• КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В целях совершенствования системы обеспечения пожарной безопасности, а также совершенствования функций аварийно-спасательных служб принят закон о создании в соответствующих госорганах экспертных комиссий
Соответствующими положениями дополнены Федеральный закон "О пожарной безопасности", а также Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.
Увеличен штраф за несообщение гражданином в военкомат о переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией
Согласно закону несообщение гражданином в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, сведений о переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией, либо неявка в военный комиссариат в установленный федеральным законом срок в случае переезда на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией, повлечет наложение штрафа в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Подписан закон об административной ответственности за неисполнение отдельных положений законодательства в сфере туризма
В частности, предоставление услуг средства размещения без включения сведений о нем в реестр классифицированных средств размещения либо предоставление услуг средства размещения, действие классификации которого прекращено, повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 50 тысяч до 70 тысяч рублей; на юридических лиц - от 300 тысяч до 450 тысяч рублей. Предусмотрена ответственность за повторное совершение данного правонарушения.
Предоставление услуг средства размещения, не соответствующего требованиям к соответствующему типу средств размещения, указанному в реестре классифицированных средств размещения, либо заключение договора о предоставлении услуг средства размещения или договора о предоставлении гостиничных услуг в период приостановления действия классификации средства размещения повлечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 40 тысяч рублей; на юридических лиц - от 100 тысяч до 170 тысяч рублей. Повторное совершение этого правонарушения повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 40 тысяч до 60 тысяч рублей; на юридических лиц - от 200 тысяч до 300 тысяч рублей.
Кроме того, предусмотрена ответственность, в том числе за оказание услуг по сопровождению туристов на туристском маршруте, при прохождении которого туристам требуется специальное сопровождение, без привлечения инструктора-проводника в установленных федеральным законом случаях либо оказание услуг по сопровождению туристов на туристском маршруте, требующем специального сопровождения, лицом, не являющимся аттестованным инструктором-проводником, а также за повторное совершение данного правонарушения.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 60 дней после дня его официального опубликования.
Установлена обязанность информирования ГК "Роскосмос" о запусках космических объектов, зарегистрированных в РФ
Информация о таких объектах, которые планируются к запуску либо уже запущены в космическое пространство, в том числе функциональные характеристики и сведения об их техническом состоянии, подлежит представлению в ГК "Роскосмос" российскими организациями и гражданами, являющимися собственниками таких космических объектов, или организациями, которым указанными собственниками предоставлены права на их использование (эксплуатацию).
Информация о таких космических объектах, являющихся государственной собственностью и используемых (эксплуатируемых) федеральным органом исполнительной власти по обороне или подведомственными ему бюджетными и казенными учреждениями, не представляется.
Перечень информации, порядок и сроки ее представления определяются ГК "Роскосмос".
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2026 года.
Усилена административная ответственность за отдельные правонарушения при осуществлении весогабаритного контроля
Закон уточняет административную ответственность в том числе в статьях 12.21.1, 12.21.5 КоАП РФ.
В частности, управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику и имеющим разрешенную максимальную массу свыше 3,5 тонны, с нарушением требований Правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств в зоне автоматического весового и габаритного контроля транспортных средств либо несоблюдение водителем такого транспортного средства требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, в зоне автоматического весового и габаритного контроля транспортных средств повлечет наложение штрафа на водителя транспортного средства в размере шестисот тысяч рублей.
Невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении весового и габаритного контроля транспортного средства, в том числе об остановке транспортного средства в пункте транспортного контроля, либо отказ или уклонение от выполнения указанного требования повлечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере шестисот тысяч рублей.
Увеличен размер штрафа за невыполнение законного требования сотрудника полиции, должностного лица таможенного органа или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства. Повторное совершение данного правонарушения повлечет наложение штрафа в размере десяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
Введена ответственность за нарушение порядка размещения информации в системе выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства и порядка ее эксплуатации.
Подписан Указ о государственном информационном ресурсе "Цифровой профиль иностранного гражданина"
МВД России поручено до 30 июня 2026 года обеспечить создание государственного информационного ресурса, который будет содержать сведения об иностранцах, въезжающих в Россию, выезжающих из нее, пребывающих (проживающих) в России.
Установлено, что государственный информационный ресурс формируется в составе государственной информационной системы миграционного учета на базе информационно-телекоммуникационной инфраструктуры МВД России.
Оператором ресурса является МВД России.
Также утвержден перечень сведений, предоставляемых органами и организациями для включения в государственный информационный ресурс. В него необходимо включать, в частности, сведения: о миграционном учете иностранцев; о пересечении иностранцами государственной границы РФ в пунктах пропуска через нее; о наличии действующих ограничений на въезд в РФ; об осуществлении иностранцами трудовой деятельности, о выделенных иностранцам абонентских номерах и пр.
Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Утверждены Основы государственной языковой политики Российской Федерации
Основы являются документом стратегического планирования, который направлен на сохранение, развитие и поддержку русского языка, государственных языков республик РФ и других языков народов РФ, продвижение русского языка в мире, а также определяет современное состояние, цели, основные принципы реализации и задачи государственной языковой политики, инструменты и механизмы ее реализации.
Установлено, что государственная языковая политика реализуется в целях:
обеспечения прав и свобод человека и гражданина в языковой сфере;
обеспечения национальной безопасности и суверенитета Российской Федерации в языковой сфере;
укрепления единства многонационального народа Российской Федерации и общероссийской гражданской идентичности;
обеспечения защиты, поддержки и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации, как языка государствообразующего народа и как родного языка;
создания условий для надлежащего функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации;
обеспечения сохранения, поддержки и развития языков народов Российской Федерации, в частности языков коренных малочисленных народов, и языкового многообразия как национального достояния и историко-культурного наследия Российской Федерации.
В качестве задач государственной языковой политики названы, в частности: сокращение использования иностранных слов, имеющих общеупотребительные аналоги в русском языке; утверждение в обществе представления о высокой социальной ценности речевой культуры и навыков владения русским языком, грамотности речевого общения и недопустимости использования нецензурной лексики; создание условий для речевого развития, воспитания интереса к чтению и книге на всех уровнях общего образования, в том числе в системе дошкольного образования и др.
Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
По 28 февраля 2026 г. продлен срок проведения на территории РФ эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов радиоэлектронной продукции
Кроме того, в перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, подлежащих маркировке средствами идентификации в рамках IV этапа эксперимента, проводимого с 14 июля 2025 г. по 28 февраля 2026 г., включены сигареты электронные и аналогичные индивидуальные электрические испарительные устройства (многоразового использования).
Внесены уточнения в перечень отдельных видов технических средств реабилитации, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации
В графе "Код ОКПД 2" в позиции, касающейся ортезов, функциональных узлов протезов (из категории товаров "части и принадлежности протезов"), приложения к Правилам маркировки отдельных видов технических средств реабилитации средствами идентификации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 мая 2024 г. N 744, цифры "32.50.23.111" заменены цифрами "32.50.23.130, 32.50.23.140, 32.50.23.150, 32.50.23.160, 32.50.23.170, 32.50.23.180".
Настоящее Постановление вступает в силу с 1 октября 2025 г.
Минэкономразвития уполномочено заключить договор с ВЭБ.РФ о выполнении в 2025 году функции агента Правительства РФ
Договор о выполнении функции агента Правительства РФ заключается в соответствии с пунктом 9 части 5 статьи 18 Федерального закона о федеральном бюджете. В договоре должны быть прописаны права и обязанности агента, его ответственность за ненадлежащее исполнение договора, критерии оценки работы, а также сумма и порядок выплаты вознаграждения за выполнение соответствующих функций.
Скорректирован перечень актов, на которые не распространяется механизм "регуляторной гильотины"
Из перечня исключены отдельные нормативные правовые акты в сфере здравоохранения.
Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Утвержден план мероприятий по комплексному исполнению поручений и указаний Президента РФ по вопросам ответственного обращения с животными
Планом предусматривается внесение в федеральные законы изменений, предусматривающих, в частности: регулирование деятельности по содержанию и разведению домашних животных, в том числе объединениями (клубами и ассоциациями); особенности владения и распоряжения организациями и муниципальными образованиями безнадзорными животными, включая вопросы их передачи новым собственникам; порядок передачи животных в приюты при невозможности их дальнейшего содержания либо изъятия животных у владельцев и размещения в приютах в случае ненадлежащего обращения с животными; внедрение системы реагирования на обращения граждан о причинении животными вреда их жизни и здоровью или об угрозе его причинения; регулирование деятельности по содержанию и разведению диких животных; ведение учета домашних животных.
Утверждено обновленное стратегическое направление в области цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования до 2030 года
Основными проектами стратегического направления являются проекты в области цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования, а также инфраструктурных и технологических преобразований отрасли. В качестве таких проектов документом определены: домен "Наука и инновации"; домен "Образование" на базе действующих государственных информационных систем в сфере образования; государственная информационная система в области генетической информации "Национальная база генетической информации"; федеральная государственная информационная система Национальный словарный фонд.
В ходе реализации проектов стратегического направления будут внедрены следующие технологии:
технологии работы с большими данными (для анализа и обработки больших объемов данных, собранных со всех подключенных систем);
искусственный интеллект (для повышения эффективности научных исследований и разработок, обеспечения образовательного процесса и пр.);
технологии в области информационной безопасности (для развития и внедрения в сфере науки и высшего образования нового специального и общесистемного программного обеспечения в области информационной безопасности).
Признано утратившим силу распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. N 3759-р.
В новой редакции изложен комплексный план основных мероприятий по реализации до 2024 года Стратегии развития индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования на период до 2030 года
В плане приведены мероприятия по таким направлениям, как актуализация национальных стандартов в области производства музыкальных инструментов, построение системы подготовки производственных инженерных кадров, стимулирование спроса на отечественные музыкальные инструменты и звуковое оборудование, развитие производства музыкальных инструментов и звукового оборудования и противодействие незаконному обороту продукции, повышение уровня осведомленности потребителей о российских музыкальных инструментах и звуковом оборудовании.
Уточнена редакция индикатора риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному метрологическому контролю (надзору)
Согласно внесенным изменениям, таким индикатором будет являться выявление Росстандартом двух и более фактов в течение календарного года представления контролируемым лицом в поверку средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации государственными региональными центрами метрологии в соответствии с положениями части 3 статьи 13 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", по истечении 180 дней со дня окончания предыдущей поверки.
ФСТЭК России подготовлен обзор правоприменительной практики за 2024 год в рамках контроля за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательства РФ в области экспортного контроля
Основной целью контроля являлась проверка выполнения обязательных требований, установленных Федеральным законом "Об экспортном контроле", постановлениями Правительства РФ об утверждении списков (перечней) контролируемых товаров и технологий, а также постановлениями Правительства РФ, определяющими порядок контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении отдельных категорий товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю. При обобщении и анализе правоприменительной практики учитывались результаты контроля, проведенного в отношении российских участников ВЭД, осуществляющих экспортные и импортные операции с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю, а также в отношении российских высших учебных заведений, осуществляющих обучение иностранных граждан по специальностям, связанным с возможной передачей технических данных, относящихся к технологиям, подлежащим экспортному контролю.
Минцифры: с 30 июня 2025 года предусмотрен запуск мобильного приложения "ruID" и формирование цифрового профиля иностранного гражданина
Мобильное приложение запускается в рамках эксперимента по апробации правил и условий въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, проводимого в соответствии с постановлением Правительства от 7 ноября 2024 г. N 1510.
Отмечено, что для иностранцев, въезжающих в РФ в безвизовом порядке, предусмотрена подача заявления о въезде через мобильное приложение "ruID".
Однако в случае отсутствия заранее заполненного заявления о въезде санкций для иностранцев, пересекающих государственную границу РФ, не предусмотрено. Отсутствие у иностранного гражданина QR-кода и заявления о въезде при пересечении государственной границы РФ не будет являться основанием для наложения запрета на въезд в Российскую Федерацию.
В письме приводится порядок действий иностранного гражданина, въезжающего в безвизовом режиме, при формировании заявления о въезде посредством мобильного приложения "ruID".
• ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Ко второму чтению подготовлен законопроект, совершенствующий механизм субучастия в синдицированном кредитовании
Ко второму чтению законопроект дополнен положениями, закрепляющими обстоятельства, при наступлении которых права и обязанности участника синдиката кредиторов по договору синдицированного кредита (займа) переходят к внешнему участнику, предоставившему денежные средства участнику синдиката кредиторов.
