Новое в системе закупок с 30 июня по 05 июля 2025

Суд не счел несколько похожих малых госзакупок у единственного поставщика дроблением единой сделки

Школа в течение нескольких дней приобрела у одного и того же единственного поставщика цифровые ученические лаборатории по биологии, физике и химии по правилам малых закупок. Прокурор решил, что единую сделку раздробили, чтобы избежать конкурентной процедуры. По мнению надзорного органа, товары однородные. Их используют для практических занятий и лабораторных опытов на уроках естественнонаучного цикла.

Апелляция и кассация отказали прокурору в требовании признать сделки недействительными:

- спорные товары нельзя считать идентичными или однородными. У них разные предметные области - биология, физика, химия. Лаборатории имеют разный состав и функционал, технические характеристики, типы датчиков, ПО, методрекомендации. Они не состоят из схожих компонентов, что не позволяет им выполнять одинаковые функции или быть взаимозаменяемыми. Их закупка не направлена на достижение единого результата;

- ни заключение антиконкурентного соглашения, ни нарушение публичных интересов или прав третьих лиц не подтвердили. Также не доказали, что результаты закупок оспаривали;

- признаков недобросовестности, иного злоупотребления правом и умысла на извлечение незаконной выгоды, не установили. Заключение спорных контрактов не нарушает Закон N 44-ФЗ. Сделки исполнили качественно и без претензий.

Отметим, в практике можно встретить и иное мнение. Так, АС Волго-Вятского округа не поддержал спортивную школу, которая в один день провела 4 малых закупки у единственного поставщика на поставку мячей, булав, лент для художественной гимнастики. Сделки признали ничтожными. В числе прочего суд решил, что контракты имели единую цель - обеспечение учреждения спортивным оборудованием и инвентарем.

Документ: Постановление АС Уральского округа от 06.06.2025 по делу N А76-28264/2024

В заявке на участие в госзакупке нужно указывать только 1 страну товара, согласился ВС РФ

Верховный суд поддержал вывод Минфина о том, что участник закупки по Закону N 44-ФЗ должен декларировать в заявке только 1 страну происхождения товара. Суд согласился с ведомством в том, что:

- наименование страны товара - существенное условие контракта. При наличии в заявке нескольких стран это условие считают несогласованным, а сделку незаключенной;

- положения Постановления N 1875 не допускают множественности в вопросе страны происхождения продукции.

Подход нужно учитывать в том числе поставщикам медизделий, даже если в регистрационном удостоверении указано несколько адресов мест производства.

Документ: Решение ВС РФ от 29.05.2025 N АКПИ25-158

ГИС "Антикартель": опубликован закон о создании системы для борьбы с антиконкурентными соглашениями

Система поможет предупреждать, выявлять и пресекать антиконкурентные соглашения, прежде всего в сфере закупок. Ее функционал позволит:

- ежедневно проводить автоанализ всех закупочных процедур, в т. ч. по данным ЕИС и ГИС "Торги";

- оперативно получать сведения из информсистем госорганов и юрлиц;

- сократить число запросов от антимонопольного органа.

Оператором ГИС "Антикартель" станет ФАС. Порядок работы системы, а также перечни источников и виды обрабатываемой информации позже определит правительство.

Закон вступит в силу с 1 августа 2025 года.

Документы: Федеральный закон от 24.06.2025 N 182-ФЗ

Информация ФАС России от 25.06.2025 (https://fas.gov.ru/news/34056)

Суд: в госзакупке услуг по строительному контролю за капремонтом дороги надо применять доптребования

Заказчик приобретал услуги строительного контроля за капремонтом дороги и установил доптребования по позиции 17. Контролеры решили, что оснований применять их не было: в этой позиции перечислены лишь работы по строительству, реконструкции, капремонту дороги. Объект закупки в ней не упомянут.

Первая и апелляционная инстанции не согласились с контролерами: по классификации работ по ремонту (в т.ч. капитальному) и содержанию дорог, которую утвердил Минтранс, строительный контроль входит в работы по капремонту. Заказчик верно установил доптребования.

К сходным выводам приходило, в частности, Челябинское УФАС.

Документ: Постановление 15-го ААС от 16.06.2025 по делу N А32-50425/2024

УФАС не вправе оставлять без ответа обращение о нарушении Закона N 44-ФЗ, решили суды

Заказчик отказался от исполнения контракта и предложил сделку второму участнику закупки, хотя сведения о победителе не включили в РНП. Участник счел предложение незаконным и пожаловался контролерам.

УФАС оставило жалобу без рассмотрения. Участник нарушил порядок ее подачи - направил обращение по электронной почте, а не через ЕИС, как того требует Закон N 44-ФЗ.

Три инстанции обязали контролеров повторно рассмотреть жалобу по существу:

- на обращение участника не распространялся спорный порядок подачи жалоб. Участник вообще не мог обжаловать действия заказчика на этапе заключения контракта, поскольку не был победителем закупки;

- по факту жалоба участника была сообщением о наличии в действиях заказчика признаков нарушения Закона N 44-ФЗ. Такое сообщение является основанием для внеплановой проверки. Контролерам следовало назначить ее проведение или же рассмотреть обращение по правилам Закона N 59-ФЗ. Ни того, ни другого они не сделали.

Суды отметили: при поступлении жалобы антимонопольный орган обязан проверить все сведения и доводы. В зависимости от содержания обращения контролеры должны выбрать подходящую процедуру для его рассмотрения по существу:

- провести внеплановую проверку и вынести решение по ее результатам;

- ответить на обращение в порядке Закона N 59-ФЗ.

Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 23.06.2025 по делу N А70-19284/2024

По материалам КонсультантПлюс