• КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Ко второму чтению подготовлен законопроект об административной ответственности за неисполнение отдельных положений законодательства в сфере туризма
В частности, предоставление услуг средства размещения без включения сведений о средстве размещения в реестр классифицированных средств размещения либо предоставление услуг средства размещения, действие классификации которого прекращено, повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот пятидесяти тысяч рублей. Предусмотрена ответственность за повторное совершение данного правонарушения.
Предоставление услуг средства размещения, не соответствующего требованиям к соответствующему типу средств размещения, указанному в реестре классифицированных средств размещения, либо заключение договора о предоставлении услуг средства размещения или договора о предоставлении гостиничных услуг в период приостановления действия классификации средства размещения повлечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста семидесяти тысяч рублей. Повторное совершение этого правонарушения повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Кроме того, предусмотрена ответственность, в том числе за оказание услуг по сопровождению туристов на туристском маршруте, при прохождении которого туристам требуется специальное сопровождение, без привлечения инструктора-проводника в установленных федеральным законом случаях либо оказание услуг по сопровождению туристов на туристском маршруте, требующем специального сопровождения, лицом, не являющимся аттестованным инструктором-проводником, а также за повторное совершение данного правонарушения.
Актуализированы нормы КоАП РФ, связанные с ответственностью за нарушение порядка осуществления процедур в строительстве
В целях приведения в соответствие с законодательством внесены корректировки в наименование и абзац 1 части 1 статьи 14.9.1, а также в часть 1.2-1 статьи 28.1 КоАП РФ в части замены слов "процедуры, включенные в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства" словами "мероприятия при реализации проекта по строительству".
Уточняется перечень действий (бездействия) должностных лиц, за которые предусмотрена ответственность.
Уточнен порядок сохранения статуса наукограда при объединении муниципальных образований
Установлено, что объединение муниципального образования, имеющего статус наукограда, с одним или несколькими муниципальными образованиями, в том числе имеющими статус наукограда, может осуществляться по согласованию с Правительством РФ в целях сохранения и развития научно-технического потенциала наукограда.
Если Правительством РФ согласовано указанное объединение и отсутствуют основания для досрочного прекращения статуса наукограда в отношении участвующего в объединении муниципального образования, вновь образованное муниципальное образование сохраняет в порядке правопреемства статус наукограда до истечения установленного пятнадцатилетнего срока, а в случае объединения двух и более муниципальных образований, имеющих статус наукограда, - до истечения наибольшего оставшегося из таких сроков.
Во вновь образованном муниципальном образовании, сохранившем статус наукограда, обеспечивается в порядке, установленном Правительством РФ, осуществление мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития каждого участвовавшего в объединении муниципального образования, имевшего на момент объединения статус наукограда, до разработки с соблюдением преемственности и утверждения в срок, не превышающий одного года с момента создания вновь образованного муниципального образования, стратегии социально-экономического развития вновь образованного муниципального образования и плана мероприятий по реализации этой стратегии. В случае, если стратегия социально-экономического развития вновь образованного муниципального образования не утверждена в установленный срок, статус наукограда прекращается Правительством РФ по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Начиная с года, следующего за годом утверждения стратегии социально-экономического развития вновь образованного муниципального образования и плана мероприятий по реализации этой стратегии, проводится мониторинг осуществления данных мероприятий, а также показателей деятельности организаций и обособленных подразделений научно-производственного комплекса этого наукограда.
Устанавливаются дополнительные меры по обеспечению защиты русского языка и ограничению использования иностранных слов в публичном пространстве
Подписанным законом предусматривается, что с 1 марта 2026 года информация для публичного ознакомления потребителей на вывесках, указателях, информационных табличках должна быть выполнена на русском языке как государственном языке Российской Федерации.
Дополнительно допускается выполнение такой информации также на государственных языках республик и иных языках народов РФ, на иностранных языках при соблюдении определенных условий.
Новшества не будут распространяться на фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания.
Помимо прочего, с 1 марта 2026 года вводится требование о выполнении названий жилых комплексов, используемых в рекламе объектов капитального строительства, только с использованием кириллицы. Исключение составят наименования жилых комплексов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок вступления в силу.
Отдельные законодательные акты РФ приведены в соответствие с положениями Федерального закона "О безопасности людей на водных объектах"
Внесены изменения в Кодекс торгового мореплавания РФ и Кодекс внутреннего водного транспорта РФ в части классификации и освидетельствования маломерных судов, а также их регистрации, утратившим силу признано положение, относящее к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области водных отношений утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, и прочее.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
Установлена административная ответственность должностных лиц и юридических лиц за нарушение требований к размещению информации об условиях договора воздушной перевозки в АИС оформления воздушных перевозок либо требований к АИС оформления воздушных перевозок
Определены размеры штрафов, предусмотрено их увеличение за повторное совершение указанных правонарушений.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
Установлена административная ответственность за невыполнение законных требований должностного лица органа, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства РФ об иностранных агентах, либо воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей
Кроме того, часть 4 статьи 19.34 "Нарушение порядка деятельности иностранного агента" КоАП РФ дополнена положением об ответственности иностранных агентов в том числе за то, что указание о производстве и распространении материалов (информации) иностранным агентом либо касающихся его деятельности, не соответствует утвержденной форме.
Также установлена административная ответственность за несоответствующее утвержденной форме указание о том, что материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, действующего без образования юридического лица, иного объединения лиц, руководителем юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, или лицом, входящим в состав органа такого лица.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 сентября 2025 года.
Госдума приняла закон об усилении административной ответственности за отдельные правонарушения при осуществлении весогабаритного контроля
Закон уточняет административную ответственность в том числе в статьях 12.21.1, 12.21.5, 12.25, 13.19.5 КоАП РФ.
В частности, управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику и имеющим разрешенную максимальную массу свыше 3,5 тонны, с нарушением требований Правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств в зоне автоматического весового и габаритного контроля транспортных средств либо несоблюдение водителем такого транспортного средства требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, в зоне автоматического весового и габаритного контроля транспортных средств повлечет наложение штрафа на водителя транспортного средства в размере шестисот тысяч рублей.
Невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении весового и габаритного контроля транспортного средства, в том числе об остановке транспортного средства в пункте транспортного контроля, либо отказ или уклонение от выполнения указанного требования повлечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере шестисот тысяч рублей.
Вводится ответственность за нарушение порядка размещения информации в системе выдачи специального разрешения.
Предложены меры по либерализации ответственности за ряд административных правонарушений в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)
Законопроектом предлагается в части 1 статьи 16.2 КоАП РФ вместо административного штрафа, кратного стоимости предмета административного правонарушения, назначать штраф в фиксированном размере за административное правонарушение, совершенное физическими лицами при перемещении ими табачных изделий и (или) алкогольных напитков, количество которых превышает количественные нормы, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Аналогичный подход к назначению административного штрафа в фиксированном размере также будет применяться при недекларировании товаров, в отношении которых не подлежат уплате таможенные и иные платежи, не применяются запреты и ограничения.
