Новое в системе закупок с 27 марта по 02 апреля 2021

Минфин разъяснил нюансы согласования заключения госконтракта с едпоставщиком

Заказчик должен направить участнику проект контракта, а участник обязан подписать и вернуть его, не дожидаясь согласования.

Нарушения могут быть обнаружены при согласовании, даже если ранее федеральные контролеры провели внеплановую проверку и претензий не было.

Рассмотрели также ситуацию, когда в отношении закупки есть и предписание федерального органа, и согласование от органа другого уровня. В частности, если предписано отменить итоги закупки, заключить контракт нельзя. В остальных случаях заключение контракта допустимо, если это не противоречит предписанию. Однако сначала нужно исполнить требования контролеров.

Документ: Письмо Минфина России от 18.03.2021 N 24-04-07/19432

Минздрав утвердил новый типовой госконтракт на поставку лекарств

В новом документе расширили перечень кодов объекта закупки по ОКПД2 (приложение N 2 к приказу). Коды для применения типового контракта теперь такие: 21.20.1 - 21.20.23.194.

Контракт привели в соответствие с законодательством. Например, положения о его обеспечении дополнили условием, когда участник закупки среди СМП и СОНКО освобождается от такого обеспечения (с. 24 типового контракта).

В положениях об ответственности сторон учли новые правила определения штрафов за ненадлежащее исполнение контракта, который заключен по итогам закупки среди СМП и СОНКО (с. 27 типового контракта).

Кроме того, разработали образец заявки на получение (выборку) товара (приложение N 9 к типовому контракту на с. 45). Она будет нужна при закупке лекарств с неизвестным объемом.

Ограничений по цене по-прежнему нет.

Приказ вступает в силу 3 апреля взамен действующего. Применять новый контракт нужно по истечении 30 календарных дней после его размещения в ЕИС. Пока его там нет.

Документы: Приказ Минздрава России от 18.01.2021 N 15н

Как применять типовые формы и типовые условия контрактов по Закону N 44-ФЗ

КС РФ разобрался, можно ли привлечь по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ за просрочку исполнения госконтракта

Стороны заключили контракт на поставку запчастей для сельской электростанции. Исполнитель поставил товар с просрочкой и заплатил за это пени заказчику.

Позднее по заявлению надзорного органа суды оштрафовали поставщика по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ за неисполнение обязательств по контракту с причинением вреда обществу и государству. Их мотив был такой:

- поставка товара с просрочкой означает, что контракт не исполнен;

- несвоевременное исполнение контракта ущемило права сельских граждан, поскольку те остались без электричества, нарушило нормальный режим работы учреждений и предприятий.

Поставщик с этим не согласился и обратился в КС РФ: названная норма противоречит Конституции, поскольку допускает широкое толкование. Наказать по ней можно не только за неисполнение обязательств, но и за их просрочку. В данном случае, контракт все же был исполнен, хоть и с опозданием. Значит, неисполненных обязательств нет.

КС РФ не поддержал поставщика. Среди прочего он отметил:

- в норме ответственность не за неисполнение контракта, а за действия (бездействие), которые привели к этому. Под ними понимают не только неисполнение контракта в прямом смысле, но и просрочку;

- в каждом случае устанавливают реальный вред обществу и государству, а также причинно-следственную связь между действиями (бездействием) и наступлением вреда. Существенность вреда может быть в материальном ущербе, нарушении нормальной работы органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, как в данной ситуации;

- не имеет значения, что законодательно не разграничили как именно причинен вред - неисполнением или просрочкой. Последняя тоже может повлечь общественно-опасные последствия;

- защита отношений названной нормой не должна зависеть от характера и вида допущенных виновным нарушений, поскольку это может привести к освобождению от ответственности за вред от его действий;

- норма нужна, чтобы стимулировать исполнение контрактных обязательств и не допускать существенного вреда обществу и государству. Ее нельзя назвать неконституционной.

При рассмотрении данного дела КС РФ опирался на судебную практику и позицию ФАС.

Документ: Постановление КС РФ от 18.03.2021 N 7-П

В перечне квотируемых товаров по Закону N 44-ФЗ может стать больше музыкальных инструментов

С начала года действует перечень российских товаров и товаров из стран ЕАЭС с минимальной долей закупки.

Минпромторг предложил включить в него больше музыкальных инструментов. В их число среди прочего вошли:

32.20.11.110 - фортепиано;

32.20.12.122 - гитары;

32.20.13.131 - аккордеоны;

32.20.13.175 - саксофоны.

Сейчас в списке есть только балалайки и национальные струнные щипковые инструменты.

Общественное обсуждение проекта завершается 7 апреля.

Документ: Проект постановления Правительства РФ

Суды: обязательство по госконтракту считается выполненным в момент предъявления результата к приемке

Заказчик обратился в суд, чтобы взыскать с исполнителя неустойку. Акты сдачи-приемки подтверждали, что работы выполнены с опозданием.

Суды в иске отказали. Контракт предусматривал сроки исполнения по каждому этапу. Заказчик получил отчетные документы и акты до окончания указанных сроков. Исполнитель не должен отвечать за то, что другая сторона подписала их позже.

ВС РФ занимает аналогичную позицию. Исполнитель вправе выполнить работы в установленные контрактом сроки без учета времени на приемку и ее оформление. Это время не входит в период просрочки.

Документ: Постановление АС Московского округа от 12.03.2021 по делу N А40-55102/2020