Особое мнение (о дальневосточном гектаре)

09.02.2016
09.02.2016
Основные

В законодательном плане особый подход к использованию Земли закреплен принципами земельного законодательства, к которым относятся  приоритет охраны земель, как важнейшего компонента окружающей среды перед использованием ее в качестве недвижимого имущества, приоритет при использовании земель охраны жизни и здоровья человека, несмотря на объемы затрат, которые для этого необходимы, приоритет общественных интересов перед интересами отдельного гражданина, дифференцированный подход к установлению правового режима земель с учетом категории земель, платность землепользования и т.д.

Эти  принципы земельного законодательства выработаны не только практикой землепользования последних десятилетий, но  исходя из того, что  взаимосвязь людей и земли является основополагающей для человеческого существования, они  отражают общечеловеческие подходы  взаимодействия  Человека и Природы.

Составители законопроекта «о дальневосточном гектаре» как будто забыли о том, что было наработано ранее, и предложили новый, радикальный подход к «использованию земель» на Дальнем Востоке, не представляя себе какие огромные негативные  последствия принесет  его реализация на практике.

Законопроект предусматривает возможность предоставления земельных участков вне зависимости от категории земель и наличия или отсутствия градостроительной документации, что нарушает одно из основополагающих требований законодательства - планирование использования земель первично – предоставление земельных участков вторично. 

Предоставление по 1 га земель вне зависимости от цели предоставления  разрывает единую логическую взаимосвязь между размерами земельного участка и его целевым назначением, и  не позволит использовать его для любых целей, как это продекларировано законопроектом.

Законопроект не определяет в качестве обязательного условия предоставления земельного участка необходимость постоянного  проживания на нем гражданина, которому он предоставлен, и не является стимулом для  привлечения населения на Дальний Восток.

Законопроектом не определены условия, при которых земельный участок по истечении определенного времени, может  быть предоставлен в собственность. В данной редакции, как показывает практика применения  принятого в 2002 году Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», данная норма закона может трактоваться по- разному, а, следовательно, является коррупцирогенной.

Предлагаемое законопроектом бесплатное предоставление любому гражданину, для любых целей и практически в любом месте,делает правило из исключения, что нарушает принцип платности землепользования.

Учитывая, структуру  земель Дальнего Востока, законопроект  предполагает возможность  широкого вовлечения  в хозяйственный оборот земель лесного фонда для любых не свойственных для данной категории земель, целей, что  негативно скажется на животном и растительном мире, повлечет за собой ухудшения среды обитания коренных малочисленных народов,  увеличения лесных пожаров и т.д. 

Несмотря на значительные не вовлеченные в хозяйственный оборот территории, земель,  обеспеченных необходимой  инфраструктурой и подготовленных для освоения, практически нет, а следовательно на практике это приведет в выводу из хозяйственного оборота значительных массивов земель, если не сказать жестче – их разбазариванию. Такие земли могут быть востребованы только обеспеченными гражданами.

Законопроектом предусматривается предоставление земельных участков для любых целей, определенных классификатором видов разрешенного использования, который включает в себя  более 300  наименований. Неужели у нас есть такая жизненно важная необходимость в бесплатном предоставлении земельных участков для размещения банков, рынков, торговых центров, дискотек и ночных клубов?    

В итоге принятие законопроекта приведет к существованию на Дальнем Востоке  одновременно двух систем землепользования – традиционной, основанной на Земельном кодексе РФ, и так называемой «инновационной» - вне взаимосвязи  с  принципами и нормами земельного и градостроительного законодательства. Кроме хаоса  это ни к чему не приведет.

Распоряжением Правительства РФ от 03.03. 2012  № 297-р определены основные цели  использования земельного фонда России на среднесрочную перспективу. Их две – повышение эффективности использования земель и охрана земель, как основного компонента окружающей среды и  главного средства  производства в сельском хозяйстве.

Исходя из этого, надо сосредоточить  свои усилия не на разбазаривание земель, а на повышение эффективности использования земель, уже вовлеченных в  хозяйственный оборот.

В первую очередь необходимо:

  • принять участие в подготовке  разрабатываемого по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина федерального закона о новом порядке изъятия не используемых земель сельскохозяйственного назначения, который бы содержал эффективный механизм возврата  их  в государственную собственность;
  • пересмотреть методические подходы к определению платы за землю, превратив существующую десятилетиями чисто фискальную систему сбора платы за землю, в механизм экономического стимулирования предпринимательства и охраны земель;
  • привести в соответствии с новыми нормами земельного законодательства  организацию работы по предоставлению земельных участков, предусмотрев жесткое соблюдение процедур и сроков рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц.

Н.М. Фролов, эксперт