ДФО. Выпускники программы «Циолковский 2030» представили проекты по развитию школ Дальнего Востока

11.12.2025
11.12.2025
Основные

В работе финальной части проекта приняли участие замглавы Минвостокразвития России Эльвира Нургалиева и исполнительный директор по социальному развитию Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) Гасан Гасанбалаев.

Программу «Циолковский 2030» второй год подряд реализуют Благовещенский государственный педагогический университет и НИУ ВШЭ при поддержке Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики и КРДВ.

Заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева в приветственном слове к участникам программы отметила, специальная политика по привлечению инвестиций, разработанная для Дальнего Востока, за 10 лет дала серьезный экономический эффект и создала большой запрос на кадры. Сейчас самый значительный разрыв в экономической цепочке наблюдается в качестве школьного образования.

«Одна из целей программы «Циолковский 2030» – помочь школам, колледжам, образовательным центрам увидеть свое место в большой картине образования и развития Дальнего Востока. В своей школе, в своем городе и селе вы имеете очень большое влияние и возможность трансформировать территорию – намного больше, чем учитель или директор в городе-миллионнике. Сейчас вы заняты написанием программ развития школ. Если каждый из вас на своем месте честно, качественно выполнит свою работу, положительный эффект коснется и ваших сотрудников, и школьников, и родителей. В конечном итоге это будет большой вклад в повышение качества жизни и развитие макрорегиона», – сказала Эльвира Нургалиева.

Обучение состояло из шести тематических модулей в смешанном формате: двух очных – в Благовещенске и Москве и четырех в онлайн-режиме. 

На протяжении четырех месяцев представители школ проектировали программы развития, учитывая цели своих школ, задачи регионов, социальный контекст территории. Они осваивали современные методы управления, перенимали лучшие практики других образовательных учреждений, в том числе Москвы и Московской области, обменивались опытом друг с другом. На всех этапах получали экспертную поддержку от специалистов.

Во втором потоке программы обучались 23 управленческие команды школ из 10 регионов Дальнего Востока – директора школ, заместители, методисты и педагоги:

- по пять команд из Амурской области и Хабаровского края;

- четыре команды из Приморского края;

- по две команды из Республики Саха (Якутия) и Камчатского края;

- по одной команде из Сахалинской, Магаданской, Еврейской автономной областей, Республики Бурятия и Забайкальского края.  

Кульминацией обучения стала презентация и защита программ развития школ перед экспертами и подведение итогов. Команды представляли очень разные по масштабу школы: от 5 до 3500 учеников. Среди программ развития были проекты по открытию профильных классов под потребности ключевых предприятий региона, запуск эколого-краеведческого центра, развитие исторического образования, повышение успешности школьников через обучение критическому мышлению и мягким навыкам, введение системы «домов» для самоуправления, создание агротехнологического ресурсного центра.

Каждый проект призван решить одну или несколько задач: повысить качество образования и уровень успеваемости, остановить отток молодежи, помочь подросткам в самоопределении и выборе дальнейших образовательно-профессиональных траекторий, улучшить социальный климат в населенном пункте, ответить на запросы родителей, учеников, региона и другие.

«Любая школа может быть источником изменений. Если повысить компетенции и мотивацию учителей, привлечь партнеров, заинтересовать школьников и родителей, то вы точно сможете повысить качество образования, изменить жизнь как минимум своей школы и учеников, как максимум – своего города и региона, – сказал по итогам питч-сессии исполнительный директор по социальному развитию КРДВ Гасан Гасанбалаев. 

Лучшими по итогам защиты эксперты признали программы развития МАОУ СШ №17 из Амурской области, МБОУ Быркинской СОШ из Забайкальского края и КГОБУ Мильковской средней школы № 2 из Камчатского края. На четвертом месте с минимальным отрывом – школа № 32 Южно-Сахалинска.

Кроме того, сами участники обучения также голосовали друг за друга в трех номинациях: как лучший партнер победила школа №16 Благовещенска; школа, у которой хотели бы чему-то научиться остальные команды, – Термальненская СШ из Камчатского края; а в Арктическую школу из Республики Саха (Якутия) большинство участников хотели бы отдать учиться своего ребенка.

По итогам обучения слушатели получили дипломы о профессиональной переподготовке по направлению «Государственное и муниципальное управление» объемом 306 академических часов от НИУ ВШЭ и БГПУ.

После окончания учебы команды школ переходят к следующему этапу – реализации своих проектов на практике. В этом системную поддержку им окажут эксперты БГПУ, Минвостокразвития России и КРДВ.

«Самое важное в программе "Циолковский 2030", конечно же, начинается после её завершения. Мы рассматриваем обучение не как конечный этап, а как старт реальных изменений в школах Дальнего Востока. За период обучения, команды подготовили сильные проекты, способные влиять на качество образования, социальную среду и развитие муниципалитетов Дальневосточного региона и теперь им нужна системная поддержка. В связи с этим, БГПУ берёт на себя роль долгосрочного партнера и наставника: мы будем сопровождать школы, помогать управленческим командам внедрять новые решения, обеспечивать методическую и экспертную поддержку. Укрепление кадрового потенциала и развитие школ — это ключевой ресурс будущего Дальнего Востока, и мы считаем своим профессиональным долгом вложиться в него сегодня», – подчеркнула ректор Благовещенского государственного педагогического университета Вера Щёкина.

На базе БГПУ для выпускников проведут тематическую сессию по управлению изменениями, которая ответит на главный вопрос: как приступить к реализации программы развития школы.

Далее в БГПУ будет разработана специальная программа по сопровождению проектов, которая предполагает в том числе финансовую поддержку для отдельных проектов. Помимо системного сопровождения, для участников запланированы стажировки в России и Китае.

Кроме того, специалисты БГПУ сейчас разрабатывают программу по развитию кадрового потенциала школ ДФО, и выпускники двух потоков программы «Циолковский 2030» будут приглашены пройти по ней обучение.

https://minvr.gov.ru/