Новое в российском законодательстве на 3 апреля 2017

  • КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Федеральный закон от 28.03.2017 N 35-ФЗ
"О внесении изменения в статью 3.1 Федерального закона "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации"

Установлен запрет на создание иностранными неправительственными организациями, деятельность которых признана нежелательной в РФ, российских юридических лиц и на участие в них

Закон о мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, дополнен положением, согласно которому признание нежелательной на территории РФ деятельности иностранной или международной неправительственной организации влечет за собой, в том числе, запрет на создание иностранной или международной неправительственной организацией на территории РФ юридических лиц либо участие в них.

Федеральный закон от 28.03.2017 N 42-ФЗ
"О внесении изменения в статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Уточнены случаи, при которых с Уполномоченным по правам человека в РФ не проводятся консультации по вопросу досрочного прекращения полномочий уполномоченного по правам человека в субъекте РФ

Согласно Федеральному закону такие консультации не проводятся в случае:

смерти уполномоченного;

признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

его выезда за пределы субъекта РФ на постоянное место жительства;

утраты им гражданства РФ.

• ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Федеральный закон от 28.03.2017 N 36-ФЗ
"О внесении изменения в статью 108 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Заказчики, оказывающие услуги по реализации сжиженного природного газа, получили право заключать энергосервисные контракты

Статьей 108 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере действия субъектов естественных монополий, в том числе газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов. Согласно указанной формулировке энергосервисные контракты не вправе заключать заказчики, оказывающие услуги по реализации сжиженного природного газа.

При этом в Федеральном законе от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" указывается, что условия энергосервисного договора (контракта) могут включаться в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива). То есть природный газ, используемый в качестве моторного топлива, как в компримированном, так и в сжиженном состоянии, может поставляться по таким договорам.

Настоящим Федеральным законом устраняется названное противоречие.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 28.03.2017 N 38-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 4 и 57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статью 8 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"

Дополнены полномочия Банка России в сфере статистического учета

Банку России предоставлены полномочия по организации составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации.

Федеральный закон от 28.03.2017 N 45-ФЗ
"О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Закупки работ по изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной и табачной продукции, ввозимых в РФ, могут осуществляться у единственного поставщика

Соответствующая закупка может осуществляться уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ.

Федеральный закон от 28.03.2017 N 47-ФЗ
"О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О парламентском контроле"

Проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ будет представляться в виде единого документа на рассмотрение в Госдуму и Совет Федерации

Проект направляется Советом Государственной Думы, а в период между сессиями Государственной Думы - Председателем Государственной Думы.

Постановление Правительства РФ от 22.03.2017 N 323
"О внесении изменения в Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации"

Минэнерго России уполномочено принимать решения об изъятии земельных участков для государственных нужд по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией объектов федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта)

Также Минэнерго России уполномочено принимать решения об изъятии земельных участков для государственных нужд по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией линейных объектов федерального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий и относящихся к вышеуказанным объектам.

<Письмо> Минэкономразвития России N 6598-ЕЕ/Д28и, ФАС России N РП/16119/17 от 15.03.2017
"О совместной позиции Минэкономразвития России и ФАС России в отношении осуществления в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" закупок работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда"

Закупка работ, связанных с объектами культурного наследия, путем проведения открытого конкурса не соответствует законодательству о контрактной системе в сфере госзакупок

Данный вывод содержится в совместном письме Минэкономразвития России и ФАС России. При этом обращается внимание на то, что частью 4 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена обязанность заказчика установить дополнительные требования к участникам закупок, если Правительством РФ такие дополнительные требования установлены. Поскольку такие дополнительные требования установлены приложением N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, закупку работ, связанных с объектами культурного наследия, заказчик вправе проводить путем проведения аукциона с обязательным установлением в документации о закупке дополнительных требований к участникам закупки, указанных в пункте 1 приложения N 1 к Постановлению N 99 (требования предъявляются, в том числе, к опыту исполнения (с учетом правопреемства) контракта, к стоимости ранее исполненного контракта).

• ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Федеральный закон от 28.03.2017 N 43-ФЗ
"О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

С 1 января 2018 года будет усилена охрана смежных прав режиссеров-постановщиков театральных произведений

Федеральным законом, в частности, предусматривается:

определение постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, выраженной в какой-либо объективной форме, в качестве особого результата исполнительской деятельности;

наделение режиссера-постановщика личными неимущественными правами (правом на имя, правом на неприкосновенность) при публичном исполнении постановки, не ограничиваясь их защитой лишь при использовании постановки в записи, передачи в эфир или по кабелю, доведении исполнения до всеобщего сведения;

включение в число правомочий, определяющих содержание исключительного права на постановку, правомочия публичного исполнения постановки спектакля, в том числе в живом исполнении;

определение момента начала течения срока охраны исключительного права режиссера-постановщика на постановку в зависимости от момента первого публичного исполнения постановки.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 года.

Повторное осуществление публичного исполнения постановки спектакля лицом, осуществившим с согласия режиссера-постановщика первое публичное исполнение этого спектакля до 1 января 2018 года, не является нарушением положений Федерального закона, если договором режиссера-постановщика спектакля с указанным лицом прямо не предусмотрены однократность публичного исполнения постановки или ограничение количества таких исполнителей.

Федеральный закон от 28.03.2017 N 49-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Подписан закон, устанавливающий приоритет восстановительного ремонта ТС над денежной выплатой по закону об "автогражданке"

Согласно Федеральному закону после осмотра поврежденного транспортного средства страховщик, как правило, будет выдавать страхователю направление на ремонт на станцию технического обслуживания. Станция технического обслуживания при этом должна соответствовать установленным правилами ОСАГО требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего. При этом устанавливается перечень случаев, в которых осуществляется страховая выплата: если ни одна из СТО, с которыми у страховщика заключен договор по организации восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами ОСАГО требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего и потерпевший не согласен на проведение ремонта на иной СТО; в случае полной гибели ТС; смерти потерпевшего или причинения ему тяжкого или средней тяжести вреда здоровью; стоимость восстановительного ремонта превышает страховую сумму или лимит по "европротоколу"; по заявлению потерпевшего-инвалида; в случае признания всех участников дорожно-транспортного происшествия ответственными при отказе от осуществления доплаты за ремонт; при наличии соглашения между страхователем и страховщиком и в ряде иных случаев.