Также исключается ответственность по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ за заявление недостоверных сведений при таможенном декларировании товаров, если сумма занижения (неуплаты) таможенных платежей составляет менее 5 евро. Примечания к статье 16.2 КоАП РФ дополняются новым условием освобождения добросовестных декларанта и таможенного представителя от ответственности за недостоверное декларирование товаров при самостоятельном выявлении ими недостоверных сведений на этапе до выпуска товаров.
Санкции статей 16.4 и 16.16 КоАП РФ дополняются наказанием в виде предупреждения (помимо штрафа), что позволит применять более мягкое наказание к лицам, совершившим данные административные правонарушения впервые.
В статье 19.7.13 КоАП РФ уточняется диспозиция для однозначной квалификации административного правонарушения в форме действия (бездействия), определения даты совершения административного правонарушения и обеспечения единообразного исчисления срока давности привлечения лиц к ответственности. Также смягчается ответственность за данное административное правонарушение путем дополнения санкции статьи предупреждением (помимо штрафа). Статья 19.7.13 КоАП РФ дополняется примечанием об освобождении лица от административной ответственности, если оно самостоятельно выявило и устранило недостоверность сведений в представленной статистической форме учета перемещения товаров либо представило указанную форму в течение 8 рабочих дней после истечения установленного срока.
Изменения, вносимые в статью 32.2 КоАП РФ, допускают возможность уплаты административного штрафа иным физическим или юридическим лицом вместо лица, привлеченного к административной ответственности.
Актуализировано Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу
Реализован Федеральный закон от 28.12.2024 N 522-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Указ вступает в силу со дня его подписания.
С 1 октября 2025 г. по 31 августа 2026 г. на территории РФ планируется проведение эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов товаров для дома и интерьера
Производители, импортеры товаров для дома и интерьера и организации оптовой и розничной торговли участвуют в эксперименте на добровольной основе.
В перечень товаров, подлежащих маркировке в рамках эксперимента, включены посуда, столовые приборы и прочая столовая и кухонная утварь, изделия для мытья и уборки, декор и предметы интерьера.
С 18 августа 2025 г. по 31 августа 2026 г. (включительно) на территории РФ предлагается провести эксперимент по маркировке отдельных видов хозяйственных и санитарно-гигиенических изделий, а также туалетных принадлежностей, включая туалетную бумагу, зубные щетки, гигиенические прокладки, расчески и прочее
Участники оборота товаров, операторы электронного документооборота и операторы фискальных данных будут участвовать в эксперименте на добровольной основе.
Приводится перечень товаров, подлежащих маркировке в рамках эксперимента.
Актуализировано Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания
Реализован Федеральный закон от 28.12.2024 N 540-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Принято решение о создании на территории Заинского муниципального района Республики Татарстан ОЭЗ промышленно-производственного типа "Зеленая Долина"
Соглашением, заключаемым Минэкономразвития России с Правительством Республики Татарстан и Исполнительным комитетом Заинского муниципального района Республики Татарстан, будут определены земельные участки, на которых будет создана указанная ОЭЗ, и порядок управления данной ОЭЗ.
Дополнены функции, реализуемые Роскомнадзором
Установлено, что Служба в числе прочего осуществляет мероприятия по обеспечению соответствия своей деятельности целям и задачам государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Приведены в соответствие с законодательством Правила формирования и ведения реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта, для которых заключение такого контракта обязательно в соответствии с Федеральным законом "О государственном оборонном заказе"
Реализован Федеральный закон от 28.12.2024 N 500-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Внесены изменения в некоторые акты Правительства РФ, регулирующие вопросы добровольного переселения в РФ соотечественников, проживающих за рубежом
В частности, внесены изменения в правила заполнения, замены, учета и хранения свидетельства участника Государственной программы, правила выплаты ежемесячного пособия при отсутствии дохода ее участникам, правила выплаты компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания участникам Государственной программы, в положение об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в РФ, в правила выплаты компенсации расходов на уплату государственных пошлин, консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов, связанных с оформлением документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории РФ, участникам Государственной программы, в положение об организации на территории РФ работы с соотечественниками, желающими принять участие в Государственной программе, в правила выплаты подъемных участникам Государственной программы и прочее.
Актуализирована Федеральная научно-техническая программа развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на период до 2030 года и дальнейшую перспективу
Программа, утвержденная постановлением Правительства от 16 марта 2020 года N 287, приведена в соответствие с Указом Президента от 28 декабря 2024 года N 1122.
Уточняются задачи и объемы финансирования Программы, ожидаемые результаты ее реализации, в новой редакции изложен план-график создания (модернизации) уникальных научных установок класса "мегасайенс" и комплексов.
На период до 2030 года Правительством утвержден план мероприятий по реализации Стратегии реализации молодежной политики в РФ
План включает в себя более 80 мероприятий по следующим направлениям:
развитие традиционных российских ценностно-смысловых и нравственных ориентиров, гражданственности и патриотизма в молодежной среде;
создание для молодых семей благоприятных условий, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры;
формирование системы ценностей здорового образа жизни в молодежной среде, обеспечение социальных гарантий молодежи, содействие ее образованию, научной, научно-технической и творческой деятельности;
профессиональное развитие молодежи, содействие ее занятости, трудоустройству, в том числе на предприятиях агропромышленного сектора, и предпринимательской деятельности, повышению уровня финансовой грамотности;
противодействие деструктивному поведению молодежи, ее правовое просвещение и информационная защита;
создание условий для развития молодежного добровольчества (волонтерства), молодежных и детских общественно-государственных и общественных объединений, органов молодежного самоуправления;
совершенствование системы управления и инфраструктуры в сфере молодежной политики.
Документом определены ответственные исполнители планируемых мероприятий, сроки их реализации и ожидаемые результаты.
Внесены изменения в перечни стандартов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (ТР ТС 001/2011), "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" (ТР ТС 002/2011), "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011)
Включены новые позиции, в некоторые позиции внесены правки.
Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 15 января 2025 г.
Регламентирована процедура предоставления инвалидам, имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору ОСАГО
Соответствующая услуга предоставляется инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям, указанным в таблице 1 приложения N 1 к настоящему Административному регламенту. Заявитель может воспользоваться услугой через своего уполномоченного представителя.
Услуга предоставляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Максимальный срок предоставления услуги составляет 5 рабочих дней.
Взимание госпошлины или иной платы за предоставление услуги законодательством не предусмотрено.
Обновлены формы реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и реестра экспертов по аккредитации в области использования атомной энергии
Признается утратившим силу приказ Госкорпорации "Росатом" от 20.11.2017 N 1/43-НПА, которым утверждены аналогичные формы.
Настоящий приказ вступает в силу с 28.12.2025.
Обновлены формы заявлений, связанных с осуществлением ГК "Росатом" аттестации экспертов по аккредитации в области использования атомной энергии
Признается утратившим силу приказ Госкорпорации "Росатом" от 27.03.2014 N 1/8-НПА, которым утверждены аналогичные формы.
