Суд решил, что требование документов об оплате договора для оценки опыта не нарушает Закон N 223-ФЗ
Участников закупки обязали прилагать для оценки опыта помимо договоров еще и документы об их оплате. Контролеры решили, что такое требование ограничивает конкуренцию. Они указали: если у участника есть опыт, который он подтвердил приемочными актами, но заказчик не произвел оплату, то такой участник не сможет получить максимальное количество баллов.
Три инстанции не согласились с контролерами и в числе прочего отметили:
- требование установили из соображений должной осмотрительности при выборе контрагента. Применяли его одинаково ко всем участникам. То, что требование обеспечило победу кому-то конкретному или ограничило доступ к закупке, не доказали;
- документы об оплате подтверждают бесспорное принятие исполненных обязательств на указанную в них сумму. Если их не требовать, то заказчик не сможет выбрать контрагента, который исполнит договор качественно. Одних лишь приемочных документов мало, чтобы оценить достаточный опыт участника.
Отметим, в практике можно встретить иное мнение.
Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 26.08.2025 по делу N А73-22643/2024
Национальный режим: наименования товара в заявке и реестре могут не совпадать дословно, решило УФАС
Участник аукциона на поставку мебели пожаловался, что его незаконно отстранили от закупки с нацрежимом. Он подтвердил отечественное производство своих изделий записями из реестра российских промтоваров, но заказчик не смог идентифицировать продукцию и отклонил заявку.
Заказчик не понял, соотносятся ли реестровые записи с товарами в заявке, поскольку неочевидно, что "Панель серии ПСД" - это изголовье кровати, а "Подставка серии ПБН" - подставка для чемоданов.
УФАС признало жалобу обоснованной. Номер реестровой записи указывают для подтверждения страны товара, а не его параметров. Наименования продукции в реестре и извещении могут не совпадать дословно.
Подход разделяет Курское УФАС.
Документ: Решение Краснодарского УФАС России от 26.08.2025 N 616/2025 по делу N 023/06/48-3626/2025
Ограничение закупок иностранных товаров: Минпромторг предложил расширить список продукции
По проекту в перечень товаров с защитной мерой в виде ограничения хотят включить батареи аккумуляторные литий-ионные с кодами 27.20.23.130 и 27.20.23.140 по ОКПД 2.
Планируют, что новшество применят к закупкам, которые объявят с 1 января 2026 года.
Общественное обсуждение завершат 25 сентября 2025 года.
Документ: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects/160050)
Цб РФ снова снизил ключевую ставку
С 15 сентября 2025 года показатель равен 17%. Предыдущее значение - 18% - установили в июле этого года.
ЦБ РФ указал, что годовая инфляция по оценке на 8 сентября составила 8,2%. Прогнозируется, что она снизится до 6 - 7% в 2025 году и вернется к цели - 4% - в 2026 году.
Регулятор будет поддерживать такую жесткость денежно-кредитных условий, которая нужна для возвращения инфляции к цели.
Очередное заседание по ключевой ставке пройдет 24 октября 2025 года. ЦБ РФ примет решение исходя из устойчивости замедления инфляции и динамики инфляционных ожиданий.
Документ: Информация Банка России от 12.09.2025
Поломка компьютера помешала победителю подписать госконтракт - УФАС не включило сведения в РНП
Победитель пропустил срок подписания контракта и не представил обеспечение его исполнения. Заказчик признал его уклонившимся от заключения сделки.
Контролеры не увидели недобросовестного поведения и не включили сведения в РНП, поскольку победитель:
- не исполнил обязательства вовремя из-за поломки компьютера;
- подписал контракт на следующий день после истечения срока, как только устранил неполадку;
- заранее начал оформлять гарантию, которая была готова в последний отведенный для подписания контракта день;
- приобрел товар по контракту и готов передать его заказчику сразу после заключения сделки;
- давно участвует в госзакупках и имеет положительную репутацию - он исполнил более 250 контрактов без нарушений и без претензий со стороны заказчиков.
Отметим, в практике можно встретить иное мнение.
Документ: Решение Тульского УФАС России от 27.08.2025 по делу N 071/10/104-847/2025
Лицензию на услуги охраны иногда нужно требовать и при закупке услуг вахтера, считает УФАС
Участник закупки услуг сторожа (вахтера) пожаловался, что в извещении нет требования о наличии лицензии на охранную деятельность. Заказчик допустил подмену понятий вахтера и охранника, поскольку часть обязанностей исполнителя из описания объекта закупки мог выполнять лишь сотрудник охранного предприятия.
УФАС признало жалобу обоснованной. Заказчику следовало установить требование о наличии лицензии, поскольку в техзадании перечислили обязанности вахтера, которые по своей сущности относятся к охранным услугам.
Документ: Решение Кировского УФАС России от 26.08.2025 N 043/06/105-739/2025