Кроме того, с согласия страховщика потерпевший вправе самостоятельно организовать проведение восстановительного ремонта ТС.

Федеральным законом предусматривается ряд положений, направленных на защиту интересов потерпевших, в частности: место проведения восстановительного ремонта должно быть доступно для потерпевшего (или предусматривается оплата страховщиком перемещения ТС до места проведения ремонта). Также вводится ответственность для страховщика за нарушение обязательств по восстановительному ремонту.

Еще одним нововведением Федерального закона является снятие ограничения по количеству участников ДТП, при которых осуществляется прямое возмещение убытков. Ранее водители должны были обращаться в "свою" страховую компанию только при ДТП с участием двух транспортных средств.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его обязательного опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки, и применяется к договорам ОСАГО, заключенным после его вступления в силу.

Письмо Минэкономразвития России от 07.03.2017 N Д23и-1186
"Относительно включения в площадь жилого здания площадей балконов, лоджий, террас, веранд, гаража, а также площади, занятой внутренними стенами здания"

Включение или невключение площади автостоянки или гаража в площадь жилого дома зависит от их взаимного расположения и конструктивного решения

Сообщается, в частности, что:

если гараж (автостоянка) расположен внутри здания (встроенный) - его площадь не исключается из площади этажа здания и, соответственно, из площади самого здания;

если гараж (автостоянка) является пристроенным к зданию - решение о включении его площади в площадь здания зависит от характера блокирования построек (является блок гаража автономным или нет) (если блок гаража не является автономным (не может эксплуатироваться независимо от жилого дома), такой "блок" является частью здания и, следовательно, его площадь не исключается из площади здания);

если гараж (автостоянка) является отдельно стоящим зданием/сооружением, то такой гараж является самостоятельным объектом кадастрового учета.

Информация Банка России
"Об окончании переходного периода для микрофинансовых организаций"

Банк России напоминает об истечении 29 марта 2017 года переходного периода для разделения микрофинансовых организаций на микрофинансовые и микрокредитные компании

До указанной даты все микрофинансовые организации должны были привести свои наименования в соответствие с требованиями Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Наименование микрофинансовой компании должно содержать словосочетание "микрофинансовая компания" и указание на ее организационно-правовую форму. Наименование микрокредитной компании должно содержать словосочетание "микрокредитная компания" и указание на ее организационно-правовую форму.

Теперь право привлекать денежные средства от граждан, не являющихся их учредителями, остается только за микрофинансовыми компаниями. Микрокредитные компании, привлекавшие в течение переходного периода денежные средства от физических лиц, не являющихся их учредителями, обязаны были исполнить свои обязательства по таким договорам до 29 марта 2017 года. Данное требование не распространяется на договоры займа с целью привлечения денежных средств физических лиц, не являющихся учредителями микрокредитной компании, заключенные микрокредитной компанией до 29 марта 2016 года.

Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О кадастровой деятельности" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" в части приведения положений о комплексных кадастровых работах в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации"

Минэкономразвития России предложены меры по совершенствованию процедуры комплексных кадастровых работ

Законопроектом, в частности, предусматривается:

уточнение порядка проведения комплексных кадастровых работ в отношении лесных участков (в частности, устанавливается запрет на выполнение комплексных кадастровых работ за счет средств местных бюджетов в отношении кадастровых кварталов, где расположены только лесные участки);

возможность использования кадастровыми инженерами технических паспортов, оценочной и иной документации, ранее подготовленной органами и организациями технического учета и технической инвентаризации (для этого органам государственной власти и органам местного самоуправления, являющимся заказчиками комплексных кадастровых работ предоставляется право на бесплатное получение данных документов, хранение которых осуществляется в соответствии со статьей 45 Федерального закона "О кадастровой деятельности");

установление особых увеличенных сроков осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости на основании карты-плана территории.

Проект Федерального закона N 134683-7
"О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере легкой промышленности в качестве основного вида, может быть установлен особый порядок их отнесения к субъектам среднего предпринимательства

Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" установлены предельные значения показателей, используемые для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов МСП по размеру дохода от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (до 120 млн. рублей - микропредприятия, до 800 млн. рублей - малые предприятия, до 2 млрд. рублей - средние предприятия), по размеру среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (до 15 человек - микропредприятия, до 100 человек - малые предприятия, до 250 человек - средние предприятия).

Законопроектом предусматривается, что к субъектам среднего предпринимательства могут быть отнесены хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, которые осуществляют в качестве основного вида предпринимательскую деятельность, относящуюся к легкой промышленности (в рамках класса 13 "Производство текстильных изделий", класса 14 "Производство одежды", класса 15 "Производство кожи и изделий из кожи" раздела C "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности), и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила установленное вышеуказанным Федеральным законом предельное значение для средних предприятий, но не превысила предельного значения, устанавливаемого Правительством РФ для целей отнесения таких хозяйственных обществ к средним предприятиям.

При этом соответствующий вид предпринимательской деятельности признается основным при условии, что доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов юридического лица.

Сведения о предприятиях, соответствующих устанавливаемым критериям, будут включаться в отдельный перечень и передаваться Минпромторгом России в ФНС России для их внесения в единый реестр субъектов МСП.

Проект Федерального закона N 136846-7
"О внесении изменения в статью 1293 Гражданского кодекса Российской Федерации"

Правительство РФ предлагает расширить право следования автора оригинала произведения изобразительного искусства

В действующей редакции статьи 1293 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 12.03.2014 N 35-Ф3 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") автор соответствующего оригинала произведения обладает правом на получение вознаграждения при каждой перепродаже лишь в том случае, когда юридическое лицо или индивидуальный предприниматель выступают в качестве посредника.

Таким образом, случаи, когда автор может претендовать на причитающееся ему вознаграждение за право следования, в настоящее время сужены по сравнению с редакцией данной нормы, действовавшей до вступления в силу указанного Закона N 35-ФЗ.

В этой связи законопроектом устанавливается, что в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве посредника, покупателя или продавца участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин), автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования).

• СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Федеральный закон от 28.03.2017 N 39-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Актуализированы определения понятий, используемых в отдельных законодательных актах, касающихся социального обслуживания населения

Терминология, используемая в Гражданском и Семейном кодексах Российской Федерации, Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральном законе "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", согласована с понятиями и терминами, используемыми, в том числе, в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В частности, понятие "воспитательные учреждения" заменено на "образовательные организации" (в связи с отсутствием определения понятия "воспитательное учреждение" в федеральном законодательстве), понятие "учреждения социальной защиты населения" заменено на "организации социального обслуживания", "стационарные лечебные учреждения" - на "медицинские организации".