Определен механизм перехода прав и обязанностей участника синдиката кредиторов по договору синдицированного кредита (займа) к внешнему участнику.
Предусматривается, что в случае, если права и обязанности по договору синдицированного кредита (займа) и связанным соглашениям не перешли от участника синдиката кредиторов к внешнему участнику и обязательства должников по договору синдицированного кредита (займа) и связанным соглашениям перед участником синдиката кредиторов прекратились по основаниям, не связанным с удовлетворением требований участника синдиката кредиторов по договору синдицированного кредита (займа) и связанным соглашениям, обязательство по передаче участником синдиката кредиторов денежных средств и (или) иного имущества внешнему участнику, возникшее из соглашения о финансировании участия в кредите (займе), считается прекращенным в соответствующей части со дня прекращения обязательств этих должников, если иное не предусмотрено соглашением о финансировании участия в кредите (займе).
Также закрепляется возможность заключения внешними участниками по одному или нескольким соглашениям о финансировании участия в кредите (займе), заключенным с участником синдиката кредиторов в отношении одного договора синдицированного кредита (займа), межкредиторского соглашения между собой.
В ГК РФ уточняются нормы о преимущественном праве участников ООО приобретать доли в уставном капитале
Внесенными в статью 93 ГК РФ изменениями установлено, что участники общества пользуются преимущественным правом покупки доли или части доли участника общества, если уставом общества не предусмотрено иное.
Доли в ООО разрешили продавать без учета преимущественного права на их выкуп участниками общества
В Законе об обществах с ограниченной ответственностью закрепили норму, согласно которой уставом общества может быть предусмотрено неприменение правил о преимущественном праве покупки доли в уставном капитале общества в отношении одного, нескольких или всех его участников.
В то же время внесенные изменения позволяют одному, нескольким или всем участникам общества осуществлять право преимущественного выкупа доли в случае наступления (ненаступления) определенных уставом общества обстоятельств.
Данные правила могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении либо при внесении изменений в устав уже существующего общества. Факт принятия общим собранием участников общества решения о внесении указанных положений в устав или об их исключении из устава и состав участников общества, присутствующих при принятии такого решения, должны быть подтверждены путем нотариального удостоверения.
Кроме того, поправками установлен срок, в течение которого общество обязано предоставить участнику, намеренному продать свою долю, сведения о лицах, в отношении которых применяются правила о преимущественном праве покупки доли или части доли в уставном капитале общества. Такие сведения должны быть предоставлены в срок не позднее чем 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
Установлены особенности признания на территории РФ документов, являющихся основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, подтверждающих возникновение, изменение, ограничение, переход или прекращение прав на такое имущество, обременение такого имущества и действовавших на территории новых субъектов РФ на день их принятия в состав РФ
На территории РФ признаются и действуют правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы, выданные органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления Украины, выданные и (или) удостоверенные нотариусами Украины (если документы на недвижимое имущество не выданы государственными и (или) иными официальными органами и (или) не удостоверены нотариусами ДНР, ЛНР и не выданы органами публичной власти Запорожской и Херсонской областей или органами, входящими в единую систему публичной власти РФ), при условии, что правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы выданы и (или) удостоверены в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей на день выдачи и (или) удостоверения правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов, и при этом подтверждают возникновение, изменение, ограничение, переход или прекращение прав на недвижимое имущество, обременение недвижимого имущества.
В целях оценки соответствия правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов в указанных новых субъектах РФ создаются региональные комиссии. В состав комиссий будет также включаться представитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственную регистрацию прав, ведение ЕГРН. При рассмотрении документов региональными комиссиями будет осуществляться их оценка на предмет наличия у выдавших их органов государственной власти, органов местного самоуправления полномочий на принятие решения об их выдаче (в том числе о предоставлении объекта недвижимости) в соответствии с законодательством, действовавшим в месте принятия такого решения на день его принятия, у нотариусов Украины полномочий на выдачу и (или) удостоверение правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов в соответствии с законодательством, действовавшим в месте выдачи правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на день их выдачи, на предмет подложности правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов, а также на соответствие сведений о правах на недвижимое имущество, указанных в правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документах, сведениям, имеющимся у органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на недвижимое имущество не допускается в случае, если региональной комиссией принято обоснованное решение об их несоответствии. Решения региональных комиссий могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд. Региональные комиссии осуществляют предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия до 1 января 2028 года.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.
Подписан закон, позволяющий хозяйственным обществам иметь в качестве единственного учредителя (участника) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица
Устанавливается, что акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью могут иметь в качестве единственного учредителя (участника) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 2025 года.
Подписан закон об удостоверении командирами воинских частей доверенностей и завещаний граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, предусмотренных Федеральным законом "Об обороне"
Командиры (начальники) воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования также смогут удостоверять подпись гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, на заявлении об определении на случай его смерти опекуна или попечителя ребенку.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Усовершенствованы положения Гражданского кодекса РФ о компенсации как мере гражданско-правовой ответственности за нарушение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
В частности, ГК РФ дополняется отдельной статьей 1252.1 "Компенсация", которая закрепляет общие положения о характере компенсации как вида гражданско-правовой ответственности, порядке и способах ее расчета.
Поправками, в том числе:
закреплено общее правило о том, что нарушением исключительного права признается незаконное использование одного результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации каким-либо одним способом;
до 10 миллионов рублей увеличен верхний предел компенсации, определяемой в твердом размере;
закреплено, что для целей определения компенсации суды смогут рассматривать множественность нарушений как одно нарушение;
предусмотрено право суда снизить размер компенсации ниже установленных пределов в случае, если нарушитель не знал и не должен был знать, что он допускает нарушение исключительного права;
установлена норма о солидарной ответственности нескольких лиц, совершивших самостоятельные нарушения исключительного права с использованием одних и тех же контрафактных материальных носителей;
закреплено, что в случае нарушения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, принадлежащего нескольким правообладателям, взысканная компенсация распределяется между всеми правообладателями в равных долях.
Предусмотрены и иные новшества.
Реализован ряд постановлений Конституционного Суда РФ, в том числе постановления от 13 декабря 2016 г. N 28-П, от 24 июля 2020 г. N 40-П.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Конституционный Суд указал на возможность признания антимонопольным органом ограничительных условий, установленных в договоре коммерческой концессии, не соответствующими законодательству в рамках административной процедуры
В Постановлении выявлен конституционно-правовой смысл пункта 3 статьи 1033 ГК РФ.
