Новости в системе закупок с 03 декабря по 09 декабря 2020

Правительство скорректировало правила использования КТРУ и другие документы в сфере закупок

Опубликованы поправки к отдельным актам правительства в сфере закупок.

Среди прочего изменились правила использования КТРУ. Так, с 1 июля при приобретении радиоэлектронной продукции из перечня нельзя использовать в описании объекта закупки допхарактеристики не по КТРУ. С 27 ноября запрет применяется, только если в закупке установлены ограничения.

Скорректировали также доптребования к операторам электронных площадок. В частности, перечислили причины, по которым оператор не примет банковскую гарантию для обеспечения заявки. Это может случиться, если, например, ИКЗ в записи из реестра банковских гарантий отличается от ИКЗ в извещении о закупке. Данные изменения заработают с 1 декабря.

Кроме того, с 27 ноября участники закупок по Закону N 223-ФЗ среди СМСП (самозанятых) и закупок с обязательным привлечением субподрядчиков из их числа подтверждают свой статус иначе.

Документ: Постановление Правительства РФ от 24.11.2020 N 1909

Изменятся правила нормирования госзакупок техники для сотрудников на удаленке и мебели

Госзаказчики по решению руководителя госоргана могут не соблюдать ограничения по количеству при покупке компьютеров, мобильных телефонов, планшетов и ноутбуков для сотрудников, которых перевели на удаленку. При этом нужно учитывать лимиты по цене.

Также правительство установило единые нормативы госзакупок офисной мебели для нужд сотрудников федеральных госорганов (территориальных подразделений).

Новые правила заработают 5 декабря.

Документ: Постановление Правительства РФ от 24.11.2020 N 1913

Суды напомнили: при определении сроков в госзакупке учитываются нормы ГК РФ об их исчислении

Извещение об аукционе размещено в ЕИС 5 декабря. Цена контракта не превышала установленного размера. Днем окончания срока подачи заявок определено 12 декабря в 10:00. По Закону N 44-ФЗ у участников должно быть минимум 7 дней для подачи заявок.

Контролеры посчитали, что заказчик сократил сроки.

Суды поддержали антимонопольный орган: заказчик не учел нормы ГК РФ об исчислении сроков. Поскольку извещение размещено в ЕИС 5 декабря, срок подачи заявок начинает течь на следующий день. Подавать заявки можно было до 24 часов последнего дня срока. То есть срок окончания подачи заявок не мог быть установлен ранее 23:59 12 декабря. Заказчик сократил время их подачи в седьмой день. Похожая позиция встречается и в административной практике.

Кроме того, заказчики ошибаются также в определении нового срока окончания подачи заявок после изменения документации.

Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 24.11.2020 по делу N А75-796/2020

Уведомление о подписании госконтракта попало в спам - оснований не включать сведения в РНП нет

Победитель вовремя не подписал контракт и не предоставил его обеспечение. Он пояснил: уведомление о необходимости подписать контракт автоматически попало в "спам" электронной почты. Несмотря на этот аргумент, сведения о победителе включили в РНП. Победитель с этим не согласился. Однако суды его не поддержали:

- подавая заявку, участник несет риск наступления последствий при неисполнении своих обязательств;

- победитель действовал небрежно, поскольку не принял меры для надлежащего заключения контракта: не было ни проекта, ни протокола разногласий;

- внесение обеспечения не оправдывает победителя, поскольку сделал он это с опозданием.

Отметим, что при сходных обстоятельствах сведения не всегда включают в реестр. Такие примеры есть в административной практике. Например, Челябинское УФАС посчитало, что победитель не хотел уклоняться: он подписал контракт, хоть и с опозданием. Кроме того, он представил сведения о четырех исполненных контрактах.

Архангельское УФАС тоже не стало включать сведения в реестр: обеспечение внесено, хоть и с опозданием. Победитель направил заказчику объяснения и подтвердил намерение исполнить контракт.

Документ: Постановление АС Северо-Кавказского округа от 19.11.2020 по делу N А32-2635/2020

Госзаказчик сможет взыскать неустойку за нарушение срока этапа контракта, если есть график работ

Стороны заключили контракт на строительные работы. В нем они предусмотрели график производства: указали виды работ по месяцам, их объем и стоимость.