<Письмо> Минтруда России от 03.03.2017 N 17-1/ООГ-314
<Об исчислении максимальной суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком>

Минтруд России представил расчет максимальной суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2017 году

Пособие исчисляется исходя, в частности, из величины среднего дневного заработка, определяемого путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года (по общему правилу - предшествующих году наступления отпуска) на число календарных дней в этом периоде (в связи с тем, что 2016 календарный год был високосным годом, количество календарных дней, приходящихся на период 2015 - 2016 гг., равняется 731).

Средний дневной заработок для исчисления указанных пособий не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС России.

Средний заработок застрахованного лица определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку (40% среднего заработка).

Следовательно, по мнению Минтруда России, расчет максимальной суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2017 году выглядит следующим образом:

(670000 + 718000) : 731 x 30,4 x 40% = 23089,00 руб.

• ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Федеральный закон от 28.03.2017 N 48-ФЗ
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики будут подготавливаться в форме единого документа

Формирование единого документа позволит исключить внутренние противоречия между предлагаемыми мерами в рамках общей экономической политики страны.

Полномочия по разработке данного документа и представлению его в Правительство РФ возлагаются на Минфин России.

Устанавливается требование одновременного представления в законодательный (представительный) орган проекта закона (решения) о бюджете, основных направлений бюджетной, налоговой и таможно-тарифной политики, основных направлений бюджетной и налоговой политики субъектов РФ и основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципальных образований.

Постановление Конституционного Суда РФ от 24.03.2017 N 9-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Н. Беспутина, А.В. Кульбацкого и В.А. Чапланова"

Действующий механизм возврата неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета признан не противоречащим Конституции РФ

Конституционный Суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ положения статей 32, 48, 69, 70 и 101 Налогового кодекса РФ, а также пункта 3 статьи 2 и статьи 1102 ГК РФ, поскольку эти положения по своему конституционно-правовому смыслу при отсутствии в законодательстве о налогах и сборах специального регулирования порядка возврата неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета:

не исключают возможность взыскания с налогоплательщика денежных средств, полученных им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного по решению налогового органа имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, в порядке возврата неосновательного обогащения в случае, если эта мера оказывается единственно возможным способом защиты фискальных интересов государства;

предполагают, что соответствующее требование может быть заявлено - в случае, если предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено ошибкой самого налогового органа, - в течение трех лет с момента принятия ошибочного решения о предоставлении имущественного налогового вычета; если же предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено противоправными действиями налогоплательщика, то налоговый орган вправе обратиться в суд с соответствующим требованием в течение трех лет с момента, когда он узнал или должен был узнать об отсутствии оснований для предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета;

исключают применение в отношении налогоплательщика, с которого взысканы денежные средства, полученные им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета, иных правовых последствий, если только такое неосновательное обогащение не явилось следствием противоправных действий самого налогоплательщика, и не иначе как в рамках системы мер государственного принуждения, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Конституционный Суд РФ отметил, что федеральный законодатель правомочен внести в действующее налоговое регулирование изменения, направленные на урегулирование оснований, порядка и сроков взыскания с налогоплательщика соответствующих денежных средств.

Постановление Правительства РФ от 28.03.2017 N 341
"О внесении изменений в перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации"

Новые позиции включены в перечень кодов видов продовольственных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации

Изменения касаются следующих разделов: "Скот и птица в живом весе"; "Мясо и мясопродукты (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий - сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы - балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов - ветчины, бекона, карбонада и языка заливного)"; "Яйцо и яйцепродукты"; "Овощи (включая картофель)".

Предусматривается, что постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.

Указание Банка России от 27.02.2017 N 4299-У
"О числовом значении финансового норматива и порядке расчета финансовых нормативов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов"
Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2017 N 46095.

Для сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов установлены числовое значение финансового норматива и порядок расчета финансовых нормативов

Предусмотрено минимальное допустимое числовое значение финансового норматива - соотношения суммы денежных требований кредитного кооператива, срок платежа по которым наступает в течение двенадцати месяцев, и суммы денежных обязательств кредитного кооператива, срок погашения по которым наступает в течение двенадцати месяцев (ФН7), в размере 70 процентов (50 процентов - для кредитных кооперативов, срок деятельности которых составляет менее двух лет со дня их создания).

Также установлен порядок расчета финансовых нормативов для сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.

Указание вступает в силу с 1 июня 2018 года, за исключением нормы о порядке расчета финансового норматива соотношения величины паевого фонда кредитного кооператива и размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением займов кредитным кооперативом от членов кредитного кооператива и ассоциированных членов кредитного кооператива (ФН4), вступающей в силу с 1 июня 2020 года.

Приказ ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-6/230@
"О вводе в промышленную эксплуатацию мобильных приложений для интерактивного сервиса "Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя" для операционных систем iOS и Android"

ФНС России вводит в промышленную эксплуатацию мобильные приложения для интерактивного сервиса "Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя"

Ссылки на данные мобильные приложения будут размещены в магазинах приложений AppleStore и GooglePlay, а также на сайте ФНС России в разделе "Электронные сервисы" и на странице интерактивного сервиса "Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя".

Приказ ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@
"Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию"

Утверждены обязательные к применению форматы фискальных документов (кассового чека, бланка строгой отчетности, отчетов об открытии и закрытии смены, отчета о текущем состоянии расчетов и пр.)

Перечень фискальных документов установлен пунктом 4 статьи 4.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники...".

Формирование фискальных документов должно осуществляться в соответствии с форматами, утвержденными данным приказом ФНС России.

Приказ также содержит перечень дополнительных реквизитов фискальных документов.

<Письмо> ФНС России от 15.03.2017 N БС-4-11/4624
"О налогообложении компенсаций при расторжении брака"

Доходы, полученные бывшим супругом на основании соглашения о разделе имущества, подлежат налогообложению НДФЛ

Такой вывод содержится в письме Минфина России, направленном в налоговые органы.

При расторжении брака режим совместной собственности прекращается, и имущество (в определенных соглашением сторон или судом долях) переходит в единоличную собственность каждого из супругов.

