Новое в системе закупок с 01 сентября по 06 сентября 2025

Заявку участника незаконно отклонили - суды не взыскали убытки с госзаказчика и контролеров

Контролеры поддержали заказчика, который отклонил заявку общества из-за несоответствия доптребованиям. Суд признал их решение недействительным, отклонение заявки - безосновательным.

Общество посчитало, что незаконные действия заказчика и контролеров помешали ему заключить контракт, и потребовало в суде взыскать с них неполученную прибыль.

Три инстанции посчитали, что между действиями заказчика, контролеров и неполученным доходом нет связи:

- участие общества в закупке не означает именно его победы. Данное обстоятельство также не влечет немедленного заключения контракта, поскольку эта процедура многоэтапная;

- признание недействительным решения контролеров не доказывает, что отклонение заявки привело к упущенной выгоде. Суд не делал вывода о том, что общество стало бы победителем закупки и стороной контракта при ином подведении ее итогов;

- повторно заявки не рассматривали. Однако и повторное их рассмотрение не исключает отклонения заявки общества по другим основаниям;

- деятельность общества по получению прибыли основана на риске. Ее нельзя считать плановой и влекущей при обычных условиях оборота получение ежемесячного фиксированного дохода;

- чтобы подтвердить размер убытков, общество представило отчет об оценке рыночной стоимости упущенной выгоды. Однако оно не пояснило, какие учитывало расходы на исполнение контракта, если бы его заключили. Общество не доказало реальную возможность получить прибыль в заявленном размере. Контракт с другим участником заключили по более высокой цене;

- общество хочет взыскать предполагаемый доход. Этот доход зависит от разных факторов, поэтому его размер нельзя точно определить.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Документ: Определение ВС РФ от 18.08.2025 N 307-ЭС25-8000

Госзакупки с авансом по контракту до 80%: Минфин хочет распространить правило на электронику

По проекту получатели средств федерального бюджета станут закреплять в контрактах на поставку радиоэлектронной продукции из спецперечня аванс до 80% в пределах ЛБО. В перечень войдут:

26.20.11 - компьютеры портативные массой не более 10 кг;

26.20.1326.20.1426.20.15 - цифровые ЭВМ;

26.20.17 - мониторы и проекторы.

Повышенный размер аванса будет обязательным для контрактов, которые заключают в 2025 - 2026 годах.

Общественное обсуждение инициативы завершится 9 сентября.

Документ: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects/159648)

Сделка по Закону N 223-ФЗ сорвалась, так как банки не выдали гарантию - суд нашел основания для РНП

Победитель не подписал договор в срок и не предоставил обеспечение его исполнения. Его признали уклонившимся от заключения сделки. Данные включили в РНП.

Победитель пояснил, что он не имел нужной суммы на счете, поэтому в качестве обеспечения выбрал независимую гарантию, но банки отказались ее выдать. Суды отклонили ссылку на этот довод и отметили:

- победитель не подтвердил документами невозможность подписать договор. Он не раскрыл причины отказа банков выдать гарантию. Факт отсутствия денег у победителя означает, что он не может гарантировать исполнение обязательств;

- наличие достаточных финансовых ресурсов для исполнения договора - часть подготовки к участию в закупке. Отказ банков выдать гарантию и отсутствие средств для внесения обеспечения деньгами не повод, чтобы не включать сведения в РНП;

- победитель не принял всех мер, чтобы заключить сделку. Его поведение недобросовестное, поскольку он не выполнил свои обязанности. Заказчик не получил то, на что рассчитывал.

Отметим, в практике можно встретить иное мнение.

Документ: Постановление 9-го ААС от 19.08.2025 по делу N А40-53671/2025

Аванс от 80% при закупках ряда промтоваров будет обязателен до конца 2030 года: проект Минпромторга

По проекту получатели средств федерального бюджета до конца 2030 года продолжат закреплять в контрактах на поставку промпродукции из перечня N 1 аванс не менее 80% в пределах ЛБО.

В перечень включат 3 новых позиции:

23.91.11 - жернова, точильные камни, шлифовальные круги и др.;

25.73.60 - инструмент прочий;

28.24.1 - инструменты ручные электрические и прочие с механизированным приводом.

Сейчас при закупках товаров из перечня N 1 повышенный размер аванса не нужен. Правило распространялось на контракты, которые заключили до конца 2024 года.

Общественное обсуждение инициативы завершится 11 сентября.

Документ: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects/159710)

По материалам КонсультантПлюс