Два дня на площадке Ассоциации муниципальных образований Иркутской области проходило масштабное мероприятие – онлайн Форум «ТОСы Прибайкалья».
Организаторы Форума: ИООО «Союз ТОС Иркутской области», АНО «Деловой центр «Плюс» (в рамках проекта, поддержанного в конкурсе Губернского собрания общественности Иркутской области) при поддержке Общенациональной Ассоциации ТОС (ОАТОС), Общественной палаты РФ, Правительства и Законодательного Собрания Иркутской области, Общественной палаты Иркутской области, Ассоциации муниципальных образований Иркутской области, ОГКУ «Ресурсный центр по поддержке некоммерческих организаций Иркутской области».
Поддержка проектов местных инициатив
Развитие ТОС в свете последних изменений законодательства. Взаимодействие с ОМСУ
Общественное самоуправление по сути является срединным звеном между местным самоуправлением и общественной организацией, следовательно, от грамотного позиционирования роли ТОС в местной общественно-политической системе зависит успешность диалога между властью и общественностью. ТОС по своей природе призваны стать помощниками власти в благих начинаниях и посредниками во взаимоотношениях «власть - граждане». Сам формат ТОС позволяет гражданам добиваться целей, совпадающих с намерениями властных структур.
ТОС и некоммерческие организации
Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. (Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации")
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. (Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О некоммерческих организациях")
Проект «Каруселькин парк» ТОС «Вместе мы сила» с. Лермонтовка
На территории ТОС «Вместе мы сила» и на территориях соседствующих ТОС нет обустроенной зоны отдыха для жителей села Лермонтовка. Согласно проведенному опросу среди населения люди очень хотят и готовы объединиться для обустройства спокойной, эстетически оформленной территории.
Атлас успешных практик соучастия и вовлечения жителей в развитие городской среды
Главная ценность города — это его жители. А город для жителей — это их дом, комфорт и удобство которого важны для горожан. Именно поэтому современные, комфортные для жизни и работы города создаются при непосредственном участии и благодаря вовлечённости горожан.
На текущий момент накоплен большой позитивный опыт системно используемых практик соучастия жителей в решении вопросов управления и улучшения качества жизни в городах Российской Федерации.
Авторы атласа поставили перед собой цель обобщить, систематизировать и донести в доступной широкому читателю форме данный опыт для его популяризации и последующего применения в городах.
Механизм инициативного бюджетирования
Распространенная проблема для муниципалитетов любой страны: есть потребности граждан и есть бюджет, который эти потребности не всегда удовлетворяет. Бюджета чаще всего не хватает, поэтому встает задача приоритизации – на что потратить деньги в первую очередь.С этой задачей никто лучше граждан справиться не может
Методические материалы по лучшим практикам ТОС (Опыт регионов)
Местное самоуправление – это самая близкая власть к людям, власть, которая решает большинство повседневных проблем простого гражданина – от культурно-бытовых вопросов до благоустройства улиц, создавая тем самым комфортную среду для его социальной и профессиональной самореализации.
При этом важную роль в решении вопросов местного значения играют сами жители муниципальных образований, их созидательная гражданская активность.
Предлагаем Вашему вниманию сборники методических материалов, практики развития гражданского общества в регионах России.
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Готовятся изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации:
- Позиция Министерства юстиции РФ по внесению изменений в Гражданский Кодекс РФ
- Разъяснения Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, в части порядка и установлении границ ТОСа
Проекты ТОС активно реализуют в Хабаровском крае
В Хабаровском крае продолжается реализация проектов территориальных общественных самоуправлений. Инициативные граждане обустраивают зоны отдыха, спортивные и детские площадки, устанавливают уличное освещение, ремонтируют дворы, проводят праздничные мероприятия. В этом им активно помогают краевые власти, которые финансируют начинания жителей региона.
Развитие ТОС в России
Общенациональная ассоциация ТОС
29 января 2016 года Общероссийский Конгресс муниципальных образований, Всероссийский совет местного самоуправления совместно с профильными Комитетами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации провели Учредительное Собрание членов Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление в малых городах и сельских поселениях
Институт территориального общественного самоуправления (далее – ТОС) развивается в нашей стране более двадцати лет. Однако до сих пор не решены системные проблемы, затрудняющие его развитие. Одна из ключевых проблем заключается в том, что ТОСы воспринимаются как нечто отдельное от добровольчества, волонтерства и иной общественно-полезной деятельности.
В том числе деятельности по благоустройству. При этом создаются отдельные механизмы для поддержки ТОСов, с одной стороны, добровольчества и волонтерства, с другой стороны, и социально-орентированных НКО, с третьей стороны. Главы муниципальных образований ломают голову над тем, как обеспечить общественное участие в мероприятиях федеральной программы по благоустройству. А в это время ТОСы пытаются разными путями донести свои инициативы до органов местного са-моуправления.
