• КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В Госдуму внесен законопроект, закрепляющий правовые основы платформенной экономики в РФ
Законопроект регулирует отношения, возникающие между операторами посреднических цифровых платформ, их партнерами и пользователями в связи с продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Определен понятийный аппарат, установлены принципы правового регулирования платформенной экономики, а также вводятся особенности взаимодействия операторов посреднических цифровых платформ и партнеров-исполнителей, в том числе в целях отграничения гражданско-правовых отношений от трудовых.
Под платформенной экономикой понимается совокупность организационных и имущественных отношений, складывающихся в результате взаимодействия неограниченного круга лиц посредством цифровых платформ для осуществления предпринимательской деятельности или в иных целях, в том числе не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Положениями законопроекта предусматривается, в частности, следующее:
- уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти будет вестись реестр посреднических цифровых платформ;
- закрепляются требования к размещению карточки товара партнером, к логистической инфраструктуре оператора, а также особенности взаимодействия с пунктами выдачи заказа;
- запрещается размещение на платформах карточки товара, содержащей предложения о продаже товаров, изъятых из оборота, а также не прошедших государственную регистрацию пестицидов, агрохимикатов, биологически активных добавок, лекарственных препаратов и медицинских изделий;
- предусматриваются обязательный информационный обмен операторов платформ с налоговыми органами и государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в сфере платформенной экономики в РФ;
- устанавливается обязанность оператора платформы размещать в карточке товара информацию о том, что он не является продавцом предлагаемого товара, исполнителем предлагаемых работ, услуг и не заключает с пользователем договор купли-продажи товара, договор подряда, договор возмездного оказания услуг (за исключением случаев, когда оператор продает товары, выполняет работы, оказывает услуги от своего имени).
В связи с разработкой законопроекта о платформенной экономике в РФ предлагается внести необходимые изменения в ряд законодательных актов
Корреспондирующие с положениями проекта Федерального закона N 959244-8 "Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации" изменения предлагается внести, в частности, в:
Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", дополнив его новой статьей, устанавливающей требования к размещению предложений о продаже товаров, подлежащими исполнению хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, в публичном доступе, в том числе на посреднических цифровых платформах;
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" - планируется закрепить ответственность оператора за убытки, причиненные потребителю вследствие несоблюдения оператором посреднической цифровой платформы требований, установленных законодательством о платформенной экономике в Российской Федерации.
Планируется установить административную ответственность за неисполнение требований законодательства о платформенной экономике в Российской Федерации
В связи с разработкой проекта Федерального закона N 959244-8 "Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации" КоАП РФ предлагается дополнить статьями, закрепляющими административную ответственность за неисполнение оператором посреднической цифровой платформы предусмотренных законодательством о платформенной экономике требований и нарушение требований к размещению предложений о продаже товаров.
Так, в частности, неисполнение оператором посреднической цифровой платформы требований к размещению на платформе предложений партнеров посреднической цифровой платформы о продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, адресованных пользователям такой платформы, повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 80 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.
Нарушение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, требований к размещению в публичном доступе предложений о продаже товаров повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц - от 30 тысяч до 70 тысяч рублей.
Постановление Правительства РФ от 25.06.2025 N 958 "О Дне российской адвокатуры"
Правительством учрежден новый профессиональный праздник - День российской адвокатуры
Профессиональный праздник будет отмечаться 31 мая.
Скорректированы правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ
В частности, уточняются порядок регистрации по месту жительства или месту пребывания военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, особенности снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания, а также дополняются случаи снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.
Предусмотрено, что снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета также:
в случае прекращения гражданства РФ - на основании решения о прекращении гражданства, принятого в соответствии с Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации";
в иных случаях, установленных федеральными законами.
Уточнен порядок организации и осуществления госконтроля (надзора) за реализацией органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, их должностными лицами полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения
Исключено проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, расширен перечень мероприятий, посредством которых осуществляется государственный контроль (надзор).
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
По 31 августа 2025 г. продлен срок проведения эксперимента по прослеживаемости лекарственных средств для медицинского применения и сырья, используемого для их производства
Эксперимент проводится в том числе в целях подтверждения подлинности прослеживаемых лекарственных средств и сырья, а также стандартизации и унификации процедур учета их оборота на территории РФ.
С 1 июля 2025 года актуализирован порядок подачи (направления) документов по делам об административных правонарушениях в электронном виде
В целях реализации Федерального закона от 07.04.2025 N 60-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" утверждены:
- Положение о порядке подачи (направления) документов по делам об административных правонарушениях в электронном виде и требованиях к их формату;
- типовое положение о порядке подачи (направления) документов по делам об административных правонарушениях в электронном виде посредством регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также о рекомендациях к формату таких документов.
Признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 19.06.2021 N 947.
Уточнены акты Правительства РФ по вопросам функционирования информационных систем в сфере контрольной (надзорной) деятельности
Поправки внесены в:
постановление Правительства РФ от 08.06.2011 N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме";
Правила формирования и ведения единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
Правила формирования и ведения единого реестра проверок;
Правила формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.
Уточнены и дополнены полномочия и функции, осуществляемые Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России
Установлено, в частности, что Инспекция в числе прочего вводит ограничения или запрет на движение маломерных судов и использование иных технических средств на водных объектах в случаях риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, за исключением внутренних водных путей, внутренних морских вод и территориального моря РФ, а также российской части (российского сектора) Каспийского моря, а также получает необходимые материалы и информацию в области обеспечения безопасности людей на водных объектах от федеральных органов исполнительной власти, органов публичной власти федеральных территорий, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.
