Об итогах XLII отчетно-выборного Общего собрания Ассоциации и конференции руководителей муниципалитетов Сибири и Дальнего Востока «Муниципалитеты в условиях структурной трансформации экономики»

5 июня 2025 года в Новосибирске состоялось XLII Общее собрание АСДГ и конференция руководителей муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока «Муниципалитеты в условиях структурной трансформации экономики», участниками которых стали не только руководители муниципалитетов, но и представители федеральных и региональных органов государственной власти, общероссийских и межрегиональных объединений муниципальных образований, эксперты в области местного самоуправления.

С приветственным словом к собравшимся обратился начальник департамента по вопросам внутренней политики аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Павел Кобук. Он отметил, что принятие федерального закона, определяющего общие принципы организации местного самоуправления в системе публичной власти, стало важным шагом и важно, чтобы власть в процессе этих муниципальных преобразований оставалась в самой тесной связи с людьми.

Сопредседатель ВАРМСУ, член президиума Совета при Президенте России по развитию местного самоуправления Ирина Гусева в своем приветствии сделала акцент на важности диалога между муниципальными образованиями и обмене лучшими практиками развития местного самоуправления в нашей стране.

С приветствием и выступлением на тему о новеллах, преимуществах и недостатках Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» обратился председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по региональной политике и местному самоуправлению Алексей Диденко. По его словам в приоритете будет одноуровневая система территориальной организации управления. При этом он не исключил, что некоторые субъекты Федерации не перейдут на одноуровневую систему, сохранив двухуровневую модель, что разрешает принятый закон. Это, прежде всего, регионы со сложившимися национально-социальными особенностями. Самое важное – учитывать при этом мнение населения, подчеркнул парламентарий. «Важно отслеживать правоприменительную практику и судебные толкования и в соответствии с этим принимать меры для минимизации рисков снижения уровня местного самоуправления» - заключил Алексей Диденко.

«Каждый из наших городов имеет свою специфику, но у нас много общего, всегда есть что рассказать и чему поучиться друг у друга, ─ сказал в своем выступлении мэр Новосибирска Максим Кудрявцев. ─ С этого года муниципалитетам предстоит работать в условиях нового федерального законодательства о местном самоуправлении. Возрастает значимость конструктивного диалога с органами государственной власти и общественностью. В Новосибирске мы уделяем этому особое внимание. Важна максимальная согласованность действий городского и регионального уровней управления, депутатов, лидеров общественного мнения. Это позволяет объединять усилия для реализации проектов и программ городского развития». Максим Кудрявцев также поделился опытом с коллегами из других регионов России: о планах по развитию третьего по численности населения города страны, состоянии экономики, драйверах роста.

С докладом «Современная ситуация в местном самоуправлении и задачи АСДГ» выступил председатель Ассоциации, мэр Иркутска Руслан Болотов. По его словам, трансформация структуры управления потребует большой системной работы, единых подходов и учета всех рисков, в том числе в финансовом обеспечении новых муниципальных округов. «Мы живем в сложное время, когда трансформируется не только ситуация внутри страны, но мы видим, как трансформируется мир. Мы прекрасно понимаем, что от того, насколько нам удается реализовывать задачи на уровне наших районов, городов, поселков в конечном итоге зависит, каким образом будет развиваться наша страна, — обратился к присутствующим Руслан Болотов. — Как бы там ни было, как бы не менялись полномочия, как бы не менялась история взаимоотношений между регионами и муниципалитетами, в конечном итоге задача единая и она единственная - это улучшение ситуации внутри наших городов и поселков». Председатель АСДГ также подчеркнул, что сегодняшнее состояние бюджетов муниципалитетов таково, что многие важные проекты и инициативы на местах без участия в федеральных программах и нацпроектах с выделением на них федеральных бюджетных средств в принципе не реализуемы. «Президент Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что муниципальный уровень власти – ближе всего к людям, и что важно их слушать и слышать. Свою деятельность выстраиваем именно так, вокруг человека. И наряду с этим вовлекаем наших жителей в совместную деятельность. Ведь то, как будет развиваться любой муниципалитет, напрямую зависит от активной позиции наших граждан, их инициатив и идей», – отметил Руслан Болотов.

