Приняты решения:
• Об учреждении Ассоциации «Национальная ассоциация развития местного самоуправления».
• Об утверждении Положения о Научно-экспертном совете по вопросам урбанистики и новым направлениям развития городов при Ассоциации «Единое общероссийское объединение муниципальных образований (Конгресс)».
• О создании Межрегиональной рабочей группы Общероссийского Конгресса муниципальных образований по цифровизации органов местного самоуправления.
• Об утверждении органов управления Автономной некоммерческой организации «ЦИФРОВОЙ МУНИЦИПАЛИТЕТ».
• Об изменении состава Президиума Конгресса.
• О награждении.
Заключены соглашения о сотрудничестве между ОКМО и Научно-исследовательским финансовым институтом Минфина России, Общероссийской общественной организацией «ОПОРА РОССИИ» и ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ».
Общенациональная ассоциация ТОС заключила соглашение с Фондом содействия развитию муниципальных образований «Ассоциация территорий расположения атомных электростанций».
Оба мероприятия провел Президент ОКМО, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе ФС РФ Виктор Кидяев. Он также выступил на Общем собрании с докладом об основных задачах работы Конгресса, сообщив о том, что повестка Общего собрания сформирована во исполнение решений и резолюции Съезда ОКМО, который прошел 7 — 8 февраля в Москве под общей темой «Участие местного самоуправления в реализации национальных проектов».
Одной из важнейших новостей, прозвучавших в докладе Президента Конгресса, стало сообщение о том, что разработан и готовится к внесению в Госдуму России законопроект, наделяющий советы муниципальных образований субъектов РФ правом законодательной инициативы.
В завершение Общего собрания Виктор Кидяев наградил группу муниципалов почетными знаками, грамотами и благодарностями ОКМО.
Из доклада Президента ОКМО Виктора Кидяева на Общем собрании:
«Уважаемые коллеги!
Начиная с этого года, система публичной власти в России перешла на новые методы работы в соответствии с майским Указом Президента РФ.
Речь идет не только о том, что для исполнения Указа написаны новые национальные проекты. На современном этапе требуется обновление мотиваций и в целом управленческих подходов. Не побоюсь сказать, что у местного самоуправления начинается новый этап развития.
Вызовы сегодняшнего дня требуют существенного повышения качества муниципального управления. Поэтому сегодня мы еще раз говорим о цифровизации муниципального управления.
На пленарном заседании Съезда Конгресса в феврале мы представили вам основные направления цифровизации. Сегодня в соответствии с решением Президиума создана межрегиональная рабочая группа по цифровизации местного самоуправления. В ее состав вошли главы субъектов Российской Федерации, которые участвуют в нашем проекте. Рабочая группа будет определять функциональные задачи и стратегические направления цифровой трансформации муниципального управления, а также станет органом обратной связи между Конгрессом, регионами и муниципалитетами.
Кроме того, в рамках совместного проекта Конгресса и Министерства экономического развития России по инвентаризации муниципальных полномочий собрано и отработано с пилотными регионами 420 предложений. В основном, предлагается:
- обеспечить методологическую базу реализации полномочий;
- уточнить размытые формулировки, такие как «создание» или «обеспечение благоприятных условий», «участие», «содействие» и т.п.;
- усовершенствовать механизмы финансового обеспечения полномочий;
- разграничить отдельные полномочия между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Коллеги из регионов, как и многие представители местного самоуправления, отмечали, что местные власти, с одной стороны, наделены полномочиями государственной природы. Это мобилизационная подготовка, деятельность аварийно-спасательных служб и т.д. С другой стороны, в составе вопросов местного значения не хватает полномочий, которые можно эффективно исполнять именно на местном уровне, например, таких, как социальная помощь населению.
Коллеги!
За органами местного самоуправления закреплены права на решение многих вопросов, но если бюджет дотационный, то свои права муниципальное образование реализовать не может. Поэтому исполняются только те полномочия, на которые есть финансы.
По состоянию на 1 января 2018 года общий объем доходов местных бюджетов превысил объем расходов местных бюджетов на 18,8 млрд рублей. Однако этот профицит возник, во-первых, в связи начислением земельного налога по кадастровой стоимости. Деньги в местные бюджеты поступили в начале декабря, и муниципалитеты просто не успели их потратить в текущем финансовом году. Во-вторых, муниципалитеты (преимущественно, крупные города) получили большие трансферты на реализацию национального проекта «Формирование комфортной городской среды».
Действительно, более половины всех доходов местных бюджетов – 2131,6 млрд. рублей – получили городские округа. Малые города, то есть городские поселения, завершили прошлый год с минусом по доходам (по сравнению с прошлым годом) на 7,5%. Их доходы составили всего 154,4 млрд. рублей. В сельских поселениях доходы составили 208,5 млрд. рублей., и это выше, чем в 2017 году, на 3,6%. При этом, по данным Росстата, инфляция за прошлый год тоже выросла и превысила 4%.
Но точных данных о том, сколько местным бюджетам нужно денег на исполнение полномочий, по-прежнему нет. Нужны критерии в виде модельных местных бюджетов для каждого вида муниципалитетов, которые позволят реально оценить не только ресурсы муниципалитетов, но и их возможности участвовать в решении задач, которые сегодня стоят перед всей страной.
Коллеги!