Кроме того, дополнены полномочия МЧС России в указанной сфере, в новой редакции изложены права государственных инспекторов при осуществлении государственного надзора за маломерными судами (в частности, закреплено право носить и использовать специальные средства, а также применять физическую силу в соответствии с Федеральным законом "О безопасности людей на водных объектах", использовать для доставки в медицинские организации граждан, нуждающихся в оказании медицинской помощи в экстренной форме, и транспортировки поврежденных при авариях маломерных судов принадлежащие юридическим лицам, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям маломерные суда, за исключением маломерных судов, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств и международным организациям), признано утратившим силу Положение о классификации и освидетельствовании маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.
Настоящее Постановление вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
С 1 сентября 2025 года вступает в силу новое актуализированное Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за безопасностью людей на водных объектах
Госконтроль (надзор) осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России.
Предусмотрено, что плановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении госконтроля (надзора) не проводятся.
Срок проведения документарной, выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
Утратит силу постановление Правительства РФ от 25.06.2021 N 1014, регулирующее аналогичные правоотношения.
Актуализировано Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы
Положение, утвержденное постановлением Правительства от 9 июня 2003 г. N 335, приведено в соответствие с нормами Федерального закона от 21 апреля 2025 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в статью 25.6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Кроме того, внесенными изменениями уточняется механизм аннулирования виз.
Настоящее постановление вступает в силу с 21 июля 2025 года.
Расширены полномочия Роскомнадзора
В частности, Роскомнадзор наделяется полномочиями по:
управлению сетью связи общего пользования на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей;
установлению сроков, порядка, состава и формата предоставления в электронной форме операторами связи, указанными в пункте 5.2 статьи 46 Федерального закона "О связи", информации, позволяющей идентифицировать средства связи и пользовательское оборудование (оконечное оборудование) в сети "Интернет" на территории РФ, территории субъекта РФ или части территории субъекта РФ;
определению требований к обезличиванию персональных данных и методов обезличивания персональных данных (с 1 сентября 2025 г.);
проведению с использованием ГИС мониторинга исполнения операторами связи обязанностей при оказании услуг связи мониторинга исполнения операторами обязанностей по проверке использования идентификационного модуля в пользовательском оборудовании (оконечном оборудовании), указанном в договоре об оказании услуг связи с абонентом - иностранным гражданином или лицом без гражданства (с 1 января 2026 г.).
Кроме того, внесены уточнения в Положение о радиочастотной службе, утвержденное постановлением Правительства от 14 мая 2014 г. N 434.
Скорректированы некоторые процедуры, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, а также уточнены полномочия федеральных органов в указанной сфере
Положения некоторых актов Правительства РФ актуализированы с учетом изменений в законодательстве, предусмотренных Федеральным законом от 20.03.2025 N 35-ФЗ, в том числе в части уточнения порядка продажи государственного или муниципального имущества по минимально допустимой цене.
Постановлением в числе прочего предусмотрено, что перечни федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации, формируются и утверждаются:
в случае, если рыночная стоимость не превышает 50 млн рублей, - актом Росимущества;
в случае, если рыночная стоимость превышает 50 млн рублей и не превышает 100 млн рублей, - актом Минфина России.
Решение о целесообразности включения федерального имущества в такие перечни принимается Правительственной комиссией по повышению эффективности использования федерального имущества и развитию территорий.
В случае продажи имущества на электронной площадке Росимущество обязано обеспечивать проведение не менее 2 процедур торгов в течение календарного года в отношении объектов, включенных в такие перечни.
Уточнены некоторые процедуры, связанные с продажей имущества, с учетом возможности заключения договора купли-продажи имущества по минимально допустимой цене не только с покупателем, но и с лицом, подавшим предпоследнее предложение о цене, в случае уклонения или отказа покупателя от заключения договора купли-продажи.
Утвержден план мероприятий по реализации II этапа Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года
Установлено, что на II этапе реализации Концепции планируется, в частности:
обеспечивать ежегодно выдачу социальных сертификатов до 2030 года не менее 30 процентам детей в каждом субъекте Российской Федерации;
обеспечивать эффективное функционирование сети технологических кружков, школьных спортивных клубов и школьных спортивных лиг по видам спорта для формирования здорового спортивного образа жизни обучающихся, школьных музеев, школьных театров, школьных хоров, школьных медиацентров;
поддерживать созданные условия для социокультурной реабилитации детей-инвалидов, расширять возможности для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья дополнительных общеобразовательных программ путем создания специальных условий в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
обеспечивать увеличение количества мест для обучения по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств в детских школах искусств;
обеспечивать эффективное функционирование института наставничества в системе дополнительного образования детей и пр.
Установлен новый перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального госконтроля (надзора) за деятельностью организаций, осуществляющих классификацию средств размещения, горнолыжных трасс, пляжей
Перечень содержит 7 индикаторов, в числе которых:
осуществление выездных экспертных оценок контролируемым лицом в течение 1 календарного дня (в случае осуществления 2 и более выездных экспертных оценок) объектов классификации в сфере туристской индустрии в количестве, превышающем количество выездных экспертных оценок, осуществленных в предыдущем месяце;
изменение в контролируемом лице за период в течение 12 месяцев более 50% персонального состава экспертов по классификации;
приостановление в течение 12 месяцев действия классификации 3 и более средств размещения, которым присвоена категория средства размещения одним контролируемым лицом.
Утратившим силу признан аналогичный приказ Минэкономразвития России от 09.01.2024 N 2.
Установлены сроки и последовательность административных процедур при осуществлении ФСТЭК России и ее территориальными органами лицензионного контроля за деятельностью по технической защите конфиденциальной информации
Контроль осуществляется в отношении лицензиатов, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги, определенные пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации.
В отношении лицензиатов проводятся плановые (внеплановые) документарные и (или) выездные проверки.
Срок проведения проверки не может превышать двадцать рабочих дней.
При осуществлении государственного контроля исполняются следующие административные процедуры: организация проверки; проведение проверки; оформление результатов проверки; осуществление контроля за устранением лицензиатом выявленных нарушений лицензионных требований.
Положения настоящего приказа применяются до 31 декабря 2025 г. включительно.