Заказчик сообщил подрядчику, что тот нарушил промежуточные сроки по некоторым периодам графика. В претензии требовалось уплатить неустойку. Подрядчик этого не сделал: промежуточные сроки в контракте не согласованы.

Позднее заказчик уведомил подрядчика о взыскании неустойки за нарушение графика производства. Тот снова не согласился: неустойка за нарушение промежуточных сроков контрактом не предусмотрена.

Суды поддержали заказчика:

- подрядчик принял на себя обязательства выполнить работы по графику производства;

- в графике установлены сроки окончания отдельных видов работ по месяцам, к которым подрядчик должен выполнить объем работ на определенную сумму;

- факт выполнения отдельных работ из графика, а также их приемку заказчиком подтверждают соответствующие акты.

Значит, этапы контракта установлены. Заказчик может взыскать неустойку за их просрочку.

Отметим, в практике есть пример, когда при сходных обстоятельствах суды отказали во взыскании неустойки: согласованный сторонами график выполнения работ по контракту не означает, что установлены этапы.

Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 17.11.2020 по делу N А28-2251/2020

Правительство определило, какие товары будут квотироваться по Закону N 223-ФЗ

С 11 августа действуют изменения законодательства о выполнении обязательной доли закупок отечественных товаров.

Для заказчиков по Закону N 223-ФЗ правительство определило перечень таких товаров. В него включили в том числе продукцию, которая поставляется при выполнении работ (оказании услуг). Перечень применяется с 1 января 2021 года для закупок, которые объявлены с этой даты.

Среди прочего в список вошли:

- бумага и картон (код по ОКПД2 - 17.12);

- портативные компьютеры весом не более 10 кг (код по ОКПД2 - 26.20.11);

- лифты (код по ОКПД2 - 28.22.16.110);

- некоторая офисная мебель, например металлическая (код по ОКПД2 - 31.01.11);

- спортинвентарь, например лыжи (код по ОКПД2 - 32.30.11.110);

- ноутбуки, планшеты (код по ОКПД2 - 26.20.11).

Всего в перечне 251 наименование. Для этих товаров предусмотрена минимальная доля закупок с 2021 по 2023 год. На каждый год определена своя квота, но для некоторых позиций она меняться не будет (например, для лифтовдеревянной офисной мебелибашенных строительных кранов).

Документ: Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 N 2013

УФАС напомнило условия для госзакупки у учреждения УИС как у едпоставщика

В антимонопольный орган пожаловались, что заказчик выбрал не тот способ закупки. Он приобретал работы по благоустройству дороги. Контракт заключен с учреждением УИС, как с едпоставщиком.

Стороны пояснили, что действовали правомерно. По Закону N 44-ФЗ установлен перечень товаров (работ, услуг), которые можно закупить у учреждения УИС как у едпоставщика. Норма специальная. Значит, заказчик обязан ее применять.

Однако контролеры выяснили, что часть товаров для исполнения контракта закуплена подрядчиком у других поставщиков, часть работ передана на субподряд. Всего учреждение УИС представило 65 подтверждающих контрактов. Своими силами были выполнены работы, цена которых составила лишь 5% от цены контракта.

Антимонопольный орган посчитал это незаконным. Довод заказчика, что тот не может вмешиваться в деятельность подрядчика, был отклонен. По Закону N 44-ФЗ заказчик обязан контролировать исполнение контрагентом условий контракта.

Контролеры напомнили, какие условия надо соблюсти для закупки у учреждения УИС как у едпоставщика:

- контракт заключается с учреждением (предприятием) УИС;

- контракт заключается на поставку товаров (работ, услуг) из перечня;

- производить товары (работы, услуги) контрагент обязан лично.

Было также отмечено, что при заключении контракта заказчик должен был знать, что учреждение УИС не сможет выполнить все работы по контракту на благоустройство дороги лично из-за специфики режима содержания осужденных.

Действия заказчика признали незаконными.

Напомним, в рамках оптимизационного пакета поправок предлагается законодательно закрепить, что производить товары (работы, услуги) учреждения и предприятия УИС должны лично.

Документ: Решение Челябинского УФАС России от 16.11.2020 по делу N 074/06/99-2394/2020