Конституционным Судом отмечено, в частности, следующее: признание антимонопольным органом условий договора коммерческой концессии противоречащими антимонопольному законодательству в рамках административной процедуры не исключает последующего судебного контроля, в том числе посредством оспаривания законности решений и предписаний антимонопольного органа.
Также признание антимонопольным органом условий договора коммерческой концессии противоречащими антимонопольному законодательству и выдача им на этом основании предписания о необходимости устранения нарушения сами по себе не влекут признания недействительности таких договорных условий, для чего, по общему правилу, требуется обращение в суд с исковыми требованиями.
Не является основанием для признания договора коммерческой концессии недействительным и отказ в требовании о признании недействительным предписания антимонопольного органа, вынесенного в указанной административной процедуре. Кроме того, до признания судом недействительным договора коммерческой концессии полностью или в части к сторонам такого договора не могут быть применены частноправовые последствия недействительности сделки, а также обусловленные таким признанием меры публично-правовой ответственности.
Предписание антимонопольного органа может быть исполнено сторонами в добровольном порядке, что предполагает разрешение возникающих противоречий на досудебной стадии (без обращения в суд). В указанном случае стороны договора могут самостоятельно адаптировать договорные условия к антимонопольным требованиям, в том числе при внесудебном взаимодействии с антимонопольным органом с целью уточнения его позиции, что могло бы оказаться невозможным в случае судебного признания условий договора недействительными.
Таким образом, оспариваемая норма признана не противоречащей Конституции РФ как не препятствующая признанию антимонопольным органом в рамках административной процедуры отдельных ограничительных условий договора коммерческой концессии (включая упомянутые в пункте 1 статьи 1033 ГК РФ) противоречащими антимонопольному законодательству. Это не исключает последующей проверки обоснованности такого решения в судебном порядке в случае его оспаривания, а также само по себе не влечет признания недействительными названных условий договора, с учетом возможности предъявления соответствующих исковых требований в судебном порядке.
Росреестром рассмотрены некоторые вопросы применения положений Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
В документе разъясняются порядок государственной регистрации права на невостребованные земельные доли, особенности признания муниципальной собственности на земельную долю, собственник которой умер, порядок округления до целого числа размера земельной доли, а также порядок определения размера доли при образовании земельного участка путем выдела.
• ЖИЛИЩЕ. ЖКХ
Упрощен порядок оформления в общую собственность ипотечного жилого помещения, приобретенного с использованием маткапитала
Согласно принятому закону теперь не потребуется получение согласия банка (залогодержателя по ипотечному кредиту) для оформления членами семьи в общую собственность жилого помещения, приобретенного, а также построенного или реконструированного с использованием средств материнского капитала, до момента погашения регистрационной записи об ипотеке.
Кроме того, уточнены требования, касающиеся срока направления органами СФР уведомления о перечислении средств маткапитала по выбранному направлению.
Норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по РФ на второе полугодие 2025 года определен в размере 113 685 рублей
Также определена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на III квартал 2025 года.
Усовершенствовано правовое регулирование, связанное с прохождением службы в органах принудительного исполнения и ее прекращением
В частности, дополнены случаи, в которых сотрудник не может находиться на службе, гражданин не может быть принят на службу, контракт подлежит расторжению, а сотрудник увольнению со службы.
Предусмотрена обязанность сотрудника предварительно уведомлять непосредственного руководителя (начальника) об осуществлении деятельности по совместительству в форме педагогической, научной и иной творческой деятельности, а также участия в спортивных мероприятиях в качестве спортсмена.
Принят закон, направленный на совершенствование порядка прохождения службы в уголовно-исполнительной системе РФ
Законом, в частности, конкретизированы права и обязанности сотрудников органов и учреждений УИС, в том числе в части прохождения процедуры оформления допуска к государственной тайне, а также закреплено право сотрудников на получение психологической помощи.
Установлено, что контракт с гражданами, поступающими в образовательные организации, заключается на период обучения и 5 лет службы в УИС после окончания обучения.
Кроме того, внесены изменения в положения, касающиеся требований к служебному поведению (предусматривается возможность утверждения кодекса этики и служебного поведения сотрудников); уточнен порядок наложения и снятия дисциплинарных взысканий; скорректированы основания и порядок прекращения или расторжения контракта.
С 1 ноября 2025 года будет увеличена предельная численность сотрудников в Федеральной таможенной службе
Увеличение коснулось численности сотрудников центрального аппарата Федеральной таможенной службы, которым присваиваются специальные звания, а также сотрудников региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов, организаций, находящихся в ведении Службы, которым присваиваются специальные звания.
С 1 марта 2026 г. вступают в силу федеральные нормы и правила в области безопасности гидротехнических сооружений "Требования к экспертам в области безопасности судоходных гидротехнических сооружений"
Настоящие федеральные нормы и правила устанавливают обязательные требования к уровню профессионального образования экспертов в области безопасности судоходных гидротехнических сооружений (далее - СГТС), их стажу работы по направлению профессиональной деятельности на СГТС, знаниям и навыкам, необходимым для проведения государственной экспертизы деклараций безопасности СГТС.
Настоящий приказ действует до 1 марта 2032 г.
Установлен Стандарт оказания услуги по профессиональной ориентации детей-инвалидов в возрасте 14 - 17 лет
Стандарт определяет основные требования к содержанию, объему, периодичности и качеству оказания услуги.
Форма оказания услуги: стационарная; полустационарная; на дому, в том числе дистанционно с применением информационно-телекоммуникационных технологий. Форма оказания услуги определяется реабилитационной организацией с учетом нарушений функций организма ребенка-инвалида, а также условий территориальной и транспортной доступности для него.
Определены в том числе: перечень специалистов, привлекаемых к реализации услуги; перечень мероприятий, входящих в ее состав.
С 1 марта 2026 г. вводится профессиональный стандарт "Специалист по управлению объектами нежилой недвижимости"
Целью профессиональной деятельности данных специалистов является оперативное управление, обслуживание, финансовое и инвестиционное управление нежилой недвижимостью, осуществление деятельности по операциям с нежилой недвижимостью.
