В заседании «круглого стола» приняли участие парламентарии, представители федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления, эксперты. Основными спикерами стали председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко, председатель Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности, заместитель Председателя Высшего Совета ВАРМСУ Вячеслав Тимченко, председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению Алексей Диденко, представители федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления, эксперты.
Модератором выступил губернатор Пензенской области, первый заместитель председателя Высшего Совета ВАРМСУ Олег Мельниченко. Во время вступительного слова он отметил, что в рамках принятых в 2020 году поправок в Конституцию РФ в стране закреплена единая система публичной власти. Поэтому обсуждаемый закон носит всеобъемлющей характер и прописывает функционал местного самоуправления в России.
«Проблема развития местного самоуправления не нова. Напомню, что ранее, к примеру, мы уже инициировали ряд изменений в ФЗ №131, в том числе ввели понятие «муниципальный округ». Особенно насущным является вопрос территориальных основ в части учета региональной специфики в модели организации МСУ. Поэтому основная задача при рассмотрении проекта данного ФЗ и его оценке в том, чтобы были учтены все нюансы, которые отражаются в жизни наших людей», - отметил Олег Мельниченко.
Эксперт подчеркнул: все местное законодательство исходит из того, что его правоприменительная практика должна менять быт и жизнь граждан в лучшую сторону.
«От наших усилий и в части обсуждения, и в части реализации данного законопроекта после его принятия, зависят жизнеустройство и включенность населения в систему решения местных проблем», - резюмировал заместитель председателя Высшего Совета ВАРМСУ.
Андрей Шевченко назвал законопроект важным для всего муниципального сообщества.
«Накопленный за много лет практический опыт в сфере организации местной власти позволяет системно совершенствовать правовые основы местного самоуправления путем принятия концептуально нового базового закона», — считает сенатор.
По его мнению, законопроект направлен, прежде всего, на реализацию положений Конституции РФ о единой системе публичной власти, обеспечение эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти в интересах населения и совершенствования организации местного самоуправления в целом.
Наряду с нововведениями, законопроект сохраняет преемственность с действующими федеральными законами, например, в части форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления, структуры органов МСУ, норм муниципальных правовых актов.
«Проект закона уточняет понятие местного самоуправления, определяя его как признаваемую и гарантированную Конституцией форму самоорганизации граждан в целях самостоятельного решения вопросов обеспечения жизнедеятельности населения. Законопроект сохраняет важный принцип правового регулирования МСУ, согласно которому все нормативные акты в этой сфере должны учитывать социально-экономические, природно-климатические, а также исторические, культурные, национальные особенности», — подчеркнул Андрей Шевченко. Таким образом, по его словам, сохраняются важные правовые гарантии непосредственного осуществления населением местного самоуправления.
Он также отметил важность поэтапного внедрения в жизнь нововведений. «Принятие нового закона не повлечет необходимости срочных преобразований. Реформа может быть осуществлена на местах в спокойном и планомерном режиме», - заключил он.
Вячеслав Тимченко заявил, что реформирование в России муниципальной власти и введение одноуровневой системы местного самоуправления – своевременная и крайне важная инициатива, продиктованная самой жизнью и принимающаяся исключительно в интересах граждан.
Эксперт особо отметил, что предлагаемая законопроектом оптимизация структуры МСУ не должна привести к уменьшению финансового обеспечения и наполнения муниципальных бюджетов. По мнению сенатора, это должно стать задачей не только региональной, но и федеральной власти, в том числе Министерства финансов РФ.
В ходе выступления он также развеял опасения экспертов о том, что сокращение на поселенческом уровне депутатского корпуса приведёт к потере связи с населением.
«Если же мы сделаем акцент на присутствии в каждом населенном пункте представителя территориального управления или администрации, которые смогут непосредственно решать вопросы в интересах жителей, эффективность и результативность деятельности органов МСУ только повысится», - прокомментировал зампредседателя Высшего Совета ВАРМСУ.