Настоящий приказ вступает в силу с 28.12.2025.
Актуализирован Перечень должностных лиц Рослесхоза и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях
Реализован Федеральный закон от 08.07.2024 N 165-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Росаккредитация сообщает об актуализации разъяснения о применении нормативных и методических документов
Отмечается, что разъяснение Росаккредитации о применении нормативных и методических документов (письмо Росаккредитации от 28.05.2025 N 6562/07-МЗ) содержало технические ошибки, в связи с чем перечень нормативных и методических документов был актуализирован.
Применение нормативных и методических документов согласно актуализированному перечню, прилагаемому к настоящему письму, может осуществляться без дополнительного оснащения испытательным оборудованием и средствами измерений, без повышения квалификации работников, без внесения изменений в процедуры и без расширения области аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия.
Даны разъяснения по некоторым вопросам территориальной реформы системы местного самоуправления в РФ
Разъяснения представлены в связи с вступлением в силу с 19 июня 2025 года положений Федерального закона от 20 марта 2025 г. N 33-ФЗ, которыми закрепляется одноуровневая система организации местного самоуправления в РФ.
Так, с 19 июня 2025 года могут быть приняты законы субъектов РФ, устанавливающие такую организацию местного самоуправления в соответствующем субъекте РФ с осуществлением местного самоуправления в видах муниципальных образований, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 статьи 9 Федерального закона N 33-ФЗ, на всей территории региона или на территории отдельного муниципального района.
Законом субъекта РФ может быть предусмотрено образование муниципального округа или городского округа в границах, совпадающих с границами территории существовавшего на день вступления в силу Федерального закона N 33-ФЗ поселения (сельского, городского), а также муниципального района. В данном случае, если в границах всех поселений, входивших в состав территории муниципального района, образованы муниципальные или городские округа, муниципальный район упраздняется.
В указанном случае не требуется получать согласие населения и проводить публичные слушания для осуществления преобразования муниципальных образований в муниципальные или городские округа.
Отмечено, что после принятия закона субъекта РФ о переходе к одноуровневой системе территориальной организации местного самоуправления дальнейшие преобразования муниципальных и городских округов должны проводиться в соответствии с общими положениями Федерального закона N 33-ФЗ.
Утвержден перечень поручений по итогам встречи Президента РФ с членами Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" 13 мая 2025 года
В перечне поручений:
представить предложения по совершенствованию механизма налогообложения лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ;
внести в законодательство РФ изменения, направленные на совершенствование налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги общественного питания, в том числе в части, касающейся установления возможности реализации механизма, предусматривающего зачисление фиксированной части налога на добавленную стоимость, уплачиваемого такими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в бюджеты муниципальных образований, на территориях которых оказываются услуги;
провести анализ практики применения федерального инвестиционного налогового вычета и представить предложения по корректировке его параметров (в пределах объема выпадающих доходов федерального бюджета в размере 150 млрд. рублей в год), в том числе по установлению возможности одновременного применения федерального и регионального инвестиционных налоговых вычетов и расширения перечня видов экономической деятельности, при осуществлении которых налогоплательщиками может применяться федеральный инвестиционный налоговый вычет;
проанализировать параметры упрощенной системы налогообложения, применяемые с 1 января 2025 г., и представить предложения по их корректировке, в том числе предусмотрев для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, снижение размера дохода, по достижении которого они признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, и поэтапный отказ от применения ими упрощенной системы налогообложения.
Минтруд России: уточнены периодичность и основания проведения контрольных и профилактических мероприятий в сфере соцобслуживания
Внесены поправки в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания. Соответствующее постановление подписано.
В частности, корректируется периодичность контрольных (инспекционный визит, документарная проверка, выездная проверка) и профилактических мероприятий.
Уточняется, что социальный стационар может относиться к категории высокого или чрезвычайно высокого риска, если число получателей услуг в нем равно или превышает 100 человек.
Устанавливаются дополнительные основания для проведения внеплановых проверок.
С 20 до 15 рабочих дней сокращается срок досудебного обжалования результатов проведенных проверок и вынесенных решений.
• ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Определены особенности открытия наследства в отношении лиц, участвующих в СВО, и иных приравненных к ним лиц
Установлено, что наследство лиц, указанных в пункте 1 статьи 23 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", открывается с даты составления записи акта гражданского состояния об их смерти, если в соответствии с документом о смерти, выдаваемом в порядке, по форме и в сроки, которые определяются Правительством РФ, или документом о смерти, выдаваемом в порядке и по форме, которые определяются Минздравом России, дата смерти указанных лиц неизвестна либо отличается от даты составления таких документов более чем на три месяца. Принятое наследство с датой открытия, определенной указанным образом, признается принадлежащим наследнику со дня смерти наследодателя.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 15 июля 2025 года.
Положения статьи 14 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" применяются к ранее возникшим отношениям по наследованию при условии, что наследство открыто 1 января 2025 года и позднее.
Для открытия банковского счета несовершеннолетнему лицу в возрасте от 14 до 18 лет потребуется согласие родителей (усыновителей или попечителя)
Исключением являются случаи, когда несовершеннолетние лица приобрели дееспособность в полном объеме в соответствии с пунктом 2 статьи 21 (вступление в брак) или со статьей 27 ГК РФ (эмансипация в связи с трудоустройством).
Кроме того, принятым законом снят запрет, в соответствии с которым хозяйственное общество не могло иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 2025 года.
Конституционный Суд подтвердил право заявителя, в чью пользу состоялось судебное решение, требовать возмещение ему расходов, понесенных им в связи с оформлением доверенности и получением юридической помощи при обжаловании
Отмечается, что в отсутствие в КоАП РФ положений о возмещении расходов на оформление доверенности и на оплату услуг представителя (защитника) лицу, по жалобе и в пользу которого судом вынесено решение об изменении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, соответствующие расходы могут быть взысканы в порядке гражданского судопроизводства на основе статей 15, 16 и 1069 ГК РФ. При этом, поскольку они по своей природе остаются процессуальными издержками, их возмещение должно осуществляться с соблюдением общих принципов возмещения такого рода издержек, включая необходимость оценки разумности размера понесенных лицом расходов на оплату услуг представителя (защитника). Само по себе то обстоятельство, что лицо, обжалующее определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, к административной ответственности не привлекалось и меры административного принуждения к нему не применялись, не свидетельствует о неразумности несения им расходов, связанных с обжалованием. Однако характер последствий принятия такого определения и влияние его содержания на права и законные интересы обжаловавшего его лица (как реальное, так и то, которое гражданин имел основания предполагать) могут быть соотнесены с понесенными этим лицом расходами при оценке их разумности. Кроме того, подлежат соотнесению и требования, заявленные этим лицом, и достигнутый им правовой результат для установления того, действительно ли в пользу него и насколько в пользу него вынесено судебное решение.