На основании пункта 5 статьи 208 НК РФ не облагаются НДФЛ доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками. Исключением из этого правила являются доходы, полученные указанными физическими лицами в результате заключения между ними договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений.

С учетом изложенного сделаны следующие выводы:

сумма, выплачиваемая супругом, получившим большую долю имущества, супругу, получившему меньшую долю, на основании решения суда, является компенсацией, которая не подлежит обложению НДФЛ на основании статьи 217 НК РФ;

аналогичная сумма, выплачиваемая бывшим супругом на основании соглашения о разделе имущества, является доходом, подлежащим налогообложению НДФЛ.

<Письмо> ФНС России от 16.03.2017 N БС-4-21/4780
"О применении положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации к помещениям, не вошедшим в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость"

Все помещения внутри административно-делового центра (торгового центра), включенного в перечень, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости

Соответствующий вывод сделан Минфином России при рассмотрении вопроса о налогообложении помещений, расположенных в административно-деловых или торговых центрах (комплексах) и не вошедших в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с требованиями налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ определяет на соответствующий налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость.

Сообщается, что в случае, если определена кадастровая стоимость здания, но при этом кадастровая стоимость помещения не определена, то налоговая база в отношении помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором оно находится, соответствующая площади помещения в общей площади здания.

<Письмо> ФНС России от 23.03.2017 N БС-3-11/1992@
<О применении формы 4-НДФЛ>

ФНС России разъяснила порядок указания кодов ОКТМО/ОКАТО в уточненной налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ)

Согласно правилу, установленному пунктом 5 статьи 81 НК РФ, уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.

Отмечено также, что по вопросу указания кодов ОКТМО вместо ранее действовавших кодов ОКАТО следует руководствоваться письмом ФНС от 25.12.2013 N ГД-4-3/23381@.

В этом письме, в частности, сообщается о внесении соответствующих изменений в налоговую декларацию о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ) приказом ФНС России от 14.11.2013 N ММВ-7-3/501@ "О внесении изменений в приказы ФНС России".

Письмо ФНС России от 30.03.2017 N БС-4-11/5736@
"По вопросу исчисления страховых взносов с сумм вознаграждений, выплачиваемых председателю правления жилищно-строительного кооператива"

Выплаты, производимые председателю правления ЖСК за выполнение им трудовых обязанностей, подлежат обложению страховыми взносами

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений.

Согласно положениям части 3 статьи 118 Жилищного кодекса РФ руководство текущей деятельностью ЖСК осуществляется его правлением. Правление ЖСК избирает из своего состава председателя.

Исходя из положений статьи 16 Трудового кодекса РФ в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания на должность.

Учитывая, что положениями статьи 119 Жилищного кодекса РФ на председателя правления ЖСК возложено выполнение определенных функций по этой выборной должности, то его деятельность относится к трудовой деятельности физического лица.

Таким образом, выплаты, производимые председателю правления ЖСК за выполнение им трудовых обязанностей, подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса РФ.

<Информация> ФНС России
"Конституционный Суд РФ поддержал позицию налоговиков о взыскании ущерба с физического лица, умышленно обанкротившего предприятие"

Конституционный Суд РФ признал правомерным взыскание с бенефициара организации ущерба, причиненного бюджетной системе РФ в связи с уклонением от уплаты налогов

В ходе судебных разбирательств было доказано, что собственник фактически контролировал деятельность предприятия, несмотря на то, что не являлся его директором. Предприятие не смогло заплатить доначисленные налоги, в результате чего налоговые органы подали заявление о его банкротстве. Суд установил вину данного лица и причинно-следственную связь между его действиями и ущербом, причиненным государству в связи с уклонением от уплаты налогов.

В Конституционном суде РФ рассматривался вопрос о возможности принятия жалобы, в которой оспаривалась конституционность абзаца первого пункта 1 статьи 1064 ГК РФ, о возмещении причиненного вреда (Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 N 396-О).

По мнению заявителя, данное законоположение противоречит Конституции РФ, поскольку допускает взыскание с физических лиц, привлеченных к уголовной ответственности, ущерба, причиненного бюджетной системе, при отсутствии установленного факта получения данными лицами экономической выгоды от уклонения от уплаты налогов.

Конституционный Суд отказал в рассмотрении жалобы гражданина, указав, в частности, что обязанность возместить причиненный вред как мера гражданско-правовой ответственности применяется при наличии состава правонарушения, включающего, как правило, наступление вреда, противоправность поведения и причинную связь между ними.

Проект Федерального закона N 134557-7 "О внесении изменений в статьи 7.1 и 7.3 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"

Правительство РФ предлагает обязать аудиторов уведомлять уполномоченный орган о сомнительных сделках аудируемого лица

Законопроектом предусматривается, что при оказании аудиторских услуг аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Определение Верховного Суда РФ от 27.03.2017 N 305-КГ16-16245

Нарушение налогоплательщиком сроков представления квартальных (полугодовых) расчетов по налогу на прибыль организаций не порождает право налогового органа на приостановление операций по счетам в банке

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке.

Оспариваемые решения вынесены в соответствии со ст. 76 НК РФ в связи с непредставлением налоговых деклараций (расчета) по налогам на прибыль организаций. Общество представило в инспекцию декларации (расчеты) по части налога на прибыль, составленные по неустановленной форме, налоговый орган отказал в их принятии на основании п. 3 ст. 80 НК РФ и п. 28 Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н. После повторного представления деклараций (расчетов) по налогу на прибыль, составленных по установленной форме, налоговый орган отменил решения о приостановлении операций по счетам.

Суды трех инстанций в удовлетворении требований отказали, исходя из того, что, поскольку налогоплательщик представил 20.10.2014 декларации (расчеты) по налогу на прибыль за 1 квартал и полугодие 2014 г., составленные по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@, в то время как начиная с 01.01.2014 декларации и расчеты по налогу на прибыль должны представляться по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 14.11.2013 N ММВ-7-3/501@, то налоговый орган правомерно отказал в приеме этих деклараций (расчетов).

Общество сослалось на п. п. 17 и 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым налоговый орган не мог принимать решения по ст. 76 НК РФ в связи с непредставлением квартальных (полугодовых) деклараций (расчетов) по налогу на прибыль, так как они по существу представляют собой не налоговые декларации, а расчеты авансовых платежей. В п. 17 данного Постановления разъяснено, что из п. 3 ст. 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода. Из взаимосвязанного толкования этой нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов - налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как назван этот документ в НК РФ. Его правовая природа должна оцениваться с точки зрения того, что в п. 1 ст. 80 НК РФ разграничиваются понятия налоговой декларации и иных документов, представляемых обязанными лицами в налоговые органы (в том числе расчета авансового платежа, расчета сбора, расчета сумм налога на доходы физических лиц и др.).