Установлены сроки и последовательность административных процедур при осуществлении ФСТЭК России и ее территориальными органами лицензионного контроля за деятельностью по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации (в пределах компетенции ФСТЭК России)
Контроль осуществляется в отношении лицензиатов, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги, определенные пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации.
В отношении лицензиатов проводятся плановые (внеплановые) документарные и (или) выездные проверки.
Срок проведения проверки не может превышать двадцать рабочих дней.
При осуществлении госконтроля исполняются следующие административные процедуры: организация проверки; проведение проверки; оформление результатов проверки; осуществление контроля за устранением лицензиатом выявленных нарушений лицензионных требований.
Положения настоящего приказа применяются до 31 декабря 2025 г. включительно.
Скорректирован индикатор риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального госконтроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Уточнен пункт 2 перечня индикаторов, касающийся проведения два и более раза в течение шести месяцев одним лицом и (или) одним средством измерения, имеющим идентификационные признаки, измерений в целях специальной оценки условий труда у двух и более работодателей, находящихся в разных субъектах РФ, в течение суток (за исключением случаев проведения специальной оценки условий труда на территории субъектов РФ, имеющих общую административную границу), в том числе по результатам которых не выявлены рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда.
С 1 сентября 2025 года устанавливается новая процедура подтверждения факта получения (производства) при разработке нового морского месторождения углеводородного сырья газа природного в газообразном состоянии, широкой фракции легких углеводородов
Соответствующая госуслуга предоставляется организациям, осуществляющим в установленном законодательством порядке пользование участками недр, организациям - операторам нового морского месторождения углеводородного сырья, удовлетворяющим требованиям статьи 25.7 Налогового кодекса РФ и получающим (производящим) газ природный в газообразном состоянии и широкую фракцию легких углеводородов, или их уполномоченным представителям.
Услугу предоставляют Минэнерго России и Роснедра.
Максимальный срок предоставления услуги - 10 рабочих дней.
Взимание платы за предоставление услуги законодательством не предусмотрено.
Утратит силу приказ Минэнерго России N 726, Роснедр N 358 от 31.08.2020, регулирующий аналогичные правоотношения.
Подготовлен Обзор правоприменительной практики ФСТЭК России в рамках лицензионного контроля за деятельностью по технической защите конфиденциальной информации и деятельностью по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации за 2024 год
В Обзоре, в частности, отмечается, что при подготовке плана контроля предпочтение отдано выездной форме проверок, поскольку выездные проверки позволяют объективно оценить фактические условия осуществления лицензируемых видов деятельности и подтвердить достоверность представляемой в лицензирующий орган информации.
Оснований для проведения внеплановых проверок лицензиатов ФСТЭК России, в отношении которых требуется согласование с органами прокуратуры, за отчетный период не имелось.
Минфин: анализ правоприменительной практики организации и проведения госконтроля за деятельностью СРО аудиторов в 2024 году не выявил проблемных вопросов
В 2024 году объектом государственного контроля являлась саморегулируемая организация аудиторов Ассоциация "Содружество" (ААС).
Осуществленные мероприятия государственного контроля выявили отдельные нарушения и недостатки в организации работы СРО, в частности, выявлены случаи:
нарушения сроков направления решений о применении меры дисциплинарного воздействия члену СРО аудиторов, а также сроков информирования Казначейства о принятии решения в отношении аудиторской организации, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, о применении к ней меры дисциплинарного воздействия;
существенного превышения срока рассмотрения дел о применении мер дисциплинарного воздействия;
непроведения систематического анализа и оценки причин обжалования решений дисциплинарной комиссии.
Разработаны рекомендации по формированию и подписанию единых соглашений в целях реализации государственных программ РФ
Целью рекомендаций является методическое обеспечение проведения пилотной апробации в 2025 году формирования и подписания единых соглашений в целях реализации государственных программ РФ. Рекомендации определяют порядок взаимодействия ответственных исполнителей государственных программ с высшими исполнительными органами субъектов РФ при формировании и подписании таких соглашений, внесении в них изменений.
Утверждено руководство по проведению оценки соответствия органов по сертификации органического производства критериям аккредитации. Версия 01.1 Июнь 2025 года
Документ устанавливает подходы к подготовке и проведению оценки соответствия органа по сертификации критериям аккредитации, а также техники оценки, применяемые экспертной группой в ходе проведения оценки соответствия.
Руководство позволяет оценить компетентность органа по сертификации в пределах заявленной (расширяемой) или утвержденной области аккредитации, в том числе подтвердить наличие в органе по сертификации компетентного персонала для проведения работ по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.
Установлен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, оценка соблюдения которых осуществляется Росалкогольтабакконтролем
Перечень включает в себя в том числе: гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования, виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД, реквизиты структурных единиц нормативных правовых актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.
Президент РФ поручил обеспечить поддержку российского сервиса обмена мгновенными сообщениями (мессенджера), в том числе в части доступа граждан с его использованием к наиболее востребованным государственным услугам, а также услугам, оказываемым кредитными и иными организациями
Также поручено профинансировать в необходимом объеме осуществление завоза грузов в 2025 году на территории с ограниченными сроками завоза грузов, расположенные в границах муниципальных образований, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
• ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Актуализирована форма заявления лица, намеревающегося действовать в качестве иностранного агента, о включении в реестр иностранных агентов
Форма заявления приведена в соответствие с нормами Федерального закона от 21 апреля 2025 г. N 89-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Минстрой России изложил позицию по вопросу о возможности отнесения газопровода к хозяйственным постройкам
Отмечается, что газопровод, расположенный на садовом земельном участке (вводной газопровод), не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, поскольку является частью инженерной системы, предназначенной для транспортировки газа от газораспределительных станций магистральных газопроводов или других источников газоснабжения до подключаемых объектов потребления газа.
По мнению ведомства, рассматриваемый в письме газопровод не может быть отнесен к хозяйственным постройкам.
