Новости в системе закупок с 21 по 24 июля 2021

Отмена конкурентной закупки возможна только по основаниям, которые есть в Законе N 223-ФЗ

Заказчик устранил нарушения в закупке по требованию контролеров и перенес процедуру подведения итогов на другое число. Однако потом отказался от ее проведения, поскольку требовалась корректировка техзадания. Он решил провести повторную процедуру.

Участник закупки с этим не согласился. Контролеры его не поддержали.

В суде участник требовал:

- признать его победителем;

- признать недействительным отказ заказчика от дальнейшего проведения закупочной процедуры и решение о повторной закупке;

- отменить протокол подведения итогов повторной закупки.

Заказчик пояснил, что действовал законно: в положении и документации о закупке есть возможность отказаться от процедуры на любом из этапов без материальной ответственности перед участниками. Кроме того, закупка является неконкурентной неторговой процедурой. Об этом тоже сказано в положении о закупке. Правила отмены закупки урегулированы в Законе N 223-ФЗ только для конкурентных процедур.

Первая инстанция поддержала заказчика: участие в закупке не гарантирует заключения договора, поскольку в положении о закупке есть право отказа от нее на любом этапе.

Апелляция частично изменила такое решение и признала отказ незаконным. Кассация с этим согласилась:

- способы закупки надо определять не произвольно, а с учетом принципов информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия необоснованных ограничений конкуренции среди участников;

- объявленная закупка отвечает всем критериям конкурентной процедуры. По Закону N 223-ФЗ ее можно отменить в двух случаях: до момента окончания срока подачи заявок или по истечении срока отмены закупки и до заключения договора при обстоятельствах непреодолимой силы;

- заказчик незаконно установил в положении возможность отказа от конкурентной закупки на любом этапе. Кроме того, он предусмотрел право прекратить процедуру, если лучшее предложение не устроит заказчика;

- необходимость корректировки техзадания не является обстоятельством непреодолимой силы;

- последующая закупка идентична начальной, поскольку внесенные в нее изменения незначительны;

- отказ от проведения изначальной процедуры указывает на намерение заказчика заключить договор с конкретным победителем (что и произошло впоследствии).

Отметим, в практике есть примеры как с аналогичным, так и с противоположным подходом.

Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 30.06.2021 по делу N А51-6038/2020

УФАС: победитель вовремя не внес обеспечение госконтракта из-за больничного - оснований для РНП нет

Победитель своевременно подписал контракт, однако опоздал внести его обеспечение.

Заказчик признал его уклонившимся и сообщил об этом в антимонопольный орган.

Победитель пояснил, что уклоняться не хотел:

- контракт подписан вовремя;

- обеспечение хоть и с просрочкой, но внесено. Просрочка произошла из-за того, что ответственный за эту операцию сотрудник находился на больничном. У замещающего работника, который допустил просрочку, нет опыта заключения контракта;

- победитель ведет свою деятельность более 20 лет. Все контракты он исполнял своевременно и без замечаний.

Контролеры не нашли оснований для РНП.

Такую же позицию при сходных обстоятельствах занимают, в частности, УльяновскоеКемеровскоеОренбургское УФАС.

Однако есть и противоположное мнение.

Документ: Решение Бурятского УФАС России от 29.06.2021 N 003/06/104-638/2021

Требование к минимальной цене и сроку исполнения контракта для оценки опыта в госзакупке незаконно

Для оценки квалификации участников конкурса по показателю "опыт" заказчик требовал представить копии контрактов или договоров по предмету закупки, успешно исполненных в период с 1 января 2018 года до момента окончания срока подачи заявок (далее - контракты). Стоимость каждого из них должна составлять не менее 100% от НМЦК.

Один из участников пожаловался, что заказчик неправильно установил порядок оценки заявок.

Контролеры с этим согласились:

- требование к минимальной цене контракта незаконно, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса;

- условие о том, что для оценки принимаются копии контрактов, которые исполнены в период с 1 января 2018 года до даты окончания срока подачи заявок, может ограничить участников закупки с опытом исполнения контрактов ранее указанного срока.

В практике есть примеры как с аналогичным, так и с противоположным подходом.

Документ: Решение ФАС России от 01.06.2021 по делу N 21/44/105/863