В резолюции февральского Съезда ОКМО мы написали: местному самоуправлению необходима стратегия развития, обязательно – в одном русле с развитием Российской Федерации. В документе необходимо отразить цели и задачи развития местного самоуправления и муниципального управления на перспективу. Также необходимо предусмотреть создание таких важных механизмов, как межмуниципальное хозяйственное сотрудничество, развитие городских агломераций и автоматизация типовых управленческих процедур на основании муниципальной статистики, которая начинается снизу, доступна для муниципалитетов и работает в оперативном режиме. Немаловажно создать непрерывную систему подготовки современных управленческих кадров для местного самоуправления, когда людей обучают не только знаниям, умениям и навыкам, но и формируют целеполагание и мотивацию муниципальной работы, а также – мотивацию к участию в жизни общества.
Коллеги!
Во взаимодействии с Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Конгресс участвует в развитии законодательства. На стратегической сессии для членов Конгресса были разработаны предложения, направленные на развитие и укрепление муниципального сообщества. В частности, было рекомендовано создать правовой механизм, позволяющий советам муниципальных образований субъектов Российской Федерации полноценно представлять интересы местного самоуправления в региональных законодательных органах и перед главой субъекта Российской Федерации.
Проект такого решения разработан группой депутатов Госдумы совместно с Конгрессом. Предлагается внести в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» поправку о наделении совета муниципальных образований правом законодательной инициативы на региональном уровне. Так, к полномочиям глав регионов предлагается отнести заслушивание ежегодных докладов совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации о состоянии местного самоуправления в субъекте Российской Федерации.
Разработаны изменения и для Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Статью 66 ФЗ-131 предлагается дополнить новым пунктом о том, что Совет муниципальных образований представляет главе региона ежегодный доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации. Порядок представления ежегодного доклада совета должен быть утвержден законом субъекта Российской Федерации. Изменениями в статью 67 предлагается закрепить за единым общероссийским объединением муниципальных образований функцию представления ежегодного доклада о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации Правительству России.
Уже получено предварительное одобрение инициативы от Минюста России. После одобрения Экспертно-консультативным советом фракции, законопроект будет внесен в Государственную Думу».
ДИСКУССИИ И РЕШЕНИЯ
После доклада Виктора Кидяева перед участниками Общего собрания выступили заместитель министра юстиции РФ Сергей Быстревский и директор Департамента регионального развития Министерства экономического развития РФ Игорь Егоров. Они посвятили свои сообщения перспективам развития местного самоуправления и сотрудничества с ОКМО. В частности, Сергей Быстревский сообщил, что фонд денежного поощрения для победителей Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» планируется увеличить в 4 раза – с 40 до 160 млн рублей. Игорь Егоров, отметив важную миссию совместного проекта Минэкономразвития и Конгресса по инвентаризации полномочий, высказался о целесообразности анализировать систему муниципальных полномочий на постоянной основе с вовлечением в эту работу всех регионов России.
Собравшиеся проголосовали за участие Конгресса в создании Национальной ассоциации развития местного самоуправления. Решением Общего собрания на учредительном съезде новой ассоциации, который планируется провести в Москве, представлять ОКМО поручено президенту Конгресса Виктору Кидяеву. С сообщением по этому вопросу на Общем собрании выступили Виктор Кидяев и вице-президент ОКМО, президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) Александр Соколов.
Общее собрание единогласно приняло решение о создании Научно-экспертного совета по урбанистике и новым направлениям развития городов. Председателем нового совета станет Виктор Кидяев, научным руководителем - ведущий научный сотрудник Института социологии ФниСЦ Российской академии наук Александр Согомонов, который выступил с коротким докладом о целях и задачах создания научно-экспертного совета.
Также на Общем собрании с отдельным сообщением «Об участии Республики Чувашия в проекте Конгресса по цифровизации органов местного самоуправления» выступила министр юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Наталья Тимофеева.
Члены Конгресса приняли несколько оргрешений. Почетным членом Президиума ОКМО избран Николай Малов – депутат и член Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. Из состава Президиума выведен Илья Давыденко, который перешел на государственную службу и в связи с этим сложил свои полномочия в СМО Чукотского автономного округа.
НОВЫЕ ПАРТНЕРЫ
В ходе Общего собрания Виктор Кидяев объявил о том, что Конгресс впервые стал соорганизатором ежегодного конкурса Союза журналистов России «10 лучших газет России – 2018». При этом усилиями Конгресса в этом году в конкурсе СЖР впервые появилась номинация для спецпроектов по развитию территорий.
Также президент Конгресса подписал три соглашения о взаимодействии ОКМО:
- с Научно-исследовательским финансовым институтом Минфина России (в подписании участвовал директор НИФИ Владимир Назаров);
- с Общероссийской общественной организацией «ОПОРА РОССИИ» (эту организацию представлял вице-президент Азат Газизов);
- с ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ» (генеральный директор Евгений Шаманов).
В рамках сотрудничества с «Опорой России» будет организована консультационная и методическая поддержка предпринимателей, мероприятия по популяризации и развитию социального предпринимательства и вовлечению бизнес-сообщества в развитие территорий. Кроме того, планируется совместная работа над решением задач нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство, поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Совместно с «Гарантом» Конгресс будет оказывать содействие членам Конгресса путем подготовки и распространения справочной и аналитической правовой информации, экспертных заключений с обоснованием позиции ОКМО в отношении законопроектов и нормативных актов в области местного самоуправления.
Вместе с НИФИ планируется проводить совместные обучающие курсы, участвовать в образовательных мероприятиях в качестве лекторов, спикеров, экспертов и членов рабочих групп.
Также Виктор Кидяев, который одновременно является председателем Правления Общероссийской ассоциации территориального общественного самоуправления (ОАТОС), подписал от имени ОАТОС соглашение о взаимодействии с Фондом содействия развитию муниципальных образований «Ассоциация территорий расположения атомных электростанций» (от имени фонда подпись поставила ответственный секретарь Светлана Чурилова.