Президиум и Общее собрание ОКМО

Приняты решения:

• Об учреждении Ассоциации «Национальная ассоциация развития местного самоуправле­ния».

• Об утверждении Положения о Научно-экс­пертном совете по вопросам урбанистики и но­вым направлениям развития городов при Ассо­циации «Единое общероссийское объединение муниципальных образований (Конгресс)».

• О создании Межрегиональной рабочей группы Общероссийского Конгресса муниципальных обра­зований по цифровизации органов местного само­управления.

• Об утверждении органов управления Авто­номной некоммерческой организации «ЦИФРО­ВОЙ МУНИЦИПАЛИТЕТ».

• Об изменении состава Президиума Кон­гресса.

• О награждении.

Заключены соглашения о сотрудничестве между ОКМО и Научно-исследовательским фи­нансовым институтом Минфина России, Об­щероссийской общественной организацией «ОПОРА РОССИИ» и ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕР­ВИС-УНИВЕРСИТЕТ».

Общенациональная ассоциация ТОС заклю­чила соглашение с Фондом содействия разви­тию муниципальных образований «Ассоциация территорий расположения атомных электро­станций».

Оба мероприятия провел Президент ОКМО, первый заместитель руководителя фракции «Еди­ная Россия» в Государственной Думе ФС РФ Вик­тор Кидяев. Он также выступил на Общем собра­нии с докладом об основных задачах работы Конгресса, сообщив о том, что повестка Общего собрания сформирована во исполнение решений и резолюции Съезда ОКМО, который прошел 7 — 8 февраля в Москве под общей темой «Участие мест­ного самоуправления в реализации национальных проектов».

Одной из важнейших новостей, прозвучавших в докладе Президента Конгресса, стало сообще­ние о том, что разработан и готовится к внесению в Госдуму России законопроект, наделяющий со­веты муниципальных образований субъектов РФ правом законодательной инициативы.

В завершение Общего собрания Виктор Кидяев наградил группу муниципалов почетными знака­ми, грамотами и благодарностями ОКМО.

Из доклада Президента ОКМО Виктора Кидяева на Общем собрании:

«Уважаемые коллеги!

Начиная с этого года, система публичной вла­сти в России перешла на новые методы работы в соответствии с майским Указом Президента РФ.

Речь идет не только о том, что для исполнения Указа написаны новые национальные проекты. На современном этапе требуется обновление мо­тиваций и в целом управленческих подходов. Не побоюсь сказать, что у местного самоуправле­ния начинается новый этап развития.

Вызовы сегодняшнего дня требуют существен­ного повышения качества муниципального управ­ления. Поэтому сегодня мы еще раз говорим о цифровизации муниципального управления.

На пленарном заседании Съезда Конгресса в феврале мы представили вам основные направ­ления цифровизации. Сегодня в соответствии с решением Президиума создана межрегиональ­ная рабочая группа по цифровизации местно­го самоуправления. В ее состав вошли главы субъектов Российской Федерации, которые уча­ствуют в нашем проекте. Рабочая группа будет определять функциональные задачи и стратеги­ческие направления цифровой трансформации муниципального управления, а также станет ор­ганом обратной связи между Конгрессом, регио­нами и муниципалитетами.

Кроме того, в рамках совместного проекта Конгресса и Министерства экономического раз­вития России по инвентаризации муниципаль­ных полномочий собрано и отработано с пилот­ными регионами 420 предложений. В основном, предлагается:

  • обеспечить методологическую базу реализа­ции полномочий;
  • уточнить размытые формулировки, такие как «создание» или «обеспечение благоприятных ус­ловий», «участие», «содействие» и т.п.;
  • усовершенствовать механизмы финансового обеспечения полномочий;
  • разграничить отдельные полномочия между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Коллеги из регионов, как и многие представи­тели местного самоуправления, отмечали, что местные власти, с одной стороны, наделены пол­номочиями государственной природы. Это моби­лизационная подготовка, деятельность аварий­но-спасательных служб и т.д. С другой стороны, в составе вопросов местного значения не хва­тает полномочий, которые можно эффективно исполнять именно на местном уровне, например, таких, как социальная помощь населению.

Коллеги!