С учетом принципов возмещения процессуальных издержек также не предполагается отказ в возмещении расходов со ссылкой на недоказанность незаконности действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц либо недоказанность вины должностных лиц в возникновении процессуальных издержек, что не препятствует учету при оценке разумности расходов степени влияния указанных действий (бездействия) на права и законные интересы гражданина.
Таким образом, статьи 15, 16 и 1069 ГК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения лицу, по жалобе и в пользу которого судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 30 КоАП РФ, вынесено решение об изменении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, расходов на оформление доверенности и на оплату услуг представителя (защитника), связанных с таким обжалованием, при соблюдении общих принципов возмещения процессуальных издержек.
Актуализировано требование к уровню кредитного рейтинга кредитных организаций, в которых могут хранить свои средства оборонные предприятия
Предусмотрены случаи, при которых указанное требование не применяется, а также требования к ценным бумагам кредитных организаций, которые вправе приобретать федеральные унитарные предприятия и хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, а также хозяйственные общества, находящиеся под их прямым или косвенным контролем.
Утратившим силу признано постановление Правительства РФ от 20.06.2018 N 706.
Реализован Федеральный закон от 23.05.2025 N 124-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 мая 2025 г.
Внесены уточнения в форму заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке
В форму заявления внесены дополнения, направленные на приведение ее в соответствие с действующим законодательством, предусматривающим возможность применения упрощенной процедуры банкротства для участников СВО (Федеральный закон от 23.05.2025 N 111-ФЗ).
Рассмотрен вопрос об отнесении к хозяйственным сооружениям расположенного на садовом земельном участке газопровода, право собственности организации на который зарегистрировано в ЕГРН
Отмечается, что объекты, входящие в газораспределительную систему, имеют иное предназначение по отношению к предназначению хозяйственных построек на садовом участке.
По мнению ведомства, сам факт размещения в границах садового земельного участка указанного газопровода или его части не является основанием для отнесения такого объекта (газопровода) к хозяйственным постройкам.
Кроме того, обращается внимание на то, что отдельные виды газопроводов не во всех случаях могут являться объектом недвижимости.
• ЖИЛИЩЕ. ЖКХ
С 1 марта 2026 года вводится единый срок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги - ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за истекшим
В настоящее время предельный срок внесения платы, согласно общему правилу, - до 10 числа следующего месяца.
Также законом скорректирован срок направления платежных документов, - не позднее 5 числа месяца, следующего за истекшим месяцем (сейчас - не позднее 1 числа).
Установленные сроки внесения платы и направления платежных документов нельзя будет изменить договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания жильцов.
Кроме того, принятым законом внесены уточнения в виды информации, размещаемой в ГИС ЖКХ (в т.ч. включена информация об исполнительных производствах по взысканию задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг).
Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2026 года.
С 1 марта 2026 года вступает в силу закон о совершенствовании системы государственного учета жилищного фонда
В частности, уточняются полномочия органов государственной власти РФ, субъекта РФ в области жилищных отношений.
Устанавливается, что государственный учет жилищного фонда обеспечивается в ГИС ЖКХ в порядке и сроки, которые установлены законодательством о ГИС ЖКХ.
Также предусматривается, что в электронный паспорт многоквартирного дома включается информация о многоквартирном доме, входящих в его состав жилых помещениях, принадлежащих отдельным собственникам, нежилых помещениях и (или) машино-местах, являющихся неотъемлемой конструктивной частью многоквартирного дома, а также об имуществе, указанном в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ, характеризующая и индивидуализирующая такие помещения, машино-места и имущество.
В электронный паспорт жилого дома включается информация о жилом доме, характеризующая и индивидуализирующая его.
Форма электронного паспорта многоквартирного дома, электронного паспорта жилого дома, порядок их формирования и состав включаемой в них информации устанавливаются Минстроем России.
Застройщик, обеспечивающий строительство многоквартирного дома, малоэтажного жилого комплекса, после выдачи ему разрешения на ввод объекта (объектов) капитального строительства в эксплуатацию, а также подрядчик после подписания документа, подтверждающего приемку заказчиком жилого дома, построенного в соответствии с договором строительного подряда, денежные средства в счет уплаты цены которого размещаются на счетах эскроу, размещает в ГИС ЖКХ электронный паспорт многоквартирного дома, электронный паспорт жилого дома.
Уточнены особенности осуществления градостроительной деятельности в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе
Согласно внесенным изменениям, допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта регионального значения, если размещение такого объекта необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и сведения об объекте регионального значения отсутствуют в утвержденных документах их территориального планирования.
В случае утверждения документации по планировке территории, подготовленной в целях реализации решения о комплексном развитии территории, до внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя реализация такой документации осуществляется без учета положений документов их территориального планирования и градостроительного зонирования. В этом случае внесение изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в срок, установленный нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Особенности отмены документации по планировке территории или ее отдельных частей, особенности признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению регулируются нормативными правовыми актами органов исполнительной власти указанных городов.
Также установлено, что нормативным правовым актом Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя могут быть предусмотрены требования к местоположению многоквартирного дома, в котором собственнику предоставляется жилое помещение при осуществлении комплексного развития территории жилой застройки.
Актуализирована форма заявки об участии в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей федерального проекта "Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг"
Утверждена новая форма сводного списка молодых семей - участников указанного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Реализовано постановление Правительства РФ от 07.11.2024 N 1509 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050".
Утратившим силу признан приказ Минстроя России от 19.03.2024 N 193/пр.
• ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
Определены дополнительные периоды, которые включаются в стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу сотрудникам учреждений и органов УИС, органов принудительного исполнения РФ и МЧС России
Согласно постановлению в выслугу лет также включаются:
период прохождения до 18 марта 2014 г. военной службы (службы) в вооруженных силах, воинских формированиях, правоохранительных органах, органах прокуратуры на территориях Республики Крым и г. Севастополя - постоянно проживавшим по состоянию на указанную дату на этих территориях;
период замещения до 18 марта 2014 г. должностей госслужбы в органах, осуществлявших функции по обеспечению деятельности судов, принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц на территориях Республики Крым и г. Севастополя, - постоянно проживавшим по состоянию на указанную дату на этих территориях.
Данные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
Государствам - членам ЕАЭС рекомендовано при разработке национальных квалификационных требований учитывать квалификационные требования к наиболее востребованным профессиям в сфере строительства
Требования размещены на официальном сайте Евразийской экономической комиссии на странице Департамента трудовой миграции и социальной защиты в разделе "Рекомендуемые квалификационные требования к наиболее востребованным профессиям на едином рынке труда".
1 января 2026 года вводится в действие новый Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-2025
Настоящий Общероссийский классификатор разработан взамен аналогичного классификатора ОК 016-94, принятого постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367.
Классификатор предназначен для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, учетом состава и распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, с вопросами обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий, определения дополнительной потребности в кадрах и другими, на всех уровнях управления экономикой и социальной сферой в условиях цифровизации и автоматизации обработки информации.