Газопровод, строительство которого осуществлено на землях общего пользования в границах территории ведения гражданами садоводства, относится к имуществу общего пользования.
Изложена позиция Росреестра по вопросу перехода права собственности на земельную долю в случае ликвидации юридического лица по решению его учредителей
Отмечается, что ограничения оборота земельных долей, установленные пунктом 1 статьи 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", не распространяются на случай перехода права собственности на земельную долю учредителю добровольно ликвидируемого юридического лица.
• СЕМЬЯ
В Госдуму внесен законопроект о социальных гарантиях женщинам, удостоенным звания "Мать-героиня"
В соответствии с законопроектом, женщины, удостоенные звания "Мать-героиня", вправе рассчитывать на установленные меры социальной поддержки, часть из которых может быть заменена на ежемесячную денежную выплату в размере 72 403,79 рублей с последующей индексацией.
Так, в частности, женщинам, удостоенным звания "Мать-героиня", гарантируется внеочередное бесплатное оказание медицинской помощи и обеспечение лекарственными препаратами; предоставляется право на бесплатное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации один раз в год; предусматривается освобождение от внесения платы за ЖКУ и взноса на капремонт, а также платы за проезд.
Кроме того, законопроектом закрепляется право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, а также гарантируется первоочередное предоставление материалов для строительства и ремонта жилого помещения.
Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2026 года.
• ЖИЛИЩЕ. ЖКХ
Внесены изменения в некоторые акты Правительства РФ, регулирующие вопросы жилищного обеспечения военнослужащих
В частности, в перечень участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих включены приобретшие гражданство РФ, проходившие военную службу по контракту, уточнены основания для включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, скорректированы порядок формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, порядок предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также их погашения.
Установлен порядок распределения в 2025 году между субъектами РФ финансовой поддержки на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда
Финансовая поддержка субъектам РФ предоставляется Фондом развития территорий.
Правила предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда дополнены положениями, предусматривающими формулу расчета размера лимита предоставления финансовой поддержки для субъекта РФ, рассчитываемого исходя из суммы субсидии, предоставляемой Фонду в 2025 году, а также потребности в финансировании соответствующих мероприятий.
Установлен перечень случаев, когда рассчитанные лимиты подлежат уточнению.
Отдельные уточнения внесены в требования к региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также порядок оценки реализации этапов региональных адресных программ.
Кроме того, предусмотрено, что в случае если в период с 1 января 2019 г. по 1 января 2025 г. финансовая поддержка израсходована субъектом РФ на цели, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 19 Правил, и в указанный период жилые помещения не были предоставлены гражданам, подлежащим переселению, субъект РФ вправе использовать такие жилые помещения для предоставления гражданам, подлежащим переселению из аварийного жилищного фонда, без осуществления возврата в Фонд соответствующих средств.
С 1 июля 2025 года установлены формы отчетов об инвестиционных программах в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем
Формы утверждены в целях реализации постановления Правительства РФ от 04.02.2023 N 163 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 543".
С 1 июля 2025 года установлены типовые формы экспертного заключения исполнительного органа субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения
Формы утверждены в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.10.2022 N 1800 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца пятого подпункта "г" пункта 2 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2602".
<Письмо> Минэнерго России от 12.04.2024 N СП-5908/07 "О направлении разъяснений"
Минэнерго представлены информационные материалы по разработке, актуализации и утверждению схем теплоснабжения, а также презентационный материал по возникающим при этом проблемным вопросам
Требования к схемам теплоснабжения и требования к порядку их разработки и утверждения утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154.
Требования к схемам устанавливают требования к составу схем теплоснабжения (актуализированных схем теплоснабжения) поселений, городских округов, городов федерального значения, разрабатываемых в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий.
• ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
Проект Постановления Правительства РФ "О переносе выходных дней в 2026 году"
В 2026 году выходные дни, совпадающие с нерабочими праздничными днями 3 и 4 января, предлагается перенести на 9 января и 31 декабря соответственно
Таким образом, в следующем году в новогодние праздники россияне будут отдыхать 12 дней.
В 2026 году будут следующие дни отдыха:
с 31 декабря 2025 г. по 11 января 2026 г.;
с 21 по 23 февраля;
с 7 по 9 марта;
с 1 по 3 мая и с 9 по 11 мая;
с 12 по 14 июня;
4 ноября;
с 31 декабря 2026 г. по 10 января 2027 г.
С 1 марта 2026 года будут обновлены предельные нормы переноски и передвижения тяжестей работниками в возрасте до восемнадцати лет
Реализован Федеральный закон от 07.06.2025 N 144-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
Утратит силу аналогичное постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 07.04.1999 N 7.
АНО НАРК актуализированы наименования квалификаций и требования к квалификациям в нефтегазовом комплексе
Соответствующие сведения размещены на сайте https://nark.ru/.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует до 1 сентября 2031 г.
Минздрав напоминает о необходимости применения с 1 сентября 2025 года новых учетных форм для расследования несчастных случаев на производстве
С указанной даты вступает в силу приказ Минздрава России от 11 апреля 2025 года N 196н "Об утверждении учетной формы N 315-1/у "Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести", учетной формы N 316-1/у "Медицинское заключение об установлении заключительного диагноза пострадавшего в результате несчастного случая на производстве".
Приказом N 196н установлено, что Форма N 315-1/у и Форма N 316-1/у выдаются медицинской организацией, куда поступил пострадавший по запросу организации (индивидуального предпринимателя), работодателя - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
Отмечено, что порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений установлен приказом Минздрава России от 14 сентября 2020 года N 972н.
• СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ
Конституционный Суд РФ не обнаружил нарушений в порядке назначения ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой членам семей лиц, проходивших военную службу, в случае их гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы либо смерти вследствие военной травмы
Не противоречащим Конституции РФ признан абзац второй пункта 18 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, гражданам, пребывавшим в добровольческих формированиях, пенсионное обеспечение которых осуществляется СФР, и членам их семей (утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года N 142; далее также - Правила), поскольку он по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагает, что ежемесячная денежная компенсация в соответствии с частью 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших) при исполнении ими обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы до вступления в силу указанного законодательного акта, назначается с 1 января 2012 года.
Конституционный Суд, в частности, указал, что днем обращения за назначением ежемесячной денежной компенсации в силу абзаца второго пункта 18 Правил считается день подачи заявления и документов, представление которых заявителем предусмотрено перечнем, содержащимся в приложении к Правилам. Раскрывая в абзаце втором значение термина "день обращения за назначением ежемесячной денежной компенсации", пункт 18 Правил в абзаце первом содержит указание на то, что компенсация, предусмотренная частью 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", назначается со дня возникновения права на нее, но не ранее чем с 1 января 2012 года, и выплачивается в размерах, действовавших на соответствующий год. Конкретизируя момент назначения ежемесячной денежной компенсации, положения приведенного пункта основываются на необходимости учитывать как индивидуально значимое обстоятельство, представляющее собой день возникновения права на данную выплату, так и факт, имеющий общее значение, - день вступления в силу Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Поскольку ежемесячная денежная компенсация предназначена для возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, членам его семьи, постольку день возникновения права на данную выплату - которая в силу прямого указания предоставляется за прошлое время без каких-либо ограничений, кроме тех, что обусловлены моментом вступления в силу Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", - совпадает с днем гибели (смерти) гражданина, проходившего военную службу как по контракту, так и по призыву.
Предоставление членам семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие военной травмы, права на получение ежемесячной денежной компенсации за прошлое время с момента гибели (смерти) военнослужащего, но не ранее даты вступления в силу Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", независимо от момента обращения с заявлением о ее назначении согласуется с целями их социальной защиты, а буквальный смысл оспариваемой нормы, определяя лишь день назначения такой компенсации, не препятствует обеспечению членов семей указанных военнослужащих данной выплатой в полном объеме, как это предусмотрено законом.
Судебные постановления, вынесенные в истолковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке.
Внесены изменения в порядок реализации пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов
В частности, скорректированы задачи пилотного проекта, перечень утверждаемых для его реализации документов, порядок предоставления участниками пилотного проекта сведений об оказанных услугах и их результатах, определен порядок направления и рассмотрения дополнительной заявки на участие в пилотном проекте.
Установлен Стандарт оказания услуги по социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов
Стандарт определяет основные требования к содержанию, объему, периодичности и качеству оказания услуги.
Форма оказания услуги: стационарная; полустационарная; на дому, в том числе дистанционно с применением информационно-телекоммуникационных технологий.
Предусмотрены в том числе: условия оказания услуги; перечень специалистов, привлекаемых к реализации услуги; перечень мероприятий, входящих в состав услуги.
Установлен Стандарт оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям
Услуги оказываются в следующих формах: полустационарная, стационарная, на дому, в том числе дистанционно с применением информационно-телекоммуникационных технологий.
Получателями услуг во всех формах являются дети от рождения до трех лет (независимо от наличия инвалидности) с ограничениями жизнедеятельности либо риском развития ограничений жизнедеятельности и их семьи (законные или уполномоченные представители, близкие взрослые).
Предусмотрены в числе прочего: условия оказания услуг; перечень специалистов, привлекаемых к оказанию услуг; перечень мероприятий, входящих в состав услуг.
Утвержден Стандарт оказания услуги по социально-средовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов
Стандарт определяет основные требования к содержанию, объему, периодичности и качеству оказания услуги.
Форма оказания услуги: стационарная; полустационарная; на дому, в том числе дистанционно с применением информационно-телекоммуникационных технологий.
Форма оказания услуги определяется реабилитационной организацией с учетом нарушений функций организма ребенка-инвалида, а также условий территориальной и транспортной доступности для него.
Определены в том числе: условия оказания услуги; перечень привлекаемых специалистов; перечень мероприятий, входящих в состав услуги.
Установлен Стандарт оказания услуги по социально-психологической реабилитации и абилитации детей-инвалидов
Стандарт определяет основные требования к содержанию, объему, периодичности и качеству оказания услуги.
Форма оказания услуги: стационарная; полустационарная; на дому, в том числе дистанционно с применением информационно-телекоммуникационных технологий. Форма оказания услуги определяется реабилитационной организацией с учетом нарушений функций организма ребенка-инвалида, а также условий территориальной и транспортной доступности для него.
Определены условия оказания услуги, перечень привлекаемых специалистов, мероприятия, входящие в состав услуги.
Установлен Стандарт оказания услуги по социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов
Стандарт определяет основные требования к содержанию, объему, периодичности и качеству оказания услуги.
Форма оказания услуги: стационарная; полустационарная; на дому, в том числе дистанционно с применением информационно-телекоммуникационных технологий. Форма оказания услуги определяется реабилитационной организацией с учетом нарушений функций организма ребенка-инвалида, а также условий территориальной и транспортной доступности для него.
Предусмотрены условия оказания услуги, перечень привлекаемых к ее реализации специалистов, перечень мероприятий, входящих в состав услуги.
• ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ
Расширен перечень активов, в которые могут инвестироваться временно свободные средства госкорпорации, госкомпании
В перечень включены клиринговые сертификаты участия.
Предусмотрены условия заключения госкорпорациями, госкомпаниями договоров репо с государственными ценными бумагами РФ и субъектов РФ, облигациями "ВЭБ.РФ", облигациями российских эмитентов, ипотечными ценными бумагами, акциями российских открытых акционерных обществ, клиринговыми сертификатами участия.
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
В новой редакции изложены Правила предоставления ППК "Фонд развития территорий" финансовой поддержки бюджетам субъектов РФ на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023 - 2027 годы
Уточнены понятийный аппарат, условия предоставления финансовой поддержки, особенности подачи заявки на предоставление финансовой поддержки и перечисления средств финансовой поддержки, а также особенности заключения договора о предоставлении финансовой поддержки и пр.