Мэр Томска Дмитрий Махиня выступил с предложением о внесении изменений в бюджетное законодательство в части исполнения судебных актов о выплате выкупной стоимости жилых помещений в аварийных домах за счет средств бюджета муниципального образования. «Проблематика острая для Томска и других исторических городов со старым жилищным фондом. В 2025 году мы столкнулись с беспрецедентным ростом количества судебных актов по искам от граждан о выплате стоимости за аварийные жилые помещения. За первые пять месяцев этого года к нам предъявлено порядка 900 судебных решений. Общая исковая сумма 2,4 млрд рублей. Оплатили 1 млрд, что составляет 15% от расходов местного бюджета. И уже на сегодня испытываем недостаток еще одного миллиарда, чтобы закрыть имеющиеся на исполнении судебные решения. При сохранении такого же темпа поступления судебных актов на конец 2025 года наша потребность в дополнительном финансировании составит уже 4 млрд рублей, с возможными последствиями в виде блокировки счетов и пр.», — рассказал мэр Томска. Уже сегодня, по словам Дмитрия Махини, муниципалитету приходится проводить оптимизацию по всем направлениям, чтобы оплачивать иски: изымать средства из статей благоустройства, ремонта дорог, содержания учреждений образования и пр. Дмитрий Махиня предложил ограничить в Бюджетном кодексе предельный размер расходов по исполнительным листам для муниципалитетов в пределах 5-7% от всех расходов городского бюджета, подчеркнув, что это поможет сбалансировать интересы всех направлений.

Глава Мирнинского района Александр Басыров в своем докладе «Совершенствовании законодательства в интересах местного самоупарвления и развития территорий» обозначил актуальные проблемы местного самоуправления. Одна из самых актуальных – проблема бюджетной обеспеченности. Недостаточность собственной доходной базы для исполнения возложенных полномочий – это основная проблема всех муниципалитетов. В последние годы усиливается тенденция постоянного роста новых полномочий и обязательств муниципальных органов власти при сокращении собственной доходной базы. В связи с введением «пятиступенчатой» прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ, нормативы отчислений в местные бюджеты с января текущего года уменьшились. Поэтому Александр Басыров предложил Ассоциации выступить с законодательной инициативой по увеличению нормативов отчислений от НДФЛ в местные бюджеты не менее 35% на федеральном уровне, не отдавая данный вопрос на уровень субъекта Российской Федерации. Это позволит более качественно обеспечить исполнение полномочий местного уровня власти. Также глава Мирнинского района отметил, что органы местного самоуправления при установлении арендной платы за земельные участки должны иметь возможность самостоятельно устанавливать ее размер с учетом таких показателей, как наличие разведанных природных ресурсов и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка. «Для положительного решения актуальных вопросов необходима консолидированная позиция муниципальных образований страны. АСДГ в этом плане представляет существенную силу, которая может помочь в положительном решении поставленных проблемных вопросов», – отметил Александр Басыров.

С отчетом о деятельности АСДГ в 2024 году и задачах на 2025 год выступил генеральный директор исполнительной дирекции АСДГ Михаил Зайцев. О результатах проверки финансовой деятельности АСДГ в 2024 году доложила Ольга Сафронова, член Контрольно-ревизионной комиссии АСДГ, мэр Горно-Алтайска. Представленный отчет о проделанной работе и отчет о финансовой деятельности АСДГ был принят и утвержден Общим собранием единогласно.

В рамках работы Общего собрания состоялись выборы руководящих органов АСДГ. Председателем Ассоциации избран Руслан Болотов - мэр Иркутска. Заместителями председателя АСДГ избраны: Сергей Кравчук - мэр Хабаровска, Максим Кудрявцев - мэр Новосибирска, Владислав Логинов - глава Красноярска, Сергей Надсадин - мэр Южно-Сахалинска и Сергей Шелест - мэр Омска.

В состав Совета АСДГ избраны: Дмитрий Анисимов - глава Кемерово, Александр Басыров - глава Мирнинского района, Евгений Беляева - глава Петропавловска-Камчатского, Евгений Григорьев - глава Якутска, Александр Дубовин - мэр Братска, Олег Имамеев - мэр Благовещенска, Ирина Казанцева - глава - председатель Хурала представителей города Кызыла, Вячеслав Квон - глава Артема, Алексей Лемин - глава Абакана, Дмитрий Махиня - мэр Томска, Владимир Новиков - депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, Максим Ряшин - глава Ханты-Мансийска, Вячеслав Франк - глава Барнаула, Игорь Шутенков - мэр Улан-Удэ, Инна Щеглова - мэр Читы.