За органами местного самоуправления закре­плены права на решение многих вопросов, но если бюджет дотационный, то свои права муни­ципальное образование реализовать не может. Поэтому исполняются только те полномочия, на которые есть финансы.

По состоянию на 1 января 2018 года общий объем доходов местных бюджетов превысил объем расходов местных бюджетов на 18,8 млрд рублей. Однако этот профицит возник, во-пер­вых, в связи начислением земельного налога по кадастровой стоимости. Деньги в местные бюд­жеты поступили в начале декабря, и муниципа­литеты просто не успели их потратить в текущем финансовом году. Во-вторых, муниципалитеты (преимущественно, крупные города) получили большие трансферты на реализацию националь­ного проекта «Формирование комфортной город­ской среды».

Действительно, более половины всех доходов местных бюджетов – 2131,6 млрд. рублей – по­лучили городские округа. Малые города, то есть городские поселения, завершили прошлый год с минусом по доходам (по сравнению с прошлым годом) на 7,5%. Их доходы составили всего 154,4 млрд. рублей. В сельских поселениях доходы со­ставили 208,5 млрд. рублей., и это выше, чем в 2017 году, на 3,6%. При этом, по данным Росстата, инфляция за прошлый год тоже выросла и пре­высила 4%.

Но точных данных о том, сколько местным бюджетам нужно денег на исполнение полномо­чий, по-прежнему нет. Нужны критерии в виде модельных местных бюджетов для каждого вида муниципалитетов, которые позволят реаль­но оценить не только ресурсы муниципалитетов, но и их возможности участвовать в решении за­дач, которые сегодня стоят перед всей страной.

Коллеги!

В резолюции февральского Съезда ОКМО мы написали: местному самоуправлению необхо­дима стратегия развития, обязательно – в од­ном русле с развитием Российской Федерации. В документе необходимо отразить цели и зада­чи развития местного самоуправления и муни­ципального управления на перспективу. Также необходимо предусмотреть создание таких важных механизмов, как межмуниципальное хозяйственное сотрудничество, развитие го­родских агломераций и автоматизация типовых управленческих процедур на основании муни­ципальной статистики, которая начинается сни­зу, доступна для муниципалитетов и работает в оперативном режиме. Немаловажно создать непрерывную систему подготовки современ­ных управленческих кадров для местного са­моуправления, когда людей обучают не только знаниям, умениям и навыкам, но и формируют целеполагание и мотивацию муниципальной работы, а также – мотивацию к участию в жиз­ни общества.

Коллеги!

Во взаимодействии с Комитетом Государ­ственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Конгресс участвует в развитии законодательства. На стра­тегической сессии для членов Конгресса были разработаны предложения, направленные на развитие и укрепление муниципального сообще­ства. В частности, было рекомендовано создать правовой механизм, позволяющий советам му­ниципальных образований субъектов Россий­ской Федерации полноценно представлять инте­ресы местного самоуправления в региональных законодательных органах и перед главой субъек­та Российской Федерации.

Проект такого решения разработан группой де­путатов Госдумы совместно с Конгрессом. Пред­лагается внести в Федеральный закон от 6 ок­тября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представитель­ных) и исполнительных органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации» поправку о наделении совета муниципальных образований правом законодательной инициати­вы на региональном уровне. Так, к полномочиям глав регионов предлагается отнести заслушива­ние ежегодных докладов совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации о состоянии местного самоуправления в субъекте Российской Федерации.

Разработаны изменения и для Федерально­го закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоу­правления в Российской Федерации». Статью 66 ФЗ-131 предлагается дополнить новым пунктом о том, что Совет муниципальных образований представляет главе региона ежегодный доклад о состоянии местного самоуправления в Россий­ской Федерации. Порядок представления еже­годного доклада совета должен быть утвержден законом субъекта Российской Федерации. Изме­нениями в статью 67 предлагается закрепить за единым общероссийским объединением муни­ципальных образований функцию представле­ния ежегодного доклада о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации Пра­вительству России.

Уже получено предварительное одобрение инициативы от Минюста России. После одобре­ния Экспертно-консультативным советом фрак­ции, законопроект будет внесен в Государствен­ную Думу».