Все это происходит потому, что в федеральных программах по развитию волонтерства, поддержки социально ориентированных НКО и формированию комфортной городской среды ТОСы нигде не упоминаются. В субъектах Российской Федерации на местах создаются те общественные структуры, которые упоминаются в федеральных программах. При этом часто забывают о тех, которые уже созданы, работают и показывают высокие результаты.
Однако отсутствие ТОСов в федеральных программах отнюдь не говорит о том, что их запрещено привлекать к выполнению указанных программ. Наоборот, субъектам России переданы обширные полномочия в сфере правового регулирования. При этом возросли требования к эффективности управления и расходов. Назрела пора объединять ресурсы, развивать и использовать уже имеющийся потенциал. Следует привести к общему знаменателю всю большую работу по поддержке общественной инициативы, которая уже проведена и ведется на всех уровнях власти. Таким знаменателем должен стать институт ТОС.
Территориальное общественное самоуправление как основа развития территории
Развитие форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия граждан в его осуществлении в Российской Федерации является приоритетной задачей, что на сегодняшний день отмечается представителями различных уровней власти, научной общественности, экспертами по вопросам организации и функционированию института местного самоуправления.
В этом смысле территориальное общественное самоуправление представляет особую ценность как инструмент реализации инициативы граждан, вовлечения населения в осуществление местного самоуправления, содействующий не только развитию хозяйственной сферы решения местных вопросов, но и становлению гражданского общества.
Настоящее издание представляет собой комплексную попытку создать набор практических рекомендаций по реализации механизма территориального общественного самоуправления на уровне муниципальных образований и одновременно осуществить анализ рассматриваемого института с различных позиций научного знания, правового регулирования и правоприменительной практики.
Обзор итогов реализации проекта АНО "ОРЦ СО НКО ХК" "Повышение устойчивости и эффективности деятельности СО НКО Хабаровского края через создание универсальной модели поддержки муниципальных ресурсных центров"
К своему завершению подошёл проект «Повышение устойчивости и эффективности деятельности СО НКО Хабаровского края через создание и апробирование универсальной модели поддержки муниципальных ресурсных центров»,
Муниципалитеты должны вовлекать территориальные общественные самоуправления в систему оказания соцуслуг
Муниципальные власти должны предоставлять территориальным общественным самоуправлениям (ТОСам) необходимую правовую и методическую поддержку для юридической регистрации и вовлекать их в систему оказания социальных услуг, считает член регионального штаба ОНФ в Москве, доцент кафедры управления информационными процессами РАНХиГС Оксана Коротеева.
ОНФ призвал упростить процедуры регистрации ТОС и создать четкий механизм учета их мнения
Подавляющее большинство представителей территориальных общественных самоуправлений (ТОС) считает, что их деятельность недостаточно финансируется из бюджета. Это выявил мониторинг, проведенный в августе экспертами Народного фронта совместно с Ассоциацией территориальных общественных самоуправлений «Лига ТОС», организацией «ЖКХ Контроль» и Всероссийским советом местного самоуправления.
Новые полномочия органов местного самоуправления в сфере волонтерства
- К разработке порядка взаимодействия с организаторами добровольческой деятельности и добровольческими организациями привлекайте их представителей.
- Органы власти могут оказать волонтерам организационную, информационную, методическую поддержку, а также поддержку в других формах.
- Единая информационная система в сфере добровольчества будет включать сведения о добровольцах и их организациях.
И пусть каждый из нас станет активистом!
Как создать эффективное социальное партнерство власти и населения? Как реализовать народу возможности развивать свою территорию? – ответ один – открыть ТОС (организацию территориального общественного самоуправления)! На сегодняшний день из множества ТОСов, действующих на территории Республики Башкортостан, а их более 600, пока только семь являются юридическими лицами: ТОС «Смакай» г. Ишимбай; ТОС село Туяляс г. Сибай; ТОСы городов Уфа, Учалы, Белорецк, Бирск и, недавно созданный, ТОС «Юлук» Гафурийского района. О том, как заработал самый молодой ТОС, рассказал его председатель Р.Ш. Юлуков.
Исследование: «Состояние и характеристика ТОС Хабаровского края»
НП «Дальневосточный центр социальных инноваций», в рамках проекта «Первые шаги», поддержанного Правительством Хабаровского края, провел исследование ТОС края.
Результаты исследования были представлены на площадке ТОС в рамках «Гражданского форума Хабаровского края» в октябре 2017 г.
Площадка ТОС была одной из самых массовых площадок форума, т.к. не все желающие смогли принять участие в ее работе из-за ограниченности помещения (всего участвовало 88 человек).
Нормативно-правовая база ТОС
Как презентовать концепцию проекта, чтоб донести основную идею до участников и вовлечь волонтеров в его реализацию?
Золотое правило этики Эрика Эриксона: "Взаимодействуй с людьми так, чтоб результат Вашего взаимодействия давал новые силы и другому, и тебе". С таким энергетически положительным зарядом в третий раз руководители социально ориентированных организаций встретились в январе нового года в учебном центре ПАО "Сбербанк" в рамках благотворительной образовательной программы "Все менеджеры делают это!".