Алексей Диденко заявил, что местное самоуправление – это первичный уровень единой системы публичной власти, который самостоятелен, автономен, не зависит от государственной власти, но вместе с тем является ее первичным звеном. По его мнению, разрабатываемый законопроект является давно ожидаемым, учитывая принятые поправки к Конституции РФ.
Также в рамках «круглого стола» была представлена позиция муниципального и экспертного сообщества на территориальные основы местного самоуправления. Глава Узловского муниципального района Тульской области, член Государственного Совета Российской Федерации, председатель Совета муниципальных образований (СМО) Тульской области Марина Карташова считает, что одно из преимуществ нового закона – единый подход к управлению всеми ресурсами, которые находятся в муниципальном образовании, единая нормативная правовая база.
«В Тульской области процесс преобразования муниципальных образований завершился в 2014 году. Этому процессу предшествовала очень серьезная работа и, в первую очередь, работа с населением. Потому что жители не должны страдать никаким образом, они должны своевременно получать любую помощь в решении любой своей проблемы. Это нужно учитывать и при разработке нового законопроекта. И, конечно, в приоритете сохранение исторически сложившихся особенностей расположения представителей органов местного самоуправления в поселениях, то есть образование теруправлений», - выступила она.
Марина Карташова также призвала всех очень внимательно отнестись именно к формулировкам законопроекта и отработать каждую статью. В частности, по ее мнению, следует более четко прописать понятие «вопросы местного значения».
Исполнительный директор Совета муниципальных образований Пермского края, член комиссии Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления по развитию законодательства в сфере МСУ Александр Русанов поделился опытом укрупнения муниципальных образований в Пермском крае.
«Опыт Пермского края показал, что при укрупнении муниципальных образований растет управляемость территорий, при этом отдаленность власти от населения не происходит. Наоборот, появляется мобильная и гибкая структура управления, которая позволяет принимать грамотные и эффективные решения», - сообщил он.
Управляющий делами Совета муниципальных образований Тюменской области Егор Быстров высказался по вопросу организации одноуровневой системы органов местного самоуправления в разрезе интересов сельских поселений. Одним из плюсов он отметил, что теперь будет невозможно перекладывать полномочия с поселенческого уровня на районный и обратно, а значит, сельские поселения не будут оставаться один на один в спорах с контрольно-надзорными органами.
В обсуждении также приняли участие эксперты. Кандидат юридических наук в области местного самоуправления Николай Цветков обратил внимание на то, что в центре внимания любой реформы должен находиться человек. Он также предложил ВАРМСУ стать методическим консультативным единым национальным центром, в котором будут разрабатываться все необходимые «дорожные карты» и подготовка типовых проектов законодательных актов.
Ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, кандидат юридических наук Роман Петухов рассказал про исследования общественного мнения, связанного с вопросами развития местного самоуправления. При укрупнении муниципальных образований всегда происходит улучшение качества предоставляемых муниципальных услуг.
Подводя итоги «круглого стола», эксперты согласились, что Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления должна стать объединяющей, дискуссионной, экспертной площадкой для обсуждения нового законопроекта. Тем более, что ВАРМСУ в этой роли уже четко вписана в законопроект.
«В ходе дискуссии мы убедились, что к документу есть вопросы. Некоторые моменты необходимо доработать», - резюмировал встречу Олег Мельниченко. Он добавил, что участвующий в работе круглого стола председатель Правления ВАРМСУ Иван Цецерский должен обобщить предложения и замечания, сформулированные в ходе обсуждения проекта федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, и направить их в профильную комиссию ВАРМСУ по развитию законодательства в сфере местного самоуправления под руководством сенатора РФ Вячеслава Наговицына.
Запись круглого стола смотрите на официальном YouTube-канале ВАРМСУ: https://www.youtube.com/watch?v=pTKakp_Yim0