ДИСКУССИИ И РЕШЕНИЯ

После доклада Виктора Кидяева перед участ­никами Общего собрания выступили замести­тель министра юстиции РФ Сергей Быстревский и директор Департамента регионального разви­тия Министерства экономического развития РФ Игорь Егоров. Они посвятили свои сообщения перспективам развития местного самоуправ­ления и сотрудничества с ОКМО. В частности, Сергей Быстревский сообщил, что фонд денеж­ного поощрения для победителей Всероссий­ского конкурса «Лучшая муниципальная прак­тика» планируется увеличить в 4 раза – с 40 до 160 млн рублей. Игорь Егоров, отметив важную миссию совместного проекта Минэкономразви­тия и Конгресса по инвентаризации полномочий, высказался о целесообразности анализировать систему муниципальных полномочий на посто­янной основе с вовлечением в эту работу всех регионов России.

Собравшиеся проголосовали за участие Кон­гресса в создании Национальной ассоциации развития местного самоуправления. Решением Общего собрания на учредительном съезде но­вой ассоциации, который планируется провести в Москве, представлять ОКМО поручено прези­денту Конгресса Виктору Кидяеву. С сообщением по этому вопросу на Общем собрании выступили Виктор Кидяев и вице-президент ОКМО, прези­дент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) Александр Соколов.

Общее собрание единогласно приняло реше­ние о создании Научно-экспертного совета по урбанистике и новым направлениям развития городов. Председателем нового совета станет Виктор Кидяев, научным руководителем - веду­щий научный сотрудник Института социологии ФниСЦ Российской академии наук Александр Согомонов, который выступил с коротким докла­дом о целях и задачах создания научно-эксперт­ного совета.

Также на Общем собрании с отдельным со­общением «Об участии Республики Чувашия в проекте Конгресса по цифровизации органов местного самоуправления» выступила министр юстиции и имущественных отношений Чуваш­ской Республики Наталья Тимофеева.

Члены Конгресса приняли несколько оргре­шений. Почетным членом Президиума ОКМО из­бран Николай Малов – депутат и член Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. Из со­става Президиума выведен Илья Давыденко, который перешел на государственную службу и в связи с этим сложил свои полномочия в СМО Чукотского автономного округа.

НОВЫЕ ПАРТНЕРЫ

В ходе Общего собрания Виктор Кидяев объя­вил о том, что Конгресс впервые стал сооргани­затором ежегодного конкурса Союза журнали­стов России «10 лучших газет России – 2018». При этом усилиями Конгресса в этом году в кон­курсе СЖР впервые появилась номинация для спецпроектов по развитию территорий.

Также президент Конгресса подписал три со­глашения о взаимодействии ОКМО:

  •  с Научно-исследовательским финансовым институтом Минфина России (в подписании уча­ствовал директор НИФИ Владимир Назаров);
  • с Общероссийской общественной организа­цией «ОПОРА РОССИИ» (эту организацию пред­ставлял вице-президент Азат Газизов);
  • с ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ» (генеральный директор Евгений Шаманов).

В рамках сотрудничества с «Опорой России» будет организована консультационная и методи­ческая поддержка предпринимателей, меропри­ятия по популяризации и развитию социального предпринимательства и вовлечению бизнес-со­общества в развитие территорий. Кроме того, планируется совместная работа над решением задач нацпроекта «Малое и среднее предприни­мательство, поддержка индивидуальной пред­принимательской инициативы».

Совместно с «Гарантом» Конгресс будет ока­зывать содействие членам Конгресса путем под­готовки и распространения справочной и ана­литической правовой информации, экспертных заключений с обоснованием позиции ОКМО в от­ношении законопроектов и нормативных актов в области местного самоуправления.

Вместе с НИФИ планируется проводить со­вместные обучающие курсы, участвовать в обра­зовательных мероприятиях в качестве лекторов, спикеров, экспертов и членов рабочих групп.

Также Виктор Кидяев, который одновременно является председателем Правления Общерос­сийской ассоциации территориального обще­ственного самоуправления (ОАТОС), подписал от имени ОАТОС соглашение о взаимодействии с Фондом содействия развитию муниципальных образований «Ассоциация территорий располо­жения атомных электростанций» (от имени фон­да подпись поставила ответственный секретарь Светлана Чурилова.