляется оператором на основании заявки пользователя, направленной посредством системы электронного документооборота Правительства края. Установлены функции оператора и пользователей системы.
Полномочия заказчика и оператора системы возложены на министерство цифрового развития и связи края.
Установлено, что при эксплуатации системы соблюдаются требования законодательства в области информации, информационных технологий и защиты информации и не используются сведения, составляющие государственную тайну.
С 01.07.2025 право на получение материальной помощи утрачивают члены семей погибших участников СВО. В случае возникновения права на получение материальной помощи до указанной даты данные лица сохраняют право на предоставление помощи в порядке, применяемом до 01.07.2025.
Установлено, что лица, получившие ранение (контузию, травму, увечье), имеющие справки о ранении (контузии, травме, увечье), выдаваемые для назначения федеральной выплаты, обратившиеся с заявлениями о назначении краевой материальной помощи до вступления в силу документа, решения по которым не приняты, имеют право на назначение материальной помощи на основании указанной справки без подтверждения сведений с места прохождения военной службы (службы) о ее прохождении и получении ранения (контузии, травмы, увечья) в ходе СВО.
• КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
Установлены границы муниципального округа, их картографическое описание, перечень населенных пунктов, входящих в его состав, и наименования органов местного самоуправления, порядок их формирования. Вяземский муниципальный округ является правопреемником муниципального района, городского и сельских поселений, а органы местного самоуправления округа в соответствии со своей компетенцией - органов местного самоуправления муниципального района, городского и сельских поселений, которые на день создания округа решали вопросы местного значения на соответствующих территориях. Урегулированы вопросы, связанные с переходным периодом, установленным до 01.01.2027.
С 19.06.2025 уточняется, что Губернатор края вправе отрешить от должности главу муниципального образования края, главу местной администрации по основаниям, предусмотренным законодательством, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления (ранее - в случае если в течение месяца со дня вынесения Губернатором края предупреждения, объявления главам выговора ими не были приняты в пределах своих полномочий меры по устранению причин, послуживших основанием для вынесения предупреждения, объявления выговора).
Определены границы муниципального округа, их картографическое описание, перечень населенных пунктов, входящих в его состав, и наименования органов местного самоуправления, порядок их формирования. Советско-Гаванский муниципальный округ является правопреемником муниципального района, городских и сельского поселений, а органы местного самоуправления округа в соответствии со своей компетенцией - органов местного самоуправления муниципального района, городских и сельского поселений, которые на день создания округа решали вопросы местного значения на соответствующих территориях. До 01.01.2027 установлен переходный период, в течение которого сформируются органы местного самоуправления.
Установлены границы муниципального округа, их картографическое описание, перечень населенных пунктов, входящих в его состав, и наименования органов местного самоуправления, порядок их формирования. Ванинский муниципальный округ является правопреемником муниципального района, городских и сельских поселений, а органы местного самоуправления округа в соответствии со своей компетенцией - органов местного самоуправления муниципального района, городских и сельских поселений, которые на день создания округа решали вопросы местного значения на соответствующих территориях. Кроме того, урегулированы вопросы, связанные с переходным периодом, установленным до 01.01.2027.
• ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Порядком установлено, что продлеваются сроки действия разрешений, выданных до 16.07.2021, и договоров, заключенных до 01.01.2025, сроки действия которых истекают после 01.01.2025, на размещение сезонных аттракционов и нестационарных объектов для оказания бытовых услуг, для организации обслуживания зон отдыха населения (за исключением расположенных на землях лесного фонда таких аттракционов и нестационарных объектов); передвижных луна-парков; платежных терминалов для оплаты услуг и штрафов; зарядных станций (терминалов) для электротранспорта; площадок для размещения автомобильных заправочных станций компримированным и сжиженным природным газом и оборудования для заправки данных объектов и др. Для продления сроков необходимо направить заявление в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков. В продлении срока действия будет отказано при подаче заявления с нарушением установленных требований, наличии у заявителя задолженности по внесению годовой платы за размещение объектов, предоставлении земельного участка, в отношении которого подано заявление, другому физическому или юридическому лицу и т.д.
Установлено, что сроки действия разрешений и договоров на размещение указанных выше объектов продлеваются без проведения торгов на срок до пяти лет.
Срок действия указанных выше положений ограничен 01.01.2030.
• ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
При переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность возмещаются расходы по проезду работника и членов его семьи, провозу имущества, обустройству на новом месте жительства, выплачиваются суточные за каждый день нахождения в пути следования. Для возмещения расходов необходимо представить заявление, согласие на обработку персональных данных работника, членов его семьи, авансовый отчет, проездные документы, товарные накладные, кассовые чеки, а также документы, подтверждающие семейные отношения с работником, и т.д.
Признано утратившим силу постановление Правительства края от 08.10.2020 N 430-пр, ранее утвердившее Положение о порядке и размерах возмещения аналогичных расходов.
• СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Уточнены полномочия центра социальной поддержки населения по предоставлению ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа), установленные Порядком ее назначения и выплаты, утвержденным постановлением Правительства края от 28.01.2010 N 17-пр. Теперь в случае непредставления трудовой книжки (ее копии) и сведений о трудовой деятельности заявителем данные документы запрашиваются в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Определен механизм возврата выплаченных денежных средств в случае установления факта представления недостоверной информации, повлекшей за собой необоснованную выплату. Из перечня обстоятельств, при возникновении которых выплата прекращается, исключено изменение места жительства (пребывания) гражданина, состава семьи, площади жилого помещения, оснований получения меры социальной поддержки.