Установлен Стандарт оказания услуги по профессиональной ориентации инвалидов
Стандарт определяет основные требования к содержанию, объему, периодичности и качеству оказания услуги.
Форма оказания услуги: стационарная; полустационарная; на дому, в том числе дистанционно с применением информационно-телекоммуникационных технологий.
Определены, в том числе: условия оказания услуги; перечень специалистов, привлекаемых к реализации услуги; перечень мероприятий, входящих в состав услуги.
Внесены уточнения в порядок прохождения службы в органах внутренних дел РФ
Установлено, что в период действия военного или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, специальных и иных определенных Президентом РФ операций и выполнения задач в области территориальной обороны, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при пресечении массовых нарушений общественного порядка и угроз общественной безопасности и в иных подобных, критических по степени опасности и последствиям для граждан, общества и государства особых условиях природного, биологического, техногенного или социального характера на сотрудника органов внутренних дел с его согласия могут быть временно возложены обязанности по вышестоящей, равнозначной или нижестоящей должности в органах внутренних дел, с одновременным освобождением его от выполнения обязанностей по замещаемой должности либо без такового. Срок исполнения обязанностей по вышестоящей, равнозначной или нижестоящей должности в органах внутренних дел не может превышать один месяц после окончания периода действия таких условий.
Утверждены новые положения о проведении Всероссийских конкурсов в области охраны труда
Приказом утверждены:
Положение о Всероссийском конкурсе "Лучший специалист по охране труда";
Положение о Всероссийском конкурсе "Лучший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда";
Положение о Всероссийском конкурсе "Лучшие цифровые решения по охране труда";
Положение о Всероссийском конкурсе "Лучшая бюджетная организация в области охраны труда";
Положение о Всероссийском конкурсе "Лучшая организация крупного бизнеса в области охраны труда";
Положение о Всероссийском конкурсе "Лучшая организация малого и среднего бизнеса в области охраны труда".
Признаны утратившими силу:
приказ Минтруда от 28 мая 2024 г. N 277 "О проведении Всероссийских конкурсов в области охраны труда";
приказ Минтруда от 6 мая 2025 г. N 296 "О внесении изменений в Состав конкурсной комиссии по проведению Всероссийских конкурсов в области охраны труда, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 мая 2024 г. N 277".
Разъяснения Ростехнадзора от 09.06.2025 "Выделение кранов другим организациям для выполнения работ"
Даны разъяснения по некоторым вопросам безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения
Рассмотрены, в частности, следующие вопросы: можно ли работать обученному сотруднику организации на арендованной автовышке; допускается ли включение в состав одной бригады по наряду-допуску на выполнение работ повышенной опасности работников разных организаций, а также несет ли в этом случае производитель работ (руководитель бригады) ответственность за членов бригады, которые не являются работниками его организации.
<Разъяснения> Ростехнадзора от 09.06.2025 "Технологические трубопроводы"
Разъяснены некоторые вопросы безопасной эксплуатации технологических трубопроводов
Рассмотрены, в частности, следующие вопросы: можно ли на одном факельном коллекторе границу классов трубопровода разделить по сварному шву с разными расчетными температурами, так как это граница разных подрядчиков; является ли импульсная трубка, предназначенная для подачи опасного вещества от контейнера с хлором до хлоратора, технологическим трубопроводом; необходимо ли составление/разработка паспортов на технологические трубопроводы, если они смонтированы при капитальном ремонте.
• ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ
Скорректированы основные характеристики федерального бюджета на 2025 год и плановый период
Объем ВВП прогнозируется в размере 214 575 млрд. рублей, что на 7 286 млрд. рублей меньше ранее установленного, а уровень инфляции - 7,6% вместо 4,5%.
С учетом увеличения расходов на фоне сокращения прогнозируемых поступлений в доход бюджета предполагается, что дефицит бюджета в 2025 году составит 3,79 трлн. рублей (ранее объем дефицита предполагался на уровне 1,17 трлн. рублей).
Законом предусмотрено увеличение отдельных расходных обязательств РФ, в том числе в сфере социального обеспечения населения.
Так, в частности, в связи с уточнением уровня инфляции увеличен размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с 383 979,3 до 395 370,1 рубля, а коэффициент индексации отдельных социальных выплат и пособий с 1,045 до 1,076.
Кроме того, внесены изменения в особенности исполнения федерального бюджета в 2025 году, в части распределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации отдельных мероприятий.
Подписан закон, предусматривающий введение информационного обеспечения бюджетного процесса, совершенствование казначейского мониторинга, а также особенности применения ККТ при введении военного положения
Бюджетный кодекс РФ дополняется новой главой "Информационное обеспечение бюджетного процесса", закрепляющей правила функционирования и информационного взаимодействия ГИИС "Электронный бюджет" с государственными и муниципальными информационными системами в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами и иными информационными системами.
Кроме того, принятым законом казначейский мониторинг распространен на всех участников системы казначейских платежей.
Отдельные уточнения, предусмотренные законом, касаются правил зачисления в бюджеты ряда доходов, в том числе от уплаты госпошлин и административных штрафов.
Сокращен срок, в течение которого государственные программы субъекта РФ и муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете - теперь не позднее 1 февраля текущего финансового года (ранее - не позднее 1 апреля).
Внесены корректировки в порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства участников казначейского сопровождения.
В Законе о ККТ предусмотрено право субъекта РФ, в котором введено военное положение, утверждать перечень населенных пунктов, на территориях которых организации и ИП могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники.
Внесены изменения в перечень обосновывающих документов при представлении предложений о цене (прогнозной цене) продукции, поставляемой по ГОЗ
Уточнения коснулись перечня обосновывающих документов при применении затратного метода определения цены на продукцию в части расчета цен на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) сторонними организациями.
Дополнены предельные значения стоимости единиц мощности объектов агропромышленного комплекса и маркировочного оборудования
Установлены предельные значения для питомников по выращиванию рыбопосадочного материала лососевых видов рыб.
Утверждены новые перечни кодов бюджетной классификации на 2026 год и плановый период
Приказ содержит 29 перечней, включающих, в частности, коды видов доходов бюджетов; коды подвидов по видам доходов; коды главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ; коды классификации источников финансирования дефицитов бюджетов; коды главных администраторов источников финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов ГВБФ; перечень и коды целевых статей расходов; коды направлений расходов целевых статей расходов федерального бюджета и бюджетов ГВБФ.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
Внесены уточнения в порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации, утвержденный Приказом N 82н
Установлены особенности присвоения кодов бюджетной классификации, содержащих код главного администратора доходов бюджета, в отношении отдельных видов доходов от административных штрафов, а также порядок утверждения кодов подвидов по видам доходов бюджетов по источнику доходов бюджета субъекта РФ, местного бюджета, в случае если данный источник доходов не закреплен за главными администраторами доходов бюджета.
Внесены уточнения в порядок группировки расходов федерального бюджета по целевым статьям расходов на реализацию федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов.