Утверждена типовая форма соглашения о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов при осуществлении за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности РФ
Установлено, что Соглашения (дополнительные соглашения к ранее заключенным Соглашениям) формируются в соответствии с Типовой формой, начиная с заключения Соглашений (дополнительных соглашений к ранее заключенным Соглашениям) на 2026 год.
С 1 января 2026 г. признается утратившим силу Приказ Минфина России от 21 декабря 2017 г. N 245н, которым утверждена аналогичная форма.
Обновлены требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет Минфина России и федеральных казенных учреждений, находящихся в его ведении
Бюджетная смета (проект бюджетной сметы), иные документы и информация, не содержащие сведения, составляющие государственную тайну, формируются в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления ГИИС "Электронный бюджет".
Показатели бюджетной сметы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, утверждаются и ведутся обособленно.
Бюджетная смета составляется и ведется на основании обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, являющихся неотъемлемой частью бюджетной сметы.
Показатели бюджетной сметы должны соответствовать доведенным лимитам бюджетных обязательств и бюджетным ассигнованиям на исполнение публичных нормативных обязательств.
Признан утратившим силу приказ Минфина России от 28 декабря 2018 г. N 294н.
Уточнены требования к годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита (ВФА)
Установлено, что годовая отчетность о результатах деятельности субъекта ВФА формируется на основе данных, отраженных в заключениях, составленных по результатам аудиторских мероприятий, а также в реестре бюджетных рисков, актуализированном до начала формирования годовой отчетности.
Кроме того, в частности, скорректирован перечень информации, которую должна содержать годовая отчетность о результатах деятельности субъекта ВФА, а также установлена обязанность по представлению годовой отчетности субъекта ВФА главного администратора (администратора) бюджетных средств, которым приняты полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита администратора бюджетных средств.
Разработаны Методические рекомендации по заполнению обоснований бюджетных ассигнований по расходам федерального бюджета на 2026 - 2028 гг.
Рекомендации разработаны в целях формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований при составлении федерального бюджета на 2026 год и на плановый период 2026 и 2028 годов.
Особенности заполнения обоснований, составляющие настоящие Методические рекомендации, применяются по отношению к формам, утвержденным приказами Минфина России N 79н и от 27 июня 2025 г. N 82н (в части форм обоснований бюджетных ассигнований по расходам федерального бюджета, сведения об объемах которых относятся к сведениям, составляющим государственную тайну).
• БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА
Обновлены формы федерального статистического наблюдения N 2-ЛЕК (пром) "Сведения о производстве, отгрузке и ценах на лекарственные средства" и N 1-медизделия "Сведения о выпуске и отгрузке медицинских изделий (медицинской техники и изделий медицинского назначения)"
Первичные статистические данные по данным формам предоставляются в соответствии с указаниями по их заполнению, в сроки и с периодичностью, которые указаны на их бланках.
Признается утратившим силу Приказ Росстата от 14.04.2017 N 240 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством промышленности и торговли Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих производство лекарственных средств и медицинской техники".
Направлен порядок предоставления юридическими лицами, оказывающими услуги связи на основании лицензии, сведений по формам федерального статистического наблюдения в сфере связи
Сообщается, что юридическим лицам необходимо предоставлять в Минцифры России сведения по таким формам через Личный кабинет респондента государственной информационной системы "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных" (далее - ГИС ЦАП).
Личный кабинет респондента ГИС ЦАП доступен на портале: statdigital.info.gov.ru.
Напоминают об административной ответственности за непредоставление или нарушение сроков предоставления статистической информации, а также за ее искажение.
СРО ААС рекомендованы основные критерии для выбора добросовестной, соответствующей установленным требованиям аудиторской организации для проведения аудита
Для соблюдения установленных требований от аудиторской организации требуется выполнения двух основных условий: наличие в штате высококвалифицированного и технического персонала; достаточное количество часов, затраченных на проведение аудита, в соответствии со спецификой и масштабами деятельности проверяемой организации.
Согласно проведенному расчету минимальные трудозатраты на проведение аудита организации, созданной в течение отчетного года, с единственной хозяйственной операцией по отражению взноса в уставный капитал составляют не менее 40 человеко-часов.
В связи с чем отмечено, что в случае если кандидат на оказание аудиторских услуг планирует потратить 40 или менее часов на аудит организации, ведущей полноценную деятельность, заказчику предлагается оценить все риски, связанные с возможным признанием аудиторского заключения ненадлежащим.
Кроме того, сообщается, что рекомендуемая справедливая ставка аудитора по состоянию на 31.12.2024 составляет 3400 руб./час (без учета НДС). Рекомендованная справедливая ставка аудитора может быть пересмотрена и проиндексирована на индекс-дефлятор.
Разработаны методические рекомендации по применению ФСБУ ГС "Единый план счетов бухгалтерского учета государственных финансов", вводимого в действие с 1 января 2026 года
Федеральный стандарт утвержден приказом Минфина России от 30.08.2024 N 121н.
Минимальные обязательные требования, предусмотренные Стандартом, применяются с 1 января 2026 года. В целях обеспечения перехода на применение Стандарта необходимые изменения в учетную политику должны быть внесены не позднее 30 декабря 2025 года.
Для казначейского учета переход на применение Стандарта предусмотрен с 1 января 2028 года.
В методических рекомендациях приведены, в частности, минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету по счетам Единого плана счетов и к систематизации и обобщению информации об объектах бухгалтерского учета, а также основные требования по применению единого плана счетов.
Минфином подготовлена информация о применении МСФО в отношении операций финансовой аренды
В информации рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся включения арендодателем затрат по заимствованиям в первоначальную стоимость базового актива, предназначенного для передачи в финансовую аренду.
• ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
<Информация> Ростехнадзора "Вывод из эксплуатации технических устройств (изменение состава ОПО)"
Даны разъяснения по вопросам вывода из эксплуатации технических устройств, эксплуатируемых на опасном производственном объекте
Сообщается, в частности: достаточно ли будет соблюсти требования по консервации, отраженные в сопроводительной документации производителя устройства; каким образом можно вывести из состава ОПО неиспользуемое оборудование; какие документы необходимо подать в территориальное отделение Ростехнадзора для внесения изменений в сведения, характеризующие ОПО.
• ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Распределены квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленные РФ в 200-мильной зоне, прилегающей к побережью Японии в северо-западной части Тихого океана, применительно к видам квот их добычи (вылова) на 2025 год
Приводятся район промысла, вид водных биологических ресурсов, установленные квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в том числе для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства.
• СВЯЗЬ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Утверждено положение о государственной информационной системе удаленного использования архивных документов и справочно-поисковых средств к ним
Система удаленного использования архивных документов и справочно-поисковых средств к ним (далее - Система) предназначена для предоставления пользователям возможности поиска необходимой архивной информации с помощью справочно-поисковых средств в электронном виде, просмотра и (или) прослушивания электронных копий архивных документов посредством сети "Интернет".
Определены в числе прочего структура, основные функции и состав программных средств Системы, ее участники, их полномочия и ответственность, требования к программно-техническим средствам, а также к технологическим и лингвистическим средствам Системы, обеспечивающим автоматизацию процессов сбора и обработки информации, порядок предоставления услуги удаленного использования архивных документов, обеспечения доступа к Системе, порядок защиты информации, содержащейся в Системе, в том числе обеспечение информационной безопасности и конфиденциальности данных.
Создание и развитие Системы осуществляет Росархив.
Размер платы за предоставление услуги удаленного доступа к архивным документам и справочно-поисковым средствам к ним Архивного фонда Российской Федерации составляет 90 рублей за час и 350 рублей за сутки
Плата взимается с пользователя, оформившего в сети "Интернет" посредством государственной информационной системы удаленного использования архивных документов и справочно-поисковых средств к ним заказ на услугу в части просмотра и прослушивания электронных копий архивных документов, входящих в состав Архивного фонда Российской Федерации, преобразованных в электронный вид архивом и находящихся на хранении в федеральных государственных архивах.
Плата за регистрацию пользователей в государственной информационной системе удаленного использования архивных документов и справочно-поисковых средств к ним не взимается.
Плата за услугу удаленного доступа вносится пользователем через банк или иную кредитную организацию путем использования безналичных платежных сервисов, при этом пользователю обеспечивается подтверждение осуществления им оплаты.
Установлены требования к техническим и программным средствам, используемым федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами при организации применения систем видео-конференц-связи и веб-конференции
Документ устанавливает требования к техническим (ЭВМ или другая компьютерная техника, в том числе серверное оборудование) и программным (операционные системы) средствам, используемым федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами при организации применения систем видео-конференц-связи и веб-конференции, предусмотренных статьей 6.3 Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Реализованы положения Федерального закона от 07.04.2025 N 60-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Утвержденные настоящим постановлением требования подлежат применению с 1 июля 2025 года.
Предложены правила внесения в информационную систему мониторинга информации (сведений) в целях подтверждения страны происхождения лекарственного препарата для медицинского применения
Проектом определяются:
порядок добровольного внесения участниками и участниками оборота исходных материалов в информационную систему мониторинга информации (сведений) об исходных материалах, предназначенных для производства лекарственных средств для медицинского применения, в целях подтверждения страны происхождения лекарственного препарата для медицинского применения;
порядок обработки и применения в информационной системе мониторинга указанных информации (сведений) об исходных материалах;
порядок регистрации участников и участников оборота исходных материалов в информационной системе мониторинга;
порядок обработки информационной системой мониторинга добровольно внесенных участниками через личный кабинет сведений об исходных материалах в материальном балансе;
порядок обработки информационной системой мониторинга внесенных информационной системой участника сведений об исходных материалах;
порядок информационного обмена информационной системы мониторинга с федеральными государственными информационными системами, единым реестром зарегистрированных лекарственных средств ЕАЭС и информационными системами участников и участников оборота исходных материалов;
порядок применения информационной системы мониторинга для обеспечения проверок представленных сведений и фактически осуществляемых стадий технологического процесса производства лекарственного средства.
Установлены требования к программным средствам, предназначенным для обнаружения на узлах информационной (автоматизированной) системы признаков вредоносного программного обеспечения и компьютерных атак, а также их нейтрализации
Выполнение настоящих требований является обязательным при проведении работ по оценке соответствия (включая работы по сертификации) средств технической защиты информации и средств обеспечения безопасности информационных технологий, организуемых ФСТЭК России.
С 1 января 2026 года устанавливается порядок размещения в сети "Интернет" информации об исполнителях государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере уполномоченными органами и исполнителями услуг, являющимися государственными (муниципальными) учреждениями
Определен перечень сведений, включаемых в данную информацию.
Информация об исполнителях услуг, о результатах мониторинга, размещаемая на официальном сайте, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя лица, размещающего информацию на официальном сайте, либо уполномоченного им лица.
На официальном сайте не размещается информация, содержащая сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну.
<Письмо> МЧС России от 28.03.2025 N М-АМ-54 "О направлении разъяснений"
МЧС напоминает, что на основании положений ГОСТ 34701-2020 "Системы передачи извещений о пожаре. Общие технические требования. Методы испытаний" технические средства системы извещения о пожаре должны предусматривать как основной канал связи, так и резервный
Аналогичные требования содержались в ГОСТ Р 53325-2012 "Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний", который действовал до 01.07.2023.
При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке. Особое внимание обращается на то, что по общему правилу срок службы (эксплуатации) технических средств системы передачи извещений (далее - СПИ), согласно технической документации изготовителя, составляет 10 лет.