Центры социальной поддержки населения оказывают услугу супругу (супруге), близкому родственнику, иному родственнику, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность по погребению умершего за счет собственных средств, в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности. Для получения услуги необходимо обратиться в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области с запросом. Определены сведения, представляемые заявителями в фонд для подтверждения права на получение пособия, документы, направляемые из фонда в центры, а также состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения.
Признан утратившим силу приказ министерства от 13.06.2017 N 144-П, ранее утвердивший Административный регламент предоставления аналогичной услуги.
• ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Общий объем доходов краевого бюджета увеличен до 202 123 914,39 тыс. рублей в связи с ростом налоговых и неналоговых доходов до 159 440 266,00 тыс. рублей, безвозмездных поступлений - до 42 683 648,39 тыс. рублей, из них межбюджетных трансфертов из федерального бюджета - до 40 983 912,32 тыс. рублей. До 219 835 908,18 тыс. рублей повышен общий объем расходов бюджета. Верхний предел государственного внутреннего долга края по состоянию на 01.01.2026 не должен превысить 68 301 865,56 тыс. рублей. Размер дефицита краевого бюджета увеличен до 17 711 993,79 тыс. рублей. Уточнены основные характеристики и иные показатели краевого бюджета на 2026 и 2027 годы. На 2025 год до 12 892 533,04 тыс. рублей снижен общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств. До 10 868 467,83 тыс. рублей вырос размер резервного фонда Правительства края, до 645 507,15 тыс. рублей - объем резервного фонда края, до 14 678 038,78 тыс. рублей - объем бюджетных ассигнований дорожного фонда. Скорректированы объемы дотаций, субсидий, субвенций, предоставляемых местным бюджетам на отдельные цели; перечень изменений сводной бюджетной росписи, которые вносятся без изменения закона о бюджете; основания предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. Определены условия, при которых Правительство края в 2025 году вправе провести реструктуризацию с последующим частичным списанием денежных обязательств (задолженности по денежным обязательствам) муниципальных образований края в отношении бюджетных кредитов, выданных из краевого бюджета для погашения муниципальным образованием края долговых обязательств по кредитам, полученным от кредитных организаций.
Министерство социальной защиты края предоставляет субсидии некоммерческим организациям на финансовое обеспечение затрат по оплате труда, работ, услуг, арендной платы, коммунальных услуг, приобретению товаров, уплате налоговых платежей, расходов на служебные командировки для реализации проектов. Определены условия получения субсидий, требования, предъявляемые к некоммерческим организациям, основания для отклонения заявки и отказа в предоставлении субсидии. Для участия в отборе на получение субсидий необходимо сформировать заявку в системе "Электронный бюджет" и представить проект, устав организации, гарантийное письмо о соответствии участника отбора установленным требованиям, документ, подтверждающий полномочия лица, согласие на обработку персональных данных субъектов, чьи персональные данные содержатся в заявке и документах.
В постановлении Правительства края от 07.08.2008 N 183-пр "О нормативах формирования расходов на содержание органов местного самоуправления в Хабаровском крае" уточнены виды доходов, учитываемые в объеме доходов бюджета муниципального образования. Теперь не учитываются налоговые и неналоговые поступления от доходов, формирующих муниципальные дорожные фонды (ранее - акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ, транспортного налога). В связи с этим изменена Методика расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований в крае.
Скорректировано постановление Правительства края от 24.10.2024 N 376-пр "О нормативах формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований в Хабаровском крае на 2025 год". Уточнено, что значение коэффициента увеличения к нормативам формирования расходов, установленное для сельского поселения "Село Красицкое" Вяземского района, в котором снижение доходов составило более 50 процентов, равно 2,408 (ранее - 2,040). Аналогичное значение коэффициента определено для Побединского сельского поселения Хабаровского района, в котором снижение доходов составило также более 50 процентов. Для сельского поселения "Поселок Дормидонтовка" Вяземского района и Сергеевского сельского поселения Хабаровского района, в которых снижение доходов составило более 30 процентов и менее 50 процентов, значение коэффициента установлено в размере 1,510, а для Аланапского сельского поселения и сельского поселения "Поселок Этыркэн" Верхнебуреинского района, в которых снижение доходов составило менее 30 процентов, - в размере 1,260. Норматив формирования расходов, определенный для Бикинского муниципального округа края, увеличен до 29,82 процента.
Скорректирован Порядок предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на софинансирование их расходных обязательств по сохранению и развитию материально-технической базы спортивной инфраструктуры. Перечень мероприятий, финансируемых за счет средств субсидий, дополнен закупкой и монтажом оборудования для модульных (быстровозводимых) физкультурно-оздоровительных комплексов. При предоставлении субсидий на финансирование указанных мероприятий дополнительно учитывается критерий отбора, предполагающий наличие в муниципальном образовании края земельного участка для создания данных комплексов. Кроме того, необходимо представить расчет стоимости оборудования для комплекса и работ по его монтажу. Уточнена формула расчета размера субсидий.
Министерство строительства края предоставляет субсидии юридическим лицам на финансовое обеспечение затрат, связанных с разработкой проектной документации и строительством объектов капитального строительства, с технологическим присоединением к сетям инженерно-технического обеспечения. Определены условия получения субсидий, требования, предъявляемые к юридическим лицам, основания для отклонения заявок и отказа в предоставлении субсидии. Для участия в отборе необходимо сформировать заявку в системе "Электронный бюджет" и представить устав (учредительный договор) участника отбора, информацию о сроках выполнения мероприятий по технологическому присоединению, расчет стоимости выполнения работ, гарантийное письмо о соответствии участника отбора установленным требованиям и т.д.