Приводится описание трудовых функций, устанавливаются требования к образованию и обучению, другие характеристики.
Настоящий приказ действует до 1 марта 2032 г.
С 1 марта 2026 г. вводится профессиональный стандарт "Специалист по разработке энергоустановок, работающих на водородосодержащем топливе"
Целью профессиональной деятельности данных специалистов является создание и внедрение энергоустановок, работающих на водородосодержащем топливе.
Приводится описание трудовых функций, устанавливаются требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, другие характеристики.
Настоящий приказ действует до 1 марта 2032 г.
С 1 марта 2026 г. применяется актуализированный профессиональный стандарт "Оператор бумагоделательных, картоноделательных машин"
Целью профессиональной деятельности данных специалистов является управление процессами прессования, сушки и наката при изготовлении бумаги и картона различного назначения.
Признается утратившим силу приказ Минтруда России от 21.12.2015 N 1100н, которым утвержден аналогичный стандарт.
Настоящий приказ действует до 1 марта 2032 г.
С 1 марта 2026 г. применяется актуализированный профессиональный стандарт "Содовщик"
Целью профессиональной деятельности данных специалистов является сжигание черного щелока в содорегенерационных агрегатах и содовых печах.
Признается утратившим силу приказ Минтруда России от 25.12.2014 N 1131н, которым утвержден аналогичный стандарт.
Настоящий приказ действует до 1 марта 2032 г.
• СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ
В Совет Федерации направлен законопроект об увеличении размера пособия по беременности и родам для женщин, обучающихся по очной форме обучения
Согласно законопроекту расчет пособия будет осуществляться исходя из величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте РФ, а не из размера стипендии, как это предусмотрено в настоящее время. Полномочия по назначению и выплате пособия передаются Социальному фонду России.
Предполагается, что закон вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
Установлен Стандарт оказания услуги по протезированию инвалидов, получивших травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями
Документ определяет основные требования к содержанию, объему, периодичности и качеству оказания услуги.
Предусмотрены в том числе: перечень специалистов, привлекаемых к реализации услуги; перечень мероприятий, входящих в ее состав, их содержание; примерный перечень необходимого реабилитационного оборудования (вспомогательных и технических средств реабилитации), которым должна быть оснащена реабилитационная организация, для оказания услуги.
Утвержден Стандарт оказания услуги по ортезированию инвалидов, получивших травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями
Определены основные требования к содержанию, объему, периодичности и качеству услуги.
Форма оказания услуги: стационарная; полустационарная.
Предусмотрены в том числе: условия предоставления услуги; перечень специалистов, привлекаемых к реализации услуги; перечень мероприятий, входящих в ее состав.
Разъяснен порядок внесения изменений в индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА) инвалида в связи с внесением изменений в перечень медицинских и социальных показаний, медицинских противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации
Отмечено, что приказом Минтруда России от 10 апреля 2025 г. N 199н указанный перечень дополнен прокладками урологическими для мужчин и женщин. Также актуализированы медицинские показания и противопоказания для назначения абсорбирующего белья и подгузников.
В связи с этим сообщается, что при необходимости внесения исправлений в ИПРА в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), уточнением характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, ТСР и услуг, а также в целях устранения технических ошибок инвалиду (ребенку-инвалиду) по его заявлению либо по заявлению его законного или уполномоченного представителя взамен ранее выданной ИПРА составляется новая ИПРА без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу.
При этом изменение иных сведений, указанных в ранее выданной ИПРА, не осуществляется.
Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы по заявлению гражданина в части уточнения характеристик ранее рекомендованных видов ТСР могут рассмотреть вопрос назначения урологических прокладок лицам, имеющим в ИПРА рекомендации по обеспечению абсорбирующим бельем, подгузниками.
• НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
Россия ратифицировала Соглашение с Правительством ОАЭ об устранении двойного налогообложения
Соглашение об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении избежания и уклонения от налогообложения было подписано 17 февраля 2025 года.
Соглашение содержит положения о доходах, к которым оно применяется, порядок налогообложения с учетом принципов устранения двойного налогообложения; порядок применения взаимосогласительной процедуры и обмена финансовой информацией и пр.
В Госдуму внесен на рассмотрение законопроект, вводящий новые госпошлины и уточняющий размеры госпошлин в отношении отдельных регистрационных действий
Так, в частности, предлагается ввести государственную пошлину:
за постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания в размере 500 рублей;
за продление срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ - 1000 рублей;
за продление срока действия разрешения на работу, а также за выдачу либо переоформление патента - 4200 рублей.
Увеличен размер госпошлины за регистрацию иностранного гражданина по месту жительства с 420 до 1000 рублей.
Также увеличиваются размеры госпошлин за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий.
Например, за выдачу государственных регистрационных знаков на автомобили необходимо будет уплатить 3000 рублей (сейчас 2000 руб.); за выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства (на пластиковой основе нового поколения) - 4500 вместо 1500 рублей.
Также вводятся госпошлины за совершение юридически значимых действий органами МВД, в частности: за выдачу заключений о соответствии гражданского и служебного оружия криминалистическим требованиям в размере 200 рублей; за выдачу образовательным организациям, осуществляющим профобучение водителей транспортных средств, заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям в сфере общего образования - 15 000 рублей.
Предполагается, что закон вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
В связи с планируемым введением новых госпошлин предлагается внести поправки в ряд законодательных актов
Настоящий законопроект разработан во взаимосвязи с проектом Федерального закона N 960712-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Запланированы поправки в следующие федеральные законы: "Об оружии"; "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"; "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Правила определения дохода при передаче обществом с ограниченной ответственностью, применяющим УСН, имущества выходящему из общества участнику, планируется уточнить
Законопроект разработан с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в постановлении от 21.01.2025 N 2-П.
Суд признал не соответствующими Конституции РФ оспариваемые заявителем нормы Налогового кодекса РФ, поскольку в силу своей неопределенности они допускают произвольное решение вопроса при определении размера налогооблагаемого дохода в указанном случае.
В этой связи статью 346.17 НК РФ предлагается дополнить новым положением, предусматривающим правило, согласно которому при передаче имущества ООО в счет выплаты действительной стоимости доли (части доли) вышедшему участнику доходом будет признаваться действительная стоимость доли (части доли), в счет получения которой было передано имущество.
