Предложения и замечания ООР «РСПП»
по проектам федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (о поэтапном повышении нормативного пенсионного возраста), «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» (о ставке тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование) и «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (о повышении ставки НДС)
1. Концептуально ООР «РСПП» поддерживает предложение о повышении пенсионного возраста.
ООР «РСПП» исходит из того, что такое решение обосновано и связано со складывающейся демографической ситуацией (тенденцией старения населения, изменением соотношения населения в трудоспособном возрасте и за пределами трудоспособного возраста), ростом продолжительности жизни, в том числе здоровой и экономически активной.
Вместе с тем, бизнес видит и риски повышения пенсионного возраста для экономики и рынка труда и неоднократно подчеркивал, что финансовый подход не может быть единственным основанием для определения пенсионного возраста, условий и порядка его введения.
Для принятия решения о конкретных параметрах и порядке повышения пенсионного возраста ООР «РСПП» считает необходимым:
- провести детальную оценку влияния предлагаемых мер на экономику, а также рисков и последствий реализации законопроекта для рынка труда, занятости молодежи, системы защиты от безработицы, включая пособия по безработице и переподготовку лиц старших возрастов, для системы социального страхования, включая все её элементы;
- провести анализ актуарных расчетов и статистических показателей, которые легли в основу законопроекта и подтверждают сбалансированность пенсионной системы, а также систем социального и медицинского страхования при повышении пенсионного возраста в перспективе;
- определить круг вопросов и перечень задач (сформировать «дорожную карту»), для решения которых будет разработан и реализован комплекс мер, в целях нивелирования рисков;
- оценить бюджетные расходы на минимизацию рисков;
2. Сторона работодателей исходит из того, что все новые меры и изменения действующих норм должны сохранять и развивать принципы социального страхования, а не разрушать их.
3. Необходимо прекратить практику дискриминации работающих по найму пенсионеров и восстановить для них общий порядок формирования пенсионных прав, обеспечить соблюдение основополагающего принципа социального страхования - «уплата взносов формирует права».
В действующем пенсионном законодательстве предусмотрены два механизма снижения уровня пенсионного обеспечения работающих пенсионеров, в то время как страховые взносы уплачиваются за них в полном объёме:
- пенсионные права формируются в пониженных объёмах (снижен с 10 до 3 предельный размер индивидуального пенсионного коэффициента, учитываемого при обязательном ежегодном перерасчёте страховой пенсии);
- не индексируется размер страховой пенсии.
В целях последовательной реализации страховых принципов в системе пенсионного страхования, а также для устранения дискриминации работающих пенсионеров, особенно учитывая, что численность работающих пенсионеров в результате повышения пенсионного возраста будет значительно снижена, необходимо:
- исключить часть первую статьи 8 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», так как в соответствии с Конвенциями МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» и № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» у граждан право на пенсионное обеспечение возникает при превышении установленного возраста и не сопровождается дополнительными условиями, такими как утрата заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица);
- исключить установленные частью четвёртой статьи 18, частью пятой статьи 19 и частью пятой статьи 20 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» нормы, предусматривающие пониженные размеры максимального значения индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете страховой пенсии работающих пенсионеров;
- прекратить действие статья 26.1. указанного Федерального закона, определяющей особый порядок выплата страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности, в отношении работающих по найму пенсионеров.
4. Пенсионные накопительные системы.
Бизнес поддерживает предложения по формированию пенсионных накоплений. Считаем при этом, что должен существовать механизм их государственных гарантий и разных видов поддержки (налоговые льготы, софинансирование и т.п.).
Необходимо окончательно решить дальнейшую судьбу накопительного компонента обязательного пенсионного страхования. При введении добровольной системы (например, индивидуального пенсионного капитала (ИПК)) от накопительного компонента обязательного пенсионного страхования в принципе можно отказаться и формировать за счет этого больший размер страховых пенсий.
