Новое в системе закупок с 22 сентября по 27 сентября 2025

Минфин о национальном режиме: ограничение применяется по совокупности российских товаров в заявке

По мнению ведомства, если заказчик приобретает несколько товаров из списка с ограничением, то правило "второй лишний" срабатывает только при наличии заявки, в которой вся продукция российская.

Таким образом, защитную меру в виде ограничения нужно применять по совокупности товаров в заявке, а не по каждой позиции отдельно.

Документ: Письмо Минфина России от 02.09.2025 N 24-07-08/85390

Госзакупка услуг по строительному контролю за ремонтом дороги: кассация сочла лишними доптребования

Первая и апелляционные инстанции решили, что заказчик верно установил доптребования по позиции 17, когда приобретал услуги строительного контроля за капремонтом дороги. Они исходили из того, что по классификации работ по ремонту (в т.ч. капитальному) и содержанию дорог, которую утвердил Минтранс, строительный контроль входит в работы по капремонту.

Кассация не согласилась с выводами судов и посчитала, что оснований устанавливать доптребования не было:

позиция 17 содержит лишь работы по строительству, реконструкции, капремонту дороги. Объект закупки в ней не упомянут;

приказ об утверждении классификации издали раньше постановления о доптребованиях. Он имеет меньшую юридическую силу, чем постановление о доптребованиях. Последнее же закрепляет полный перечень работ, который не подлежит расширительному толкованию.

Отметим, в практике можно встреть иное мнение.

Документ: Постановление АС Северо-Кавказского округа от 09.09.2025 по делу N А32-50425/2024

Национальный режим при закупках ПО: Минцифры предложило дать приоритет доверенному российскому софту

Программы из реестра российского ПО, у которых есть отметка о соответствии требованиям к доверенному софту, получат приоритет при закупках по законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ (пп. 1 п. 2 проекта изменений). Требования к доверенным программам позже определит правительство.

Заявки с реестровыми записями без отметки "доверенный софт" будут приравнивать к предложениям о поставке иностранной продукции, если заказчик допустит заявку с доверенным российским ПО (пп. 2 п. 2 проекта изменений). Похожее правило сейчас применяют к программам, которые соответствуют доптребованиям.

Планируют и другие изменения.

Предполагается, что новшество вступит в силу с 1 марта 2026 года и не будет распространяться на закупки, которые объявили до этой даты (п. п. 3 и 5 проекта постановления).

Публичное обсуждение инициативы завершится 17 октября.

Документ: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects/160471)

УФАС напомнило: ошибка при выборе кода ОКПД 2 приводит к применению неверного способа госзакупки

Детский сад проводил открытый электронный конкурс на поставку учебно-игровых материалов. Объект закупки включал взрослые костюмы Снегурочки, Колобка и других персонажей, поэтому заказчик указал в извещении коды товаров из группы 32.40 "Игры и игрушки" по ОКПД 2.

УФАС нашло нарушение. Заказчик выбрал неверный код товара и незаконно провел конкурс вместо аукциона. Фактически в объект закупки входила одежда для взрослых, которая соответствовала коду 14.12.11 по ОКПД 2 и фигурировала в аукционном перечне.

Документы: Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 29.08.2025 по делу N 44-1673/25

Какие способы закупок (закупочные процедуры) предусмотрены Законом N 44-ФЗ и когда они проводятся

Контрагент не исполнил госконтракт из-за проблем с персоналом - суд не нашел причин для РНП

Стороны подписали контракт на услуги строительного контроля за работами по реконструкции дороги. По его условиям контроль следовало проводить на постоянной основе.

Поскольку представителей контрагента не было на объекте 4 дня, заказчик отказался в одностороннем порядке от сделки. Сведения о контрагенте включили в РНП.

Три инстанции не согласились с решением контролеров:

- обязательства не исполнили из-за проблем с персоналом - финансовые трудности в организации привели к увольнению сотрудников;

- контракт исполняли без замечаний почти 19 месяцев. На момент его расторжения обязательства выполнили на 90%. Контролеры не доказали недобросовестность контрагента;

- тот факт, что контрагент не устранял нарушения после решения заказчика об одностороннем отказе, нельзя считать безусловным основанием для включения данных в РНП без исследования обстоятельств и причин неисполнения контракта;

- то, что отсутствие представителей контрагента на объекте в течение 4 дней привело к негативным последствиям, не доказали.

Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 17.09.2025 по делу N А46-21849/2024

Повышение НДС до 22%, уплата СМСП взносов по общим тарифам и другое - поправки Минфина к НК РФ

Ведомство внесло в правительство пакет проектов, в т.ч. изменения НК РФ.

Среди прочего предлагают:

- повысить ставку НДС с 20% до 22%. При этом льготную ставку 10% сохранить для социально значимых товаров - продукты, лекарства и медизделия, товары для детей и т.д.;

- снизить порог доходов для УСН, при превышении которого нужно платить НДС, с 60 млн руб. до 10 млн руб.;

- оптимизировать льготные тарифы страховых взносов для МСП. Для ряда сфер (торговля, строительство, добыча полезных ископаемых и др.) установить общие тарифы (30% в рамках предельной базы и 15% свыше базы). При этом для приоритетных отраслей МСП (обработка, производство, транспорт, электроника и др.) сохранить пониженный тариф;

- ввести обязанность для коммерческих организаций исчислять взносы с выплат и иных вознаграждений в пользу руководителей с доначислением базы исходя из МРОТ в случаях, когда таким работникам выплачивают зарплату ниже МРОТ;

- расширить применение федерального инвестиционного вычета. Льготу сможет получить тот, кто входит в одну группу с налогоплательщиком, осуществившим капвложения. Вид отрасли, в которой работает это лицо, не важен.

Если поправки примут, они вступят в силу 1 января 2026 года.

Документ: Информация Минфина России от 24.09.2025 (https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=39932)

По материалам КонсультантПлюс