В Совет Федерации направлен законопроект, предусматривающий новые налоговые льготы по НДС и НДФЛ
Законопроект предусматривает, в частности:
ставку НДС 0% в отношении услуг по организации и исполнению перевозки пассажиров и багажа высокоскоростным железнодорожным транспортом по высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург;
продление льготы в виде ставки НДС 0% в гостиничном бизнесе по 31 декабря 2030 года;
увеличение с 2 до 3 млрд рублей предельного размера доходов предприятий общественного питания для целей освобождения от уплаты НДС;
увеличение с 50 тыс. рублей до 1 млн рублей необлагаемой НДФЛ и страховыми взносами единовременной корпоративной выплаты на каждого ребенка, а также включение соответствующих расходов работодателей в состав внереализационных расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль;
снижение налоговой нагрузки по НДС и налогу на прибыль для организаций при безвозмездной передаче имущества на нужды СВО;
уточнение перечня случаев исчисления налога на прибыль с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, удерживаемого налоговым агентом.
Обновлен порядок проведения налогового мониторинга в отношении участников, осуществляющих деятельность по организации и проведению лотерей, а также лиц, заключивших договоры, в частности, на распространение лотерейных билетов, прием ставок и предоставление выигрышей
В новой редакции изложен Порядок проведения налогового мониторинга, утвержденный приказом ФНС России от 16.05.2024 N ЕД-7-23/390@.
Порядок дополнен, в частности, контрольным мероприятием за выполнением контрольных соотношений транзакционных данных, переданных в АИС "Налог-3, а также показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности с транзакционными данными, переданными в АИС "Налог-3".
ФНС: при перечислении платежей, обязанность по уплате которых установлена Налоговым кодексом РФ, указание в реквизите "104" КБК, отличного от КБК единого налогового платежа, недопустимо
Также отмечено, что при перечислении денежных средств в качестве единого налогового платежа поле "24" (назначение платежа) не требует заполнения. В реквизите указывается дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа. Поле "24" является текстовым и не участвует в обработке при определении принадлежности платежа.
Также сообщается о недопустимости ситуации, когда плательщики указывают в платежных документах КБК конкретного налога, а Федеральное казначейство в соответствии с пунктом 17 приказа Минфина России от 15.11.2024 N 172н зачисляет денежные средства на ЕНП.
<Письмо> Росреестра от 02.07.2025 N 14-05473/25 <Об исчислении суммы государственной пошлины>
Сообщается о правилах "округления" при расчете государственной пошлины
Расчет госпошлины осуществляется в соответствии с правилами, изложенными в пункте 6 статьи 52 НК РФ: сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля.
ФНС даны разъяснения о налогообложении налогом на имущество газопроводов, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства
Отмечено в числе прочего, что факт размещения газопровода (его части) в границах садового земельного участка не является основанием для отнесения такого объекта к хозяйственным постройкам.
С учетом изложенного сообщается, что оснований для применения положений подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ в отношении газопроводов, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, не имеется.
С ОАЭ заключено Соглашение об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении избежания и уклонения от налогообложения
Соглашение содержит перечень доходов, к которым оно применяется, особенности налогообложения соответствующих доходов с учетом принципов устранения двойного налогообложения; прописаны положения о недискриминации, определен порядок применения взаимосогласительной процедуры и обмена финансовой информацией и пр.
Соглашение остается в силе до тех пор, пока его действие не будет прекращено одним из Договаривающихся Государств. Действие Соглашения может быть прекращено путем передачи письменного уведомления о своем намерении прекратить его действие не менее чем за 6 месяцев до окончания любого календарного года после истечения 5 лет с даты вступления Соглашения в силу.
<Информация> ФНС России "ФНС России напоминает, что с 2025 года можно получить вычет на ГТО"
ФНС напоминает о новом вычете по НДФЛ при сдаче нормативов ГТО
Данный вычет предоставляется в размере 18 000 рублей за год и распространяется на лиц, выполнивших нормативы ГТО и награжденных знаком отличия, при условии прохождения диспансеризации.
Сообщается о подтверждающих документах и порядке предоставления данного налогового вычета.
• ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ
До конца 2025 года продлеваются правила предоставления госгарантий по кредитам и облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели осуществления своей основной производственной деятельности и капитальные вложения
Также в числе прочего уточняются порядок отбора принципалов для оказания государственной гарантийной поддержки в 2025 году, особенности предоставления гарантий в 2025 году, перечень функций, осуществляемых агентом Правительства РФ в целях предоставления, сопровождения, администрирования и исполнения гарантий, взыскания задолженности, перечень условий, установленных в кредитном договоре, при наличии которых предоставляется гарантия по кредиту.
Утратившим силу признано Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1443, которым утверждены правила предоставления субсидий на возмещение затрат по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС участникам проекта создания и обеспечения функционирования инновационных научно-технологических центров
Правилами определялись цели, условия, порядок и особенности предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям, созданным в организационно-правовой форме акционерных обществ в целях осуществления функций по управлению инновационными научно-технологическими центрами, на финансовое обеспечение затрат, связанных с последующим предоставлением возмещения затрат по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, понесенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися лицами, участвующими в реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационных научно-технологических центров, создаваемых в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Внесены уточнения в Правила составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ
Вносимые изменения направлены в том числе на оптимизацию процедуры планирования бюджетных ассигнований по государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности на очередной финансовый год и плановый период.
Минфином рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся зачисления в бюджетную систему доходов от административных штрафов за нарушение Правил дорожного движения
Сообщается об изменениях, предусматривающих закрепление за федеральными органами исполнительной власти определенных кодов подвидов доходов бюджетов, а также полномочий по администрированию доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ от штрафов за нарушение ПДД.
Обращено внимание на то, что суммы поступлений по штрафам за нарушение ПДД, учтенные в 2025 году по КБК невыясненных поступлений, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ (местные бюджеты), подлежат уточнению на соответствующие КБК с указанием кодов главных администраторов доходов бюджета - федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены полномочия администратора доходов бюджета.
Кроме того, в связи с тем, что федеральными законами нормативы зачисления доходов от штрафов за нарушение ПДД изменены с 1 января 2025 года, уточнение платежей по штрафам за нарушение ПДД должно осуществляться на текущую дату по всем платежам, зачисленным в бюджеты с 1 января 2025 года.