В силу п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном данной статьей. Следовательно, в терминологии п. 1 ст. 80 НК РФ налоговой декларацией по налогу на прибыль является только документ, подлежащий представлению налогоплательщиком по истечении налогового периода.

Применительно к п. 23 Постановления Пленума N 57, поскольку п. 3 ст. 76 НК РФ возможность приостановления операций по счетам в банках связывает с несвоевременным представлением закрытого перечня документов, в том числе налоговых деклараций, эта мера не может быть применена к обязанному лицу в случае нарушения им сроков представления иных документов, предусмотренных НК РФ. В связи с тем, что квартальные (полугодовые) расчеты по налогу на прибыль не входят в перечень документов, приведенный в п. 3 ст. 76 НК РФ, нарушение сроков их представления не порождает право налогового органа на приостановление операций по счетам в банке.

С учетом п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.

Судебная коллегия по экономическим спорам отменила все судебные акты по делу и признала решения о приостановлении операций по счетам в банке недействительными.

Проект Федерального закона
"О внесении изменений в статью 88 части первой и главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Подготовлен проект закона, направленного на создание в России системы "tax free"

Проектом устанавливается ставка НДС в размере 0 процентов при реализации товаров уполномоченными организациями розничной торговли, если приобретенные товары вывозятся физическими лицами, имеющими право на компенсацию сумм НДС, за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Определен порядок обоснования применения нулевой ставки налога указанными организациями, условия возврата сумм налога иностранным гражданам, перечень и требования к документам, подтверждающим право на возврат налога.

• БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Федеральный закон от 28.03.2017 N 40-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О Всероссийской переписи населения"

В период между Всероссийскими переписями населения (не позднее чем через 5 лет после очередной переписи) будет проводиться микроперепись на основе выборки не менее пяти процентов населения

Дата и срок проведения микропереписи будут устанавливаться Правительством РФ.

Кроме того, предусматривается:

- введение дополнительного способа сбора сведений о населении с использованием Интернета, при условии прохождения гражданами регистрации в Единой системе идентификации и аутентификации;

- расширение перечня сведений о населении (адрес электронной почты, номер контактного телефона, СНИЛС), используемых для контроля соответствия внесенной в бланк переписного листа информации по конкретному лицу в целях исключения повторного учета.

<Письмо> ФНС России от 09.03.2017 N АС-4-5/4238
"О доведении письма Министерства финансов Российской Федерации от 16 февраля 2017 года N 02-07-07/8786"

Для организаций госсектора приведены бухгалтерские записи по учету операций, связанных с финансированием мероприятий, направленных на сокращение травматизма

Разъяснения подготовлены в целях обеспечения единого подхода при отражении в бюджетном (бухгалтерском) учете хозяйственных операций, осуществляемых в счет начисляемых страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

<Информация> Банка России
"О составлении и представлении отчетности в порядке надзора и статистической отчетности страховщиков за первый квартал 2017 года"

Банк России проинформировал об особенностях представления отчетности страховщиками за I квартал 2017 года

В информации Банка России сообщается о требованиях к формированию отдельных форм отчетности, представляемой в порядке надзора и статистической отчетности.

<Информация> Банка России
"Условия и форматы представления страховщиками годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и отчетности в порядке надзора за 2016 год в форме электронных документов"

В личном кабинете субъектов страхового дела реализована возможность представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и отчетности в порядке надзора за 2016 год

Ссылка на личный кабинет субъектов страхового дела размещена на официальном сайте Банка России.

Отчетность представляется в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в соответствии с форматами, приведенными в данной информации банка России.

• ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Постановление Правительства РФ от 23.03.2017 N 329
"О создании территории опережающего социально-экономического развития "Чусовой"

На территории муниципального образования Чусовское городское поселение (Пермский край) принято решение создать территорию опережающего социально-экономического развития "Чусовой"

Постановлением определены границы ТОР "Чусовой", виды экономической деятельности, которые допускаются при реализации инвестиционных проектов на этой территории, минимальный объем капитальных вложений резидентов и минимальное количество новых постоянных рабочих мест.

Постановление Правительства РФ от 24.03.2017 N 330
"О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. N 120"

С 15 апреля 2017 года размер коэффициента к плате в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам большегрузами, составит 0,51

Ранее этот коэффициент был установлен в размере 0,82. Таким образом, размер платы (3,73 рубля на один километр пути) с учетом коэффициента будет уменьшен с 3,06 до 1,91 рубля.

Постановление Правительства РФ от 24.03.2017 N 334
"О создании территории опережающего социально-экономического развития "Каспийск"

На территории муниципального образования городской округ "город Каспийск" (Республика Дагестан) будет создана территория опережающего социально-экономического развития "Каспийск"

Постановлением определены границы ТОР "Каспийск", виды экономической деятельности, которые допускаются при реализации инвестиционных проектов на этой территории, минимальный объем капитальных вложений резидентов и минимальное количество новых постоянных рабочих мест.

Постановление Правительства РФ от 28.03.2017 N 346
"Об исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения и о Правилах ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения"

Утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения

Перечень процедур включает в себя процедуры, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ, в том числе:

процедуры, связанные с предоставлением прав на земельный участок и подготовкой документации по планировке территорий;

процедуры, связанные с предоставлением прав на лесной участок и его использованием для целей строительства;

процедуры, связанные с заключением договоров подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства нежилого назначения к сетям инженерно-технического обеспечения (к электрическим сетям), а также с архитектурно-строительным проектированием;

процедуры, связанные с осуществлением строительства, реконструкции объектов капитального строительства нежилого назначения;

процедуры, связанные с предоставлением разрешения на ввод объекта капитального строительства нежилого помещения в эксплуатацию, государственной регистрацией прав на построенный объект, заключением договоров энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения.

Во вторую часть перечня включены процедуры, связанные с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов РФ и территориях муниципальных образований, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов РФ или муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

В случае подготовки нормативных правовых актов, предусматривающих изменение количества процедур в указанной сфере строительства, соответствующими государственными органами государственной власти в Минстрой России направляются предложения по изменению перечня процедур.