Кроме того, в частности, новыми кодами дополнены приложение N 2 "Коды структурных элементов для федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, в целевой статье расходов и их наименования", приложение N 3 "Коды видов (групп, подгрупп, элементов) расходов классификации расходов бюджетов".
Изменения применяются при составлении и исполнении бюджетов на 2026 год, за исключением отдельных положений, которые подлежат применению при исполнении бюджетов на 2025 год.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
Минфином даны разъяснения по некоторым вопросам, касающимся предоставления грантов в форме субсидий на организацию профессионального обучения отдельных категорий граждан и ведения раздельного учета операций с указанными средствами
Решением о порядке предоставления субсидий от 13 декабря 2024 г. N 22-60373-00410-Р определены в том числе конкретные направления расходов, на финансовое обеспечение которых предоставляется субсидия.
При этом отмечено, что федеральные бюджетные и автономные учреждения при получении грантов в форме субсидий обеспечивают ведение раздельного (аналитического) учета операций по грантам в форме субсидий в разрезе соглашений (правовых оснований).
Организация ведения аналитического учета операций с указанными средствами осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н, а также учетной политикой субъекта учета - получателя грантов в форме субсидий.
Казначейством приведена информация об изменениях, внесенных в порядок учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета
Речь идет о вступающих в силу положениях приказа Минфина России от 30 октября 2020 г. N 258н:
с 1 июля 2025 г. - предусматривающие автоматическое формирование органом Федерального казначейства сведений о бюджетном обязательстве на основании направленных государственным заказчиком документов;
с 1 января 2026 г. - предусматривающие, в частности, расширение реквизитного состава Сведений о денежном обязательстве в целях детального отражения сумм ранее произведенных платежей, требующих подтверждения.
Разъяснен порядок организации работы с учетом новых требований.
Разработаны методические рекомендации по заполнению обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, применяемых при составлении бюджетных смет федеральных казенных учреждений, на 2026 год и плановый период
В Методических рекомендациях в числе прочего приведены формы обоснований (расчетов) плановых сметных показателей (приложения 1 - 158), на основании которых главные распорядители средств федерального бюджета формируют обоснования бюджетных ассигнований по расходам федерального бюджета.
В обоснованиях (расчетах) отражается распределение объема затрат в разрезе аналитических признаков, детализирующих расходы в зависимости от влияния на них прогнозных показателей социально-экономического развития РФ и иных факторов. Таблица увязки форм обоснований (расчетов) плановых сметных показателей с подлежащими отражению в них аналитическими кодами представлена в приложении N 159.
• БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА
С 1 февраля 2026 года устанавливаются новые квартальные статистические формы N 1-РЖ "Сведения об уровне цен на рынке жилья" и N 1-РКН "Сведения об уровне цен на рынке коммерческой недвижимости"
Первичные статистические данные по утвержденным формам предоставляются в соответствии с указаниями по их заполнению, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Ранее утвержденные аналогичные формы признаны утратившими силу с 1 февраля 2026 года.
• ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Определены расчетные показатели, не указанные в частях 1, 3 и 4 статьи 29.2 Градостроительного кодекса РФ и подлежащие установлению в региональных нормативах градостроительного проектирования
Предусмотрено, что в региональных нормативах подлежат установлению следующие расчетные показатели:
минимально допустимое количество машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых в непосредственной близости от отдельно стоящих объектов капитального строительства в границах жилых и общественно-деловых зон;
минимально допустимое количество машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых у границ лесопарков, зон отдыха и курортных зон;
минимально допустимая площадь озелененных территорий общего пользования в границах муниципальных округов, городских округов и поселений;
минимальное количество машино-мест для парковки электромобилей, оборудованных зарядными устройствами.
<Письмо> Минприроды России от 17.06.2025 N 25-50/11090-ОГ "О рассмотрении обращений"
Даны разъяснения по вопросу отнесения растительных отходов к твердым коммунальным отходам
Сообщается, в частности, что согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под ТКО понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО), к ТКО относятся виды отходов, включенные в группу отходов "Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам" (код по ФККО 7 31 300 00 00 0), которые не соответствуют определению ТКО, установленному Законом 89-ФЗ, по основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений и не в результате потребления.
ФККО не является нормативным правовым актом, относящим отходы к ТКО, а является перечнем видов отходов, образованных у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в процессе их деятельности. По характеру образования растительные отходы к ТКО приравнены быть не могут. Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.
• ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Подписан закон о новых подходах, применяемых при заключении и расторжении договоров пользования рыболовным участком
Согласно закону юрлица и ИП, которым предоставлено право на добычу (вылов) водных биоресурсов на основании договора пользования рыболовным участком, действующего по состоянию на 1 сентября 2025 года, имеют право до 1 июня 2026 года заключить новый договор, срок действия которого будет включать срок оставшейся части действия прежнего договора и двадцатилетний срок, предусмотренный для осуществления добычи (вылова) анадромных видов рыб.
В таком случае плата за заключение нового договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства и организации любительского рыболовства взимается за двадцать лет.
Также уточнен механизм одностороннего расторжения договоров пользования рыболовным участком в случае невнесения платы за заключение договора. Законом введена обязанность органа государственной власти, заключившего договор, направить пользователю уведомление о необходимости внесения платы в десятидневный срок. В противном случае по истечении указанного срока договор будет расторгнут в одностороннем порядке, о чем пользователю будет направлено соответствующее уведомление.
Кроме того, законом предусмотрена новая глава "Разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов", содержащая положения о создании единого цифрового реестра разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года, за исключением отдельных положений, которые вступят в силу с 1 марта 2026 года.
• СВЯЗЬ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Подписан закон о создании российского мессенджера - многофункционального сервиса обмена информацией
Многофункциональный сервис обмена информацией объединит функции мессенджера и государственные сервисы, направленные на предоставление государственных и муниципальных услуг.
Через сервис будут реализованы возможности:
передачи с согласия гражданина сведений из ЕСИА и иных государственных информационных систем;
подписания документов с использованием УКЭП или УНЭП;
предоставления гражданами сведений о документах, удостоверяющих личность, и иных документах, что будет приравниваться к предъявлению оригиналов таких документов;
доступа к информационным системам в сфере образования.
С 1 сентября 2025 года сервис будет предустанавливаться на смартфоны, планшеты и иные устройства.
Закреплены требования к организации, которая обеспечит создание и функционирование сервиса.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.
В РФ создается государственная информационная система по предупреждению, выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений
Оператором системы станет ФАС России.
ГИС будет содержать информацию о рисках заключения и реализации ограничивающих конкуренцию соглашений, сформированную на основе обработки сведений о торгах, о хозяйствующих субъектах и об осуществляемой предпринимательской деятельности на товарных рынках, а также иной информации, в том числе содержащейся в информационных системах, определяемой Правительством.
Положение о государственной информационной системе утвердит Правительство.
Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 2025 года.
