Не последняя песня

12.02.2015
12.02.2015
Новости ОКМО

Разрабатываемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ проект федерального закона «О похоронном деле», заме­няющий ныне действующий Федеральный закон от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», предусматривает большое ко­личество новшеств, призванных вывести похоронную отрасль на новый уровень. Учитывая, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесена действующим законодательством к числу вопросов местного значения, Общероссийский Конгресс муниципальных образова­ний принимает активное участие в обсуждении данного документа в рам­ках работы экспертного совета по выработке государственной политики в сфере погребения и похоронного дела при Минстрое России.

27-29 октября в Москве прошла XV научно-практическая конференция «Современные подходы к управлению похоронным делом», ключевой темой которой стало обсуждение новой редакции федерального закона «О похорон­ном деле в Российской Федерации», разрабатываемого Минстроем России. Организатором мероприятия стал Союз похоронных организаций и кремато­риев, а участие в нем приняли представители Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, Минстроя, Минэкономразвития, Минобороны, Федеральной антимонопольной службы, Торгово-промышлен­ной палаты. В рамках конференции исполнительной дирекцией  ОКМ О был представлен доклад, подготовленный на основе опроса, участие в котором приняли советы муниципальных образований шестнадцати субъектов РФ (Республики Башкортостан, Республики Саха [Якутия], Пермского и Став­ропольского краев, Волгоградской, Иркутской, Кемеровской, Кировской, Курганской, Курской, Ленинградской, Новгородской, Пензенской, Ростов­ской, Ульяновской областей и Чукотского автономного округа).

В части определения компетенции органов местного самоуправле­ния в похоронной сфере направленный в советы муниципальных обра­зований вариант проекта федерального закона «О похоронном деле» предполагал:

  • изменение закрепленной в ФЗ-131 формулировки вопроса мест­ного значения «организация ритуальных услуг и содержание мест за­хоронения» на «организация похоронного дела и содержание объектов похоронного назначения» (статья 52 проектируемого закона);
  • передачу вопроса местного значения «организация похоронного дела и содержание объектов похоронного назначения» от поселений муниципальным районам (статьи 7 и 
  • закрепление закрытого перечня полномочий органов местного самоуправления в похоронной сфере, включающего:

- организацию похоронного дела на территории муниципального района;

- создание, содержание и ликвидацию кладбищ;

- создание объектов похоронного назначения;

- предоставление мест захоронения;

- установление размера бесплатного участка земли для захороне­ния умершего;

- установление стоимости аренды колумбарных ниш;

- выдачу родственникам,  законным представителям умерших и иным лицам сведений о датах и местах захоронения;

- ведение учета мест захоронений (статья 7).

Анализ собранных материалов показывает, что первая и последние из указанных выше новелл не вызвали у советов муниципальных обра­зований негативной реакции и критических замечаний. В свою оче­редь, ряд участвовавших в опросе советов оценили решение о переда­че на районный уровень вопроса организация похоронного дела как неоптимальное.

Так, СМО Кировской области приводит отзыв главы Кикнурского муниципального района, в котором отмечается, что предложенный механизм получения разрешения на захоронение от орга­нов местного самоуправления районов ляжет бременем на людей, которые самостоятельно занимаются организацией похорон. В поселениях нет спе­циалистов районных администраций, и соответственно необходимо будет специально ехать в районный центр и получать такое разрешение. В адми­нистрациях нет структурных подразделений, занимающихся такой работой, и создать их не представляется возможным, так как мы стеснены в своих решениях нормативами на штаты и расходы, а имеющиеся штатные едини­цы и без того нагружены дополнительными обязанностями. Считаю, что полномочия по содержанию мест захоронений необходимо оставить на уровне поселений.

СМО Республики Саха (Якутия) в своем материале предлагает в статье 7 проекта федерального закона уточнить (разделить) полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и поселений. В условиях Якутии, где поселения находятся от райцентра в нескольких сотнях километров, притом многие труднодоступны, передача полномочий в сфере похоронного дела муниципальному району создаст определенные трудности в предоставлении ритуальных услуг.

По мнению СМО Ставропольского края, полномочия органов местного самоуправления, определенные в этой ста­тье, целесообразно возложить на городские и сельские поселения, а не на муниципальные районы, так как фактически администрации городских и сельских поселений занимаются организацией работы по созданию, содер­жанию и ликвидации кладбищ, по предоставлению мест захоронения, ока­занию помощи населению в погребении умерших.

