Разрабатываемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ проект федерального закона «О похоронном деле», заменяющий ныне действующий Федеральный закон от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», предусматривает большое количество новшеств, призванных вывести похоронную отрасль на новый уровень. Учитывая, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесена действующим законодательством к числу вопросов местного значения, Общероссийский Конгресс муниципальных образований принимает активное участие в обсуждении данного документа в рамках работы экспертного совета по выработке государственной политики в сфере погребения и похоронного дела при Минстрое России.
27-29 октября в Москве прошла XV научно-практическая конференция «Современные подходы к управлению похоронным делом», ключевой темой которой стало обсуждение новой редакции федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации», разрабатываемого Минстроем России. Организатором мероприятия стал Союз похоронных организаций и крематориев, а участие в нем приняли представители Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, Минстроя, Минэкономразвития, Минобороны, Федеральной антимонопольной службы, Торгово-промышленной палаты. В рамках конференции исполнительной дирекцией ОКМ О был представлен доклад, подготовленный на основе опроса, участие в котором приняли советы муниципальных образований шестнадцати субъектов РФ (Республики Башкортостан, Республики Саха [Якутия], Пермского и Ставропольского краев, Волгоградской, Иркутской, Кемеровской, Кировской, Курганской, Курской, Ленинградской, Новгородской, Пензенской, Ростовской, Ульяновской областей и Чукотского автономного округа).
В части определения компетенции органов местного самоуправления в похоронной сфере направленный в советы муниципальных образований вариант проекта федерального закона «О похоронном деле» предполагал:
- изменение закрепленной в ФЗ-131 формулировки вопроса местного значения «организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения» на «организация похоронного дела и содержание объектов похоронного назначения» (статья 52 проектируемого закона);
- передачу вопроса местного значения «организация похоронного дела и содержание объектов похоронного назначения» от поселений муниципальным районам (статьи 7 и
- закрепление закрытого перечня полномочий органов местного самоуправления в похоронной сфере, включающего:
- организацию похоронного дела на территории муниципального района;
- создание, содержание и ликвидацию кладбищ;
- создание объектов похоронного назначения;
- предоставление мест захоронения;
- установление размера бесплатного участка земли для захоронения умершего;
- установление стоимости аренды колумбарных ниш;
- выдачу родственникам, законным представителям умерших и иным лицам сведений о датах и местах захоронения;
- ведение учета мест захоронений (статья 7).
Анализ собранных материалов показывает, что первая и последние из указанных выше новелл не вызвали у советов муниципальных образований негативной реакции и критических замечаний. В свою очередь, ряд участвовавших в опросе советов оценили решение о передаче на районный уровень вопроса организация похоронного дела как неоптимальное.
Так, СМО Кировской области приводит отзыв главы Кикнурского муниципального района, в котором отмечается, что предложенный механизм получения разрешения на захоронение от органов местного самоуправления районов ляжет бременем на людей, которые самостоятельно занимаются организацией похорон. В поселениях нет специалистов районных администраций, и соответственно необходимо будет специально ехать в районный центр и получать такое разрешение. В администрациях нет структурных подразделений, занимающихся такой работой, и создать их не представляется возможным, так как мы стеснены в своих решениях нормативами на штаты и расходы, а имеющиеся штатные единицы и без того нагружены дополнительными обязанностями. Считаю, что полномочия по содержанию мест захоронений необходимо оставить на уровне поселений.
СМО Республики Саха (Якутия) в своем материале предлагает в статье 7 проекта федерального закона уточнить (разделить) полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и поселений. В условиях Якутии, где поселения находятся от райцентра в нескольких сотнях километров, притом многие труднодоступны, передача полномочий в сфере похоронного дела муниципальному району создаст определенные трудности в предоставлении ритуальных услуг.
По мнению СМО Ставропольского края, полномочия органов местного самоуправления, определенные в этой статье, целесообразно возложить на городские и сельские поселения, а не на муниципальные районы, так как фактически администрации городских и сельских поселений занимаются организацией работы по созданию, содержанию и ликвидации кладбищ, по предоставлению мест захоронения, оказанию помощи населению в погребении умерших.