При принятии решения об индивидуальном пенсионном капитале (ИПК) необходимо определить:
- принципы участия работников в ИПК: заявительный или «автоподписка» (ООР «РСПП» поддерживает осознанный и заявительный характер работника);
- стимулы для работников, государственные гарантии сохранности и преумножения средств;
- механизмы реализации программы, не приводящие к росту административной нагрузки на бизнес.
При внедрении ИПК необходимо учитывать, что частые изменения в накопительной системе (систематическая заморозка средств накоплений и передача их в распределительную систему) привели к потере доверия населения к пенсионной системе в целом и не стимулируют развитие накопительных механизмов.
5. По мнению ООР «РСПП» необходимо ускорить реформирование института досрочных пенсий.
Необходима переоценка оснований выплат досрочных пенсий с целью освобождения системы от оснований, потерявших свое социальное значение. Существенно сократить перечень таких оснований.
Необходимо пересмотреть условия выхода на досрочную пенсию, которые вводились в целях стимулирования занятости в определенных секторах экономики и территориях. Такое стимулирование должно реализовываться в иных формах, не носящих характера долгосрочных пенсионных обязательств.
Досрочное негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) для лиц, занятых в особых условиях труда, целесообразно реализовать, развивая корпоративные пенсионные программы (предоставив право работодателям по согласованию с работниками формировать страховые средства в своих корпоративных системах, а не в ПФР).
Следует ускорить решение задач, связанных с развитием страхования от несчастных случаев на производстве в части страхования профессиональных рисков, что позволит снять часть нагрузки с пенсионной системы и создать новый механизм защиты лиц, начинающих работу во вредных и опасных условиях труда.
При этом модернизацию досрочного пенсионного обеспечения необходимо синхронизировать с реформированием трудового законодательства в части оптимизации системы доплат, компенсаций, мер защиты временем, предоставляемых работникам за работу в особых условиях труда.
6. Тарифная политика в области обязательного социального страхования.
ООР «РСПП» в основном поддерживает проект федерального закона о закреплении на постоянной основе тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на уровне 22% и считает, что такое решение обеспечит большую предсказуемость фискальной нагрузки на бизнес.
ООР «РСПП» не поддерживает предоставление и дальнейшее расширение масштабов применения отраслевых льгот по тарифу страховых взносов на обязательное социальное страхование.
Вместо льгот по страховым взносам целесообразно предоставлять хозяйствующим субъектам государственную поддержку в иных формах.
Следует рассмотреть целесообразность функционирования в перспективе нескольких пенсионных систем: традиционной с установленным на сегодня порядком уплаты взносов и формирования прав и особых (для разных категорий застрахованных, отраслей, видов деятельности) с иным порядком уплаты взносов и формирования пенсионных прав лиц, застрахованных в таких системах.
7. ООР «РСПП» в основном поддерживает проект федерального закона, предусматривающий увеличение ставки НДС.
При принятии данного решения ООР «РСПП» учёл необходимость определения источников финансирования реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и национальных проектов (программ), а также заявленный Правительством Российской Федерации целевой характер использования полученных в результате повышения налога средств, прежде всего, на решение задач развития образования, здравоохранения и повышение пенсий,
ООР «РСПП» считает необходимым для обеспечения стимулирующей роли налоговой системы, частичной компенсации роста фискальной нагрузки на бизнес и снижения административной нагрузки в части налогового администрирования реализовать обсуждаемые в Правительстве Российской Федерации меры, в частности, вывести движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств, из-под налогообложения налогом на имущество, снизить пороги для упрощенного возмещения НДС и т.д.
Еще на эту тему
Александр Шохин: «Повышение НДС - это то, с чем мы можем справиться»
РСПП выдвинул свои условия по поддержке пенсионной реформы
Глава РСПП рассказал об отношении бизнеса к повышению НДС
Бизнес выступил за повышение пособий по безработице, заявил Шохин
Глава РСПП назвал повышение НДС «наименьшим злом»
Шохин назвал повышение НДС «наименьшим злом» при финансировании майского указа
Шохин рассказал, как бизнес реагирует на повышение НДС