Утвержден новый базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные потребительские кооперативы
Настоящий Стандарт определяет основные принципы в области защиты прав и интересов получателей финансовых услуг и устанавливает требования, которыми кредитный потребительский кооператив должен руководствоваться в процессе осуществления своей деятельности. Стандарт обязателен к применению всеми кредитными кооперативами, вне зависимости от их членства в саморегулируемой организации. Кредитный кооператив обязан обеспечить соблюдение требований настоящего Стандарта в случае заключения договора об оказании финансовой услуги с третьим лицом, действующим по поручению, от имени и за счет кредитного кооператива.
Стандарт применяется через тридцать дней со дня его размещения на официальном сайте Банка России в сети "Интернет".
Со дня применения настоящего Стандарта не применяется аналогичный Базовый стандарт, утвержденный Банком России, Протокол от 14.12.2017 N КФНП-44.
• БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА
Утверждена новая годовая форма федерального статистического наблюдения "Приложение к форме N П-2 (инвест) "Сведения об инвестиционной деятельности юридических лиц, входящих в группу предприятий"
Данные по форме предоставляют юридические лица, указанные в реестре групп предприятий в качестве головных организаций групп предприятий.
Сбор первичных статистических данных по форме осуществляется начиная с отчетного периода за 2025 год.
Утратившей силу признана утвержденная ранее аналогичная форма.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2026 г.
• ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Актуализирован порядок проведения торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории, заключения договора о комплексном развитии территории посредством проведения торгов в электронной форме, а также подготовки документации по планировке территории
Реализованы федеральные законы от 26.12.2024 N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 26.12.2024 N 486-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Планируется установить порядок подтверждения основного вида экономической деятельности (ОВЭД) юрлица по месту нахождения его обособленного подразделения
Проект приказа подготовлен в целях реализации положений Федерального закона от 28 декабря 2024 г. N 529-ФЗ, который отменяет обязанность подтверждать ОВЭД в территориальных органах Социального фонда России для всех видов страхователей, за исключением страхователей - юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений.
Проектом документа предусматривается, в частности, подтверждение ОВЭД страхователя - юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения в срок не позднее 15 апреля в случае, если по данным бухгалтерской отчетности за предшествующий год основной вид его экономической деятельности изменился. Сейчас основной вид экономической деятельности подтверждается ежегодно.
Закрепляется, что подтверждение обособленным подразделением страхователя основного вида экономической деятельности не требуется в случае, если по данным бухгалтерской отчетности за предшествующий год у такого обособленного подразделения не изменился основной вид экономической деятельности.
Также проектом приказа устанавливается порядок выделения подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы.
Планируется признать утратившим силу приказ Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. N 55.
ФНС напоминает о введении с 1 сентября 2025 года новых обязательных и дополнительных реквизитов кассового чека
Изменения направлены, в частности, на повышение прозрачности расчетов и учета маркированных товаров (сообщены теги, отражаемые в фискальном документе при реализации товара с маркировкой).
Также сообщается, что в составе чеков ККТ появятся дополнительные реквизиты, связанные с безналичными расчетами. Решение о включении таких реквизитов в чеки остается на усмотрение пользователей ККТ.
• ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
С 1 сентября 2026 года уточняется порядок рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
В частности, предусмотрено, что рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ осуществляется физическими лицами, относящимися к указанным народам, сведения о которых содержатся в списке лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ, свободно и бесплатно на водных объектах общего пользования в объемах, не превышающих годовой нормы добычи (вылова) водных биоресурсов.
Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ осуществляется общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ с использованием или без использования судов и орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, определяемых правилами рыболовства, на основании решений и договоров, предусмотренных статьями 33.2 и 33.3 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Кроме того, со дня официального опубликования настоящего Закона вступают в силу нормы, согласно которым:
лицам, заключившим договоры о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях в 2025 году по результатам аукционов, проведенных в 2025 году, право на добычу (вылов) крабов в инвестиционных целях предоставляется в 2025 году;
в этом случае срок закрепления и предоставления права на добычу (вылов) крабов не может превышать 15 лет;
указанные договоры должны быть приведены в соответствие с настоящим Законом в срок до 1 августа 2025 года.
Федеральный закон от 07.07.2025 N 205-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации"
Урегулирован порядок создания, содержания и эксплуатации лесных дорог
Лесные дороги - объекты лесной инфраструктуры, представляющие собой создаваемые для обеспечения транспортной доступности лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий, на которых расположены леса, дороги необщего пользования, предназначенные для движения специализированных и иных транспортных средств в целях осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесоустройству и (или) использования лесов.
Лесные дороги могут располагаться в эксплуатационных, защитных и резервных лесах, на особо защитных участках лесов, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ.
Лесные дороги по назначению подразделяются на лесохозяйственные дороги и лесотранспортные дороги. Лесохозяйственные дороги создаются для обеспечения движения специализированных и иных транспортных средств в целях осуществления мероприятий по сохранению лесов и лесоустройству. Лесотранспортные дороги создаются для обеспечения движения специализированных и иных транспортных средств (включая самоходные машины, другие виды техники, предназначенные для рубки лесных насаждений и для транспортировки древесины из леса) к предоставленным в целях заготовки древесины лесным участкам и проезда по таким участкам, в том числе в целях доставки людей, грузов, а также для вывоза из леса древесины, продукции ее переработки при осуществлении деятельности по заготовке древесины.
При создании лесных дорог допускается проведение рубок лесных насаждений любого возраста, в том числе в защитных лесах.
Правила планирования сети лесных дорог, правила создания и содержания лесных дорог, основные элементы и параметры лесных дорог, перечень мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия на леса и окружающую среду, проводимых при создании и содержании лесных дорог, и требования к проведению таких мероприятий устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2026 года.
Установлены повышающие коэффициенты к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду
Постановлением установлены:
дополнительный коэффициент 2 к ставкам платы в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами;
дополнительный коэффициент 1,045, за исключением ставок платы для загрязняющих веществ, указанных в пунктах 7, 9, 22, 29 - 31, 33, 62, 74, 83, 85, 98, 100, 101, 110, 124, 127, 144, 145, 155, 157, 179, 181 - 183, 186 и 187 раздела I и пунктах 20, 24, 34, 35, 40, 51, 53, 63, 67, 89, 99, 119, 124 и 168 раздела II ставок платы.
