Памятник труженику малой авиации появился в г. Николаевске-на-Амуре

15.06.2020
15.06.2020
Основные

Примечательно, что северяне никогда не использовали  обидное слово - «кукурузник», говоря  о  «всепогодном» и лёгком на подъём Ан-2, люди ласково называли его - «аннушка». В своё время парк Николаевского объединённого отряда насчитывал 45 единиц Ан-2.

История Ан-2 16013, который в одночасье изменил вид привокзальной площади аэропорта, украсил и обновил её, могла закончиться печально: в  2017 году старенький самолет списан в рамках реорганизационных мероприятий, и ему уготовили незавидную участь – быть сданным на металл.

Вмешались сотрудники авиационно-технической базы авиапредприятия:  пришли к своему руководству и озвучили идею о создании памятника. Главными инициаторами сохранения исторического наследия развития местной авиации стали начальник цеха технического обслуживания воздушных судов Александр Лобастов и инженер участка вспомогательного производства Геннадий Веретинский, ветераны предприятия, проработавшие на нём по полвека.

Команда единомышленников в течение нескольких лет восстанавливали воздушное судно. Активное участие на всех этапах работы приняли бортмеханик Андрей Котов, диспетчер по ДСП Валерий Шуйский, инженер службы АТП Сергей Луцев. Этот список обязательно должен пополниться, чтобы не был забыт ни один человек, внёсший свой вклад в доброе дело.

Самолет сильно потрепало время, требовалась его реконструкция:  нужно было восстановить крыло, установить стабилизаторы, провести окраску. Средства собирали всем миром: инженеры, летчики, жители города. Деньги пошли на закупку металла для обшивки. День за днём шла работа. И вот Ан-2 установлен на четыре плиты (каждая весом 6 тонн), вес самого самолёта небольшой – 3 тонны 400 кг. Красавец, точь-в-точь как был много лет назад в пору, когда являлся флагманом северных авиалиний.

Жители Николаевска не могли пропустить такое важное событие – установку воздушного судна, многие подъезжали в аэропорт на машинах, снимали видео, фотографировали. Среди них был и Андрей Казанчев, двадцать лет отлетавший на Ан-2. Взволнованный и растроганный «встречей с «аннушкой», он рассказал:

- Такого надёжного долгожителя никто больше не придумал (Примечание авт.: и это правда – самолёт Ан-2 занесён в Книгу рекордов Гиннеса как единственный самолёт в мире, который выпускается более 70 лет): сколько он спас жизней! При отказе техники садился в горах на скалы, в тайге – на макушки леса. Как правило, оставались живы и пилоты и пассажиры. Эти самолёты в своё время «подняли всю экономику» на северах: летали в Пуир, Нижнее Пронге, Тахту, Тыр, Константиновку, работали на колёсах и лыжах, садились на снег, грунт, на  неподготовленные площадки. Обеспечивали перевозки пассажиров, грузов, топлива, почты, выполняли санзадания, авиалесоохрану, доставляли рыбаков к месту лова….

Авиаторы благодарны заместителю главы администрации Николаевского муниципального района по социальным вопросам С.В. Ереминой за содействие в вопросе по определению и узакониванию места, на котором сейчас красуется памятник. Светлана Владимировна вчера одна из первых побывала на месте установки памятника и не скрывала радости, что всё задуманное получилось.  
2021 год для  самолёта Ан-2 16013 будет юбилейным. 50 лет назад он получил постоянную прописку в созданном Николаевском объединённом отряде. Номер 13 стал счастливым для самой летучей и самой живучей воздушной машины, вопреки всему и всем он ми сейчас в отличной форме.