Избрана Контрольно-ревизионная комиссия АСДГ в составе: Ольга Сафронова - мэр Горно-Алтайска (председатель комиссии), Павел Буковинин - глава города Обь и Артур Приходько - глава Удачного. Генеральным директором исполнительной дирекции АСДГ назначен Михаил Зайцев.

В рамках конференции «Муниципалитеты в условиях структурной трансформации экономики» руководители муниципальных образований обсудили перспективы развития муниципальных образований в условиях структурной трансформации экономики, обменялись опытом и мнениями по актуальным вопросам и проблемам местного самоуправления.

С мониторингом социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях России выступил руководитель социологической лаборатории АСДГ Кирилл Малов. По результатам экспертного опроса руководителей муниципальных образований, проведенного в феврале-апреле 2025 года, отмечено, что относительно новым и наиболее ярким проявлением неблагополучия для муниципальных образованиях в современных условиях является дефицит кадров, что является в значительной мере следствием массового отъезда специалистов. Острота этой проблемы с каждым годом нарастает и касается не только развития самого муниципального образования, но и непосредственно кадрового обеспечения деятельности органа местного самоуправления. Как и ранее сохраняют свою остроту финансово-бюджетные проблемы: потеря части налоговых поступлений, сокращение доходной базы, несбалансированность местного бюджета, угроза финансовой нестабильности, отсутствие компенсации выпадающих расходов, следствием которых является необходимость отказа от части расходных обязательств. Руководители муниципалитетов также обращают внимание на неопределенность полномочий органов местного самоуправления в реализации национальных проектов, ограниченность, а зачастую и просто отсутствие соответствующих полномочий на местном уровне, слабая их включенность в определение приоритетов национальных проектов на местах, хотя именно органы местного самоуправления как никто знают местные проблемы.

Доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор юридических наук Ольга Баженова выступила с докладом «Проблемы реализации Федерального закона № 33-ФЗ: между воплощением замысла законодателя и сохранением местного самоуправления», в котором отметила, что принятый закон, «ознаменовавший радикальную смену государственной политики в области местного самоуправления, неизбежно ставит проблему перехода от прежнего к новому федеральному правовому регулированию». От того, каким образом субъекты Российской Федерации распорядятся своими - «переходными» - возможностями во многом зависит не только дальнейшая судьба принятого закона, но будущее местного самоуправления в России в целом. «Субъекты Российской Федерации, наделенные Законом № 33-ФЗ широчайшим объемом полномочий по организации местного самоуправления, должны быть готовы к общественно-политическому диалогу с населением, к использованию различных форм взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления с целью согласования затрагивающих их решений. В этом залог успешного развития местного самоуправления, а с ним и укрепления начала федерализма в России» - заключила Ольга Баженова.

Помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Ольга Сухорукова рассказала о новеллах федерального законодательства в области местного самоуправления и законотворческом процессе по решению актуальных проблем в муниципальных образованиях.

Генеральный директор Фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов выступил с докладом «Разработка плановых и программных документов развития городов и вопросы государственной поддержки в контексте новой Стратегии пространственного развития Российской Федерации».

С докладом «Анализ показателей социально-экономического развития муниципалитетов Сибири и Дальнего Востока в 2022-2024 годах» выступила Вероника Виницына, председатель правления секции АСДГ «Экономика и финансы города», заместитель главы города Абакана по вопросам экономики и финансов.

Эксперт АСДГ Галина Держирукова представила анализ исполнения бюджетов муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока в 2022-2024 гг. и планирования бюджетов на 2025 г., который позволяет оценить динамику фактических показателей доходов и расходов бюджетов.

В завершении конференции Максим Кудрявцев отметил роль подобных мероприятий в выработке решений для развития муниципальных образований. «Обсудили, как муниципалитетам адаптироваться к новым вызовам и законодательным изменениям. Важно сохранять постоянный диалог между городами. Это помогает обмениваться лучшими практиками, находить эффективные решения и вместе повышать качество жизни», – сказал мэр Новосибирска.

 

https://www.asdg.ru/news/389226/