Ведение реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения, обеспечивает Минстрой России. Устанавливается перечень сведений, подлежащих включению в реестр описаний процедур. Вводится обязанность высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ представлять в Минстрой России необходимые для ведения реестра процедур сведения и сроки их предоставления.

Реестр описаний процедур подлежит размещению на официальном сайте Минстроя России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Распоряжение Правительства РФ от 14.03.2017 N 455-р
<Об утверждении перечня товаров и услуг, в отношении которых при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров (оказании услуг) получателями средств федерального бюджета не предусматриваются авансовые платежи>

Утвержден перечень товаров и услуг, в отношении которых при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров (оказании услуг) получателями средств федерального бюджета не предусматриваются авансовые платежи

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2016 года N 1551 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" установлено, что получатели средств федерального бюджета не предусматривают авансовые платежи при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке отдельных товаров, оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утверждаемый распоряжением Правительства РФ. Настоящим Распоряжением утвержден такой перечень.

При государственных закупках готовой продукции массового потребления по утвержденному перечню авансирование соответствующих контрактов проводиться не будет.

Указание Банка России от 23.01.2017 N 4268-У
"О внесении изменений в Указание Банка России от 23 июня 2015 года N 3688-У "О форме и порядке формирования реестра обязательств негосударственного пенсионного фонда, поставленного на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, перед застрахованными лицами"
Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2017 N 46098.

Реестр обязательств НПФ - участника системы гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования будет формироваться по новым правилам

Новые требования к порядку формирования реестра обязательств НПФ перед застрахованными лицами направлены на оптимизацию использования данных реестра при осуществлении расчета размера гарантируемых средств пенсионных накоплений в случае аннулирования лицензии фонда-участника.

Согласно новой структуре реестр состоит из восьми таблиц, содержащих сведения: о фонде-участнике, о застрахованных лицах, о средствах пенсионных накоплений и т.д. При выгрузке сведений будут формироваться отдельные файлы с такими таблицами.

Приказ Минсельхоза России от 01.03.2017 N 90
"Об утверждении повышающего коэффициента для субъектов Российской Федерации, в которых средняя молочная продуктивность по сельскохозяйственным организациям по итогам за отчетный год составляет 5000 килограмм и выше, в 2017 году"
Зарегистрировано в Минюсте России 27.03.2017 N 46139.

На 2017 год утвержден повышающий коэффициент, используемый при расчете размера субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве для отдельных субъектов РФ

Согласно правилам предоставления данных субсидий (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.01.2017 N 50) для субъектов РФ, в которых средняя молочная продуктивность коров по сельскохозяйственным организациям по итогам за отчетный год составляет 5000 килограмм и выше, ежегодно устанавливается повышающий коэффициент.

На 2017 год данный коэффициент установлен в размере 1,169.

Приказ Росстандарта от 29.03.2017 N 647
"Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации программы мероприятий по предотвращению причинения вреда в связи с несоответствием продукции требованиям технических регламентов"

Росстандартом подготовлены рекомендации по разработке и реализации программы мероприятий по предотвращению причинения вреда в связи с несоответствием продукции требованиям технических регламентов

Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного производителя), которому стало известно о несоответствии выпущенной продукции требованиям технических регламентов, обязан сообщить об этом в орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией и провести проверку достоверности указанной информации.

При подтверждении достоверности полученной информации указанное лицо обязано разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией. Установлено, что указанная программа должна включать в себя мероприятия по оповещению приобретателей о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, а также сроки реализации таких мероприятий. В случае если для предотвращения вреда необходимо понести дополнительные расходы, изготовитель обязан осуществить указанные мероприятия своими силами.

В приложениях приводятся: формы уведомления о получении информации о возможном несоответствии продукции требованиям технических регламентов; программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, связанного с обращением продукции; форма предоставления информации о ходе реализации программ мероприятий по предотвращению причинения вреда, связанного с обращением продукции, а также блок-схема принятия решений при поступлении информации о наличии неисправностей (дефектов) продукции.

<Письмо> Минстроя России от 20.03.2017 N 8658-хм/02
<О взносах в компенсационный фонд саморегулируемых организаций>

Разъяснен порядок возврата денежных средств, излишне уплаченных в компенсационный фонд при переходе ЮЛ или ИП в саморегулируемую организацию по месту регистрации

Сообщается, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, добровольно прекратившие членство в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту своей регистрации, вправе со дня принятия решения о приеме их в члены новой саморегулируемой организации, но не позднее 1 сентября 2017 года, подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено, о перечислении внесенного такими лицами взноса в компенсационный фонд, в саморегулируемую организацию, в которую переходят такие лица.

В указанном случае взнос в компенсационный фонд должен быть перечислен в течение 7 рабочих дней со дня поступления в саморегулируемую организацию соответствующего заявления и документов, подтверждающих факт принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены иной саморегулируемой организации, в саморегулируемую организацию, которой принято указанное решение.

Если в установленный срок саморегулируемая организация, членство в которой индивидуального предпринимателя, юридического лица было прекращено, не выполнит свои обязательства по перечислению взноса в компенсационный фонд или выполнит их частично, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо могут самостоятельно внести взнос в компенсационный фонд возмещения вреда и при необходимости компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации, в которую осуществляют переход, в соответствии с заявленным уровнем своей ответственности.

При исполнении саморегулируемой организацией, членство в которой индивидуального предпринимателя, юридического лица было прекращено, своей обязанности по перечислению внесенного таким лицом взноса в компенсационный фонд, после установленного срока, самостоятельно внесенные таким индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом взносы в компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации, в которую осуществлен переход, должны быть возвращены внесшему такие взносы лицу. Возврат самостоятельно внесенных индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом взносов в указанном случае может быть осуществлен как возврат ошибочно перечисленных средств.

Кроме того, самостоятельно внесенный взнос в компенсационный фонд региональной саморегулируемой организации рассматривается судами как убытки такого лица, причиненные саморегулируемой организацией, членство индивидуального предпринимателя, юридического лица в которой было прекращено, вследствие неисполнения своих обязательств.

• ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

<Письмо> Росприроднадзора от 16.03.2017 N АС-03-04-36/5287
"Об актуализации учетных сведений объектов НВОС"

Росприроднадзором подготовлены методические рекомендации по актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду

Рекомендациями, в частности, разъясняется:

перечень оснований для актуализации сведений об объекте НВОС, содержащемся в реестре объектов НВОС;

перечень документов, подтверждающих сведения, включаемые в государственный реестр объектов НВОС;

порядок подачи документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте НВОС и их рассмотрения.

Снятие с государственного учета объектов НВОС осуществляется по месту постановки их на учет в связи с представлением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями сведений о прекращении деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. Документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте НВОС, является акт его консервации или ликвидации.

В приложениях приводятся формы свидетельства об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду и свидетельства о снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное влияние на окружающую среду.

• ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Постановление Правительства РФ от 21.03.2017 N 320
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 1101"

Уточнены правила ведения реестра сайтов, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено

Определено, в частности, что уполномоченные органы могут вынести обсуждение вопроса о признании информации запрещенной к распространению на территории РФ на заседание экспертной комиссии, состав и порядок деятельности которой утверждаются Роскомнадзором по согласованию с МВД России, Роспотребнадзором и ФНС России. В случае вынесения вопроса о признании информации запрещенной на заседание комиссии срок принятия соответствующего решения уполномоченным органом увеличивается до 7 суток.

Установлено также, что оператор связи может осуществлять взаимодействие с единым реестром в целях ограничения доступа к запрещенной информации посредством третьего лица, имеющего лицензию на оказание услуг связи по передаче данных и (или) на оказание телематических услуг связи. Оператор связи, поручивший третьему лицу осуществлять взаимодействие с единым реестром и ограничивать доступ к запрещенной информации в соответствии с реестровой записью, направляет соответствующее уведомление в территориальный орган Роскомнадзора по своему месту нахождения.

Кроме того, определено, что информация о решении, принятом по запросу о возможном наличии на сайте запрещенной информации, должна содержать следующие сведения:

- наименование уполномоченного органа, принявшего решение;

- номер принятого решения, дата и время его принятия;

- фамилия, имя, отчество и должность должностного лица (лиц), принявшего решение о наличии на сайте запрещенной информации;

- доменное имя и (или) указатель страницы сайта, содержащего информацию или материалы, в отношении которых принято соответствующее решение;

- описание выявленной запрещенной информации, позволяющее ее идентифицировать, включая (если имеется) ее название, с приложением копии страницы сайта, заверенной усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица уполномоченного органа.

Постановление Правительства РФ от 23.03.2017 N 325
"Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных"

Определены дополнительные требования к составу, функциональным характеристикам и среде функционирования отечественного офисного программного обеспечения

К офисному ПО относятся операционная система, коммуникационное программное обеспечение, офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, программное обеспечение файлового менеджера, справочно-правовая система, программное обеспечение системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты.

Установлено, что Минкомсвязи России в течение 30 дней со дня включения сведений о ПО в реестр российского ПО обеспечивает проверку и подтверждение соответствия программного обеспечения дополнительным требованиям. При этом сведения о соответствии или несоответствии ПО дополнительным требованиям должны будут включаться в реестр.

Определено также, что федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды при осуществлении госзакупок ПО, сведения о котором включены в реестр российского ПО, должны обеспечивать выполнение дополнительных требований.

Изменения, утвержденные настоящим Постановлением, вступают в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования.

Постановление Правительства РФ от 28.03.2017 N 345
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1222"

Межведомственное электронное взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами с 31 декабря 2017 года будет осуществляться только с использованием единого электронного сервиса

Указанным органам власти и фондам необходимо обеспечить организационную и технологическую возможность предоставления информации с использованием единого электронного сервиса в рамках межведомственного электронного взаимодействия с 1 июля 2017 года.

Также региональным и местным органам власти рекомендовано:

- с 1 июля 2017 г. обеспечить организационную и технологическую возможность предоставления информации с использованием единого электронного сервиса в рамках межведомственного электронного взаимодействия;

- с 31 декабря 2017 г. осуществлять межведомственное электронное взаимодействие с использованием единого электронного сервиса.

Приказ Минкомсвязи России от 28.12.2016 N 719
"Об утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях (филиалах, представительствах) в сфере информационных технологий, электросвязи, почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации"
Зарегистрировано в Минюсте России 24.03.2017 N 46135.

Минкомсвязи России определен перечень минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях в сфере ИТ, почтовой связи, массовых коммуникаций и СМИ

Перечень состоит из 18 позиций, в числе которых:

- работы дежурного персонала по обеспечению предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению бесперебойного электро- и теплоснабжения, пожарной безопасности;

- выполнение работ по организации и обеспечению комплексной безопасности, в том числе осуществление деятельности по информационной безопасности, антитеррористической защищенности объектов связи, инженерно-технической безопасности и охраны; экономической безопасности; взаимодействию с органами государственной власти, иными органами и организациями по вопросам обеспечения безопасности;

- выполнение полного цикла работ по доставке почтовых отправлений, телеграмм, пенсий и пособий по обязательному государственному социальному страхованию, по доставке и выплате денежных переводов;

- работы по обеспечению выпуска государственных СМИ;

- научно-исследовательские работы, связанные с обеспечением безопасности людей, их жизни и здоровья, а также жизненно важных интересов общества;

- работы, связанные с обеспечением охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников, находящихся непрерывно в образовательных организациях в течение учебного года или круглосуточно.

Согласно ТК РФ при необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть приостановлена решением суда до выполнения работниками и представительным органом работников соответствующих требований.

• ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Федеральный закон от 28.03.2017 N 34-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"

С 1 июня 2017 года национальные фильмы, созданные с привлечением государственного финансирования, должны будут субтитрироваться и тифлокомментироваться за счет указанных средств

Новый закон направлен на реализацию положений Конвенции о правах инвалидов в части защиты и обеспечения полного и равного осуществления всеми инвалидами прав и свобод человека и гражданина.

Установлено, что при получении господдержки на производство полнометражного национального фильма получатель обязан будет осуществить субтитрирование и тифлокомментирование этого фильма за счет указанных средств в соответствии с требованиями, утверждаемыми Минкультуры России.

При получении господдержки на прокат полнометражного национального фильма прокатчик также обязан будет осуществить его обязательное субтитрирование и тифлокомментирование за счет данных средств (кроме фильмов, субтитрирование и тифлокомментирование которых было осуществлено в соответствии вышеуказанным положением).

