Суд: за счет бюджета нельзя оплачивать НДС подрядчику по работам, освобожденным от налога
УФК вменило в вину госоргану то, что он неправильно определил НМЦК, включив в нее НДС. Это привело к необоснованному завышению цены контракта за счет бюджетных средств трех уровней, предоставленных для проведения реставрационных работ.
По результатам внеплановой выездной проверки УФК выдало представление с указанием на выявленные бюджетные нарушения. Госорган неправомерно принял к вычету и оплатил подрядчику НДС по работам по сохранению объекта культурного наследия и строительному контролю.
Госорган полагал, что такие работы облагаются НДС, смета на реконструкцию объекта включала налог.
Суды трех инстанций с этим не согласились. Они исходили из того, что госорган как получатель бюджетных средств обязан выполнять требования нормативных актов РФ, касающихся расходования указанных средств. Заключая контракты, он должен был руководствоваться ст. 149 НК РФ. А значит, в НМЦК не нужно было включать НДС. Соответственно, смету следовало составить без НДС.
Суды отметили, что вид строительных работ, предусмотренных градостроительным законодательством (новое строительство, реконструкция, капитальный или текущий ремонт), не может изменить их целевого назначения. Они остаются реставрационными работами, а также работами по приспособлению объекта культурного наследия для использования. Именно их высокое значение для государства позволяет применять льготу по НДС, не увеличивая их стоимость на косвенный налог и, таким образом, экономя бюджетные средства.
Суды отклонили доводы госоргана о наличии положительного заключения Главгосэкспертизы относительно сметы. Они указали, что правильное определение НМЦК является обязанностью заказчика объекта.
Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.02.2020 по делу N А46-3952/2019
ВС РФ разобрался, что нужно выяснить для включения исполнителя контракта по Закону N 44-ФЗ в РНП
Организация не выполнила в срок работы по муниципальному контракту. После окончания его действия заказчик неоднократно требовал исполнить обязательства по контракту. Организация попросила перенести срок. Однако и к новой дате работы не были выполнены. Отказавшись от исполнения контракта, заказчик обратился в контрольный орган для включения организации в РНП.
УФАС не разместило сведения об организации в РНП, поскольку заказчик отказался от исполнения контракта, когда он уже не действовал. Суды поддержали контрольный орган: гражданское законодательство не допускает расторжения договора, срок действия которого истек. Следовательно, решение об отказе правомерно.
Верховный суд отменил акты контрольного органа и судов. Чтобы решить, включать ли организацию в РНП, нужно проверить:
- действительно ли она не исполнила (исполнила ненадлежащим образом) обязательства по контракту;
- было ли это нарушение существенным.
Окончание срока действия контракта не освобождает стороны от ответственности за его нарушение и не может являться основанием, чтобы не включить исполнителя в РНП.
Документ: Определение ВС РФ от 12.03.2020 N 308-ЭС19-23241
Минфин и ФАС рассказали о возможности госзакупок у единственного поставщика в связи с коронавирусом
Ведомства сообщили, что пандемия коронавирусной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы. Территориальные органы ФАС будут учитывать это при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в РНП, проведении проверок.
Заказчики могут заключать контракты с единственным поставщиком по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. ФАС пояснила, что для таких закупок нужна причинно-следственная связь между объектом закупки и профилактикой, предупреждением или ликвидацией последствий распространения коронавируса.
Минфин отметил: в этом случае неважно, есть ли закупаемые товары (работы, услуги) в перечне правительства. Положение об отсутствии в перечне касается только закупок для оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий ЧС природного или техногенного характера. В режиме повышенной готовности в связи с распространением коронавируса заказчики могут закупать любые товары, работы и услуги, связанные с введением данного режима.
Документы: Письмо Минфина от 19.03.2020 N 24-06-06/21324 (https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=30021)
Разъяснения ФАС от 19.03.2020 (https://fas.gov.ru/ckeditor_assets/attachments/1049/doc02512220200319161729.pdf)
Работы по Закону N 223-ФЗ придется оплатить и без договора
Организация отремонтировала кровлю здания и обратилась к заказчику по Закону N 223-ФЗ за оплатой. Тот отказал, посчитав, что работы были выполнены в качестве гарантийных к договору с третьим лицом, по которому организация выступала субподрядчиком. Отдельного письменного соглашения на ремонт кровли стороны не заключали, поэтому оснований для оплаты нет. Организация обратилась в суд.
