Новое в системе закупок с 16 ноября по 23 ноября 2025

Госконтракт сорвался по вине поставщика - суд взыскал деньги по замещающей сделке

Стороны заключили контракт на поставку запчастей, который исполнили частично. Остаток продукции не поставили из-за отказа контрагентов поставщика направить товары.

Заказчик прекратил контракт односторонним отказом и заключил замещающий по более высокой цене. Суды первой и апелляционной инстанции взыскали разницу в стоимости:

сделка сорвалась по вине поставщика. Он исполнил обязательства частично и с просрочкой. Характеристики товаров отличались от согласованных;

условия первоначальной и замещающей сделок сопоставимые. Последнюю заключили в разумный срок;

довод поставщика о том, что в замещающий контракт включили, кроме недопоставленных товаров, еще и другую продукцию, отклонили. Ее добавили из-за возникшей необходимости. В расчете убытков учитывали лишь те товары, которые были в обоих контрактах. Их идентичность доказали.

Отметим, в практике можно встретить пример спора, когда суды не признали повторный контракт замещающим из-за условий, несопоставимых с условиями первоначальной сделки, и отказали во взыскании разницы в цене.

Документ: Постановление 4-го ААС от 01.11.2025 по делу N А10-3739/2025

УФАС не поддержало госзаказчика, который дал преимущество заявке с предложением фруктов из РФ

Заказчик приобретал продукты, в т. ч. бананы, апельсины, киви, лимоны. В извещении он установил защитную меру в виде преимущества для российской продукции.

Участник указал в заявке страну происхождения всех товаров - РФ, получил преимущество и победил в закупке. Контролеры решили, что оснований допускать заявку и применять такую защитную меру не было:

перечисленные фрукты не выращивают в РФ в промышленных масштабах из-за климатических условий. Это подтвердили письма ТПП РФ, Минсельхоза, ФГБУ "Госсорткомиссия";

победитель указал недостоверную информацию. Предоставление ему преимущества не отвечает принципу добросовестной конкуренции.

К похожим выводам приходило Кемеровское УФАС.

Бурятское же УФАС посчитало, что по правилам предоставления нацрежима в подобной ситуации достаточно указать в заявке страну происхождения продукции. Заказчик не обязан проверять ее достоверность.

При этом Бурятское УФАС отметило: если при исполнении контракта установят, что победитель предоставил ложную информацию, в том числе о стране происхождения товара, для него могут наступить последствия. Речь идет, например, об одностороннем расторжении контракта заказчиком и направлении данных в РНП.

Документ: Решение Ставропольского УФАС России от 23.10.2025 по делу N 026/06/105-2218/2025

Суд: при некачественном оказании комплекса услуг нельзя применить норму о соразмерном снижении цены

Стороны заключили контракт на организацию летнего отдыха. Объем услуг измеряли в штуках, т.е. путевках, каждая из которых включала трансфер, проживание, питание и т.п. Исполнитель предъявил к оплате 52 путевки.

Заказчик отказался от контракта и не стал платить за часть путевок из-за жалоб на плохое питание, отсутствие анимации, уборки номеров и другие недостатки. Исполнитель обратился в суд, чтобы взыскать долг за вычетом суммы некачественно оказанных услуг.

Кассация отказала в иске и отметила, что в данном споре нельзя применить норму ГК РФ о соразмерном снижении цены. Дело в том, что предмет сделки - путевки, т.е. неделимые комплексы услуг. Буквальное толкование условий контракта не позволяло выделить цену каждой услуги в путевке.

Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 05.11.2025 по делу N А11-516/2024

Повышение ставки НДС, пересмотр порога доходов по УСН и другое - поправки приняты во втором чтении

Новшества разработали в рамках основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики.

Хотят, в частности:

- повысить основную ставку НДС с 20 до 22% (пп. "в" п. 8 ст. 2 проекта);

- сократить предельный размер дохода для УСН, при превышении которого надо платить НДС (пп. "а" п. 1 ст. 2 проекта). Уменьшать порог доходов планируют поэтапно (за 2025 год - 20 млн руб., за 2026 год - 15 млн руб., за 2027 и последующие годы - 10 млн руб.);

- разрешить плательщикам УСН, которые впервые начинают исчислять НДС, однократно в первый год отказаться от пониженной ставки НДС до истечения 3-летнего срока (пп. "е" п. 8 ст. 2 проекта);

- продлить до 2030 года ограничения на уменьшение базы текущего периода по налогу на прибыль на убытки прошлых лет (п. 61 ст. 2 проекта);

- уточнить, что для стандартного вычета на детей учитывают только доходы основной базы, исчисленные нарастающим итогом с начала налогового периода (пп. "б" п. 39 ст. 2 проекта);

- продлить временный порядок начисления пеней на год - до 31 декабря 2026 года (пп. "а" п. 31 ст. 1 проекта).

Подробнее об основных моментах проекта см. обзор.

Документ: Проект Федерального закона N 1026190-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1026190-8)

Минфин разъяснил, у каких российских компаний с иностранным участием нельзя закупать финуслуги

Запрет закупок аудиторских и иных финуслуг (бухучет, налоговые консультации и др.) распространяется на услуги российских компаний, у которых есть иностранные лица (кроме лиц из ЕАЭС):

- в составе участников (членов) корпоративного юрлица;

- в составе учредителей унитарного юрлица;

- в числе лиц, которым прямо или косвенно (через одно или несколько юрлиц) принадлежит более 10% голосующих акций или долей в уставном капитале.

Документ: Письмо Минфина России от 05.11.2025 N 24-06-09/106866

По материалам КонсультантПлюс