В заседании также приняли участие представители Минцифры России, Минстроя России, Фонда развития территорий, профессиональных объединений, управляющих компаний и экспертного сообщества, включая исполнительного директора Ассоциации «Объединённый жилищно-коммунальный совет» Марка Геллера.
Участники рассмотрели широкий спектр вопросов, связанных с цифровой трансформацией жилищного фонда.
По первому вопросу повестки дня — «О реализации Концепции цифровизации многоквартирных домов на территории Российской Федерации на период до 2030 года» — с докладом выступила заместитель директора Департамента стимулирования спроса на радиоэлектронную продукцию Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Виктория Денисова. Она представила инициативный проект «Умный многоквартирный дом», целью которого является повышение качества жизни и безопасности граждан, а также эффективности оказания жилищно-коммунальных услуг за счет внедрения отечественной радиоэлектронной продукции и автоматизации.
Виктория Денисова также сообщила о создании межведомственной рабочей группы и начале реализации программы стандартизации, в рамках которой уже приняты первые основополагающие ГОСТы: по базовому набору устройств «умного» дома и по классам цифровизации. В состав базового набора входят IP-видеокамеры, домофоны, умные замки, датчики мониторинга инженерных систем, системы умного освещения, интеллектуальные приборы учета. Докладчик также отметила, что, несмотря на полученные положительные согласования от ряда федеральных органов власти, правительства Москвы и ДОМ.РФ, сохраняются разногласия с Минстроем России по вопросу исключения из плана мероприятий пунктов о внесении изменений в законодательство. Позиция Минцифры заключается в необходимости закрепления в технических регламентах и отраслевых законах терминологии об интеллектуальных системах учета, а также введения в ГИС ЖКХ дополнительного признака «умности» домов для сбора аналитики. Эти меры, по мнению докладчика, создадут правовые условия для внедрения отечественных решений и позволят избежать негативного опыта запоздалого регулирования, как в случае с электросамокатами.
С ответным комментарием выступил заместитель директора Департамента цифрового развития Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Андрей Евтушенко. Он поддержал цели цифровизации, но подчеркнул, что в утвержденной редакции Концепция носит добровольный характер, что связано со значительными затратами на внедрение целого комплекса устройств.
Представитель Минстроя России пояснил, что ответственность за разные элементы «умного» дома распределена между различными ведомствами, а задача Минстроя – создавать условия для добровольного внедрения. В качестве ключевого решения он представил функционал ГИС ЖКХ, который позволяет гражданам передавать показания любых приборов учета, а ресурсоснабжающим организациям – в унифицированном порядке принимать их к расчету. Пилотирование этого механизма запланировано на первый квартал 2026 года с последующим переходом в промышленную эксплуатацию.
Председатель Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Пахомов заявил о полной поддержке курса на тотальную цифровизацию отрасли. Он констатировал, что без цифры дисбалансы и неэффективность в ЖКХ преодолеть невозможно и сообщил, что на уровне руководства страны принято принципиальное решение о переходе на обязательные интеллектуальные приборы учета с дистанционной передачей данных, в ближайшее время предстоит большая работа по подготовке необходимых законодательных изменений, нормативов и ГОСТов. Он призвал все стороны, включая Минстрой, работать вместе над этим результатом.
По вопросу — «О совершенствовании процессов управления многоквартирными домами с использованием цифровых решений» — с докладом выступил генеральный директор ООО «УК Рублёво-Архангельское Сервис» Петр Мурмуридис. Он отметил, что мероприятия дорожной карты, по его мнению, не в полной мере направлены на достижение ключевой цели – снижения потребления коммунальных ресурсов. В качестве необходимых шагов он предложил разрешить собственникам в домах с автоматизированными системами самостоятельно определять даты начала и окончания отопительного периода, а также разработать законопроект о новом формате управления МКД на всем жизненном цикле с фиксацией перечня услуг и размера платы на этапе заключения договора долевого участия. Кроме того, он указал на потенциал использования возобновляемых источников энергии, биометрических данных, систем инцидент-менеджмента и важность профессионального допуска управляющих организаций к эксплуатации сложных цифровых систем.
Директор СРО АНП «Национальный Жилищный Конгресс» Татьяна Вепрецкая выступила по вопросу — «О предложениях по совершенствованию ГИС ЖКХ в рамках реализации концепции цифровизации МКД». Она подтвердила, что в стране уже построено более 200 жилых комплексов с умными технологиями, однако для сохранения этого потенциала необходима доработка ГИС ЖКХ. Кроме того, указала на проблему разрозненных информационных потоков: в систему не поступают цифровые проектные модели, данные обследований домов, а вносимые документы не являются машиночитаемыми. Для выхода на новый уровень управления она предложила обеспечить интеграцию ГИС ЖКХ с Классификатором строительной информации, особенно в части раздела по эксплуатации.