Сведения, раскрывающие основы государственной политики в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ, включены в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне
Кроме того, в новой редакции изложены некоторые позиции сведений, отнесенных к государственной тайне в области экономики, науки и техники, в области внешней политики и экономики, а также в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, в области противодействия терроризму и обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты.
Установлен порядок направления Банком России в Минфин России уведомлений российских хозяйственных обществ, самостоятельно определяющих состав и объем информации, подлежащей раскрытию и предоставлению
Банк России направляет в Минфин России по его мотивированному запросу указанное уведомление (за исключением уведомления, полученного от российского хозяйственного общества, в котором Российская Федерация имеет право прямо и (или) косвенно распоряжаться не менее чем 25 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого хозяйственного общества, а также от его дочерних и зависимых хозяйственных обществ) с соблюдением требований об обеспечении конфиденциальности информации.
Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Актуализировано постановление Правительства РФ от 14.07.2015 N 705 "О порядке защиты сведений об осуществлении государственной защиты, предоставления таких сведений и осуществления мер безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице"
Реализован Федеральный закон от 28.02.2025 N 23-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2025 г.
Утвержден порядок формирования составов обезличенных персональных данных и предоставления к ним доступа
Постановлением утверждены:
правила формирования составов персональных данных, полученных в результате их обезличивания, сгруппированных по определенному признаку, при условии, что последующая обработка таких данных не позволит определить принадлежность таких данных конкретному субъекту персональных данных;
правила предоставления доступа к составам обезличенных персональных данных.
Реализованы положения Федерального закона от 8 августа 2024 года N 233-ФЗ.
Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
С 1 июля 2025 г. по 30 июня 2026 г. будет проводиться эксперимент по взаимодействию государственных информационных систем при подаче мировым судьям документов в электронном виде и вынесении ими судебных приказов о взыскании задолженности по оплате помещения, машино-места в многоквартирном доме, коммунальных услуг, взносов на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, энергетических ресурсов
Участниками эксперимента являются Минстрой, Минцифры, Минтруд, Судебный департамент при Верховном Суде РФ - на добровольной основе, высшие исполнительные органы субъектов РФ - на добровольной основе, организации ЖКХ - на добровольной основе, физические лица - на добровольной основе.
Целями эксперимента являются в том числе оптимизация нагрузки на судебную систему при вынесении мировыми судьями судебных приказов о взыскании задолженности, сокращение сроков взыскания задолженности.
С 1 сентября 2025 г. устанавливается порядок взаимодействия Минцифры России с операторами и порядок взаимодействия единой информационной системы и информационных систем операторов
Взаимодействие осуществляется посредством личного кабинета оператора в информационной системе уполномоченного органа, или на едином портале госуслуг, или с использованием почтовой связи, а также в случае представления информации на съемном машинном носителе информации - непосредственно.
Минцифры направляет оператору требование о предоставлении обезличенных данных в информационную систему уполномоченного органа, за исключением собранных за пределами РФ обезличенных данных иностранных граждан и лиц без гражданства.
Срок рассмотрения требования о предоставлении обезличенных данных оператором определяется с учетом запрашиваемого объема. Оператор предоставляет подписанные обезличенные данные с использованием личного кабинета или посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии технической возможности - непосредственно на съемном машинном носителе информации с соблюдением организационных и технических мер по защите информации.
Обновлен порядок контроля за прекращением на территории РФ выдачи операторами поисковых систем сведений об информационных ресурсах, информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым ограничен
Утратившим силу признан приказ Роскомнадзора от 07.11.2017 N 229 "Об утверждении Порядка контроля за прекращением на территории Российской Федерации выдачи операторами поисковых систем, распространяющими в сети "Интернет" рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, сведений об информационных ресурсах, информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации".
Установлены правила обеспечения функциональной совместимости технических средств получения информации о товаре с техническими средствами оператора государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке
Правила регулируют порядок проведения проверки функциональной совместимости программного обеспечения, основания для принятия оператором решения об отрицательном результате проверки, порядок направления производителям (разработчикам) технического средства получения информации уведомлений по результатам проверки функциональной совместимости, а также порядок обжалования решений оператора.
• ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
Правительство РФ будет утверждать перечень направлений научной, научно-технической деятельности и экспериментальных разработок, участие в которых иностранных граждан и организаций возможно только по согласованию с ФСБ России, а также определять порядок такого согласования
Установлено, что субъекты научной, научно-технической и инновационной деятельности независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности представляют в единую государственную информационную систему учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (далее - ЕГИСУ НИОКТР) сведения о планируемых работах с участием иностранных граждан и иностранных организаций, а также российских организаций, участниками (учредителями) которых являются иностранные граждане и иностранные организации, участие в которых возможно только по согласованию с ФСБ России.
Договоры о научной, научно-технической деятельности и об экспериментальных разработках, заключенные научными организациями и образовательными организациями высшего образования (при выполнении ими работ за счет привлекаемых средств бюджетов бюджетной системы РФ) с иностранными участниками и не предусматривающие финансовых обязательств со стороны российских научных организаций и образовательных организаций высшего образования в отношении иностранных участников, подлежат учету, осуществляемому Минобрнауки России в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Научные организации и образовательные организации высшего образования должны до 1 декабря 2025 года разместить в ЕГИСУ НИОКТР сведения о заключенных ими до дня вступления в силу настоящего Федерального закона договорах, подлежащих учету. Указанное требование не применяется к договорам, срок действия которых истекает до 1 декабря 2025 года.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Изменена периодичность пересмотра контрольных измерительных материалов для проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ
Определено, что КИМ подлежат пересмотру не реже одного раза в год.
Представлена информация по вопросу получения иностранными гражданами разрешения на временное проживание в РФ в целях получения образования
Отмечается, в частности, что наличие у иностранных студентов разрешения на временное проживание в целях получения образования и получение многократных виз на срок его действия позволит в том числе снять нагрузку на образовательные организации в части выполнения обязательного требования по продлению срока действия обыкновенных учебных виз.
<Письмо> Минпросвещения России от 24.04.2025 N 03-911 "О направлении информации"
Даны разъяснения о необходимости проведения тестирования на знание русского языка при приеме на обучение в российские школы граждан РФ, имеющих двойное гражданство
Сообщается, что тестирование на знание русского языка проводится исключительно для детей иностранных граждан и лиц без гражданства.
Для российских граждан (независимо от наличия или отсутствия другого гражданства) указанное тестирование не проводится. Данная категория граждан принимается на обучение в общеобразовательные организации в соответствии с правилами приема на обучение для граждан РФ.
<Письмо> Минпросвещения России от 20.06.2025 N 05-1720 "О направлении информации"
Представлена информация о подаче документов посредством ЕПГУ при приеме на обучение по образовательным программам СПО для участников СВО и их детей
Разъясняется порядок подачи заявления на поступление, подтверждения факта участия в специальной военной операции, проверки подлинности справки об участии в СВО, учета справок и предоставления оригиналов документов.
