О полномочиях органов местного самоуправления в сфере законодательства, регламентирующего права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование

10.08.2020
10.08.2020
Основные

Вопросы реализации прав граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование регламентированы Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ), Законами Хабаровского края от 26.01.2005 № 258 «Об отдельных вопросах правового регулирования проведения публичных мероприятий в Хабаровском крае» (далее – Закон края № 258), от 30.03.2011 № 83 «О порядке проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования».

В целях проведения публичного мероприятия его организатор обязан подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган местного самоуправления в порядке, определенном статьей 7 Федерального закона № 54-ФЗ и статьей 2 Закона края № 258.

Так, согласно части 3 статьи 2 Закона края № 258 уведомление о проведении публичного мероприятия подается организатором публичного мероприятия:

1) в орган местного самоуправления городского округа - если место проведения публичного мероприятия находится на территории муниципального образования со статусом городского округа;

2) в орган местного самоуправления городского, сельского поселения - если место проведения публичного мероприятия находится на территории муниципального образования со статусом городского, сельского поселения;

3) в орган местного самоуправления соответствующего муниципального района - если предполагаемое публичное мероприятие будет проходить на межселенной территории либо территориях двух или более поселений, входящих в состав территории одного муниципального района.

В случаях, когда публичное мероприятие проводится на территориях двух или более муниципальных районов (городских округов), уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в Правительство края в сроки, указанные в части 1 настоящей статьи (часть 2 статьи 2 Закона края № 258).

Согласно статье 8 Федерального закона № 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.11.2012 № 406-пр определены единые специально отведенные или приспособленные места в муниципальных образованиях Хабаровского края для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также места массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 54-ФЗ в случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом местного самоуправления.

Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом местного самоуправления. Орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, а именно если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Статьей 4 Закона края № 258 также установлен запрет на проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций на территориях, непосредственно прилегающих к образовательным организациям (в том числе дошкольным), и в помещениях, занимаемых указанными организациями.

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов текущего дня по местному времени, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания (статья 9 Федерального закона № 54-ФЗ).

Частью 1 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ определено, что орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:

1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;

2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;

3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия и в орган внутренних дел для организации взаимодействия по надлежащему обеспечению общественной безопасности участников публичного мероприятия и иных лиц;

4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;

6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;

7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране», своевременно информировать об этом соответствующие органы государственной охраны.

В случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Права и обязанности уполномоченного представителя органа местного самоуправления при проведении публичных мероприятий определены статьями 13, 17 Федерального закона № 54-ФЗ.

Также обращаю внимание, что в целях правильного применения законодательства в указанной сфере для определения территории, непосредственно прилегающей к зданиям и другим объектам, решениями органов местного самоуправления должны быть определены границы земельных участков в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.

Предельная заполняемость специально отведенных мест и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, определены частями 2, 3 статьи 3 Закона края № 258.

Настоящая информация направляется в целях оказания практической помощи при осуществлении правотворческой деятельности, а также профилактики нарушений законодательства в деятельности должностных лиц органов местного самоуправления.

Н.В.Титова - Старший помощник прокурора края по взаимодействию c представительными (законодательными) и исполнительными органами края, органами местного самоуправления