Хотят изменить типовые условия госконтракта в сфере капстроительства
С прошлого года заказчики применяют типовые условия контракта на строительство (реконструкцию) объекта капстроительства.
Минстрой предложил изменить в них, в частности, положение о цене контракта. Заказчику дадут право сократить сроки исполнения контракта в связи с перераспределением финансирования с поздних периодов на более ранние. Объемы, содержание и цена работ останутся прежними.
У подрядчика появится возможность получить премию за досрочный ввод объекта в эксплуатацию, если продолжительность строительства с учетом новых сроков уменьшится более чем на 5% по сравнению с установленной по контракту. Размер такой премии установят в смете.
Общественное обсуждение проекта завершится 22 июня.
Документ: Проект приказа Минстроя России (http://regulation.gov.ru/projects#npa=116774)
ВС РФ: нельзя расторгнуть госконтракт, если при его исполнении поставщика включили в РНП
Заказчик провел закупку с требованием к участникам об отсутствии сведений о них в РНП. Контракт с победителем заключили в мае. При его исполнении выяснилось, что в июле сведения о победителе включили в реестр.
Заказчик отказался от контракта на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Победитель с этим не согласился. Суды его поддержали:
- в Законе N 44-ФЗ и ГК РФ нет основания для расторжения контракта, если при его исполнении поставщика включили в РНП. Это право не установлено и в самом контракте;
- при рассмотрении заявок и заключении контракта победитель соответствовал требованию об отсутствии сведений о нем в РНП.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Отметим, не все суды разделяют такое мнение, например АС Московского округа.
Документ: Определение ВС РФ от 03.06.2021 N 310-ЭС21-7923
Банк России повысил ключевую ставку
Показатель увеличили на 0,5 процентного пункта. С 15 июня ставка - 5,5%. Решающим фактором стала высокая инфляция. В мае цены выросли на 6% в годовом выражении. Это значительно выше цели ЦБ РФ в 4%.
На инфляцию повлиял эффект низкой базы мая прошлого года из-за коронавируса. Кроме того, усилились факторы внешнеэкономической конъюнктуры, например, рост цен на товары на мировых рынках, включая на черные и цветные металлы. Майское укрепление рубля еще не отразилось на потребительских ценах.
При оценке деловой активности в июне Минэкономразвития отметило: ВВП продолжил восстановление. Например, по сравнению с апрелем 2020 года прирост составил 10,7%. При этом отставание от допандемийного уровня уменьшилось - менее 1%.
По мнению аналитиков, изменение ключевой ставки не окажет негативного эффекта на темпы роста экономики. Но он может стать более устойчивым.
Решение ЦБ РФ, скорее всего, вызовет повышение ставок по депозитам. Возможно, увеличатся ставки и по кредитам. В ожидании этого на кредиты сформируется ускоренный спрос.
Центробанк вернется к вопросу о ключевой ставке 23 июля. Если сегодняшнее решение не поможет снизить инфляцию, то на следующем заседании также можно ожидать повышения ключевой ставки вплоть до 6%.
Напомним, регулятор прогнозирует уровень инфляции в 2021 году на уровне 5,4 - 5,8%, а средний показатель ключевой ставки при таких значениях может достичь 5,8% в этом году и 6,3% в следующем.
Документ: Информация Банка России от 11.06.2021
Разъяснили, при каких обстоятельствах можно изменить долгосрочный строительный госконтракт
По Закону N 44-ФЗ заказчики вправе менять срок и (или) цену долгосрочного строительного контракта в случае непредвиденных обстоятельств, из-за которых его нельзя исполнить. Для этого надо соблюсти ряд условий:
- контракт с ценой 100 млн руб. и выше заключен на срок не меньше 1 года;
- есть решение правительства, высшего исполнительного органа госвласти региона или местной администрации;
- планируемые изменения условий контракта не увеличивают срок его исполнения и (или) цену более чем на 30%.
Минфин, Минстрой и ФАС разъяснили, что так можно корректировать контракт, в частности, при изменении цены строительных ресурсов.
Документ: Письмо Минфина России N 24-06-06/45785, Минстроя России N 24044-АЛ/09, ФАС России N ПИ/47490/21 от 10.06.2021
Оптимизационные поправки к Закону N 44-ФЗ прошли третье чтение
Количество конкурентных процедур сократится до 3-х: конкурс, аукцион, запрос котировок (с. 18-19 проекта). Последний заказчики смогут проводить, если НМЦК не превышает 3 млн руб. Годовой объем закупок этим способом должен составлять не более 20% от СГОЗ вместо 50%, как предлагали ранее. Для заказчиков, у которых прошлогодний СГОЗ был меньше 500 млн руб., объем закупок таким способом составит 100 млн руб. (с. 21 проекта).
Извещение станет главным закупочным документом (с. 59 проекта). Документация нужна лишь для закрытых конкурентных процедур (с. 161 проекта).
Предусмотрели дополнительные механизмы деофшоризации. Так, участником закупки по-прежнему не может стать офшорная компания. В проекте уточнили, что претендент на контракт не должен также иметь такой компании, в частности в составе участников (членов) корпоративного юрлица или учредителей унитарного юрлица (с. 43-44 проекта).
Банковские гарантии заменят независимыми. По проекту стало больше организаций-гарантов. В их перечень вошел Европейский банк развития (с. 104 проекта). Заказчик примет его гарантии, если участник закупки:
- юрлицо с регистрацией на территории ЕАЭС (кроме РФ);
- физлицо - гражданин государства ЕАЭС (кроме РФ).
Поправки вступят в силу поэтапно. Предусмотрены и переходные положения. Основные новшества должны заработать уже 1 января (с. 300 проекта).
Документ: Проект Федерального закона N 1100997-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1100997-7)
Минпромторг указал, как достичь минимальную долю закупок российских товаров по Закону N 223-ФЗ
С начала года действует постановление о минимальной доле закупок российских товаров.
Ведомство указало, что для ее достижения заказчик устанавливает приоритет отечественной продукции над иностранной при проведении конкурса, аукциона и иных процедур, в том числе закупок у едпоставщика.
Чтобы признать товар российским, в рамках квотирования в документацию надо включать требование представить в заявках информацию:
- о нахождении товара в реестре российской промпродукции;
- реестре евразийской промпродукции;
- едином реестре российской радиоэлектронной продукции.
Поскольку при закупках по Закону N 223-ФЗ заказчики руководствуются среди прочего положением о закупке, в нем надо предусмотреть условие о приоритете.
Напомним, с 1 октября данные о закупках квотируемой продукции включают в ежемесячный отчет.
Документ: Письмо Минпромторга России от 28.05.2021 N 43917/12
С 1 января увеличат долю госзакупок у СМП и СОНКО и сократят сроки оплаты по всем контрактам
Депутаты в третьем чтении приняли проект об увеличении обязательной доли закупок у СМП и СОНКО. С 1 января она составит не менее 25% совокупного годового объема закупок вместо 15%, как сейчас.
С этой же даты сократят сроки оплаты по контрактам. Если закупка объявлена с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, срок составит:
- не более 10 рабочих дней - при закупке у СМП и СОНКО;
- не более 15 рабочих дней - при других закупках.
С 1 января 2023 года предельные сроки такие:
- не более 7 рабочих дней - при закупке у СМП и СОНКО;
- не более 10 рабочих дней - при остальных закупках.
Срок по-прежнему отсчитывается с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Документ: Проект Федерального закона N 1111347-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1111347-7)