Разработаны новые методические рекомендации по определению возможности участия организаций культуры и их мероприятий в реализации программы "Пушкинская карта"
Настоящие рекомендации вводятся взамен аналогичных рекомендаций, направленных письмом Минкультуры России от 22 мая 2025 г. N 352-01.1-39@-ЖА.
В документе даны рекомендации к организациям культуры (кинотеатрам, музеям, библиотекам, образовательным организациям и т.д.) и их мероприятиям.
В приложениях приведены примерный перечень организаций, не соответствующих правилам реализации мер по социальной поддержке молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры, примерный перечень таких мероприятий, а также примерный перечень мероприятий библиотек, допустимых к проведению в рамках программы "Пушкинская карта".
<Письмо> Минобрнауки России от 20.06.2025 N МН-5/1495 "О направлении рекомендаций"
Разработаны методические рекомендации по организации приема на обучение по программам бакалавриата и специалитета на места в пределах отдельной квоты
Прием на места в пределах отдельной квоты осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Минобрнауки от 27 ноября 2024 г. N 821.
Документом определены особенности выделения отдельной квоты, проведения конкурса на места в пределах отдельной квоты, приема различных категорий поступающих на такие места, приема без проведения вступительных испытаний, зачисления на места в пределах отдельной квоты, приема детей участников боевых действий и др.
Рособрнадзор напоминает о доступных способах подачи абитуриентами заявлений на обучение по образовательным программам высшего образования и среднего профессионального образования в 2025/2026 учебном году
Сообщается, в частности, что в соответствии с установленными требованиями поступающие могут подать документы одним из следующих способов: представить в организацию лично; направить в организацию через оператора почтовой связи общего пользования; направить в организацию в электронной форме посредством электронной информационной системы организации; представить посредством Госуслуг.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана предоставить абитуриентам возможность подачи документов через Госуслуги. Несоблюдение данного требования может повлечь административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
• ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Утверждена форма уведомления об исключении медицинской организации из реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС по территориальной программе ОМС
Установлен порядок направления медицинской организацией указанного уведомления.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Роспотребнадзор информирует о реализации санитарно-просветительских программ "Основы здорового питания" для детей дошкольного и школьного возраста, а также лиц, планирующих принять участие в мероприятиях родительского контроля
Данные образовательные программы составлены с учетом возрастных возможностей детей и направлены на формирование навыков здорового питания.
Обучение проводится с использованием кроссплатформенного программного средства "Обучение по программам "Основы здорового питания" (далее - ПС), поддерживаемого в актуализированном состоянии. ПС размещено на официальном сайте ФБУН "Новосибирский НИИ гигиены" Роспотребнадзора - niig.su (баннер - Обучение по санитарно-просветительским программам "Основы здорового питания"). В данном разделе, и непосредственно в ПС, размещены все необходимые для организации работы справочные материалы и инструкции, ответы на часто задаваемые вопросы и видеоуроки по методическим аспектам прохождения обучения.
Обучение может проводиться в организованной форме, в форме самостоятельного изучения материала, а также с использованием смешанной формы обучения. Программа обучения включает входной контроль знаний; ознакомление с обучающими материалами; выполнение интерактивной самостоятельной работы; итоговое тестирование. После завершения всех этапов обучения пользователь может получить сертификат, подтверждающий успешное прохождение курса.
Разработаны методические рекомендации по организации подготовки населения и сотрудников экстренных оперативных служб приемам оказания первой помощи
В рекомендациях представлено нормативное правовое, методическое и материально-техническое обеспечение процесса подготовки населения и сотрудников экстренных оперативных служб, приведены мероприятия и примеры документов, позволяющих консолидировать усилия различных групп специалистов в области первой помощи.
• ТУРИЗМ. СПОРТ
Принят закон о Российском спортивном фонде "РСФ"
Фонд является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме общественно полезного фонда.
Целью деятельности Фонда является оказание дополнительной финансовой поддержки деятельности в области физической культуры и спорта, направленной в том числе на развитие физической культуры и спорта, физической реабилитации и абилитации инвалидов, развитие международного спортивного сотрудничества, создание отечественной спортивной продукции, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов спорта.
Имущество Фонда может формироваться за счет целевых отчислений от азартных игр, добровольных имущественных взносов, пожертвований, а также иных не запрещенных законодательством поступлений.
Высшим органом управления Фонда является попечительский совет, члены которого утверждаются Правительством РФ.
Также законом внесены изменения в положения законодательства, в том числе о целевых отчислениях от азартных игр, предусматривающие объемы отчислений и порядок перечисления средств Российскому спортивному фонду.
Органы государственной власти субъектов РФ наделяются полномочиями по организации экскурсий и путешествий с культурно-познавательными целями для студентов техникумов и колледжей
Необходимые изменения вносятся в статьи 3.1 и 3.2 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Ранее такие полномочия осуществлялись только в отношении обучающихся общеобразовательных организаций.
Кроме этого, установлен предельный возраст обучающихся школ и колледжей, на которых распространяются указанные нормы, - 23 года.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
Студенты колледжей и вузов, обучающиеся по специальностям в сфере туризма, смогут работать экскурсоводами и гидами-переводчиками
Подписанным законом скорректированы требования для прохождения аттестации экскурсоводами и гидами-переводчиками - теперь пройти аттестацию смогут также лица, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам при условии достижения ими 18 лет и успешного прохождения промежуточной аттестации по дисциплине, связанной с профессиональной деятельностью экскурсовода или гида-переводчика.
Кроме того, на указанных лиц не будет распространяться требование о наличии дополнительного профессионального образования в области, соответствующей профилю работы экскурсовода или гида-переводчика.
Внесенными поправками предусмотрены и иные изменения в Закон об основах туристской деятельности в РФ.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положения, для которого предусмотрен иной срок вступления в силу.
Актуализирован порядок оказания необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пределах территории РФ
Установлено, что оказание необходимой помощи осуществляется:
профессиональной аварийно-спасательной службой МЧС России, состоящей из профессиональных аварийно-спасательных формирований;
созданными в субъектах РФ профессиональными аварийно-спасательными службами и (или) аварийно-спасательными формированиями, аттестованными на право ведения аварийно-спасательных работ в соответствии с Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя.
Признано утратившим силу аналогичное постановление Правительства РФ от 24.01.1998 N 83.
Распоряжение Правительства РФ от 23.06.2025 N 1615-р <О размере взноса туроператора в 2025 году>
Размер взноса в резервный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма на 2025 год составляет 1 рубль
Исключением являются взносы для туроператоров или юридических лиц, ранее не осуществлявших туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма, при вступлении в члены объединения туроператоров в сфере выездного туризма. Согласно Федеральному закону от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", туроператор или юридическое лицо, ранее не осуществлявшие туроператорской деятельности в сфере выездного туризма, при вступлении в члены объединения туроператоров в сфере выездного туризма уплачивают вступительный взнос в резервный фонд в размере 100 тысяч рублей. Туроператор вправе отнести затраты, связанные с уплатой взносов в резервный фонд, на себестоимость туристского продукта.