При указанных обстоятельствах полагаем возможным разделение полномочий между муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями в следующем порядке:
- возложить на органы МСУ муниципальных районов организацию похоронного дела на межмуниципальном уровне в части создания специализированных предприятий по оказанию ритуальных услуг, установления размера бесплатного участка земли для захоронения умершего, ведения учета мест захоронения, выдачи документов о датах и местах захоронения;
- возложить на органы МСУ городских и сельских поселений организацию похоронного дела в части создания, содержания и ликвидации кладбищ и других объектов похоронного назначения, предоставления мест захоронения, оказания помощи населению в похоронах умершего, передачи сведений о дате и местах захоронения в органы местного самоуправления муниципального района.
Единства мнений среди муниципалов не было и в 2012 году, когда в аналогичном опросе шесть из десяти принявших в нем участие советов поддержали предложение об исключении из компетенции органов МСУ полномочий по созданию специализированной службы, занимающейся погребением умерших и оказанием услуг по погребению. Основным доводом тогда служило отсутствие необходимого финансирования для обеспечения нормальной деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела и связанные с этим риски общественного недовольства качеством оказываемых ими услуг. Вместе с тем советами отмечалось, что на практике с такими проблемами сталкивались в основном сельские поселения, имеющие глубоко дотационные бюджеты. Для городских поселений, а также таких сильно урбанизированных регионов, как, например, Московская и Нижегородская области, проблема содержания специализированной похоронной службы не была столь актуальной. Именно поэтому Конгресс, рассматривая тогда проблему осуществления органами МСУ ритуальных услуг, не поддержал предложение об исключении данного вопроса местного значения.
После недавнего принятия Федерального закона № 136-ФЗ ситуация с организацией похоронного дела на муниципальном уровне изменилась кардинальным образом. Во-первых, с 1 января 2015 года в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 ФЗ-131 на территориях сельских поселений вопрос организации похоронного дела и содержания кладбищ будет решаться органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. Во-вторых, частью 1.2 статьи 17 ФЗ-131 субъектам Российской Федерации предоставлена возможность своими законами осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти, тем самым законодатель предоставил региональным властям механизм, позволяющий изымать полномочия, с которыми органы МСУ не справляются, что позволяет точечно решать проблемы в отдельных муниципальных образованиях.
Кроме того, разрабатываемый Минстроем проект федерального закона «О похоронном деле» предусматривает разграничение управленческой и хозяйственной деятельности в похоронной сфере. В частности, статьей 26 закона предполагается, что уполномоченным органом местного самоуправления будет осуществляться организация работ по содержанию кладбищ, в то время как непосредственно содержать их будет организация или индивидуальный предприниматель, определяемый на конкурсной основе. В случае принятия данной нормы на практике это приведет к повышению эффективности расходования бюджетных средств в похоронной сфере.
Учитывая изложенное, представляется, что норма о передаче от городских поселений муниципальным районам организации похоронного дела действительно не является наилучшим вариантом разграничения полномочий в данной сфере. В качестве альтернативы советы муниципальных образований предлагают следующие варианты:
1. Определить в проектируемом законе «О похоронном деле» перечень полномочий органов местного самоуправления в похоронной сфере, оставив без изменений предусмотренное действующей редакцией Федерального закона № 131-ФЗ распределение вопросов местного значения по типам муниципальных образований. В результате организация похоронного дела будет осуществляться:
- на территории городских поселений — органами МСУ городских поселений;
- на территории сельских поселений — органами МСУ муниципальных районов;
- на межселенных территориях — органами МСУ муниципальных районов;
- на территории городских округов — органами МСУ городских округов.
2. Разграничить полномочия органов местного самоуправления, входящие в состав вопроса местного значения «организация похоронного дела», между городскими поселениями и муниципальными районами, возложив:
- на городские поселения — организацию похоронного дела в части создания, содержания и ликвидации кладбищ и других объектов похоронного назначения, предоставления мест захоронения, установления стоимости аренды колумбарных ниш, оказания помощи населению в похоронах умершего, передачи сведений о дате и местах захоронения в органы местного самоуправления муниципального района;
- на муниципальные районы — организацию похоронного дела на межмуниципальном уровне в части установления размера бесплатного участка земли для захоронения умершего, ведения учета мест захоронения, выдачи родственникам, законным представителям умерших и иным лицам сведений о датах и местах захоронения.
Эти и другие замечания и предложения к проекту федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации», сделанные советами муниципальных образований, были переданы исполнительной дирекцией ОКМО в Минстрой России.
По страницам журнала "Муниципальная Россия"