Кроме того, с 1 января 2018 года демонстраторы фильмов обязаны будут обеспечивать условия доступности для инвалидов кинозалов и осуществлять показ субтитрированных и тифлокомментированных полнометражных национальных фильмов в соответствии с правилами, утверждаемыми Минкультуры России по согласованию с Минтрудом России.

• ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Федеральный закон от 28.03.2017 N 44-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования механизмов увеличения доходов субъектов детско-юношеского спорта и субъектов профессионального спорта"

Целевые отчисления от азартных игр будут направляться на финансирование мероприятий по развитию профессионального спорта и детско-юношеского спорта

Согласно Федеральному закону, организатор азартных игр в букмекерской конторе, заключающий пари на спортивные мероприятия, обязан заключать соглашения об использовании символики, наименований спортивных мероприятий с субъектами профессионального спорта, а именно общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, организующими спортивные мероприятия, в отношении которых он принимает ставки, и на основании таких соглашений осуществлять целевые отчисления от азартных игр, направляемые на финансирование мероприятий по развитию профессионального спорта и детско-юношеского спорта.

База расчета целевых отчислений определяется организатором азартных игр в букмекерской конторе в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.

Целевые отчисления по каждому соглашению устанавливаются в размере пяти процентов от базы расчета целевых отчислений, при этом общий объем целевых отчислений по всем заключенным организатором азартных игр в букмекерской конторе соглашениям не может составлять менее пятнадцати миллионов рублей.

Предусматривается, что на развитие детско-юношеского спорта направляется двадцать процентов общего объема целевых отчислений от азартных игр. Порядок распределения указанных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. На развитие профессионального спорта направляется восемьдесят процентов общего объема целевых отчислений от азартных игр. Порядок распределения указанных средств устанавливается общероссийской спортивной федерацией или профессиональной спортивной лигой.

Федеральный закон вступает в силу с 1 апреля 2017 года

Постановление Правительства РФ от 28.03.2017 N 339
"Об утверждении перечня субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, для целей статей 230.1 и 230.2 Уголовного кодекса Российской Федерации"

Правительством РФ определен перечень субстанций и методов, запрещенных для использования в спорте

Перечень включает запрещенные субстанции - анаболические агенты (S1), пептидные гормоны, факторы роста и миметики (S2), гормоны и модуляторы метаболизма (S4), а также запрещенные методы - манипуляции с кровью и ее компонентами (M1), химические и физические манипуляции (M2), генный допинг (M3).

За склонение спортсмена к использованию субстанций и/или методов, запрещенных для использования в спорте, и за использование в отношении спортсмена субстанций и/или методов, запрещенных для использования в спорте, Федеральным законом от 22.11.2016 N 392-ФЗ введена уголовная ответственность (статьи 230.1 и 230.2 УК РФ соответственно).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.03.2017 N 39
"О приостановлении розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами"
Зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2017 N 46154.

С 30 марта 2017 года вновь вводится временный запрет розничной продажи отдельных видов спиртосодержащей непищевой продукции

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписано приостановить на срок 90 суток розничную торговлю спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами (за исключением стеклоомывающих жидкостей, нежидкой спиртосодержащей продукции, а также спиртосодержащей продукции с использованием укупорочных средств, исключающих ее пероральное потребление) с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции, осуществляемой ниже цены, по которой осуществляется розничная продажа водки, ликероводочной и другой алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов за 0,5 литра готовой продукции, установленной Приказом Минфина России от 11.05.2016 N 58н.

Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ и на железнодорожном транспорте поручено в том числе усилить контроль за оборотом стеклоомывающих жидкостей и спиртосодержащих пищевых добавок и ароматизаторов.

Постановление вступило в силу с момента его официального опубликования.

Приказ Минздрава России от 27.03.2017 N 131
"Об утверждении методических рекомендаций по определению потребности в наркотических средствах и психотропных веществах, предназначенных для медицинского применения"

Минздравом России подготовлены методические рекомендации по определению годовой региональной потребности в наркотических и психотропных препаратах, а также потребности в них медицинских организаций

В соответствии с Рекомендациями при определении региональной потребности следует учитывать в том числе следующие факторы:

показатели смертности пациентов от злокачественных новообразований, терминальной стадии ВИЧ-инфекции (СПИД), иных неизлечимых прогрессирующих заболеваний;

количество пациентов с болевым синдромом, в том числе хроническим, нуждающихся в обезболивании (со злокачественными новообразованиями, терминальной стадии ВИЧ-инфекции (СПИД), иными неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями);

номенклатуру коечного фонда по профилям медицинской помощи и количество вызовов скорой медицинской помощи в конкретном субъекте РФ.

Приведены порядок формирования региональной потребности и формулы расчета медицинскими организациями потребности в наркотических лекарственных препаратах. В приложениях содержится в том числе примерная номенклатура наркотических лекарственных препаратов.

<Письмо> Минздрава России от 07.03.2017 N 14-2/2003945
<О допуске граждан, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, к управлению транспортными средствами>

Разъяснен порядок допуска водителей, пострадавших в ДТП, к управлению транспортными средствами

Минздрав России напоминает, что перечни медицинских противопоказаний к управлению ТС утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 N 1604. Приказом Минздрава России от 15.06.2015 N 342н утвержден порядок направления на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей ТС (далее - Порядок). Согласно Порядку, в случае выявления в ходе обязательного периодического медицинского осмотра работника, занятого на работах в качестве водителя ТС, признаков заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению ТС, медицинская организация выдает работнику направление на обследование и (или) лечение в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь согласно профилю выявленного заболевания (состояния). При подтверждении в ходе обследования и (или) лечения наличия заболевания (состояния), являющегося медицинским показанием или медицинским ограничением к управлению ТС, работник направляется на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование в медицинскую организацию, имеющую лицензию на медицинскую деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) по "медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению ТС".

Обязательный периодический медицинский осмотр работника, управляющего наземными ТС, проводится 1 раз в 2 года с обязательным участием врача-терапевта, врача-психиатара, врача-нарколога, врача-невролога, врача-офтальмолога, врача-оториноларинголога, врача-хирурга, врача-дерматовенеролога.

Вместе с тем порядок допуска водителей-любителей, пострадавших в ДТП, к управлению ТС на основании внеочередного обязательного медицинского освидетельствования с учетом сведений о состоянии здоровья, полученных при их обследовании и (или) лечении, может быть реализован после внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".