Таким образом, руководители организаций в отношении технических средств СПИ, установленных на объектах защиты до 2012 года, не смогут подтвердить их соответствие требованиям технического регламента ЕАЭС "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017), имеющих один канал связи в рамках проведения ежегодного испытания, поскольку указанные испытания необходимо осуществлять в соответствии с ГОСТ 34701-2020.
Минцифры напоминает о приведении операторами связи сетей связи, размещенных в многоквартирных домах до вступления в силу Федерального закона от 6 апреля 2024 г. N 67-ФЗ, к установленным требованиям
Сообщается, что в соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2024 г. N 67-ФЗ "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О связи" и Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) сети связи, монтаж которых на объектах общего имущества в многоквартирном доме осуществлен до дня вступления в силу Федерального закона N 67-ФЗ, подлежат приведению операторами связи в соответствие с порядком монтажа сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме и требованиям к такому монтажу, установленными Правилами взаимодействия оператора связи и лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при монтаже, эксплуатации и демонтаже сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 августа 2024 г. N 1055 (далее - Правила взаимодействия N 1055).
Порядок монтажа сетей связи определен разделом III Правил взаимодействия N 1055. Существующие сети связи подлежат приведению в соответствие исключительно с Типовыми техническими требованиями к монтажу сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме оператором связи, заключившим с собственником помещения в многоквартирном доме или нанимателем жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма договор об оказании услуг связи, являющимися приложением к Правилам взаимодействия N 1055.
• ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
<Письмо> Минпросвещения России от 24.06.2025 N 07-2954 "О направлении информации"
Минпросвещения даны разъяснения по вопросу обследования лиц старше 18 лет на психолого-медико-педагогической комиссии
В письме отмечено, что одним из основных направлений деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) является проведение обследования детей, в том числе обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов до окончания ими обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях выявления у них особенностей физического и психического развития, отклонений в поведении.
В целях реализации права на образование лиц, прежде всего с нарушением интеллекта, ранее не получивших образования, целесообразно включить организацию комплексного психолого-медико-педагогического обследования указанных лиц в порядок работы как минимум одной ПМПК, действующей на территории субъекта РФ. Это необходимо для определения образовательного маршрута и потребности в создании специальных условий для получения образования такими лицами.
При прохождении ПМПК лицами старше 18 лет необходимо проведение комплексной психолого-педагогической диагностики, которая определяет образовательный потенциал обратившегося лица и необходимость создания специальных условий для получения образования.
Рособрнадзор информирует о мероприятиях по оценке качества образования, которые будут проводиться в 2025/2026 учебном году в рамках мониторинга системы образования
Так, в 2025/2026 учебном году будут проводиться следующие мероприятия федерального уровня:
национальные сопоставительные исследования качества общего образования;
всероссийские проверочные работы в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.
Сообщается, что обучающиеся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, являющиеся участниками национальных исследований или международных сопоставительных исследований качества общего образования, в соответствующем учебном году не принимают участие во всероссийских проверочных работах.
Таким образом, во всероссийских проверочных работах в 2025/2026 учебном году не принимают участие обучающиеся 6, 8, 10 классов образовательных организаций, указанных в приказе Рособрнадзора от 07.05.2025 N 990.
Также отмечено, что в мероприятиях по оценке качества образования не принимают участие обучающиеся: специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении федеральных государственных органов; образовательных организаций, расположенных на территории Военного инновационного технополиса "Эра" Минобороны России.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья принимают участие в мероприятиях по оценке качества образования по решению образовательных организаций с согласия родителей (законных представителей) и с учетом особенностей состояния здоровья и психофизического развития.
Рособрнадзором даны разъяснения по некоторым вопросам пересдачи Единого государственного экзамена
Сообщается, что в соответствии с пунктом 97(1) Порядка проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения и Рособрнадзора от 4 апреля 2023 г. N 233/552, участники экзаменов вправе в дополнительные дни по своему желанию один раз пересдать ЕГЭ по одному учебному предмету по своему выбору из числа учебных предметов, сданных в текущем году (году сдачи экзамена), а также из числа учебных предметов, сданных в 10 классе.
Отмечено, что указанная норма распространяется только на лиц, являющихся в текущем году участниками ГИА, т.е. выпускниками текущего года.
При этом выпускники 11 классов, которые, обучаясь в 10 классе, сдали по своему выбору ЕГЭ по отдельным учебным предметам, могут выбрать для пересдачи в текущем году один из тех предметов, которые были сданы в прошлом году (году обучения в 10 классе), или из числа сданных в текущем году.
Десятиклассники, сдающие ЕГЭ по отдельным учебным предметам, освоение которых завершилось ранее, не являются участниками ГИА. Поэтому указанные лица не смогут пересдать в дополнительный день проведения ЕГЭ один из экзаменов.
В письме также даны разъяснения относительно: перечня учебных предметов, из числа которых участником ГИА может быть принято решение о пересдаче; пересдачи ЕГЭ по иностранным языкам; аннулирования предыдущего результата ЕГЭ по соответствующему учебному предмету; подачи заявлений на пересдачу ЕГЭ в дополнительные дни; пересдачи ЕГЭ в дополнительные дни на территории другого субъекта РФ.
Разработаны методические документы, рекомендуемые при подготовке и проведении в 2025/2026 учебном году мероприятий по оценке качества образования
Рособрнадзором направлены следующие методические документы:
Методические рекомендации по подготовке и проведению всероссийских проверочных работ в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, в 2025/2026 учебном году;
Методические рекомендации по подготовке и проведению национальных сопоставительных исследований качества общего образования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в 2025/2026 учебном году.
• ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Исключено указание на срок окончания действия приказа Минздрава России от 02.05.2023 N 205н, которым утверждена Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников
Ранее предусматривалось, что данный Приказ с внесенными в него изменениями действовал до 1 сентября 2025 г.