Также, в частности, в постановлении Правительства РФ от 17 апреля 2024 г. N 492 исключены положения, касающиеся применения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении 2025 года.
Утверждена новая классификация природной пожарной опасности лесов
Предусмотрено 5 классов природной пожарной опасности лесов: очень высокая, высокая, средняя, ниже средней, низкая.
Установлено, что переход на новую классификацию происходит при проведении лесоустройства.
Настоящий документ вступает в силу со дня признания утратившим силу приложения N 1 к приказу Рослесхоза от 05.07.2011 N 287 "Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды".
• СВЯЗЬ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Закреплено право потребителей на установку и обновление программ при использовании отдельных видов технически сложных товаров
При продаже и использовании отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин, включая единый магазин приложений, не допускаются:
ограничение возможности приобретения (установки) программ с использованием единого магазина приложений;
ограничение или невозможность использования функциональных возможностей предварительно установленных программ, включая единый магазин приложений, а также программ, приобретенных (установленных) с его использованием (в том числе условий, ограничивающих поиск, обновление программ, управление их настройками, обеспечение взаимодействия с потребителями, направление им уведомлений, и прочее);
ограничение способов оплаты с использованием единого магазина приложений при приобретении (установке) и использовании программ для электронных вычислительных машин.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
Предложены меры для обеспечения эффективности создания и учета государственных информационных систем
Внесенным в Госдуму законопроектом планируется внести изменения в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Предлагаются, в частности, следующие дополнительные меры нормативно-правового характера в части функционирования государственных информационных систем:
вводятся понятия "государственная информационная система", "государственная цифровая платформа", "государственный информационный ресурс" и "ведомственный сервис";
устанавливается закрытый перечень видов нормативных правовых актов, являющихся основанием для создания государственных информационных систем;
закрепляются виды государственных информационных систем (федеральные и региональные);
создаются правовые условия для привлечения органами государственной власти к мероприятиям по созданию и развитию государственных информационных систем подведомственных им государственных бюджетных или автономных учреждений;
закрепляется обязанность операторов информационных систем обеспечивать непрерывное взаимодействие с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ.
Предусмотрены и иные новшества.
Определен формат хранения сведений в электронном виде, содержащихся в анкете для поступления на государственную службу и муниципальную службу
Сведения в электронном виде хранятся в ZIP-архиве, состоящем из машиночитаемой информации в файле формата XML, а также файлов приложений, включая цифровую фотографию и образы подтверждающих документов (при необходимости).
Также установлены требования к цифровой фотографии, прилагаемой к анкете для поступления на государственную службу РФ и муниципальную службу в РФ.
Формат хранения сведений и требования к цифровой фотографии подлежат применению с 1 января 2026 года.
Актуализированы порядок размещения информации в ФГИС учета твердых коммунальных отходов, в также порядок ее взаимодействия с иными информационными системами
Постановлением, в частности, дополнен перечень информации, подлежащей размещению в информационной системе (в т.ч. включены сведения о труднодоступных территориях; о перегрузочных станциях; о количестве и виде вторичных ресурсов, полученных в результате раздельного накопления или сбора; о перечне электронных площадок, осуществляющих взаимодействие с информационной системой).
Под электронной площадкой понимается сайт в сети "Интернет", на котором могут заключаться договоры, предусматривающие передачу вторичных ресурсов, полученных, например, при раздельном накоплении или в результате обработки ТКО на специальных объектах.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Установлен порядок представления Росстатом в ФНС сведений о кодах по ОКВЭД (основного и дополнительных видов деятельности ЮЛ и ИП с указанием их процентных долей)
Сведения направляются посредством системы межведомственного информационного взаимодействия для ведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Постановление вступает в силу с 1 января 2026 г.
Рослесхоз напоминает, что с 01.01.2025 все проекты лесовосстановления и проекты лесоразведения подлежат обязательному размещению в федеральной государственной информационной системе лесного комплекса (ФГИС ЛК)
Сообщается, в частности, что разработана инструкция по согласованию проектов лесовосстановления и оказания соответствующей государственной услуги, посредством ФГИС ЛК, которая располагается на сайте Рослесхоза в разделе "Информационные системы" раздел "ФГИС ЛК". Информационные материалы"; пункт "Методические материалы", список "Методические материалы для ОГВ", файл "Инструкция по приему проектов лесовосстановления" и файл "Инструкция по приему проектов лесоразведения".
Рослесхоз обращает внимание на необходимость настройки учетных записей (ролей) для оказания государственной услуги по согласованию проектов лесовосстановления и лесоразведения для уполномоченных органов.
• ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
<Письмо> Минпросвещения России от 01.07.2025 N 03-1326 "О направлении информации"
Подготовлены методические рекомендации по организации процесса обучения в первом классе в адаптационный период (сентябрь - октябрь)
В документе раскрыты общие требования к организации процесса обучения в первом классе в адаптационный период с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 286, а также требований санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28, даны конкретные рекомендации по организации процесса изучения отдельных учебных предметов в связи с сокращением общей недельной нагрузки обучающихся.
Минпросвещения: типовые требования к школьной форме носят рекомендательный характер
С 3 сентября 2025 года вводится в действие ГОСТ Р 71582-2024 "Одежда обучающихся (школьная форма). Общие технические требования".
Сообщается, что школы вправе самостоятельно устанавливать требования к внешнему виду, цвету, фасону и знакам отличия формы, учитывая мнение родителей и обучающихся. Образовательные организации могут использовать ГОСТ в качестве общих типовых требований к одежде, дополняя их собственными нормативами.
Отмечено также, что ГОСТ устанавливается для производителей, он не предполагает единый общий вид школьной формы.
• ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Внесены изменения в требования к структуре и содержанию тарифного соглашения, заключаемого в рамках обязательного медицинского страхования
Тарифным соглашением определяются, в числе прочего, способы оплаты медицинской помощи, применяемые в субъекте РФ, размер и структура тарифов на оплату медицинской помощи, размер неоплаты или неполной оплаты затрат медицинской организации на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, распределение объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи между медицинскими организациями (по решению субъекта РФ).
Внесенными изменениями уточнены, в числе прочего, размеры базовых ставок, коэффициенты. Кроме того, дополнены показатели результативности деятельности медицинских организаций, финансируемых по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц, также некоторые показатели изложены в новой редакции.