Заместитель начальника Управления по взаимодействию с государственными органами власти ООО «Сибирская Генерирующая Компания» Татьяна Сопина выступила по вопросу – «О применении приборов учета при расчетах за коммунальные услуги». Она привела данные, свидетельствующие о системной проблеме: даже при высоком уровне оснащенности многоквартирных домов приборами учета тепла расчеты часто ведутся по нормативам. Это приводит к колоссальным финансовым потерям для ресурсоснабжающих организаций (по экспертной оценке, 25-28 млрд руб. ежегодно) и создает «энергетическую несправедливость», лишая стимулов к энергосбережению. Татьяна Сопина призвала закрепить обязательность применения показаний приборов учета при наличии технической возможности и поддержать наладку внутридомовых систем.
Исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова сформулировала ключевые нерешённые правовые вопросы: необходимость четкого определения в 156-й статье ЖК РФ, по каким правилам вести расчет – по приборам учета или нормативам; вопрос собственности на приборы учета, установленные на общем имуществе; и вопрос собственности на информацию с этих приборов. Без решения этих правовых коллизий, по ее словам, движение вперед невозможно.
Депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева обратила внимание на недостаточное внимание в обсуждении к теме кибербезопасности устройств в многоквартирных домах. В качестве практического предложения она выступила с инициативой членам Экспертного совета провести детальный анализ и «апгрейд» списка законодательных актов в шестом разделе дорожной карты, чтобы он работал на создание условий для внедрения технологий.
Заместитель директора по правовым и корпоративным вопросам ООО «РКС-Холдинг» Ольга Кухарева представила статистику, подтверждающую масштаб проблемы на примере водоснабжения.
Уровень оприборенности в зоне ответственности компании составляет в среднем 42%, а доступ для установки приборов в МКД варьируется от 0% до 13%. При этом за 2023-2024 гг. было выведено из строя больше приборов учета, чем установлено, кроме того, около 10% новых приборов подвергаются вандализму в первые три месяца. Спикер предложила сосредоточиться на восстановлении учета там, где он был потерян, и оснащении таких узлов системами дистанционного снятия показаний. Для этого необходимы действенные правовые механизмы доступа в МКД, решение вопроса о собственности на приборы, меры господдержки (софинансирование, льготные кредиты) и поэтапный вывод устаревших типов приборов.
Директор Аналитического департамента Клуба инвесторов Москвы Дмитрий Квачев выступил по вопросу — «Об установлении обязанности застройщиков по оснащению многоквартирных домов интеллектуальными системами учета коммунальных ресурсов». Он отметил, что основная проблема сегодня – не новостройки, а эксплуатируемый фонд. Учитывая сложное финансовое положение отрасли, любые меры, увеличивающие издержки застройщиков, требуют крайней осторожности. Он подчеркнул необходимость дифференцированного подхода к разным сегментам жилья и привел примеры, когда дорогие интеллектуальные системы, установленные застройщиком, впоследствии не поддерживались управляющими компаниями и становились бесполезными для собственников. Он предложил вводить цифровизацию поэтапно, обеспечивать опциональность и универсальность интерфейсов для последующего апгрейда, а также четко разграничить секторы ответственности между застройщиками, ресурсниками, УК и жителями
Член Генерального совета «Деловой России», директор по развитию ГК «ТСД» Александр Таскаев представил консолидированную позицию застройщиков. Они видят преимущества в «умных» технологиях, но настаивают, чтобы дорожная карта носила рекомендательный, а не императивный характер, не влекла дополнительных затрат и учитывала реальные возможности рынка и регионов (например, проблемы с интернетом на приграничных территориях). Он предложил начинать с пилотных проектов в подготовленных регионах и обеспечивать полную прозрачность информации о стоимости владения системами для покупателей.
Руководитель Подкомитета по капитальному ремонту «Деловой России», генеральный директор ООО «Теплострой» Геннадий Бузанов предложил использовать программу капитального ремонта как драйвер цифровизации существующего жилищного фонда. Интеграция установки интеллектуальных приборов учета в капремонт инженерных систем, по его мнению, принесет выгоду всем: жителям (экономия до 30%), УК (автоматизация 60-70% операций), ресурсникам (сокращение издержек). Он предложил запустить масштабный пилотный проект в нескольких регионах для отработки моделей финансирования, типовых решений и взаимодействия с собственниками.
Директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер акцентировала внимание на сложностях, возникающих в эксплуатируемых домах, где решение о внедрении и содержании «умных» систем должны принимать собственники. Она предложила определить, какие элементы базового набора являются неотделимой частью инженерных систем, а какие – опциональными. Особенно важно, по ее мнению, решить вопрос собственности на приборы учета, возможно, передав общедомовые приборы в ведение ресурсоснабжающих организаций. Для убеждения собственников необходимы пилотные проекты с четкой демонстрацией экономического эффекта. Для новостроек нужна детальная информация в проектной декларации, а для «умных» домов – отдельные стандарты стоимости ЖКУ для расчета субсидий.
В заключение Владимир Кошелев подвел итоги обсуждения, подчеркнув необходимость выработки единой технической площадки для сбора данных, важность создания государственного плана для развития производственной базы отечественных приборов учета и поддержку движения в сторону цифровизации, даже если первые шаги носят рекомендательный характер.

