Суды первых двух инстанций обязали заказчика оплатить работы, однако кассационная инстанция отменила их решения. В работах не было срочной необходимости, имелась возможность провести конкурсные процедуры для заключения договора. Требование провести торги для закупки товаров, работ и услуг - императивная норма Закона N 223-ФЗ.
Верховный суд не согласился с кассацией. По Закону N 223-ФЗ за соблюдение правил закупочной деятельности отвечает заказчик. В связи с этим неправомерно возлагать последствия, к которым привело нарушение процедуры заключения договора, на ответчика и лишать его права на оплату выполненных работ.
Документ: Определение ВС РФ от 11.03.2020 N 308-ЭС19-13774
Названы госконтракты, по которым стороны могут перенести сроки без штрафных санкций
Правительство утвердило перечень контрактов с предприятиями автопрома, по которым стороны могут по взаимному согласию перенести сроки исполнения без применения штрафных санкций. В список вошло 77 контрактов.
Полагаем, что такое право в дальнейшем появится и у сторон других госконтрактов. Минфин готовит проект поправок к Закону N 44-ФЗ, которые коснутся возможности неисполнения или несвоевременного исполнения контрактов из-за последствий распространения коронавируса. В настоящее время текст законопроекта отсутствует. Согласно карточке проекта его вступление в силу запланировано на июнь 2020 года.
Документы: Распоряжение Правительства от 19.03.2020 N 672-р (http://government.ru/docs/39234/)
Уведомление о подготовке проекта федерального закона (https://regulation.gov.ru/projects#npa=100492)
Ключевая ставка: Центробанк занял выжидательную позицию
Банк России решил пока не менять ключевую ставку. Таким образом, ее значение остается на уровне 6%, несмотря на существенное падение курса рубля. Скорее всего, на решение регулятора повлияло замедление инфляции.
По информации Минэкономразвития, темпы инфляции снизились и теперь ее уровень составляет 2,3%. На март прогнозируется примерно такой же показатель.
Большинство экспертов предполагали, что ключевая ставка останется на прежнем уровне, однако некоторые все же говорили о возможности повышения в случае, если курс доллара достигнет уровня 80 руб/долл., а евро - 90 руб/евро. На 20 марта Банк России установил курсы 80,1570 руб/долл. и 87,2669 руб/евро.
На падение курса рубля существенное влияние оказало снижение мировых цен на нефть. Кроме того, пандемия нового коронавируса вносит коррективы в экономические показатели стран и компаний по всему миру.
К вопросу о ключевой ставке ЦБ РФ вернется 24 апреля. Пока сложно прогнозировать, каким будет решение регулятора. К тому моменту влияние на экономику могут оказать как мировая пандемия, так и общая экономическая ситуация в мире в целом и в России в частности.
Отметим, что ставку, которая не повышает и не сдерживает инфляцию, ЦБ РФ расценивает как нейтральную. С точки зрения регулятора, ее размер равен уровню инфляции, увеличенному на 2 - 3 процентных пункта.
Документ: Информация Банка России от 20.03.2020
ФАС частично перешла на дистанционную работу, но контроль за закупками не ослабила
Из-за коронавируса ведомство приостановило плановые проверки до 10 апреля. Однако антимонопольщики будут по-прежнему проводить внеплановые проверки соблюдения законодательства в сфере госзакупок и гособоронзаказа.
Жалобы на нарушения Законов N 44-ФЗ и 223-ФЗ служба рассмотрит дистанционно с помощью видеосвязи или отложит рассмотрение.
Документ: Информация ФАС России от 20.03.2020 (https://fas.gov.ru/news/29577)
Правительство поддержит госзакупку аппаратов ИВЛ и ЭКМО в 2020 году в связи с коронавирусом
Правительство утвердило ряд мер, чтобы упростить закупки аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ) и экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО) в 2020 году.
Так, Минпромторг закупит аппараты у единственного поставщика. Кроме того, в контрактах будут предусмотрены работы и услуги по доставке аппаратов в медорганизации субъектов РФ. Минздрав представит список учреждений, которые необходимо оснастить аппаратами ИВЛ и ЭКМО. Устанавливать аппараты получатели будут за свой счет.
По этим контрактам исполнитель не будет предоставлять обеспечение исполнения контракта и обеспечение гарантийных обязательств. Однако авансирование можно предусмотреть в размере 100% цены контракта в пределах утвержденных ЛБО. Действовать такие контракты должны максимум до 31 декабря 2020 года.
Документы: Постановление Правительства РФ от 21.03.2020 N 323 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003230004)
Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2020 N 706-р (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003230009)