В Хабаровске 5 июля 2019 года прошло выездное совещание Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, на котором руководители всех 19 районов Хабаровского края и представители более 20 субъектов федерации совместно с парламентариями пытались выработать оптимальный набор полномочий органов местного самоуправления.
По словам председателя Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексея Диденко, вопрос отнюдь не праздный и является больной темой для всех российских муниципалитетов, при этом он опроверг утверждение о том, что муниципалитеты пытаются любым способом сложить с себя те или иные полномочия.
- Наше совещание посвящено прежде всего определению основной компетенции органов местного самоуправления и снятию с них непрофильных полномочий, которые за последние годы выросли вокруг них, - сказал Диденко. - При этом делегирование полномочий далеко не всегда сопровождалось достаточным материальным ресурсом. Все это привело к тому, что на сегодняшний день муниципальных бюджетов хватает только на поддержку текущих вопросов, о развитии речи не идет.
- Ситуацию можно исправить, если пересмотреть подходы к налоговому и бюджетному законодательству, дав возможность муниципалам формировать дополнительную доходную базу, на которую главы и представительные органы могут административно влиять.
Например, председатель Комитета заявил о необходимости зачисления транспортного налога с физических лиц в муниципальные бюджеты, бюджету региона надо оставить только транспортный налог с юр.лиц.
Участники в ходе совещания постарались выработать конкретные предложения: какие функции оставить муниципалитетам, какая нагрузка излишняя, и как поменять законодательство для улучшения финансового положения муниципалов, обеспечив соответствие расходов доходам.
В ходе секции № 1 на тему «Оптимизация полномочий ОМС по решению вопросов местного самоуправления и прав ОМС на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения» выступил первый заместитель председателя Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Игорь Сапко, который отметил, что сегодня 173 отраслевых федеральных закона содержат 1577 полномочий органов местного самоуправления, и только 1348 полномочий можно соотнести с вопросами местного значения, а 230 выходят за их рамками. Поэтому он особо подчеркнул, что в целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов следует в первую очередь завершить работу по инвентаризации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, предусмотренных отраслевым федеральным законодательством, в целях проверки их соответствия вопросам местного значения, закрепленным в № 131-м Федеральном законе.
В рамках работы секции № 2 на тему «Вопросы наделения (делегирования) отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления и перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации» выступил Леонид Черкесов, член Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Он отметил, что необходимо законодательно ограничить количество полномочий, передаваемых для осуществления органам местного самоуправления в порядке наделения их отдельными государственными полномочиями, отдав предпочтение закреплению соответствующих полномочий в качестве собственных в случае необходимости их осуществления на местном уровне, руководствуясь принципом субсидиарности, установленным в Европейской хартии местного самоуправления.
Алексей Диденко предложил четко определить фактические расходные обязательства муниципалитетов и рассчитать их реальную стоимость, детализировать бюджетную классификацию в отношении муниципальных полномочий, а главное - разгрузить органы местного самоуправления, освободив их от осуществления несвойственных им полномочий.
После утверждения на заседании Комитета рекомендации, выработанные в ходе совещания, будут направлены в профильные органы власти, прежде всего Минфин, Минэконом и Минюст.