При указанных обстоятельствах полагаем возможным разделение полно­мочий между муниципальными районами, городскими и сельскими поселе­ниями в следующем порядке:

 

  • возложить на органы МСУ муниципальных районов организацию похоронного дела на межмуниципальном уровне в части создания специа­лизированных предприятий по оказанию ритуальных услуг, установле­ния размера бесплатного участка земли для захоронения умершего, ведения учета мест захоронения, выдачи документов о датах и местах захороне­ния;
  • возложить на органы МСУ городских и сельских поселений организа­цию похоронного дела в части создания, содержания и ликвидации клад­бищ и других объектов похоронного назначения, предоставления мест захоронения, оказания помощи населению в похоронах умершего, пере­дачи сведений о дате и местах захоронения в органы местного самоуп­равления муниципального района.

 

Единства мнений среди муниципалов не было и в 2012 году, когда в аналогичном опросе шесть из десяти принявших в нем участие сове­тов поддержали предложение об исключении из компетенции органов МСУ полномочий по созданию специализированной службы, занимаю­щейся погребением умерших и оказанием услуг по погребению. Ос­новным доводом тогда служило отсутствие необходимого финансиро­вания для обеспечения нормальной деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела и связанные с этим риски обще­ственного недовольства качеством оказываемых ими услуг. Вместе с тем советами отмечалось, что на практике с такими проблемами сталкива­лись в основном сельские поселения, имеющие глубоко дотационные бюджеты. Для городских поселений, а также таких сильно урбанизиро­ванных регионов, как, например, Московская и Нижегородская облас­ти, проблема содержания специализированной похоронной службы не была столь актуальной. Именно поэтому Конгресс, рассматривая тогда проблему осуществления органами МСУ ритуальных услуг, не поддержал предложение об исключении данного вопроса местного зна­чения.

После недавнего принятия Федерального закона № 136-ФЗ ситуа­ция с организацией похоронного дела на муниципальном уровне изме­нилась кардинальным образом. Во-первых, с 1 января 2015 года в соот­ветствии с частями 3 и 4 статьи 14 ФЗ-131 на территориях сельских поселений вопрос организации похоронного дела и содержания клад­бищ будет решаться органами местного самоуправления соответствую­щих муниципальных районов. Во-вторых, частью 1.2 статьи 17 ФЗ-131 субъектам Российской Федерации предоставлена возможность своими законами осуществлять перераспределение полномочий между орга­нами местного самоуправления и органами государственной власти, тем самым законодатель предоставил региональным властям механизм, позволяющий изымать полномочия, с которыми органы МСУ не справ­ляются, что позволяет точечно решать проблемы в отдельных муници­пальных образованиях.

Кроме того, разрабатываемый Минстроем проект федерального закона «О похоронном деле» предусматривает разграничение управ­ленческой и хозяйственной деятельности в похоронной сфере. В част­ности, статьей 26 закона предполагается, что уполномоченным орга­ном местного самоуправления будет осуществляться организация работ по содержанию кладбищ, в то время как непосредственно содержать их будет организация или индивидуальный предприниматель, опреде­ляемый на конкурсной основе. В случае принятия данной нормы на практике это приведет к повышению эффективности расходования бюджетных средств в похоронной сфере.

Учитывая изложенное, представляется, что норма о передаче от городских поселений муниципальным районам организации похорон­ного дела действительно не является наилучшим вариантом разграни­чения полномочий в данной сфере. В качестве альтернативы советы муниципальных образований предлагают следующие варианты:

1. Определить в проектируемом законе «О похоронном деле» пере­чень полномочий органов местного самоуправления в похоронной сфе­ре, оставив без изменений предусмотренное действующей редакцией Федерального закона № 131-ФЗ распределение вопросов местного зна­чения по типам муниципальных образований. В результате организа­ция похоронного дела будет осуществляться:

  • на территории городских поселений — органами МСУ городских поселений;
  • на территории сельских поселений — органами МСУ муници­пальных районов;
  • на межселенных территориях — органами МСУ муниципальных районов;
  • на территории городских округов — органами МСУ городских округов.

2. Разграничить полномочия органов местного самоуправления, вхо­дящие в состав вопроса местного значения «организация похоронного дела», между городскими поселениями и муниципальными районами, возложив:

  • на городские поселения — организацию похоронного дела в части создания, содержания и ликвидации кладбищ и других объектов похоронного назначения, предоставления мест захоронения, установления стоимости аренды колумбарных ниш, оказания помощи населению в похоронах умершего, передачи сведений о дате и мес­тах захоронения в органы местного самоуправления муниципально­го района;
  • на муниципальные районы — организацию похоронного дела на межмуниципальном уровне в части установления размера бесплат­ного участка земли для захоронения умершего, ведения учета мест захоронения, выдачи родственникам, законным представителям умерших и иным лицам сведений о датах и местах захоронения.

Эти и другие замечания и предложения к проекту федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации», сделанные советами муниципальных образований, были переданы исполнительной дирекцией ОКМО в Минстрой России.

По страницам журнала "Муниципальная Россия"