Единственный поставщик: стартовал эксперимент по ведению каталога товаров для малых госзакупок
С 1 октября 2025 года по 31 марта 2026 года проходит эксперимент по ведению единого каталога товаров для закупок малого объема у единственного поставщика по п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Для большинства участие в эксперименте добровольное.
Каталог предусматривает описание продукции конкретных товарного знака, марки или модели. На период эксперимента вести его поручили оператору АО "Единый каталог товаров, работ и услуг" на базе портала народных художественных промыслов. Методрекомендации и план-график проведения эксперимента утвердит Минпромторг.
В перечень товаров для каталога включили, например:
- 17.12.14 - бумагу прочую и картон для графических целей;
- 26.20.11 - компьютеры портативные массой не более 10 кг;
- 26.20.14 - машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных;
- 31.01 - мебель для офисов и предприятий торговли.
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 29.09.2025 N 2710-р
Суды не посчитали санкции уважительной причиной срыва поставок по госконтрактам
Заказчик решил в одностороннем порядке отказаться от контрактов, поскольку ему не поставили расходные медизделия.
Исполнитель представил копию уведомления от официального дистрибьютора производителя, который подтвердил задержку поставок товаров из-за дополнительного регулирования экспорта медизделий в РФ.
Контролеры включили сведения в РНП. Три инстанции поддержали их решение:
- на момент участия исполнителя в закупках и заключения контрактов санкции действовали уже долго. Он, как профучастник рынка, мог предусмотреть риски из-за задержки поставок импортного товара;
- санкции - это предпринимательский риск, а не форс-мажор. Наличие последнего могло подтвердить заключение ТПП РФ, но его не представили;
- подавая заявку на участие в закупке, исполнитель подтвердил, что может выполнить обязательства соразмерно своим возможностям и потребностям заказчика. Ему следовало осознавать, на каких условиях и в какие сроки нужно поставлять товар. Подписание контрактов означает согласие с их условиями;
- ненадлежащее выполнение обязательств исполнителем доказали. Он допустил существенное нарушение, из-за которого заказчик лишился того, на что рассчитывал при заключении сделок;
- включение данных в РНП не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу исполнителя, чрезмерно не ограничивает его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Даже если сведения о нем есть в реестре, он может участвовать в госзакупках, в которых нет требования об отсутствии участников в таком реестре.
Документ: Постановление АС Московского округа от 15.09.2025 по делу N А40-257201/2024
Объединение в госзакупке услуг из разных позиций доптребований ограничивает конкуренцию, решили суды
Заказчик приобретал услуги по комплексному содержанию здания, в том числе по его уборке и техобслуживанию. В извещении он установил два доптребования:
- по позиции 14 - для услуг по техобслуживанию зданий, сооружений;
- по позиции 36 - для услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий.
Контролеры и суды трех инстанций нашли нарушение:
- постановление о доптребованиях разделяет требования к опыту по указанным позициям. Оно позволяет применить лишь одну из них;
- объединение в закупке услуг, для которых установлены отдельные доптребования, ограничивает конкуренцию. Такое формирование лота исключает участие в закупке лиц с опытом услуг по техобслуживанию зданий, но без такового в сфере услуг по уборке (и наоборот);
- объединить услуги в одну закупку заказчик мог, если бы стоимость одной из них была менее 1 млн руб., то есть такой, при которой доптребования устанавливать не надо. Цена же каждого вида услуг превышала это значение.
Отметим, в практике можно встретить пример, когда суды не увидели нарушения в том, что в извещении установили две позиции доптребований.
Документ: Постановление АС Московского округа от 17.09.2025 по делу N А40-292066/2024
ФАС о национальном режиме: отечественным лекарствам не из перечня ЖНВЛП предоставляют преимущество
Служба поддержала позицию Минфина о том, что к лекарствам из перечня ЖНВЛП применяется защитная мера в виде ограничения, а отечественным препаратам, которых нет в этом списке, предоставляется преимущество.
Документ: Письмо ФАС России от 11.08.2025 N ДФ/75357/25
ФАС о национальном режиме: отечественным лекарствам не из перечня ЖНВЛП предоставляют преимущество
Служба поддержала позицию Минфина о том, что к лекарствам из перечня ЖНВЛП применяется защитная мера в виде ограничения, а отечественным препаратам, которых нет в этом списке, предоставляется преимущество.
Документ: Письмо ФАС России от 11.08.2025 N ДФ/75357/25
Централизованные госзакупки офисного софта для федеральных нужд будут отменены: проект Минцифры
Планируют, что Минцифры больше не будет проводить централизованные закупки офисного ПО и антивирусов для федеральных органов власти, подконтрольных правительству. Ранее это полномочие ведомства приостанавливалось до конца 2025 года.
Как отметили авторы проекта, механизм централизованных закупок такой продукции оказался неэффективным. При этом многие федеральные органы власти уже используют отечественное ПО и могут приобретать его сами.
Общественное обсуждение инициативы завершится 21 октября.
Документ: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects/161012)